Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Воронежская область


ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 марта 2010 г. по делу № 33-1497

(извлечение)

Ж. обратился в суд с иском к ОАО "Ц" о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, указывая, что с 1987 г. является нанимателем жилого помещения № 190, расположенного по адресу: <...>. Решением Малого Совета Воронежского областного Совета народных депутатов от 03.09.1993 г. № 201 приватизация Центра кадровой и социальной работы ТСО "В" осуществлена с включением в уставный фонд стоимости указанного здания. В 1997 году АООТ "Ц" было преобразовано в ОАО "Ц". Право собственности на здание в результате включения его стоимости в уставный капитал акционерного общества зарегистрировано за ОАО "Ц". Истец обращался в управление жилищного фонда и жилищной политики администрации городского округа г. Воронеж и руководителю ОАО "Ц" с просьбой о заключении с ним договора социального найма и передаче занимаемого жилого помещения в собственность в порядке бесплатной приватизации, однако получил отказ. Полагая, что сделка по приватизации общежития является ничтожной, поскольку не соответствует требованиям законодательства, Ж. просил суд признать право собственности в порядке приватизации на спорную комнату в общежитии.
Решением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 27.10.2009 г. требования Ж. были удовлетворены.
В кассационной жалобе ОАО "Ц" ставится вопрос об отмене указанного решения суда, как незаконного и необоснованного.
Судебная коллегия находит решение суда первой инстанции правильным и обоснованным по следующим основаниям.
В ходе рассмотрения дела судом было установлено и подтверждается имеющимися материалами дела, что истец с 1978 года по настоящее время является нанимателем жилого помещения № 190, расположенного в многоквартирном доме по адресу: <...>. Проживает по указанному адресу один. Истец обращался в Управление жилищного фонда и жилищной политики администрации городского округа г. Воронеж с заявлением на приватизацию занимаемого им жилого помещения, однако получил отказ по тем основаниям, что дом № 263 по <...> в реестре муниципального имущества не значится, данное общежитие является собственностью ОАО "Ц". Решением Малого Совета Воронежского областного Совета народных депутатов от 03.09.1993 г. № 201 приватизация "Ц" ТСО "В" осуществлена с включением в уставный фонд стоимости здания по <...>, 263. В 1997 году АООТ "Ц" было преобразовано в ОАО "Ц". Право собственности на здание общежития в результате включения его стоимости в уставный капитал зарегистрировано за ОАО "Ц", о чем имеется свидетельство о государственной регистрации права.
В соответствии со ст. 18 Закона РСФСР от 04.07.1991 г. № 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" (с 23 декабря 1992 года Закон Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации") жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежал приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.
Федеральным законом от 23.12.1992 г. № 4199-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" в ст. 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья.
Пунктом 1 Указа Президента РФ от 10.01.1993 г. № 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" устанавливался запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.
Норма, содержащая запрет на приватизацию в составе имущественного комплекса унитарного предприятия жилищного фонда и объектов его инфраструктуры, установлена и в статье 30 Федерального закона от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении "О некоторых вопросах применения судами Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 24.08.1993 г. № 8 (в ред. 21.12.1993 г. № 11 и № 10 от 25.10.1996 г.) разъяснил, что гражданину не может быть отказано в приватизации жилого помещения в домах предприятий и учреждений и в том случае, если изменение формы собственности предприятий и учреждений имели место до вступления в силу ст. 18 названного Закона, поскольку действовавшее до этого времени законодательство, регулирующее условия и порядок изменения формы собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, не касалось вопросов приватизации их жилищного фонда, а законодательством, регулирующим приватизацию жилищного фонда, не были установлены условия, которые лишали бы гражданина в указанных случаях права на получение в собственность занимаемого жилого помещения.
При этом суд верно указал, что приведенными выше нормами, подлежащими применению в системной взаимосвязи со статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде на приватизацию указанных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которому относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.
Кроме того, суд первой инстанции правомерно учитывал, что при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном их хозяйственном ведении, должен быть передан в хозяйственное ведение его правопреемника, которым является ответчик.
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу, что при приватизации имущественного комплекса "Ц" ТСО "В" общежитие, в котором проживает истец, было включено в перечень приватизируемых объектов недвижимости неправомерно.
При этом суд правильно заключил, что само по себе включение жилого дома в состав приватизируемого имущества государственного и муниципального предприятия в нарушение действующего законодательства не должно влиять на жилищные права граждан, вселившихся и проживавших в данных жилых помещениях до приватизации, в том числе и на право бесплатной передачи жилья в собственность граждан на основании статьи 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Принимая во внимание, что в силу совокупности положений ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и ст. 7 ФЗ РФ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", граждане, которые занимают изолированные жилые помещения в домах, используемых ранее в качестве общежитий, вправе приобрести их в собственность, а также учитывая, что истец ранее не принимал участия в приватизации на территории г. Воронежа, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований о признании за Ж. права собственности на спорное жилое помещение в порядке приватизации.
Решение по существу является верным, соответствует фактическим материалам дела, установленным обстоятельствам дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, могущих повлечь отмену судебного решения, судебная коллегия не усматривает. Доводы кассационной жалобы ОАО "Центр кадровой политики" не опровергают выводов суда, в основном сводятся к субъективному толкованию норм материального права и изложению обстоятельств дела. Эти доводы не состоятельны и не могут повлечь отмены правильного по существу судебного решения (ст. 362 ГПК РФ).




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Определение Воронежского областного суда от 23.03.2010 по делу № 33-1497
При приватизации предприятия, находящегося в федеральной (государственной) собственности, запрещено включать объекты жилищного фонда в состав приватизируемого имущества.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru