Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Томская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 7 декабря 2009 г. по делу № А67-6868/09

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 30 ноября 2009 года.
Полный текст решения изготовлен 07 декабря 2009 года.
Индивидуальный предприниматель Кудина А.А. обратилась в арбитражный суд с заявлением к Главе Администрации ЗАТО Северск Томской области о признании недействительным постановления Главы Администрации ЗАТО Северск Томской области от 27.03.2009 г. № 674 "О предварительном согласовании места размещения торгового павильона в составе остановочного комплекса перед въездом на городское кладбище".
В ходе рассмотрения дела заявитель уточнил заявленные требования, указав, что просит суд признать недействительным постановление Главы Администрации ЗАТО Северск Томской области № 874 от 27.03.2009 года, а ответчиком по делу считать Администрацию ЗАТО Северск Томской области.
Дело рассмотрено судом в пределах уточненных \измененных\ требований.
Определением суда от 15.10.2009 года была произведена замена ненадлежащего ответчика - Главы Администрации ЗАТО Северск Томской области на надлежащего ответчика - Администрацию ЗАТО Северск Томской области и определением суда от 24.09.2009 года была привлечена в качестве третьего лица по делу индивидуальный предприниматель Дмитриева Л.Б.
В ходе судебного заседания представитель заявителя поддержал заявленные требования по основания изложенным в заявлении и пояснениях по делу, указав, что 27 марта 2009 г. Главой Администрации ЗАТО Северск было принято Постановление № 874 "О предварительном согласовании места размещения торгового павильона в составе остановочного комплекса перед въездом на городское кладбище".
Данным Постановлением гражданке Дмитриевой Л.Б было предварительно согласовано место размещения торгового павильона. При принятии указанного Постановления, вопреки требованиям абзаца 1 пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, Администрация ЗАТО Северск не осуществила информирование населения о предстоящем представлении данного земельного участка под строительство.
Нарушение данной правовой нормы, по мнению заявительницы, повлекло за собой нарушение ее прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности, поскольку она также была заинтересована в предоставлении ей данного земельного участка под строительство торгового павильона в составе остановочного комплекса.
Факт ее заинтересованности в данном земельном участке подтверждается протоколом № 10 комиссии по выбору площадок для строительства, реконструкции и расширения объектов от 27.06.2008 г. (п. 13 протокола). Уже тогда она заявляла о своей заинтересованности в данном земельном участке, однако председателем комиссии Парфененко А.И. ей было пояснено, что в данном месте планируется размещение только остановочного комплекса (без торгового павильона).
Поскольку, принимая решение о предварительном согласовании места размещения торгового павильона Дмитриевой Л.Б., Администрация ЗАТО Северск не исполнила обязанность по информированию населения, она не знала о том, что позиция Администрации относительно возможности размещения в данном месте торгового павильона изменилась, вследствие чего не смогла своевременно обратиться в Администрацию с заявлением о вьделении ей данного земельного участка под строительство торгового павильона. О самом факте принятия оспариваемого Постановления № 874 она узнала только из письма Главы Администрации ЗАТО Северск от 19.05.2009 г. NЛП-60-09.
Таким образом, по мнению заявительницы, Администрация ЗАТО Северск предоставило Дмитриевой Л.Б. необоснованное преимущество перед заявительницей, что нарушает закрепленный в статье 19 Конституции Российской Федерации принцип равенства граждан перед законом.
Далее, в своих пояснениях заявительница указала, что для написания заявления от 28.02.2008 г. она использовала типовой бланк, предоставленный сотрудницей Управления архитектуры и градостроительства Администрации ЗАТО Северск, и уже содержащий текст, выполненный машинописным способом. По этой причине просьба, с которой она обращалась к начальнику Управления архитектуры и градостроительства Администрации ЗАТО Северск, была сформулирована некорректно: как просьба рассмотреть вопрос о реконструкции киоска (магазина), хотя в действительности она желала получить земельный участок для строительства нового объекта (на том месте, где было впоследствии предварительно согласовано размещение торгового павильона Л.Б.Дмитриевой).
Несмотря на то, что данная просьба была сформулирована некорректно, Администрация ЗАТО Северск рассматривала ее именно как просьбу о выделении земельного участка под новое строительство. Это подтверждается, по мнению заявительницы, следующими документами:
1. Протоколом № 5 комиссии по выбору площадок для строительства, реконструкции и расширения объектов от 28.03.2008 г., в пункте 15 которого содержится следующий текст: "Кудина: Мы не согласны с постройкой комплекса на противоположной стороне разворотной площадки. Ранее мы подавали заявления от нас 4-х о размещении комплекса на этом месте, но на комиссии нам сказали, что на той стороне будет только остановка. Сейчас случайно узнаем, что Дмитриевой предоставили участок под остановочный комплекс с павильоном на той стороне. Мы тоже хотим претендовать на этот участок.
Соляник: Смысл Ваших ходатайств - свои места оставить за собой и дополнительно получить места под застройку на другой стороне площадки?
Кудина: Вся муниципальная земля должна предоставляться с конкурса".
2. Письмом главного архитектора Администрации ЗАТО Северск на имя Кудиной А.А. исх. № 07/17-151 от 17.04.2008 г., в котором содержится следующий текст: "В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, ст. 30 - 32, комиссия по выбору площадок для строительства, реконструкции и расширения объектов рассмотрела Ваше заявление с просьбой о выделении земельного участка под размещение магазина (временное сооружение) с левой стороны от входа на кладбище. Заседание комиссии состоялось 28 марта 2008 г. (протокол № 5)".
Таким образом, по мнению заявительницы, можно сделать вывод, что Администрация ЗАТО Северск узнала о ее желании получить спорный земельный участок, по крайней мере, не позднее 28.03.2008 г. и рассматривала ее заявление именно как заявление с просьбой о выделении земельного участка под размещение магазина с левой стороны от входа на кладбище.
Кроме того, она полагает, что представленная представителем Администрации ЗАТО Северск газета "Диалог" от 08.02.2008 г. не является доказательством того, что Администрация ЗАТО Северск выполнила требования абзаца 1 пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации. Данная правовая норма обязывает органы местного самоуправления информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Однако в представленном номере газеты "Диалог" опубликована информация не о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства, а о размещении объектов.
Также, заявительница полагает, что публикацию от имени Администрации ЗАТО Северск информационного сообщения в газете "Диалог" от 08.02.2008 г. нельзя рассматривать в качестве надлежащего информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства в соответствии с требованиями абзаца 1 пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации по следующим причинам:
1. Норма абзаца 1 пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации обязывает органы местного самоуправления информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Однако в представленном номере газеты "Диалог" опубликована информация исключительно о размещении объектов. О возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства в данном информационном сообщении ничего не сказано.
2. Уже после публикации данного информационного сообщения, а именно 27.06.2008 года состоялось заседание комиссии по выбору площадок для строительства, реконструкции и расширения объектов (протокол № 10), на котором присутствовала заявитель Кудина А.А. В ходе указанного заседания заместителем Главы Администрации ЗАТО Северск Парфененко А.И. было заявлено о том, что Главой Администрации ЗАТО Северск было принято решение, что "с левой стороны от входа на кладбище будет только остановочный комплекс без торгового павильона" (пункты 11 - 13 протокола № 10 от 27.06.2008 г.).
Из вышесказанного, по мнению заявительницы, следует, что позиция Администрации относительно возможности выделения спорного земельного участка для размещения на нем торгового комплекса изменилась уже после 27.06.2008 г. Однако после этой даты никаких информационных сообщений о возможном выделении спорного земельного участка для размещения на нем торгового комплекса не публиковалось.
Это привело к нарушению прав и законных интересов заявителя Кудиной А.А., поскольку заявитель не знала о том, что позиция Администрации по данному вопросу изменилась, и по этой причине не предпринимала никаких действий, направленных на выделение ей спорного земельного участка для размещения на нем торгового комплекса. Ранее Кудина А.А. выражала свою заинтересованность в получении данного земельного участка и обращалась 28.02.2008 г. с соответствующим заявлением к начальнику Управления архитектуры и градостроительства Администрации ЗАТО Северск.
Представитель ответчика не признал заявленные требования индивидуального предпринимателя Кудиной А.А. по основаниям, изложенным в отзыве на заявление и пояснениях по делу, указав, что 27.03.2009 г. принято Постановление Главы Администрации ЗАТО Северск № 874 "О предварительном согласовании места размещения торгового павильона в составе остановочного комплекса перед въездом на городское кладбище" (далее - Постановление № 874).
Комиссия по выбору площадок для строительства, реконструкции и размещения объектов на территории ЗАТО Северск (далее - Комиссия по выбору) действует на основании Положения (далее - Положение о Комиссии), утвержденного Постановлением Главы Администрации ЗАТО Северск от 18.04.2005 г. № 1107.
25.01.2008 г. Комиссия по выбору рассмотрела обращение Дмитриевой Л.Б. от 09.01.2008 г. о размещении павильона с остановочным комплексом перед въездом на городское кладбище и одобрила такой выбор. Результаты выбора земельного участка оформлены актом о выборе земельного участка для размещения торгового павильона в составе остановочного комплекса перед въездом на городское кладбище № 34-08 в соответствии с нормами статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и пунктами 2.2, 3.2, 3.3, 3.11 и 8.1 - 8.5 Положения о Комиссии.
Обязанность по информированию населения, предусмотренную пунктом 3 статьи 31 ЗК РФ, Администрация выполнила путем публикации в газете "Диалог" № 152 от 04.02.2008 г. на странице 7 в рубрике "Где будем строить?" информации о том, что 25.01.2008 г. состоялось заседание Комиссии по выбору, которая одобрила при условии согласования с ОАО СВК установку "торгового павильона с остановочным комплексом перед въездом на городское кладбище (Л.Б.Дмитриева)" (пункт 2 раздела "Одобрить при условии").
Осуществление любого вида строительства на земельном участке, находящемся в собственности юридических и физических лиц, в соответствии со статьей 263 Гражданского кодекса Российской Федерации осуществляется при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о назначении земельного участка.
Статья 40 ЗК РФ указывает, что строительство должно осуществляться в соответствии с разрешенным использованием.
Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 17.11.1995 г. № 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон № 169) установлено, что заказчик (застройщик) - гражданин или юридическое лицо, имеющее намерение осуществить строительство архитектурного объекта, обязан иметь архитектурный проект, выполненный в соответствии с архитектурно-планировочным заданием.
Положения статьи 2 Закона № 169 определяют архитектурно-планировочное задание как комплекс требований к назначению, основным параметрам и размещению архитектурного объекта на конкретном земельном участке.
Администрация, принимая Постановление № 874, в соответствии с указанными нормами рассматривала акт выбора земельного участка № 34-08, заключение Регионального управления № 81 ФМБА России № 70.81.02.000.Т.000024.04.08 от 09.04.2008, согласование условий природопользования № 1114 от 01.08.2008, протокол № 1 от 25.01.2008 Комиссии по выбору. Таким образом, все требования законодательства выполнены, Постановление № 874 соответствует закону.
28.02.2008 в Администрацию поступило обращение Кудиной А.А. о рассмотрении вопроса реконструкции киоска (магазина) по ул. Предзаводская (центр, кладбище). 28.03.2008 Комиссия по выбору рассмотрела этот вопрос и решила отложить рассмотрение вопроса в связи с тем, что не выполнено предложение комиссии о приведении земельных отношений с Администрацией в соответствие с законодательством. Имело место пользование земельным участком превышающим размер участка, определенный договором аренды. Подтверждается протоколом Комиссии по выбору № 5 от 28.03.2008 г.
Статья 31 ЗК РФ установила, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
В связи с этим несогласие Кудиной А.А. "с постройкой комплекса на противоположной стороне разворотной площадки" и намерение претендовать на этот участок (протокол № 5) не могут быть расценены как заявка на выбор земельного участка для строительства.
Заявитель не подавала в Администрацию соответствующего заявления, следовательно, утверждение о ее заинтересованности и нарушении ее прав принятием Постановления № 874, необоснованны.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительным может быть признан ненормативный акт органа местного самоуправления в случае, если он не соответствует закону или иным правовым актам и нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица.
Следовательно, для признания ненормативного акта Постановления № 874 недействительным необходимо два условия:
- нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов Кудиной А.А.;
- несоответствие акта закону или иным правовым актам.
Доказательства нарушения прав заявителя, по мнению ответчика, отсутствуют, Постановление № 874 соответствует нормам законодательства.
Далее, в пояснениях ответчик указал, что форма акта о выборе земельного участка федеральным законодательством не утверждена. Земельный кодекс Российской Федерации (далее - ЗК РФ) выдвигает лишь одно требование к акту о выборе земельного участка - к нему должны прилагаться определенные материалы.
Во-первых, это утвержденные органом местного самоуправления проекты границ земельных участков согласно разработанным вариантам их выбора, а во-вторых, это расчеты убытков субъектов прав на землю, но только в тех случаях, когда предполагается изъятие у них земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
При этом требование о необходимости предварительного согласования данных расчетов с указанными субъектами отсутствует, хотя это может способствовать возникновению споров по поводу изъятия земли. Муниципальный орган, рассмотрев акт выбора земельного участка, вправе принять одно из двух решений: о его утверждении или об отказе в размещении объекта. Причем в случае, если к акту прикладывалось более одного варианта размещения объекта, утверждение акта производится лишь по единственному варианту, который выбирается по усмотрению утверждающего органа.
Таким образом, решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Обязанность органов местного самоуправления информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства следует из пункта 3 статьи 31 ЗК РФ.
Декларируя право граждан, общественных организаций (объединений), религиозных организаций и органов территориального общественного самоуправления участвовать в решении вопросов, связанных с предоставлением земельных участков для строительства, когда это затрагивает их интересы, ЗК РФ не раскрывает формы (кроме случаев, связанных с использованием территорий и мест традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов и этнических общностей), сроки и процедуры такого участия. Равно как и не говорит о формах и сроках информирования населения органами местного самоуправления. В этой связи решение указанных вопросов может осуществляется на региональном и местном уровне. Однако в Томской области и городском округе ЗАТО Северск соответствующие акты отсутствуют.
Если население проинформировано после предварительного согласования места расположения объекта и его мнение оказалось отрицательным, причем обоснованно, администрация может отказать в предоставлении земельного участка для строительства. Сам факт информирования в таком случае не будет препятствием для отказа.
ЗК РФ не требует получать согласие населения на предоставление участков для строительства. Таким образом, орган местного самоуправления вправе отказать в предварительном согласовании места размещения объекта и предоставлении земельного участка только в исключительных случаях, если протест населения носит массовый и мотивированный характер. В противном случае частный интерес не должен препятствовать реализации общественного. В частности, не должны служить основанием для отказа:
- кажущаяся нецелесообразность размещения объекта (например, по мнению граждан, в данном районе имеется достаточное количество торговых предприятий и больше их не нужно);
- неподтвержденная потенциальная опасность нанесения вреда объектом (например, граждане могут полагать, что промышленное предприятие будет загрязнять окружающую среду, несмотря на то, что получены положительные заключения государственной экологической экспертизы и иные согласования и разрешения компетентных органов).
Позиция заявителя сводится к мнению, что информирование населения преследует целью определение наличия или отсутствия иных лиц, заинтересованных в предоставлении этого участка.
Такая позиция, по мнению ответчика, абсолютно некорректна и не основана на указанных выше нормах ЗК РФ. Подобный подход к смыслу обязанности по информированию может повлечь нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа по одному из дел совершенно справедливо указал, что "информирование органами местного самоуправления населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков в соответствии с пунктом 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (в отличие от требования подпункта 1 пункта 4 статьи 30 названного Кодекса) проводится не с целью получения дополнительных заявок на земельный участок от других лиц и проведения торгов, а обеспечивает право граждан, общественных организаций и органов территориального общественного самоуправления на участие в решении вопросов, затрагивающих интересы населения и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства". (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 12 января 2004 г. по делу NА43-7635/2003-9-316).
По вопросу о моменте информирования населения ответчик пояснил следующее.
Исходя из целей информирования населения, очевидно, что оно должно осуществляться до принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства: в абзаце 1 пункта 3 статьи 31 ЗК РФ говорится "о возможном или предстоящем предоставлении". Данный вывод подтверждается также судебной практикой.
Представляется, что наиболее целесообразно проводить информирование сразу после оформления (подготовки) акта о выборе земельного участка, когда выясняется принципиальная возможность размещения объекта по градостроительным, экологическим, санитарным и иным нормам. В противном случае информирование (например, сразу же после получения заявления о выборе участка) окажется бессмысленным, поскольку процесс предоставления земельного участка может не продолжиться по объективным или субъективным причинам.
Поскольку важен не столько факт информирования населения, сколько предоставление гражданам возможности высказать свое мнение, представляется, что от момента информирования до момента принятия решения о предоставлении земельного участка должно пройти достаточное время, не менее месяца.
Действующее федеральное законодательство также не устанавливает специальные способы информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
В случае если население информируется путем сообщения в СМИ, то в нем должна как минимум содержаться информация из заявления заинтересованного лица о выборе земельного участка либо основная информация из акта о выборе земельного участка (наименование заявителя, место размещения объекта, площадь земельного участка, назначение объекта).
Из вышесказанного следует, что Администрация выполнила обязанность по информированию населения, путем публикации в газете "Диалог" № 152 от 04.02.2008 г. на странице 7 в рубрике "Где будем строить?" информации о том, что 25.01.2008 г. состоялось заседание Комиссии по выбору, которая одобрила при условии согласования с ОАО СВК установку "торгового павильона с остановочным комплексом перед въездом на городское кладбище (Л.Б.Дмитриева)" (пункт 2 раздела "Одобрить при условии").
Видно, что информирование населения произошло после подготовки акта о выборе до принятия Администрацией решения о предварительном согласовании места размещения земельного участка, произошедшего 27.03.2009 г. Следовательно, нарушения указанных норм ЗК РФ отсутствуют.
Для признания ненормативного акта Постановления № 874 недействительным необходимо два условия:
- нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов Кудиной А.А.;
- несоответствие акта закону или иным правовым актам.
Доказательства нарушения прав, по мнению ответчика, заявитель суду не представила, Постановление № 874 соответствует нормам законодательства.
Третье лицо и ее представители также не признали заявленные требования по основаниям, изложенным в отзыве на заявление и пояснениях по делу, согласно которым указали, что 09.01.2008 г. Дмитриева Л.Б. обратилась с заявлением о размещении павильона с остановочным комплексом перед въездом на городское кладбище. Комиссия по выбору площадок для строительства, реконструкции и размещения объектов на территории ЗАТО Северск (далее - Комиссия) от 25.01.2008 г. рассмотрела это заявление и одобрило. На тот момент в отделе архитектуры других заявлений, на интересующий меня земельный участок, не было.
04.02.2008 г. вышла газета "Диалог" № 152, и в разделе "Где будем строить" было опубликовано решение Комиссии одобрить мое заявление.
21.02.2008 г. ею был получен акт № 34-08 и схема размещения объекта, инв. NБ-08-42. Документы были согласованы и подписаны всеми членами Комиссии.
На 04.02.2008 г. через газету "Диалог" произошла информация населения, но 28.02.2008 г. Кудина А.А. выходит на Комиссию с заявлением о реконструкции уже существующего своего киоска (ул. Предзаводская) и ни о какой своей заинтересованности в земельном участке, выделенном мне, в заявлении не вела.
В это время Дмитриева Л.Б. занималась подготовкой всех соответствующих документов. За свой счет она изготовила и установила в октябре месяце остановку (на что была затрачена денежная сумма в размере 100 тыс. руб.). Остановка была установлена по устной договоренности с Главой Администрации Абрамовым А.П., как обременение для установки павильона. Договоренность состояла в том, чтоб с нашей стороны не было обмана - она ставит для города остановку, а он - подписывает Постановление о предварительном согласовании места размещения торгового павильона в составе остановочного комплекса перед въездом на городское кладбище. В этот период времени происходит смена Главы Администрации ЗАТО Северск, что повлекло за собой задержку подписи Постановления.
27.03.2009 г. выходит Постановление Главы Администрации ЗАТО Северск № 874 "О предварительном согласовании места размещения торгового павильона в составе остановочного комплекса перед въездом на городское кладбище". В соответствии с Постановлением она заказывает архитектурный проект, согласовывает проект в Комитете архитектуры и градостроительства Администрации ЗАТО Северск.
Третье лицо считает заявление Кудиной А.А. необоснованным так как:
- Администрация информировала население через газету "Диалог" от 04.02.2008 г. о заседании Комиссии по выбору площадок от 25.01.2008 г.;
- Кудина А.А. не обращалась в Администрацию с заявлением о выделении данного земельного участка.
Далее, в своих пояснениях третье лицо указало, что в соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности.. создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из указанных положений закона, ненормативный правовой акт органа местного самоуправления может быть признан арбитражным судом незаконным лишь при наличии в совокупности двух условий: несоответствия такого ненормативного правового акта требованиям действующего законодательства и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.


Третье лицо считает, что заявителем Кудиной А.А. не представлено доказательств того, что оспариваемое постановление Главы Администрации ЗАТО Северск № 874 от 27.03.2009 не соответствует требованиям законодательства и нарушает ее права в сфере предпринимательской деятельности.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности, регламентирован статьями 30 - 32 Земельного Кодекса РФ (далее - ЗК РФ).
В частности, согласно пункту 1 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
- без предварительного согласования мест размещения объектов;
- с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Пунктом 5 этой же статьи установлено, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Согласно пунктам 1 и 2 ст. 31 ЗК РФ, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Таким образом, законодательством установлена определенная процедура предоставления земельных участков для строительства. При этом первым этапом данной процедуры является выбор земельного участка и принятие в порядке, предусмотренном ст. 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места расположения объекта. Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, минуя указанный этап, невозможно.
Считаю что Администрация ЗАТО Северск при осуществлении процедуры выбора земельного участка не допустила каких-либо нарушений.
В соответствии со ст. 11 ЗК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
С учетом данных требований закона решением Думы ЗАТО Северск № 33/5 от 30.01.2003 г. утверждены Правила землепользования на территории ЗАТО Северск.
В соответствии с п. 6.1 настоящих Правил, предоставление земельных участков в аренду для строительства без предварительного согласования мест размещения объекта осуществляется на торгах (конкурсах, аукционах). Передача земельных участков в аренду для строительства без предварительного согласования мест размещения объекта допускается без проведения торгов (конкурсов, аукционов) при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.
Согласно п. 6.2. Правил, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в Администрацию ЗАТО Северск с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В заявлении должны быть указаны:
- назначение объекта;
- предполагаемое место размещения объекта;
- обоснование примерного размера земельного участка.
К заявлению могут прилагаться технико-экономические обоснования (ГЭО) проекта строительства или необходимые расчеты.
В заявлении, поданном Кудиной А.А. 28.02.2008 г. в Администрацию ЗАТО Северск, речь идет о реконструкции киоска у кладбища. Утверждение заявителя о том, что она не смогла довести до сведения Администрации свою просьбу о выделении ей земельного участка из-за "формы" бланка представляется несостоятельным. Я при обращении в Администрацию писала заявление самостоятельно, и не было объективных причин, препятствовавших Кудиной А.А. также написать заявление, не используя стандартный бланк. Кроме того, не было препятствий для заявителя позже обратиться в Администрацию ЗАТО Северск с надлежащим образом оформленным заявлением.
Заявитель ссылается на текст протокола № 5 от 28.03.2008, из которого, по ее мнению, следует, что в действительности должностные лица Администрации ЗАТО Северск должны были рассматривать заявление как просьбу о выделении земельного участка. Однако в тексте протокола (п. 15) есть даже вопрос начальника отдела Управления имущественных отношений Администрации ЗАТО Северск о том, что же имела в виду Кудина А.А., обращаясь с заявлением. На этот вопрос Кудина А.А. не ответила, вследствие чего комиссии оставалось лишь догадываться о ее намерениях.
Таким образом, заявителем не представлено доказательств того, что она действительно, в целях осуществления предпринимательской деятельности, намеревалась получить земельный участок, т.е. говорить о нарушении ее прав не приходится.
Согласно абз. 1 пункта 3 ст. 31 ЗК РФ, органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Форма и содержание такого сообщения нормативными актами не установлена.
Третье лицо считает, что из текста сообщения в газете "Диалог" № 152 от 08.02.2008 очевидно усматривается, что речь идет о выделении мне земельного участка для установки торгового павильона перед въездом на городское кладбище, при этом данное решение административного органа не являлось окончательным, т.к. установка павильона требовала согласования с ОАО "Северский водоканал".
Кроме того, из п. 8 письма Администрации ЗАТО Северск от 19.05.2009 № ЛП-60-09 по мнению третьего лица, следует, что 10.04.2009 г. на комиссии по выбору площадок для строительства. реконструкции и расширения объектов при Администрации ЗАТО Северск было рассмотрено заявление Кудиной А.А. о размещении временного некапитального сооружения в составе комплекса по ул. Предзаводской, решение комиссии - одобрить размещение объекта. Таким образом, заявление Кудиной А.А. от 28.02.2008 г. было рассмотрено и разрешено по существу.
Также третье лицо полагает, что заявитель обратилась в арбитражный суд по истечении срока, предусмотренного ч. 4 ст. 198 АПК РФ, при этом ходатайства о восстановлении пропущенного срока не заявлено.
Из материалов дела следует, что Кудина А.А. представила в Арбитражный суд заявление 18.08.2009, при этом копия обжалуемого постановления у нее на тот момент отсутствовала (по крайней мере, к заявлению не была приобщена), тем не менее, Кудина А.А. все равно считала, что это постановление нарушает ее права в сфере предпринимательской деятельности. В этой ситуации важное значение имеет выяснение момента, когда заявителю стало известно о предполагаемом нарушении ее права.
Третье лицо полагает, что Кудиной А.А. стало известно об издании Постановления № 874 от 27.03.2009 не позднее 27.04.2009, так как именно в этот день она обратилась в Администрацию ЗАТО Северск по вопросу о незаконном, по ее мнению, строительстве павильона на кладбище. Поскольку никакого иного павильона на кладбище, кроме ее, строить не предполагается, то речь шла именно о Постановлении № 874.
Следовательно, по мнению третьего лица, на момент обращения Кудиной А.А. в суд, т.е. 18.08.2009, предусмотренный законом трехмесячный срок был ею пропущен.
Суд, выслушав представителя заявительницы, представителя ответчика, третье лица и ее представителей, изучив материалы дела, считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению исходя из нижеследующего.
Как видно из материалов дела, 09.01.2008 года индивидуальный предприниматель Дмитриева Л.Б. обратилась в Администрацию ЗАТО Северск Томской области в лице Зам. Главы Парфиненко А.И. с заявлением следующего содержания: "Прошу Вас рассмотреть на комиссии по выбору площадок под строительство возможность установки торгового павильона с остановочным комплексом перед въездом на городское кладбище. Эскиз будущего сооружения прилагается" \л.д. 62\.
Согласно п. 9 протокола № 1 комиссии по выбору площадок для строительства, реконструкции и расширения объектов от 25.01.2008 года, Комиссией было одобрено заявление Дмитриевой Л.Б. об установке торгового павильона с остановочным комплексом перед въездом на городское кладбище при условии согласования с ОАО СВК \л.д. 55 - 60\.
08.02.2008 года в № 6(909) городского еженедельника "Диалог" на стр. 7 в рубрике "Где будем строить?" была помещена следующая публикация "25.01.2008 года в Администрации ЗАТО Северск состоялось заседание комиссии по выбору площадок для строительства, реконструкции и расширения объектов, где были рассмотрены заявления от юридических и физических лиц по размещению зданий и сооружений на территории ЗАТО Северск. Комиссия одобрила размещение следующих объектов:
2. Установка торгового павильона с остановочным комплексом перед выездом на городское кладбище (Л.Б.Дмитриева).
Одобрить при условии согласования с ОАО СВК" \л.д. 43 - 44\.
28.02.2008 года индивидуальный предприниматель Кудина А.А. обратилась к Начальнику Управления архитектуры и градостроительства Администрации ЗАТО Северск Томской области Шкляру О.А. с заявлением следующего содержания: "Прошу Вас рассмотреть на комиссии по выбору площадок для строительства вопрос реконструкции киоска (магазина) по ул. Предзаводская (у центр. кладбище)" \л.д. 72\.
09.04.2008 года Дмитриевой Л.Б. было получено положительное санитарно-эпидемиологическое заключение № 70.81.02.000.Т.000024.04.08 на размещение указанного выше объекта \л.д. 63\.
01.08.2008 года Дмитриевой Л.Б. было получено согласование условий природопользования № 1114 на размещение указанного объекта \л.д. 65 - 66\.
27.03.2008 года Главой Администрации ЗАТО Северск было вынесено постановление № 874 "О предварительном согласовании места размещения торгового павильона в составе остановочного комплекса перед въездом на городское кладбище", согласно которому было постановлено:
- утвердить прилагаемый акт № 34-08 выбора земельного участка для размещения торгового павильона в составе остановочного комплекса перед въездом на городское кладбище;
- предварительно согласовать место размещения торгового павильона в составе остановочного комплекса перед въездом на городское кладбище (предварительная площадь 67,2 кв. метра), расположенного на землях промышленности, согласно приложению к акту № 34-08 (схема, инв. № Б-08-42);
- обязать Дмитриеву Л.Б.:
1) разработать архитектурный проект размещения торгового павильона в составе остановочного комплекса перед въездом на городское кладбище с учетом сохранения двух сосен в соответствии с приложением к акту № 34-08 (схема, инв. NБ-08-42) и архитектурно-планировочным заданием;
2) проект представить на рассмотрение в Комитет архитектуры и градостроительства Администрации ЗАТО Северск \л.д. 67 - 68\.
В соответствии со ст. 31 Земельного кодекса РФ, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты \п. 1\.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления \п. 2\.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства \п. 3\.
Орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства. В случае, если в целях размещения объектов необходимо выкупить земельные участки для государственных или муниципальных нужд из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, орган местного самоуправления информирует собственников этих земельных участков об их возможном выкупе. Порядок и условия предоставления такой информации могут быть установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации \п. 4\.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора \п. 5\.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта \п. 6\.
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения \п. 7\.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
В случае, если по истечении срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта решение о предоставлении земельного участка не было принято, лица, права которых были ограничены, вправе требовать возмещения от исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса и принявших такое решение, понесенных убытков \п. 8\.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд. В случае признания в судебном порядке недействительным решения о предварительном согласовании места размещения объекта исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса и принявшие такое решение, возмещает гражданину или юридическому лицу расходы, понесенные ими в связи с подготовкой документов, необходимых для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта \п. 9\.
Суд, проанализировав вышеизложенные нормы права и материалы дела, приходит к выводу о том, что постановление Главы Администрации ЗАТО Северск Томской области № 874 от 27.03.2009 года соответствует Земельному кодексу РФ и не нарушает права и законные интересы индивидуального предпринимателя Кудиной А.А.
При этом суд исходит из того, что в соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ, граждане вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания оспариваемого постановления незаконным необходимо наличие одновременно двух условий: оспариваемое постановление должно не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту и оспариваемое постановление нарушает права и законные интересы предпринимателя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон № 131-ФЗ) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также Конституции (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Гражданин или юридическое лицо в соответствии с пунктом 1 статьи 31 Земельного кодекса РФ лицо имеет право обратиться в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В материалы дела было представлено только одно заявление индивидуального предпринимателя Дмитриевой Л.Б. от 09.10.2008 года о рассмотрении Комиссией возможности установки торгового павильона с остановочным комплексом перед въездом на городское кладбище.
По мнению суда, заявление Кудиной А.А. от 28.02.2008 года таковым не может рассматриваться, так как в нем содержится просьба о рассмотрении Комиссией вопроса о реконструкции уже действующего киоска.
В соответствии с пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ, орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории.
На органы местного самоуправления городских или сельских поселений на основании пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса РФ возложена также обязанность информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
В газете "Диалог" за 08.02.2008 г. № 6(909) была опубликована информация об одобрении Комиссией по выбору площадок для строительства объектов Администрации ЗАТО Северск установки Дмитриевой Л.Б. торгового павильона с остановочным комплексом перед въездом на городское кладбище.
Следовательно, органом местного самоуправления на момент вынесения постановления от 27.03.2009 № 874 была выполнена обязанность по информированию граждан о предстоящем предоставлении земельного участка для строительства индивидуальному предпринимателю Дмитриевой Л.Б.
Также, были выполнены все требования ст. 31 ЗК РФ, а именно: Дмитриевой Л.Б. предоставлены положительное санитарно-эпидемиологического заключение, согласование условий природопользования, подписанный всеми членами Комиссии акт № 34-08 выбора земельного участка для размещения торгового павильона в составе остановочного комплекса перед въездом на городское кладбище.
Доказательства, представленные заявительницей в виде участия ее в обсуждении данного вопроса на Комиссии и в виде ее переписки с должностными лицами Администрации ЗАТО Северск, по мнению суда, не позволяют судить с однозначной определенностью о существовании на тот момент времени у Кудиной А.А. намерения получить под строительство торгового павильона в составе остановочного комплекса земельный участок вышеназванном месте.
Следовательно, суд считает, что на момент вынесения Администрацией ЗАТО Северск оспариваемого постановления права и законные интересы заявительницы не были нарушены.
Данный вывод суда подтверждается приведенными выше доказательствами.
При этом суд не принимает доводы заявительницы, так как они не основаны на нормах законодательства и противоречат материалам дела.
Кроме этого, Кудиной А.А. стало известно об издании оспариваемого постановления не позднее 27.04.2009 года, что подтверждается ответом Администрации ЗАТО Северск от 19.05.2009 года NЛП-60-09 на ее письмо за № 01-60000036\9 от 27.04.2009 года \л.д. 29 - 30\, что является доказательством свидетельствующим о том, что заявительница знала о вынесении ответчиком оспариваемого ею в настоящее время ненормативного акта не позднее как с 27.04.2009 года, но своевременно, то есть до 27.07.2009 года не обратилась в суд за защитой нарушения своих прав по причине отсутствия такого нарушения, в связи с чем, обратившись в арбитражный суд 18.08.2009 года, пропустила, установленный АПК РФ, трехмесячный срок на подачу данного заявления в арбитражный суд, так как данный пропуск срока не может быть признан судом уважительным, а следовательно, не подлежит восстановлению.
В соответствии с ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом \п. 4\.
В соответствии с п. 1 ст. 115 АПК РФ, лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом.
Согласно п. 3 ст. 201 АПК РФ, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Исходя из изложенного, суд считает необходимым отказать предпринимателю Кудиной А.А. в удовлетворении заявления к Администрации ЗАТО Северск Томской области о признании недействительным постановления Главы Администрации ЗАТО Северск Томской области № 874 от 27.03.2009 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 201 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

Индивидуальному предпринимателю Кудиной Алене Алексеевне в удовлетворении заявления к Администрации ЗАТО Северск Томской области о признании недействительным постановления Главы Администрации ЗАТО Северск Томской области № 874 от 27.03.2009 года, проверенного на соответствие Земельному кодексу РФ, отказать.
Решение может быть обжаловано в 7 Арбитражный апелляционный суд в течение месяца.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 09.06.2010 по делу № А67-6868/2009 данное решение и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2010 по делу № А67-6868/2009 оставлены без изменения.

Решение Арбитражного суда Томской области от 07.12.2009 № А67-6868/09
<В удовлетворении заявления о признании недействительным постановления органа местного самоуправления о предварительном согласовании места размещения торгового павильона отказано правомерно, поскольку индивидуальный предприниматель обратился в уполномоченный орган с заявлением о рассмотрении вопроса реконструкции киоска, а не о выборе и предоставлении земельного участка для его установки>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru