Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Московская область


ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
"МОСКОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ БЮРО ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ"

ПИСЬМО
от 14 сентября 2010 г. № исх-01/4686-10

ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ЗДАНИЯ, СООРУЖЕНИЯ, ОБЪЕКТА
НЕЗАВЕРШЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ОТНОСИТЕЛЬНО ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА

Обобщив обращения, поступающие в Государственное унитарное предприятие Московской области "Московское областное бюро технической инвентаризации" (далее - ГУП МО "МОБТИ"), по вопросам, касающимся определения местоположения зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, в отношении которых проведена техническая инвентаризация (далее - объекты капитального строительства), предлагаем учитывать следующее.
В ряде предусмотренных федеральными законами случаев условия возникновения прав на земельный участок зависят от наличия на этом участке объекта капитального строительства и принадлежности такого объекта. Например, исходя из статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" к собственности субъектов Российской Федерации относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Согласно положениям статей 35, 36 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ не допускается отчуждение земельного участка без находящихся на нем здания, строения, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу; если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
При необходимости подтверждения местоположения объекта капитального строительства в границах определенного земельного участка рекомендуем учитывать следующее.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон) сведения о земельных участках и объектах капитального строительства, подлежащих государственному кадастровому учету (далее - кадастровый учет), вносятся в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастр). В частности, в порядке, установленном для кадастрового учета, в кадастр могут вноситься:
- в отношении прошедшего кадастровый учет земельного участка (далее также - учтенный участок) - сведения о частях такого участка, занятых объектами капитального строительства (далее - часть участка); кадастровые номера расположенных в пределах учтенного участка зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства (пункты 5, 10 части 2 статьи 7 Закона);
- в отношении объектов капитального строительства - сведения о местоположении таких объектов на земельном участке, которое устанавливается посредством определения координат характерных точек контура объекта капитального строительства на земельном участке (далее - координирование объекта); кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположены такие объекты (пункт 4 части 1, пункт 4 части 2 статьи 7, часть 5 статьи 41 Закона).
Однако в ряде случаев на основе кадастровых сведений не представляется возможным однозначно подтвердить местоположение объекта капитального строительства относительно границ учтенного участка. Так, в кадастре могут отсутствовать записи о частях участка, поскольку кадастровые работы по подготовке межевого плана в связи с образованием части участка не проводились. При таких обстоятельствах кадастровый паспорт земельного участка не будет содержать сведений о частях участка.
Кроме того, согласно статье 43 Закона нормы о кадастровом учете в отношении объектов капитального строительства (включая требования о координировании объекта для целей составления его технического плана) не применяются до 1 января 2013 г. (переходный период). Действующие в переходный период нормативные правовые акты в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства не предусматривают обязательность координирования объекта и требование об установлении его местоположения относительно границ земельного участка, сведения о которых содержатся в кадастре. Соответственно, если при технической инвентаризации дополнительно не проводилось координирование объекта относительно описанных в кадастре границ земельного участка, кадастровый паспорт объекта капитального строительства может не содержать кадастровый номер учтенного участка, на котором располагается такой объект.
Принимая во внимание изложенное, в целях получения заказчиком исчерпывающей информации о местоположении объекта капитального строительства относительно границ учтенного участка ему может быть предложено выполнение ГУП МО "МОБТИ" следующих работ (в объеме, определенном соответствующим договором с заказчиком):
1. Кадастровые работы по подготовке межевого плана в связи с образованием части участка.
В результате работ в соответствии с пунктами 41, 62, 63 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412, в состав межевого плана включаются сведения о части участка, в том числе ее площадь, наименование (вид) расположенных на ней объектов капитального строительства и данные, позволяющие идентифицировать такие объекты (например, государственный учетный номер, присвоенный органом (организацией) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, условный номер, присвоенный органом, осуществившим государственную регистрацию права на такой объект, и т.д.).
В порядке, установленном Законом, на основании межевого плана органом кадастрового учета осуществляются кадастровый учет части участка и по результатам такого учета предоставление сведений кадастра о части участка в виде кадастрового паспорта земельного участка или кадастровой выписки о земельном участке (разделы В.2-В.4 формы кадастрового паспорта земельного участка, утвержденной приказом Минюста России от 18.02.2008 № 32, разделы КВ.2-КВ.4 формы кадастровой выписки о земельном участке, утвержденной приказом Минюста России от 19.03.2008 № 66).
Применяемая в филиалах ГУП МО "МОБТИ" форма типового договора на выполнение указанных кадастровых работ утверждена приказом ГУП МО "МОБТИ" от 03.08.2010 № 88.
2. Работы по установлению местоположения объекта капитального строительства посредством определения координат характерных точек контура такого объекта на учтенном участке (координирование объекта).
В результате работ осуществляется подготовка технического заключения, включающего исходные данные, сведения о выполненных измерениях и расчетах, каталог координат, графическое отображение местоположения объекта капитального строительства относительно границ учтенного участка, вывод (заключение) о местоположении объекта относительно указанных границ.
Принимая во внимание Положение об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 № 921, на основании результатов работ по заявлению правообладателя объекта капитального строительства в соответствующее инвентарное дело объекта могут помещаться указанные документированные сведения о местоположении объекта относительно границ учтенного участка, а при изготовлении кадастрового паспорта объекта указываются сведения о кадастровом номере земельного участка, в пределах которого расположен объект (строка 1.7 формы кадастрового паспорта здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, утвержденной приказом Минюста России от 18.02.2008 № 32).
Разработка рекомендуемых форм договора на выполнение работ по координированию объекта и состава документов технического заключения ведется Управлением организации и правового обеспечения кадастровой деятельности и землеустройства совместно с Правовым управлением ГУП МО "МОБТИ"; указанные документы будут направлены в филиалы в ближайшее время.
О настоящих разъяснениях предлагаем информировать заинтересованных лиц, обращающихся в филиалы ГУП МО "МОБТИ" за получением сведений о местоположении объекта капитального строительства относительно границ учтенного участка.
Настоящее письмо имеет информационно-справочный характер, не содержит общеобязательных правовых норм и не препятствует непосредственному применению положений законодательства Российской Федерации.

Генеральный директор
В.А. Денисов




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


<Письмо> ГУП МО "МОБТИ" от 14.09.2010 № исх-01/4686-10
"Об определении местоположения здания, сооружения, объекта незавершенного строительства относительно земельного участка"

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru