Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Московская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 18 декабря 2009 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

    Председатель Комиссии:
    Муравьев С.Е.    - заместитель руководителя Управления

    Члены Комиссии:
    Стрельников Д.Ю. - начальник отдела контроля за рекламной деятельностью

    Анникова А.А.    - специалист-эксперт отдела контроля за рекламной
                       деятельностью

рассмотрев дело № 08-21/48/1-09, возбужденное по признакам нарушения ч. 7 ст. 5, п. 1 ч. 3 ст. 5, п. 3 ч. 3 ст. 5, п. 7 ч. 1 ст. 24, п. 6 ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" по факту распространения рекламы Общества с ограниченной ответственностью Центр "Здоровье" (далее - ООО Центр "Здоровье") - медицинского аппарата "Магус", размещавшейся на ГРК "Радио России", в соответствии с графиком подтвержденных выходов рекламы в период с 01.01.2009 по 13.08.2009 в программах: 1) "МЕДЭКСПЕРТ"; 2) "Рецепты здоровья"; 3) "Проверено на практике"; 4) "МедСовет"; 5) "ЛЕКАРСТВО БЕЗ ЛЕКАРСТВ"; 6) "Доверительный разговор с Хабургаевым"; 7) "Программа ВИ-11"; 8) "ВИ-10"; 9) "Программа ВИ-10"; 10) "Программа ВИ-12"; 11) "Программа ВИ16"; 12) "Программа ВИ17"; 13) "Программа ВИ7"; 14) "Программа ВИ13", в отсутствие представителя: лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, - ООО Центр "Здоровье" (125315, г. Москва, ул. Часовая, д. 15/127106, г. Москва, Нововладыкинский проезд, 12А), в присутствии представителя: заинтересованного лица - ЗАО "Видео Интернешнл-Радио" (адрес: 125040, г. Москва, ул. 5-я Ямского Поля, д. 19-21): xxxxxx, действующего на основании доверенности № б/н от 22.10.2009,

установила:

ООО Центр "Здоровье" (125315, г. Москва, ул. Часовая, д. 15/127106, г. Москва, Нововладыкинский проезд, 12А, включено в Единый государственный реестр юридических лиц Регистрационной палатой Администрации Санкт-Петербурга 8 февраля 1999 года за № 134566, перерегистрировано инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Василеостровскому району Санкт-Петербурга 20 января 2003 года, за основным государственным регистрационным номером - № 1037800006111) размещалась реклама медицинского аппарата "Магус" на ГРК "Радио России" в программах: 1) "МЕДЭКСПЕРТ"; 2) "Рецепты здоровья"; 3) "Проверено на практике"; 4) "МедСовет"; 5) "ЛЕКАРСТВО БЕЗ ЛЕКАРСТВ"; 6) "Доверительный разговор с Хабургаевым"; 7) "Программа ВИ-11"; 8) "ВИ-10"; 9) "Программа ВИ-10"; 10) "Программа ВИ-12"; 11) "Программа ВИ16"; 12) "Программа ВИ17"; 13) "Программа ВИ7"; 14) "Программа ВИ13", в которой усматриваются признаки нарушения ч. 7 ст. 5, п. 1 ч. 3 ст. 5, п. 3 ч. 3 ст. 5, п. 7 ч. 1 ст. 24, п. 6 ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе", а именно:
- ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе", выразившиеся во введении в заблуждение потребителей рекламы посредством отсутствия части существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, при предоставлении в рекламе информации: "Гость: Вы правы. Лето. Люди наши в массовом порядке проводят время на собственных дачных участках. В том числе и пенсионеры, уже имеющие проблемы с суставами", "Лечебный аппарат "Магус" максимально приспособлен для домашнего применения и очень прост в обращении. Не нужно иметь какого-то специального технического и медицинского образования";
- п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе", выразившиеся в распространении не соответствующих действительности сведений о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами, при предоставлении в рекламе информации: "...Представьте, что на даче скрутила суставная боль, а до ближайшей больницы - много километров! В такой ситуации "Магус" просто незаменим!"; "Борис Яковлевич, но в последнее время лечение с помощью различных лечебных (соответствует представленному ГРК "Радио России" тексту) стало очень популярным, даже модным. Чем же "Магус" отличается от других приборов, которые уже есть на рынке?/Гость: "Магус" - это наша, отечественная разработка, в которой воплотились самые последние достижения науки и высоких технологий";
- п. 3 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе", выразившиеся в распространении не соответствующих действительности сведений об ассортименте и о комплектации товара, при предоставлении в рекламе информации: "...Огромным преимуществом "Магуса" является то, что он поставляется в комплекте с гелем..."; "...Так вот, при использовании аппарата "Магус" вводимым веществом является гель "Магус", который поставляется в комплекте с аппаратом "Магус" (заявитель утверждает, что гель к аппарату "Магус" не прилагался и его пришлось покупать дополнительно по отдельной стоимости);
- п. 7 ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе", выразившиеся в создании впечатления ненужности обращения к врачу, при предоставлении в рекламе информации: "Гость: Но сразу хочу сказать: лечебный аппарат "Магус" максимально приспособлен для домашнего применения и очень прост в обращении. Не нужно иметь какого-то специального технического и медицинского образования."; "А если, не дай Бог, приступ артрита, да такой, что даже с постели встать тяжело? Но теперь есть спасение, есть "Магус!";
- п. 6 ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе", выразившиеся в способствовании создания у здорового человека впечатления о необходимости применения объекта рекламирования, при предоставлении в рекламе информации: "От болей в суставах не застрахован никто, в особенности же, конечно, люди пожилые".
В соответствии с ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" реклама лекарственных средств не должна создавать впечатление ненужности обращения к врачу.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" реклама лекарственных средств не должна способствовать созданию у здорового человека впечатления о необходимости применения объекта рекламирования.
Из объяснений заинтересованной стороны по делу - ЗАО "Видео Интернешнл-Радио" следует, что вышеуказанная реклама соответствует требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе по следующим причинам.
Относительно признаков нарушения ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" представитель ЗАО "Видео Интернешнл-Радио" пояснил, что в соответствии с руководством по эксплуатации аппарат рассчитан на индивидуальное применение и не требует специальной технической или медицинской подготовки пользователя при работе с ним. Кроме того, в руководстве имеется изображение рекламируемого аппарата, а также описание его устройства и порядок работы, из которых следует, что прибор очень прост в использовании и может применяться для лечения самостоятельно.
Касаемо признаков нарушения п. 3 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе", представитель ЗАО "Видео Интернешнл-Радио" отразил, что в комплекте с аппаратом "Магус" заявителю не мог быть не предоставлен специальный гель, поскольку он поставляется с аппаратом "Магус" в единой коробке, в которой функционально предусмотрено специальное отделение для геля.
Относительно признаков нарушения п. 7 ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" представитель ЗАО "Видео Интернешнл-Радио" в своих пояснениях указал, что вышеуказанная реклама содержала обязательное предупреждение о необходимости перед применением проконсультироваться со специалистом.
Касаемо усмотрения признаков нарушения п. 6 ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе", представитель ЗАО "Видео Интернешнл-Радио" пояснил, что из текста рассматриваемой рекламы четко усматривается, что рекламируются исключительно лечебные свойства аппарата.
На основании изложенного Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее - Комиссия) сделала вывод о признании рекламы медицинского аппарата "Магус" соответствующей требованиям ч. 7 ст. 5, п. 3 ч. 3 ст. 5, п. 7 ч. 1 ст. 24, п. 6 ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе".
В заседании Комиссии установлено, что в рекламе аппарата "Магус" усматриваются признаки нарушения п. 8 ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе", выразившиеся в гарантировании положительного действия объекта рекламирования, его безопасности, эффективности и отсутствия побочных действий, при предоставлении в рекламе информации: "Очень важно, что электрофорез хорошо переносят люди любого возраста, в том числе и пенсионеры".
Электрофорез - это один из видов направленных движений заряженных частиц коллоидных систем в жидкой среде под действием внешнего электрического поля <1>.
--------------------------------
<1> Национальная ассоциация специалистов восстановительной медицины (АСВОМЕД).

В соответствии с практическим руководством "Лечение заболеваний опорно-двигательного аппарата "Магус" (стр. 87) электрофорез - это введение в организм лекарственных средств с помощью постоянного тока.
Таким образом, утверждение о том, что электрофорез хорошо переносят люди любого возраста означает, что любое вещество, вводимое посредством электрофореза, хорошо переносится людьми любого возраста, что представляется недостоверным, так как реакция организма на электрофорез зависит от вводимого вещества.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" реклама лекарственных средств не должна гарантировать положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий.
Согласно ч. 4 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" требования п. 8 ч. 1 ст. 24 распространяются также на рекламу медицинской техники.
Относительно предоставленной в рекламе аппарата "Магус" информации: "Магус" - это наша, отечественная разработка, в которой воплотились самые последние достижения науки и высоких технологий", в которой усматриваются признаки нарушения п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе", Комиссия пришла к выводу, что данная информация является недостоверной, так как документальных подтверждений указанной информации от представителей сторон, участвующих в деле, не поступало.
Учитывая, что принцип электрофореза был открыт Ф.Ф. Рейссом в начале XIX века, а также то, что аппарат "Магус" изготовлен по техническим условиям 2006 г., утверждение о том, что в аппарате "Магус" воплотились самые последние достижения науки и высоких технологий является недостоверным.
В связи с изложенным в распространяемой на ГРК "Радио России" рекламе аппарата "Магус" не должны были содержаться не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами; не должно было гарантироваться положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий.
Материалами дела № 08-21/48/1-09 подтверждено, что ООО Центр "Здоровье" является рекламодателем рекламы аппарата "Магус".
На основании изложенного Комиссией установлен факт нарушения ООО Центр "Здоровье" требований п. 1 ч. 3 ст. 5 и п. 8 ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" при распространении рекламы аппарата "Магус".
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Согласно ч. 6 ст. 38 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных ч. 3 ст. 5, ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе".
Руководствуясь ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пп. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

решила:

1. Признать ненадлежащей рекламу аппарата "Магус", поскольку в ней нарушены требования п. 1 ч. 3 ст. 5 и п. 8 ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе".
2. ООО Центр "Здоровье" выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 25 декабря 2009 года. Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии
С.Е. Муравьев

Члены Комиссии:
Д.Ю. Стрельников
А.А. Анникова




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Московского областного УФАС РФ от 18.12.2009 по делу № 08-21/48/1-09
<О нарушении законодательства о рекламе ООО Центр "Здоровье" в части нарушения п. 1 ч. 3 ст. 5 и п. 8 ч. 1 ст. 24 Федерального закона "О рекламе">

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru