Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 28 апреля 2009 г. по делу № А33-2470/2009

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 21 апреля 2009 года.
В полном объеме решение изготовлено 28 апреля 2009 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Р.В. Лескова, рассмотрев в судебном заседании, дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПРОКАТСЕРВИС",
г. Красноярск,
к Управлению Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю, г. Красноярск,
о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации
при участии в предварительном судебном заседании:
от заявителя: Мешкова А.С., директора (выписка из протокола № 1), Лафетовой С.Р., представителя по доверенности от 13.01.2009,
от заинтересованного лица: Зоркиной И.В., представителя по доверенности от 11.01.2009,
при ведении протокола судебного заседания судьей Лесковым Р.В.

установил:

общество с ограниченной ответственностью "ПРОКАТСЕРВИС" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю о признании недействительным решения от 31.12.2008 № 01/098/2008-768 об отказе в государственной регистрации права собственности на нежилое здание гаража (Лит. В4), общей площадью 358,9, расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. Калинина, 98, стр. 2 и об обязании зарегистрировать право собственности на указанный объект.
Заявление принято к производству суда. Определением от 27.02.2009 возбуждено производство по делу. Предварительное судебное заседание назначено судом на 31.03.2009 г.
В предварительном судебном заседании представитель заинтересованного лица представил в материалы дела письменный отзыв на заявление, согласно которому:
- решение от 31.12.2008 об отказе в государственной регистрации права собственности ООО "Прокатсервис" на нежилое здание гаража по адресу: г. Красноярск, ул. Калинина, 98, строение № 2 полностью соответствует закону;
- справка-расшифровка к плану приватизации составлена не собственником приватизированного имущества, она не может считаться допустимым доказательством, подтверждающим идентичность имущества, указанного в приложении № 1 к плану приватизации арендного предприятия фирмы "Красноярскпрокатсервис";
- заявленное на государственную регистрацию нежилое здание гаража, 1964 года ввода в эксплуатацию по адресу: г. Красноярск, ул. Калинина, 98, строение № 2 (предыдущий адрес: г. Красноярск, у подножья Дрокинской горы) включено в состав приватизируемого имущества, не удалось;
- на момент окончания срока приостановления государственной регистрации причины, препятствующие проведению государственной регистрации, не были устранены;
- представленный на государственную регистрацию правоустанавливающий документ - план приватизации арендного предприятия фирмы "Красноярскпрокатсервис", утвержденный 17.11.1992 председателем краевого комитета по управлению государственным имуществом В.Н. Бычеком, свидетельствует об отсутствии у ООО "Прокатсервис" права собственности на нежилое здание гаража (Лит. В4), общей площадью 358,9, расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. Калинина, 98, строение № 2.
Определением от 31.03.2009 г., арбитражный суд признал подготовку дела к судебному разбирательству оконченной и назначил дело к судебному заседанию на 17.04.2009 г.
В судебном заседании от заявителя по делу суду представлены возражения на отзыв Управления Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю, которые приобщены к материалам дела.
В судебном заседании 17.04.2009 г., для представления суду дополнительных доказательств, на основании ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объявлен перерыв в судебном заседании с 11 час. 25 мин. до 11 час. 00 мин. 21.04.2009 г.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
13.08.2008 г. заявитель обратился в Управление Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю с заявлением о государственной регистрации права на объект недвижимого имущества - здание, по адресу: Красноярский край, г. Красноярск ул. Калинина, 98, строение 2 кадастровый номер 24:50:010012:0000:04:401:002:000122810:0006. Как следует из расписки о принятии документов на государственную регистрацию было представлено:
- заявление № 01/098/2008-768 от 13.08.2008 г.;
- платежное поручение от 13.08.2008 г. № 177
- доверенность на представителя
- план приватизации от 17.11.1992 г.
- выписка из реестра объектов капитального строительства от 19.11.2007 г. № 04:401/2007-9476
- акт оценки имущества предприятия по состоянию на 1 января 1991 г. (приложение № 1)
- акт оценки стоимости незавершенного капитального строительства (дубликат) (приложение № 2)
- выписка из адресного реестра г. Красноярска от 01.11.2007 г. № 8390
- выписка из протокола № 1 от 09.04.2008 г.
- изменения в устав и учредительные документы
- свидетельство от 07.07.2008 г. № 002611995
- свидетельство от 08.06.2006 г. № 0047200307
- свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ № 000366638 от 12.11.2003 г., № 0005194480 от 30.07.2002 г., № 00519481 от 30.07.2002 г., № 003531076, № 004379130, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе № 005519898.
- устав от 28.12.1998 г.
- учредительный документы от 18.12.1998 г.
28.08.2008 г. заявитель обратился в Управление Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю с заявлением о предоставлении дополнительных документов, которые согласно расписке от 28.08.2008 г. были приняты. В числе представленных документов были следующие:

- заявление № 01/158/2008-016 от 28.08.2008 г.
- доверенность, удостоверенная 22.08.2007 г.
- договор о выкупе государственного имущества арендного предприятия фирма "Красноярскпрокатсервис" от 17.12.1992 г. № 00226
- договор об аренде государственного имущества и условиях хозяйственной деятельности от 26.02.1991 г.
- постановление краевого комитета по управлению государственным имуществом администрации Красноярского края от 19.11.1992 № 04-757
- свидетельство о собственности на имущества от 19.11.1992 г. № 90
- Справка-расшифровка от 26.08.2008 г.
- Устав ТОО фирмы "Прокатсервис"
05.09.2008 г. государственная регистрация была приостановлена, о чем Управлением Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю принято соответствующее уведомление. Основанием приостановления указан факт направления регистрационным органом запроса в агентство по управлению краевым имуществом администрации г. Красноярска.
08.10.2008 г. заявитель обратился в Управление Федеральной регистрационной службы с заявлением № 01/130/2008-939 от 08.10.2008 г. о приостановлении государственной регистрации, в целях предоставления дополнительных документов, которое были принято, согласно представленной в дело расписки от 08.10.2008 г.
08.10.2008 г. государственная регистрация приостановлена, в связи с подачей заявления, о чем Управлением Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю принято соответствующее уведомление
31.12.2008 г. Управлением Федеральной регистрационной службы заявителю по делу выдано сообщение об отказе в государственной регистрации
В качестве основания отказа в государственной регистрации Управление Федеральной регистрационной службы указало:
- в представленном на государственную регистрацию акте оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.01.1991 фирмы "Красноярскпрокатсервис", являющемся приложением № 1 к плану приватизации, отсутствует объект, заявленный на государственную регистрацию.
- установить, что заявленное на государственную регистрацию нежилое здание гаража (лит. В4) общей площадью 358,9 кв.м., расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. Калинина, 98, строение 2, включено в оплату уставного капитала ООО "Прокатсервис" при приватизации арендного предприятия фирмы "Красноярскпрокатсервис", не удалось.
- представленный в качестве правоустанавливающего документа план приватизации арендного предприятия фирмы "Красноярскпрокатсервис", утвержденный председателем краевого комитета по управлению государственным имуществом В.Н. Бычек 17.11.1992 свидетельствует об отсутствии у ООО "Прокатсервис" права собственности на нежилое здание гаража (лит. В4) общей площадью 358,9 кв.м., расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. Калинина, 98, строение 2, что в соответствии с абзацем 8 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации является основанием для отказа в государственной регистрации права собственности.
Заявитель считает, что отказ Управления Федеральной регистрационной службы является незаконным, т.к. противоречит положениям п. 8 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и просит суд признать его незаконным и в качестве устранения последствий принятия незаконного ненормативного акта обязать регистрационный орган зарегистрировать право собственности на объект - нежилое здание гаража, литера В4, общей площадью 358,9 кв.м., по адресу: г. Красноярск, ул. Калинина, 98 стр. 2.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Согласно части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов государственных органов, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых актов и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, принявших оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в предмет доказывания по делу входят факты соответствия (несоответствия) оспариваемого акта или его отдельных положений закону или иному нормативному правовому акту, наличие (отсутствие) полномочий у органа, принявшего оспариваемый акт, а также нарушение (ненарушение) оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. В соответствии с п. 5 указанной нормы отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом или судебным приставом-исполнителем в суд, арбитражный суд.
В соответствии со ст. 3 Закона, правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними другие нормативные правовые акты Российской Федерации. Как следует из ст. 4 Закона, государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как определил законодатель в ст. 6 Закона права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Как следует из устава заявителя - ООО "Прокатсервис" является правопреемником товарищества с ограниченной ответственностью фирма "Прокатсервис", которое в свою очередь (на основании устава от 1992 г.) являлось правопреемником арендного предприятия фирмы "Красноярскпрокатсервис".
Фирмой "Красноярскпрокатсервис" и Красноярская коммерческо-посреднической компания был подписан договор об аренде государственного предприятия и условиях хозяйственной деятельности.
19.11.1992 г. КУГИ администрации Красноярского края было принято Постановление № 04-757 "О приватизации арендного предприятия - фирмы "Красноярскпрокатсервис", согласно которому, предоставлено право выкупа государственного имущества, переданного по договору аренды с правом выкупа от 26.02.1992 г. арендному предприятию - фирме "Красноярскпрокатсервис" его правопреемнику - товариществу с ограниченной ответственностью - фирма "Прокатсервис".
17.11.1992 г. утвержден план приватизации арендного предприятия фирма "Красноярскпрокатсервис".
17.12.1992 г. между фондом имущества Красноярского края и ТОО "Фирма "Прокатсервис" подписан договор № 00226 о выкупе государственного имущества арендного предприятия фирма "Красноярскпрокатсервис".
Согласно представленного как в дело, так и на государственную регистрацию права, Акта оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.01.1991 г. приложения № 1 к плану приватизации арендного предприятия фирма "Красноярскпрокатсервис", утвержденного председателем КУГИ В.Н. Бычеком 17.11.1992 г. определен перечень имущества подлежащего приватизации включая объект - костехранилище, 1964 года ввода в эксплуатацию.
В период создания ТОО "Прокатсервис" действовал Закон Российской Федерации от 03.07.1991 № 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" (далее - Закон о приватизации). Статьей 15 Закона о приватизации предусматривались конкретно определенные способы приватизации государственных и муниципальных предприятий, одним из которых являлась приватизация имущества государственного или муниципального предприятия, сданного в аренду по договору аренды с правом выкупа, заключенному до вступления в силу этого Закона.
В соответствии с Типовым планом приватизации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.08.1992 № 547; Временным положением о преобразовании государственных и муниципальных предприятий в открытые акционерные общества и Временными методическими указаниями по оценке стоимости объектов приватизации, утвержденными Указом Президента Российской Федерации "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий" от 29.01.1992 № 66, состав и величина уставного капитала приватизируемого предприятия определялись в соответствующих актах оценки имущества, которые являлись приложениями к плану приватизации.
Согласно разделу 2 Временных методических указаний по оценке стоимости объектов приватизации, являющихся приложением № 2 к Указу Президента Российской Федерации от 29.01.1992 № 66, в состав оцениваемого имущества включаются основные средства и вложения, запасы и затраты, денежные средства и прочие финансовые активы. Формы актов оценки имущества предприятия утверждены Указом Президента Российской Федерации от 29.01.1992 № 66.
Как следует из п. 5.1 Временных методических указаний по оценке стоимости объектов приватизации - приложение № 2 к Указу Президента Российской Федерации от 29.01.92 № 66 - акт оценки стоимости имущества приватизируемого предприятия утверждается соответствующим комитетом по управлению имуществом. Представленный в дело акт оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.01.1991 г. имеет ссылку на то, что он является приложением № 1 к плану приватизации, а также составлен по форме определенном в приложении № 2 к Указу Президента Российской Федерации от 29 января 1992 г. № 66. Данная форма акта в качестве индивидуализации имущества в акте определяет следующие требования: наличие инвентарного номера; наименование объекта и его местонахождение; год ввода в эксплуатацию, первоначальную (балансовую) стоимость; фактический износ; остаточную стоимость.
В представленном суду акте под порядковым номером 6, инвентарный 10003/6 определен объект под наименованием "Костехранилище", годом ввода в эксплуатацию - 1964;
Как пояснил представитель заявителя после приватизации данного объекта, он стал использоваться как гараж, что нашло отражение последующей технической инвентаризации данного объекта и оформлении выписки № 04:401/2007-94796 из реестра объектов капитального строительства. Согласно данной выписке одноэтажное нежилое здание общей площадью 358,9 кв.м., 1964 года ввода в эксплуатацию имеет назначение "гараж". То же уточнение в части использования "костехранилища", как "гаража" указано в справке-расшифровке от 26.08.2008 г. представленного на государственную регистрацию заявителем. Согласно выписке из адресного реестра г. Красноярска № 8390 от 01.11.2007 г. - объект нежилое одноэтажное шлакоблочное, из железобетонных панелей здание гаража, расположенное на территории владения по ул. Калинина, № 98, обозначенное в техническом паспорте литерой В4, находится по адресу: г. Красноярск по ул. Калинина № 98, стр 2 (предыдущий адрес - г. Красноярск, у подножья Дрокинской горы).
По мнению суда, представление на государственную регистрацию вышеуказанных документов позволяет сделать вывод о том, что заявленный на государственную регистрацию объект "гараж" является тем же объектом, поименованным в плане приватизации как объект "костехранилище".
Из положений п. 1 ст. 2 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" следует, что юридический акт признания и подтверждения государством возникновения права собственности представляет собой процесс, действие или определенную совокупность (последовательность) действий, результат которых - подтверждение государством легитимности, законности прав заявителя на объект недвижимости.
По мнению суда Управление Федеральной регистрационной службы при проведении правовой экспертизы ограничилось только констатацией факта отсутствия в правоустанавливающих документах заявителя объекта недвижимости под наименованием "гараж".
Спорное нежилое здание, как следует из плана приватизации, является одним из двух объектов с датой ввода в эксплуатацию в 1964 г. (второе здание, здание проходной инвентарный № 1003/7). Здание проходной прошло государственную регистрацию 29.05.2008 г., что подтверждает представленное в дело свидетельство о государственной регистрации права 24ЕЗ 923735. Большинство иных объектов недвижимого имущества указанных в плане приватизации также прошли государственную регистрацию, что следует из представленных в дело свидетельств о государственной регистрации права.
Согласно п. 3 ст. 9 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" к компетенции органов по государственной регистрации относятся в т.ч. и проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав;
В силу ст. 13 указанного нормативного акта государственная регистрация включает в себя такой обязательный этап как правовая экспертиза документов и проверка законности сделки, на стадии которой регистрирующий орган должен осуществить оценку представленных на регистрацию документов, и сделать вывод о наличии оснований для государственной регистрации (или отсутствии таковой) в т.ч. с учетом наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав. Данный этап, по мнению суда, должен осуществляться регистрационным органом на основании единообразных подходов, выработанных в процессе регистрационных действий, в т.ч. по конкретному субъекту, с учетом действующего законодательства.
Суд считает, что ссылка Управления Федеральной регистрационной службы в оспариваемом отказе на то, что агентство по управлению краевым имуществом администрации Красноярского края не может ни подтвердить, ни опровергнуть факт включения объекта заявленного на регистрацию в план приватизацию, не может считаться основанием для вывода об отказе в государственной регистрации права.
Согласно п. п. 4.26, 4.29.3. действующего на момент получения ответа на запрос Положения об агентстве по управлению краевым имуществом администрации Красноярского края (утвержденного Советом администрации Красноярского края от 20.10.2005 г. № 269-П), в компетенцию агентства входит учет в установленном порядке краевого имущества, ведение Реестра государственной собственности Красноярского края, а также осуществление контроля за надлежащим использованием краевого имущества, не закрепленного за краевыми унитарными предприятиями. Указанные функции предполагают активную позицию данного государственного органа по вопросам защиты краевой собственности, ее учета и осуществлению контроля за использованием объектов данного уровня собственности. Следовательно, ссылка данного органа о том, что он не может подтвердить или опровергнуть соответствие заявленного к государственной регистрации объекта данным плана приватизации не должна расцениваться как факт того, что данный объект не вошел в состав приватизируемого имущества.
Как пояснил заявитель суду в судебном заседание фактически произошло лишь изменение наименование объекта в связи с его изменением режима его использования, причем это изменение произошло без изменения его технических характеристик, что зафиксировано в выписке № 04:401/2007-94796 из реестра объектов капитального строительства. О факте переименования регистрационный орган был поставлен в известность заявителем посредством представления вышеуказанной выписки и справки-расшифровки на объект: гараж. Справка оформлена самим заявителем и отражает последнее наименование объекта и назначение объекта на момент регистрации права.
Согласно п. 29 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. № 219, в графе "Наименование" указывается индивидуальное наименование объекта (если оно имеется), например, храм Христа Спасителя, Театр оперы и балета и т.п. При отсутствии индивидуального наименования указывается обобщенное наименование соответствующего вида объектов, например: земельный участок, жилой дом, квартира, гараж, нежилое помещение в многоквартирном доме, объект незавершенного строительства, линейно-кабельное сооружение связи и т.п. Таким образом, индивидуальное наименование объекта недвижимого имущества не является единственным определяющим признаком индивидуализации объекта, в связи с чем, допускается возможность его государственной регистрации под обобщенным наименованием. В связи с этим ссылка Управления Федеральной регистрационный службы, что в представленных на государственную регистрацию документах отсутствует заявленный к регистрации объект (гараж), а также ссылка на невозможность установить, что заявленное на государственную регистрацию нежилое здание гаража (лит. В4) общей площадью 358,9 кв.м., расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. Калинина, 98, строение 2, включено в оплату уставного капитала ООО "Прокатсервис" при приватизации арендного предприятия фирмы "Красноярскпрокатсервис" по мнению суда необоснованна.
С учетом вышеизложенного суд считает, что отказ от 31.12.2008 г. Управления Федеральной регистрационной службы противоречит и положениям Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 217 Гражданского кодекса Российской Федерации, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
В соответствии со ст. 27 Закона Российской Федерации № 1531-1 от 03.07.1991 г. "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" (действовавшим на момент приобретения заявителем имущества в собственность в порядке приватизации) право собственности на предприятие переходит от продавца к покупателю с момента регистрации договора купли-продажи в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 16 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.12.1993 № 32 "О некоторых вопросах, связанных с применением законодательства о приватизации государственных и муниципальных предприятий" до принятия законодательства, устанавливающего порядок регистрации таких договоров купли-продажи, арбитражным судам следует исходить из того, что право собственности у покупателя возникает с момента внесения платежа в соответствии с условиями заключенного договора купли-продажи. Следовательно, положения п. 3.2.2. плана приватизации, свидетельство о собственности на имущество от 19.11.1992 г., передаточная надпись на указанном свидетельстве от 25.12.1992 г., и регистрация договора № 00226 от 17.12.1992 г. в Фонде имущества Красноярского края являются надлежащими доказательствами, подтверждающими внесение заявителем платежа за выкупаемое арендованное имущество и возникновение у него права собственности на выкупленное имущество, в том числе и на объект ранее поименованный как "костехранилище".
С учетом вышеизложенного, суд считает, что ссылка Управления Федеральной регистрационной службы на абзац 8 п. 1 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" является необоснованной, т.к. заявителем на государственную регистрацию были представлены правоустанавливающие документы об объекте недвижимого имущества, заявленного к регистрации, подтверждающие факт возникновение прав заявителя на данный объект.
Отказ в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества нарушает права заявителя в предпринимательской сфере, т.к. не дает ему возможности в соответствии со ст. ст. 131, 209, 213 осуществлять в полной мере права и обязанности собственника имущества.
Возражение заинтересованного лица в части требования заявителя об устранении допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя в виде возложения на регистрационный орган обязанности произвести государственную регистрацию объекта, не могут быть приняты судом.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" определен порядок государственной регистрации, которая включает в себя следующие этапы:
- прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов;
- правовая экспертиза документов и проверка законности сделки;
- установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;
- внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;
- совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
Таким образом, указанная норма предполагает, что в процессе государственной регистрации регистратор должен провести правовую экспертизу всех документов и проверить законность сделки и следовательно определить все имеющиеся основания для отказа в государственной регистрации и указать их в сообщении об отказе.
Формулировка п. 1 ст. 20 указанного нормативного акта также определяет, что государственный регистратор должен выявить все случаи для отказа.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд возлагает на Управление Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю обязанность по возмещению заявителю расходов связанных с оплатой государственной пошлины.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 201, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

Заявление общества с ограниченной ответственностью "Прокатсервис" город Красноярск удовлетворить.
Признать отказ Управления Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю № 01/-098/2008-768 от 31.12.2008 г. в государственной регистрации права собственности на нежилое здание гаража литера В4, общей площадью 358,9 кв.м., расположенного по адресу: г. Красноярск ул. Калинина, 98, стр. 2 недействительным, как противоречащий Федеральному закону "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Гражданскому кодексу Российской Федерации.
Обязать Управление Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю произвести государственную регистрацию права собственности общества с ограниченной ответственностью "Прокатсервис" город Красноярск на нежилое здание гаража литера В4, общей площадью 358,9 кв.м., расположенного по адресу: г. Красноярск ул. Калинина, 98, стр. 2, с учетом произведенной ООО "Прокатсервис" оплаты государственной пошлины по платежному поручению № 177 от 08.08.2008 г.
Взыскать с Управления Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю в пользу общества с ограниченной ответственностью "Прокатсервис" город Красноярск 2000 руб. государственной пошлины.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его изготовления в полном объеме путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, либо путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев после принятия постановления апелляционной инстанции по существу рассмотрения апелляционной жалобы, либо в течение двух месяцев после истечения срока на обжалование настоящего решения в апелляционной инстанции.
Апелляционная и кассационная жалобы на настоящее решение подаются через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья
Р.В.ЛЕСКОВ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.09.2009 по делу № А33-2470/09 данное решение оставлено без изменения.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 01.07.2009 № А33-2470/2009-03АП-2207/2009 данное решение оставлено без изменения.

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 28.04.2009 № А33-2470/2009
<Отказ в государственной регистрации является необоснованным, поскольку заявителем на государственную регистрацию права собственности были представлены все правоустанавливающие документы, подтверждающие факт возникновения права собственности на объект недвижимости и позволяющие сделать вывод о том, что заявленный на государственную регистрацию объект является тем же объектом, что и поименованный в плане приватизации>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru