СУД ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 25 ноября 2009 г. по делу № 3-152
Суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе: председательствующего судьи И.М.Оспичева, при секретаре Г.,
с участием: представителя прокуратуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Ч., представителей Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры И., К., Н.,
рассмотрев заявление прокурора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры об оспаривании в части Постановления
Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 июля 2009 г. № 188-п "О наделении Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными полномочиями в области государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги)",
установил:
прокурор Ханты-Мансийского автономного округа - Югры обратился в суд с заявлением об оспаривании в части Постановления
Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 июля 2009 г. № 188-п "О наделении Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными полномочиями в области государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги)", официально опубликованного в Собрании законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры № 7 от 16 - 31 июля 2009 г.
Согласно пункту 1
Постановления Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры наделяет Региональную службу по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными полномочиями в области государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с прилагаемым к Постановлению перечнем
.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" определение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности осуществляются в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом (руководителем исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 6
Устава (Основного закона) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры система органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры устанавливается автономным округом самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации, общими принципами организации органов государственной власти субъектов Российской Федерации, установленными федеральным законом.
Согласно пункту 14.1 части 1 статьи 34
Устава (Основного закона) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Губернатор автономного округа определяет исполнительные органы государственной власти автономного округа, уполномоченные на осуществление регионального государственного контроля (надзора), устанавливает их организационную структуру, полномочия, функции и порядок их деятельности.
Определение полномочий Региональной службы по тарифам автономного округа, в том числе и не связанных с осуществлением государственного регионального контроля (надзора), является исключительной компетенцией Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Таким образом, пункт 1
Постановления и приложение
к нему приняты Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с превышением своих полномочий, в связи с чем, в данной части Постановление противоречит федеральному законодательству со дня его принятия.
В судебном заседании представитель прокуратуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Ч. заявление поддержала.
Представители заинтересованного лица - Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры И., К., Н. не согласились с заявлением, суду пояснили, что Постановление
Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 июля 2009 г. № 188-п "О наделении Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными полномочиями в области государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги)" не противоречит действующему законодательству, принято уполномоченным органов в рамках (пределах) его компетенции с соблюдением процедуры.
Заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с Уставом
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры является высшим исполнительным органом государственной власти автономного округа (ст. 38)
.
Согласно регламенту
Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (утв. Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27.12.2000 г.) заседание Правительства считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей членов Правительства. Правительство принимает решения путем выражения общего согласия по рассматриваемому вопросу, в том числе путем опроса.
Согласно листу согласования проекта Постановления
Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 июля 2009 г. № 188-п из восемнадцати членов Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры двенадцать из них выразили свое согласие по вопросу его принятия.
Председатель Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Ф. выразил свое согласие путем подписания и опубликования настоящего Постановления
.
Возможность и необходимость государственного регулирования цен прямо вытекает из предписаний Конституции Российской Федерации, согласно которым не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (статья 34, часть 2), а установление правовых основ единого рынка и основы ценовой политики находятся в ведении Российской Федерации (статья 71, пункт "ж").
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Как видно из текста Постановления
Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 июля 2009 г. № 188-п, Региональная служба по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры наделена Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными полномочиями в области государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги)" в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, нефтегазовом комплексе, на железнодорожном и ином транспорте, на услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов, услуги общедоступной электрической и почтовой связи, а также на иные виды товаров (работ, услуг), подлежащих государственному регулированию органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Настоящими полномочиями Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры наделено в силу следующих нормативных актов:
Федеральный закон № 41-ФЗ от 14.04.1995 "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации";
Федеральный закон № 210-ФЗ от 30.12.2004 "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса"
Положения "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации" утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 № 1301;
Постановление Правительства Российской Федерации от 31.07.1998 № 880 "О Порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства Внутренних дел Российской Федерации";
Постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)";
Федеральный закон № 8-ФЗ от 12.01.1996 "О погребении и похоронном деле";
Федеральный закон № 69-ФЗ от 31.03.1999 "О газоснабжении Российской Федерации";
Постановление Правительства Российской Федерации от 18.12.2003 № 759 "Об утверждении правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации";
Постановление Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 427 "О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета"
Закон
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры № 97-ОЗ от 30.09.2008 "О государственном регулировании и контроле за ценами (тарифами) на товары (услуги) в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре";
Постановление Госстроя Российской Федерации от 08.04.2002 № 16 "О мерах по завершению перехода на новую сметно-нормативную базу ценообразования в строительстве";
Приказ Минрегиона Российской Федерации "Об утверждении Порядка разработки и утверждения нормативов в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности" от 11.04.2008 № 44;
Градостроительный кодекс Российской Федерации;
Постановление Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1 "Об утверждении и введении в действие методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации";
Постановление Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы;
Постановление Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 № 675 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002 - 2010 годы";
Письмо Госстроя Российской Федерации от 09.03.2004 № НЗ-1593/10;
Федеральный закон № 94-ФЗ от 21.07.2005 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд";
Постановление Госстроя Российской Федерации от 26.04.1999 № 30 "Об утверждении "Методических указаний по разработке единичных расценок на строительные, монтажные, специальные строительные и ремонтно-строительные работы";
Постановление Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 427 "О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета";
Письмо Госстроя Российской Федерации от 09.03.2004 № НЗ-1593/10.
Постановлением
Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15 июля 2009 г. № 106 "Об утверждении Положения о Региональной службе по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" настоящая служба определена в качестве уполномоченного органа в области общественных отношений по осуществлению государственного контроля (надзора) и защиты прав юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) при осуществлении ими предпринимательской деятельности и при осуществлении государственного контроля (надзора).
Наделение Региональной службы Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принадлежащими в силу законодательства Российской Федерации полномочиями в области иных общественных отношений законом не запрещено. Порядок наделения указанными полномочиями региональной службы не нарушен.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявления не имеется.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
прокурору Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отказать в удовлетворении заявления об оспаривании в части Постановления
Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 июля 2009 г. № 188-п "О наделении Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными полномочиями в области государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги)".
На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней через суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Председательствующий
И.М.ОСПИЧЕВ