1. Общие положения
1.1. Настоящие Правила проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов, разрабатываемых администрацией района, с целью выявления и устранения в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (далее - Правила), в соответствии с законодательством Российской Федерации и на основе методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (далее - Методика), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", определяют:
(п. 1.1 в ред. постановления
администрации Афанасьевского района Кировской области от 19.04.2010 № 41)
(см. текст в предыдущей редакции
)
1.1.1. Основные задачи, цели, порядок проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов, разрабатываемых администрацией района (далее - проекты документов).
1.1.2. Перечень проектов документов, подлежащих антикоррупционной экспертизе.
1.1.3. Орган, уполномоченный на проведение антикоррупционной экспертизы.
1.2. В Правилах используются следующие основные понятия:
коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица;
коррупциогенность - заложенная в правовых нормах возможность способствовать коррупционным проявлениям в процессе реализации содержащих такие нормы нормативных правовых актов. Коррупциогенность обуславливается наличием в нормативном правовом акте коррупционных факторов;
коррупционные факторы - положения проектов документов, которые могут способствовать проявлениям коррупции при применении документов, в том числе могут стать непосредственной основой коррупционной практики либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать или провоцировать их;
коррупциогенные нормы - положения проектов документов, содержащие коррупционные факторы;
нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для органов местного самоуправления (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае;
дискреционные полномочия - полномочия, которые муниципальный служащий может осуществить по собственному усмотрению.
1.3. Основной задачей антикоррупционной экспертизы является обеспечение проведения экспертизы проектов документов в целях выявления положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, и предотвращения включения в них указанных положений (далее - экспертиза).
1.4. Экспертизе подлежат проекты документов:
1.4.1. Затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина.
1.4.2. Об утверждении административных регламентов предоставления муниципальных услуг и исполнения муниципальных функций.
1.4.3. Связанные с распределением муниципальных бюджетных средств.
1.4.4. Связанные с управлением муниципальной собственностью.
1.4.5. Связанные с размещением заказа для муниципальных нужд.
1.4.6. Регламентирующие осуществление полномочий подведомственных организаций.
1.4.7. Регламентирующие контрольные, разрешительные и регистрационные полномочия администрации района.
1.4.8. Другие проекты документов по поручению главы администрации района, заместителей главы администрации района.
1.5. Основной целью экспертизы является определение реальной степени возможности использования муниципальным служащим особенностей нормативно-правовых формул для извлечения выгоды, то есть выявление коррупционных факторов.
1.6. Экспертиза проектов документов на коррупциогенность проводится заместителями главы администрации:
- первым заместителем главы администрации района по экономике проводится экспертиза проектов нормативных правовых актов по вопросам управления муниципальным имуществом и земельными ресурсами, экономического планирования и осуществления экономической политики, финансово-экономической деятельности муниципальных учреждений и предприятий, формирования и размещения муниципального заказа, создания условий обеспечения услугами общественного питания, торговли, бытового обслуживания, развития малого и среднего предпринимательства;
- заместителем главы администрации района по финансам, заведующим финансовым отделом проводится экспертиза нормативных правовых актов по вопросам организации формирования, исполнения бюджета района, выравнивания уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав района, совершенствования бюджетной системы, развития и совершенствования межбюджетных отношений в районе, организации работы по привлечению кредитных ресурсов, составления прогнозных расчетов по доходам и расходам бюджета района на базе данных социально-экономического развития района, контроля за рациональным и целевым расходованием муниципальных бюджетных средств, казначейского исполнения бюджета района;
- заместителем главы администрации района по профилактике правонарушений и социальным вопросам проводится экспертиза проектов нормативных правовых актов по вопросам социальной политики и реформирования социальной сферы, образования, культуры, спорта и молодежной политики, социальных гарантий, льгот и выплат, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав;
- заместителем главы администрации района, начальником управления по вопросам жизнеобеспечения проводится экспертиза проектов нормативных правовых актов по вопросам организации электро- и газоснабжения, тепло-, водоснабжения, формирования тарифов на услуги организаций коммунального комплекса, содержания и строительства автомобильных дорог общего пользования местного значения, в т.ч. мостов и переправ, организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, организации мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды и экологическому контролю, мероприятий по охране труда, координации и контроля вопросов градостроительной деятельности и реализации жилищных программ в районе, создания условий для обеспечения района услугами связи, разработки и установления правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд, контроля за их использованием, создания условий для обеспечения района услугами транспорта;
- управляющим делами администрации района проводится экспертиза нормативных правовых актов по вопросам контроля за выполнением муниципальных правовых актов, нормативных правовых актов федеральных и областных органов государственной власти, подготовки и проведения выборов и референдумов на территории района, обеспечения проведения политики в области муниципальной службы и кадров, организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих и других работников администрации района, обеспечения охраны труда и пожарной безопасности в администрации района, хранения и комплектования муниципального архива, обеспечения режима секретности в администрации района, ведения наградных дел, организационного, информатизационного, хозяйственного, транспортного обеспечения администрации района, делопроизводства, планирования работы администрации района.
Заключительная экспертиза на коррупциогенность проводится контрольно-правовым отделом аппарата районной Думы одновременно в рамках правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов администрации района.
1.7. В отношении проектов документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, экспертиза не проводится.
1.8. Проекты нормативных правовых актов и нормативные правовые акты направляются в прокуратуру Афанасьевского района для проведения антикоррупционной экспертизы.
(п. 1.8 введен постановлением
администрации Афанасьевского района Кировской области от 19.04.2010 № 41)
2. Коррупционные факторы
(в ред. постановления
администрации Афанасьевского района
Кировской области от 19.04.2010 № 41)
(см. текст в предыдущей редакции
)
2.1. Коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:
2.1.1. Широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов местного самоуправления (их должностных лиц).
2.1.2. Определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивное установление возможности совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций.
2.1.3. Выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления (их должностных лиц).
2.1.4. Чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт.
2.1.5. Принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов.
2.1.6. Заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона.
2.1.7. Отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка.
2.1.8. Отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага).
2.2. Коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются:
2.2.1. Наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям.
2.2.2. Злоупотребление правом заявителя органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций.
2.2.3. Юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
3. Инструменты обнаружения коррупционных факторов
Для обнаружения коррупционных факторов в текстах проектов документов следует:
3.1. Проанализировать все полномочия администрации района.
3.2. Определить, какие полномочия диктуют ему единственный вариант, а какие предоставляют возможность выбора разных вариантов поведения, есть ли четкие разграничения выбора того или иного варианта.
3.3. Выявить причины коррупциогенности дискреционных полномочий.
3.4. Выявить конкретные действия, к которым могут прибегать муниципальные служащие для извлечения собственной выгоды, используя широту дискреционных полномочий.
3.5. Проанализировать полномочия, которые касаются юридических (физических) лиц и могут быть связаны с наложением на них некоторых ограничений (контрольные процедуры, требование предоставить информацию и т.п.). Выявить положения, накладывающие чрезмерные ограничения, запреты и обязанности.
3.6. Проанализировать все отсылочные нормы и положения. Выявить, в чем возможно преследование собственного интереса.
3.7. Для выявления нормативных коллизий проанализировать нормативные правовые акты, регулирующие аналогичные отношения или наиболее общие вопросы.
4. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы
4.1. Подготовительный этап - сбор и анализ информации.
На этом этапе необходимо провести мониторинг действующего законодательства, судебной практики, научных публикаций по теме проекта нормативного правового акта.
4.2. Исследовательский этап - проведение самой экспертизы.
Опираясь на знание теории и практики, используя инструменты обнаружения коррупционных факторов, необходимо выявить в тексте проекта документа коррупциогенные нормы и положения, а также разработать рекомендации по их устранению.
Эффективность проведения экспертизы определяется ее системностью, достоверностью и проверяемостью результатов.
Для обеспечения системности, достоверности и проверяемости результатов экспертизы необходимо проводить экспертизу каждой нормы проекта документа на коррупциогенность и излагать ее результаты единообразно с учетом состава и последовательности коррупционных факторов.
4.3. Заключительный этап - визирование проекта документа заведующим юридического отдела администрации района либо оформление им заключения экспертизы в случае выявления в проекте документа норм, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
4.4. Заключение экспертизы должно содержать:
4.4.1. Наименование и реквизиты проекта документа, представленного на экспертизу.
4.4.2. Основания для проведения экспертизы.
4.4.3. Наименование и реквизиты нормативных правовых актов, которые использовались для выявления коррупциогенных норм и положений права, определений судов, научной литературы и т.п.
4.4.4. Конкретные положения проекта документа, содержащие коррупциогенные нормы, с указанием структурных единиц проекта документа (разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы) и соответствующих коррупционных факторов.
Выявленные при проведении экспертизы положения, которые не относятся к коррупционным факторам, но могут способствовать созданию условий для проявления коррупции, также указываются в заключении.
4.4.5. Рекомендации по изменению формулировок правовых норм либо предложения по исключению отдельных норм и положений для устранения коррупциогенности проекта документа.
В заключении могут быть отражены возможные негативные последствия сохранения в проекте документа выявленных коррупционных факторов.
4.4.6. Вывод о наличии признаков коррупциогенности проекта документа.
4.5. Заключение экспертизы проекта документа, подписанное заведующим юридическим отделом администрации района (лицом, его замещающим), направляется руководителю структурного подразделения администрации района, подготовившего проект документа.
4.6. Структурное подразделение администрации района, получив заключение экспертизы подготовленного им документа:
4.6.1. Вносит изменения с учетом заключения экспертизы и направляет доработанный проект документа на повторную экспертизу.
4.6.2. Принимает решение об отзыве проекта документа.
4.7. Требование прокуратуры Афанасьевского района, вынесенное по результатам проверки проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, направляется в структурное подразделение администрации района, подготовившее данный документ, для рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и доработки.
(п. 4.7 введен постановлением
администрации Афанасьевского района Кировской области от 19.04.2010 № 41)