Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Томская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 15 февраля 2010 г. по делу № А67-1073/2010

(извлечение)

Резолютивная часть объявлена 12.02.2010 г.
Полный текст решения изготовлен 15.02.2010 г.
Управление Федеральной регистрационной службы по Томской области (далее - УФРС по ТО, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением о привлечении конкурсного управляющего Дмитриева Леонида Степановича (далее - Дмитриев Л.С., конкурсный управляющий) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Представитель УФРС по ТО в судебном заседании поддержал заявленное требование по основаниям, изложенным в заявлении, в частности указал, что в нарушение п. 1 ст. 143 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" конкурсный управляющий ООО "ТрансАвто" Дмитриев Л.С. в период с 18.06.2009 по 17.09.2009 не провел собрание кредиторов ООО "ТрансАвто" и не исполнил обязанность по представлению собранию кредиторов отчетов о своей деятельности, тем самым совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ; согласно реестру требований кредиторов, по состоянию на 17.09.2009 в реестр требований кредиторов включены требования трех кредиторов: ООО "Томскнефтепереработка" (определение Арбитражного суда Томской области 02.09.2009), ООО "Копыловский" (определение Арбитражного суда Томской области от 04.09.2009), ИФНС России по г. Томску (определение Арбитражного суда Томской области от 08.09.2009), которые могли участвовать в собрании кредиторов с правом голоса; нахождение в Арбитражном суде Томской области нерассмотренных требований кредиторов в отношении должника ООО "ТрансАвто" при наличии двух кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, не может свидетельствовать об отсутствии вины арбитражного управляющего в не проведении собрания кредиторов в срок, установленный Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"; арбитражный управляющий Дмитриев Л.С. имел со дня включения Арбитражным судом Томской области требований первого кредитора, 02.09.2009, в реестр требований кредиторов ООО "ТрансАвто" и до 17.09.2009, реальную возможность направить уведомления о проведении собрания кредиторов и провести его, однако не принял все зависящие от него меры по надлежащему исполнению возложенных на него обязанностей.
Конкурсный управляющий и его представитель в судебном заседании возражали в отношении требований УФРС по ТО по основаниям, изложенным в отзыве, указав, в частности, следующее: у конкурсного управляющего отсутствовала возможность для соблюдения требований п. 1 ст. 143 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", поскольку на дату созыва первого собрания кредиторов арбитражным судом не были рассмотрены требования крупнейшего кредитора - ООО "Купир" (93,79% от общего числа голосов); поскольку ООО "ТрансАвто" является ликвидируемым должником, применяется упрощенная процедура банкротства, т.е. наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление в отношении него не проводились; таким образом, первое собрание в рамках конкурсного производства, по сути, являлось первым собранием кредиторов, на котором должны быть рассмотрены важнейшие вопросы; проведение собрания кредиторов без участия ООО "Купир" привело бы к нарушению его прав и законных интересов; часть определений арбитражного суда в отношении ООО "Купир" поступила по почте 09.10.2009, последнее определение - 28.10.2009; в отношении ООО "Томскнефтепереработка", ООО "Копыловский" и ИФНС по г. Томску определения арбитражного суда о включении в реестр требований кредиторов поступили по почте 16.09.2009 и 18.09.2009 и лишь после этого требования были включены в реестр.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, арбитражный суд считает установленными следующие обстоятельства.
Дмитриев Л.С. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Объединенной администрацией Кировского и Советского округов г. Томска 12.09.1999 за регистрационным номером ПД-Д № 7702; внесен Инспекцией МНС России по г. Томску в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304701728000540.
20.05.2009 ликвидатор ООО "ТрансАвто" (ОГРН 1057000151405, ИНН/КПП 7017117867/701701001, адрес места нахождения: 634021, Томская область, г. Томск, пр. Фрунзе, 111) в порядке пункта 2 статьи 224 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" обратился в Арбитражный суд Томской области с заявлением о признании ООО "ТрансАвто" несостоятельным (банкротом) по упрощенной процедуре ликвидируемого должника.
Решением Арбитражного суда Томской области от 17.06.2009 по делу № А67-3634/09 ликвидируемый должник - ООО "ТрансАвто" признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство сроком на 6 месяцев; конкурсным управляющим утвержден Дмитриев Л.С. (л.д. 21 - 22).
01.12.2009 в УФРС по ТО поступила жалоба Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску, в которой указывалось на допущенные Дмитриевым Л.С. нарушения Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон № 127-ФЗ) в ходе конкурсного производства в отношении ООО "ТрансАвто" (л.д. 15 - 16).
По результатам рассмотрения жалобы ведущим специалистом-экспертом отдела по контролю и надзору за деятельностью саморегулируемых организаций УФРС по ТО Старовойтовой М.И. в отношении конкурсного управляющего ООО "ТрансАвто" Дмитриева Л.С. составлен протокол от 21.01.2010 № 00057010 (л.д. 7 - 10) об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ, в котором зафиксировано неисполнение Дмитриевым Л.С. обязанностей, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве), а именно - нарушение п. 1 ст. 143 Федерального закона № 127-ФЗ, выразившееся в непроведении собрания кредиторов ООО "ТрансАвто" и не исполнении обязанности по представлению собранию кредиторов отчета о своей деятельности в период с 18.06.2009 по 17.09.2009.
В порядке п. 3 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ материалы дела об административном правонарушении направлены УФРС по ТО в Арбитражный суд Томской области для решения вопроса о привлечении Дмитриева Л.С. к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ.
Изучив представленные материалы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает заявление УФРС по ТО не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Пунктом 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица состава административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ, и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.
Согласно части 3 статьи 14.13 КоАП РФ неисполнение арбитражным управляющим или руководителем временной администрации кредитной организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на арбитражного управляющего или руководителя временной администрации кредитной организации в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.
Объектом данного административного правонарушения является порядок действий при банкротстве юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; объективной стороной - неисполнение обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве); субъектом - арбитражный управляющий и руководитель временной администрации кредитной организации; с субъективной стороны правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ, состоит в неисполнении арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве).
В соответствии с ч. 1 ст. 143 Федерального закона № 127-ФЗ (в редакции, действующей с 31.12.2008) конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлено иное.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 21.04.2005 № 122-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ионова Н.В. на нарушение его конституционных прав частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указал, что положения части 3 статьи 14.13 КоАП РФ, предусматривающие ответственность за правонарушения в области предпринимательской деятельности, направлены на обеспечение установленного порядка банкротства, являющегося необходимым условием оздоровления экономики, а также защиты прав и законных интересов собственников организаций, должников и кредиторов. Назначение административного наказания за нарушение тех или иных правил возможно лишь при наличии закрепленных в статье 2.1 КоАП РФ общих оснований привлечения к административной ответственности, предусматривающих необходимость доказывания в действиях (бездействии) физического или юридического лица признаков противоправности и виновности. Противоправность поведения лица, привлекаемого к административной ответственности, оценивается с точки зрения нарушения установленных правил. При этом имеются в виду характер самого деяния, способ его совершения и, как следствие, действительный или возможный общественно опасный результат.
Исследовав и оценив в совокупности в соответствии со ст. 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд приходит к выводу о том, что в действиях конкурсного управляющего Дмитриева Л.С. отсутствуют нарушения требований Федерального закона № 127-ФЗ.
При этом арбитражный суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона № 127-ФЗ участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых включены в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов.
В соответствии с ч. 2.1 ст. 225 Федерального закона № 127-ФЗ реестр требований кредиторов ликвидируемого должника в деле о банкротстве составляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Голосование на собрании кредиторов и определение очередности удовлетворения требований кредиторов при введении процедуры, применяемой в деле о банкротстве к ликвидируемому должнику, осуществляются в соответствии с размером требований, включенных в реестр требований кредиторов, сформированный в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 6 статьи 16 Федерального закона № 127-ФЗ предусмотрено, что требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов и исключаются из него арбитражным управляющим или реестродержателем исключительно на основании вступивших в силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер, если иное не определено настоящим пунктом.
С позиции УФРС по ТО, требования ООО "Томскнефтепереработка", ООО "Копыловский" и ИФНС России по г. Томску были включены в реестр требований кредиторов ООО "ТрансАвто" соответственно 02.09.2009, 04.09.2009 и 08.09.2009, следовательно, Дмитриев Л.С. со 02.09.2009 и до 17.09.2009 имел реальную возможность направить уведомления о проведении собрания кредиторов и провести его.
Однако указанный довод заявителя противоречит материалам дела. Так, из представленных конкурсным управляющим документов следует, и не опровергнуто представителем УФРС по ТО, что определения Арбитражного суда Томской области о включении в реестр требований кредиторов: от 02.09.2009 в отношении ООО "Томскнефтепереработка", от 04.09.2009 в отношении ООО "Копыловский", от 08.09.2009 в отношении ИФНС по г. Томску были направлены арбитражным судом в адрес конкурсного управляющего 15.09.2009 и 17.09.2009, поступили в почтовое отделение 16.09.2009 и 18.09.2009 и фактически получены конкурсным управляющим 17.09.2009 и 22.09.2009.
С учетом положений ч. 6 ст. 16 Федерального закона № 127-ФЗ лишь после фактического получения определений арбитражного суда в письменной форме конкурсный управляющий имел основания для включения требований ООО "Томскнефтепереработка", ООО "Копыловский" и ИФНС России по г. Томску в реестр требований кредиторов ООО "ТрансАвто".
Следовательно, 17.09.2009 (дата, которую административный орган определяет как последний срок, когда должно было состояться собрание кредиторов ООО "ТрансАвто") в реестр были включены требования только одного кредитора - ООО "Копыловский", требования же ООО "Томскнефтепереработка" и ИФНС России по г. Томску были включены в реестр лишь 22.09.2009.
Кроме того, арбитражный суд считает обоснованными доводы конкурсного управляющего о невозможности проведения собрания кредиторов в указанный УФРС по ТО период (с 18.06.2009 по 17.09.2009) в связи с нахождением на рассмотрении арбитражного суда требований ООО "Купир", заявленных в пределах установленного ч. 2 ст. 225 Федерального закона № 127-ФЗ срока, и рассмотренных арбитражным судом 01.10.2009 и 05.10.2009 (определения о включении требований ООО "Купир" в реестр получены конкурсным управляющим 09.10.2009 и 28.10.2009).
По мнению арбитражного суда, в целях соблюдения баланса интересов конкурсных кредиторов, уполномоченного органа и должника, с учетом предусмотренной ст. 20.3 Федерального закона № 127-ФЗ обязанности арбитражного управляющего действовать при проведении процедур банкротства добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества, действия конкурсного управляющего Дмитриева Л.С. по непроведению собрания кредиторов до рассмотрения арбитражным судом требований ООО "Купир" на сумму 82 881 267 руб. 68 коп. (93,79% от общего числа голосов) являлись обоснованными и не свидетельствуют о нарушении правил, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Доказательств, свидетельствующих о том, что в данном конкретном случае были реально нарушены чьи-либо интересы, административным органом в материалы дела не представлено. Напротив, в случае проведения собрания кредиторов до рассмотрения арбитражным судом требования ООО "Купир", предъявленного в установленный законом срок, было бы нарушено право последнего на участие в собрании кредиторов с правом голоса и на принятие решений, затрагивающих его интересы.
На основании изложенного, арбитражный суд приходит к выводу о том, что в период с 18.06.2009 по 17.09.2009 реестр требований кредиторов ООО "ТрансАвто" не был сформирован, следовательно, отсутствовали кредиторы, которые в силу положений ст. 12 Федерального закона № 127-ФЗ имели право на участие в собрании кредиторов, а у конкурсного управляющего не было объективной возможности для проведения собрания кредиторов в указанный УФРС по ТО срок.
В связи с изложенным у арбитражного суда отсутствуют основания считать доказанным факт наличия в действиях конкурсного управляющего Дмитриева Л.С. состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ, в связи с отсутствием в ее действиях противоправности и вины.
Недоказанность УФРС по ТО (в нарушение положений ч. 5 ст. 205 АПК РФ) состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ, в действиях Дмитриева Л.С. в соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении. Согласно ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ при наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении требования Управления Федеральной регистрационной службы по Томской области о привлечении Дмитриева Леонида Степановича к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.
Производство по административному делу в отношении Дмитриева Леонида Степановича по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прекратить.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение десяти дней со дня принятия.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 27.05.2010 по делу № А67-1073/2010 данное решение оставлено без изменения.

Решение Арбитражного суда Томской области от 15.02.2010 № А67-1073/2010
<В удовлетворении заявления о привлечении конкурсного управляющего к административной ответственности отказано, так как у него не было объективной возможности для проведения собрания кредиторов в установленный Федеральной регистрационной службой срок, следовательно, в его действиях отсутствует противоправность и вина>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru