Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Новосибирская область


ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 18 марта 2010 года

Резолютивная часть решения оглашена 4 марта 2010 г.
Решение в полном объеме изготовлено 18 марта 2010 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Ельчанинов А.А. - заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;
Камнева Н.П. - начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;
Донских В.А. - главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,
с участием представителя департамента здравоохранения Новосибирской области <...> (доверенность б/н от 18.02.2010), генерального директора ЗАО "Сибирский НИИ медико-экологических технологий "Центр-Сирена" <...> (протокол общего собрания акционеров от 15.01.2006), представителя ЗАО "Сибирский НИИ медико-экологических технологий "Центр-Сирена" - адвоката <...> (доверенность б/н от 22.12.2009), без участия представителя Главного управления внутренних дел по Новосибирской области, уведомленного надлежащим образом, рассмотрев дело № 20 от 02.02.2010 по признакам нарушения департаментом здравоохранения Новосибирской области (Красный проспект, 18, г. Новосибирск, 630011) и Главным управлением внутренних дел Новосибирской области (ул. Каменская, 12, г. Новосибирск, 630099) статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

установила:

В Новосибирское УФАС России поступило заявление ЗАО "Сибирский НИИ медико-экологических технологий "Центр-Сирена" (ЗАО "Центр-Сирена") о нарушении антимонопольного законодательства приказом департамента здравоохранения Новосибирской области и Главного управления внутренних дел по Новосибирской области (ГУВД по Новосибирской области) № 801/278 от 18.05.2009, утвердившим Порядок медицинского освидетельствования граждан для выдачи лицензии на право приобретения оружия (далее - Порядок) (вх. № 8429 от 11.12.2009).
Заявитель усматривает нарушение антимонопольного законодательства в следующих положениях Порядка:
1. П. 3 Порядка установлено требование обеспечения защиты полиграфической продукции уровня "В" в отношении бланков медицинского заключения по результатам освидетельствования гражданина для выдачи лицензии на право приобретения оружия, что противоречит Приказу Минздрава РФ № 344 от 11.09.2000 "О медицинском освидетельствовании граждан для выдачи лицензии на право приобретения оружия", установившему форму № 046-1 "Медицинское заключение по результатам освидетельствования гражданина для выдачи лицензии на право приобретения оружия". В указанном Приказе Минздрава РФ требование об обеспечении защиты полиграфической продукции уровня "В" в отношении соответствующих бланков медицинского заключения отсутствует.
2. П. 3 Порядка установлено, что технические характеристики бланка указанного медицинского заключения утверждаются и изменяются совместным приказом департамента здравоохранения Новосибирской области и ГУВД по Новосибирской области. Тем самым приказ региональных органов власти устанавливает приоритет ведомственных нормативных актов в отношении федеральных нормативных актов (ФЗ № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановление Правительства РФ № 30 от 22.01.2007 "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности", Приказа Минздрава РФ № 344 от 11.09.2000 "О медицинском освидетельствовании граждан для выдачи лицензии на право приобретения оружия"), что недопустимо.
3. П. 5 Порядка установлена обязанность лечебно-профилактических учреждений заказывать бланки указанного медицинского заключения на предприятиях, имеющих лицензию на осуществление деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, тем самым запрещая учреждениям изготавливать бланки самостоятельно либо обращаться с этой целью в организации по своему выбору.
4. П. п. 6, 9 - 14 Порядка установлено требование осуществлять освидетельствование граждан для получения лицензии на право приобретения оружия только в специализированных психиатрических, психоневрологических и наркологических учреждениях (диспансеры, диспансерные отделения, кабинеты городских, центральных районных и районных больниц и поликлиник) по территориально-участковому принципу. Тем самым ЗАО "Центр-Сирена", имеющему лицензию на медицинскую деятельность при осуществлении специализированной медицинской помощи по экспертизе на право владения оружием, необоснованно созданы препятствия к осуществлению медицинской деятельности, предусмотренной лицензией.
В связи с рассмотрением заявления ЗАО "Центр-Сирена" Новосибирское УФАС России направило запросы в департамент здравоохранения Новосибирской области и ГУВД по Новосибирской области.
ГУВД по Новосибирской области письмом № 20/1 от 11.01.2010 сообщило, что приказ № 801/278 от 18.05.2009 издан в целях упорядочения деятельности медицинских учреждений по освидетельствованию граждан для выдачи лицензии на право приобретения оружия и обеспечения достоверности медицинских заключений, выдаваемых медицинскими учреждениями на территории Новосибирской области при проведении медицинского освидетельствования граждан для выдачи лицензии на право приобретения оружия.
До издания данного приказа имели место случаи фальсификации медицинских заключений, отсутствовал строгий учет бланков медицинских заключений, осуществлять контроль за их выдачей не представлялось возможным, в настоящее время данные проблемы решены. Действующим законодательством не установлен запрет на признание формы медицинского заключения № 046-1 бланком строгой отчетности с наличием специальной защиты.
Поскольку приказом № 801/278 от 18.05.2009 форма медицинского заключения № 046-1 признана бланком строгой отчетности со степенью защиты уровня "В", следовательно, является защищенной от подделок полиграфической продукцией, в соответствии с п. 13 ст. 17 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" ее изготовление и реализация осуществляются организацией, обладающей лицензией на данный вид деятельности.
Законодательством РФ установлены ограничения на выдачу гражданам лицензий на приобретение оружия: - при наличии хронических и затяжных психических расстройств с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися проявлениями, больным алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией (ст. 24 Постановления Правительства РФ № 814 от 21.07.98). Постановлением Правительства РФ № 377 от 28.04.93 утвержден перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности.
Согласно п. 2.2 Приказа Минздрава РФ № 6 от 11.01.93 внебольничные психиатрические и психоневрологические учреждения: психоневрологические диспансеры, диспансерные отделения психиатрических больниц, психиатрические диспансерные отделения и кабинеты городских, центральных районных и районных больниц и поликлиник - осуществляют специализированную психиатрическую помощь взрослым и детям, страдающим психическими расстройствами, по территориально-участковому принципу.
В связи с этим п. 6 Порядка предусмотрено осуществление освидетельствования врачом-психиатром, врачом-психиатром-наркологом в специализированных психиатрических, психоневрологических и наркологических учреждениях (диспансеры, диспансерные отделения, кабинеты городских, центральных районных и районных больниц и поликлиник) по территориально-участковому принципу. Данные медицинские учреждения ведут централизованный учет лиц, страдающих психическими заболеваниями, наркоманией. Частные медицинские организации такого учета не имеют, ведут учет лишь тех лиц, которые обращались к ним за помощью. Следовательно, только из специализированных учреждений органы внутренних дел могут получить полноценную и достоверную информацию об обследуемых лицах, претендующих на выдачу лицензии на право приобретения оружия.
Департамент здравоохранения Новосибирской области письмом № 486ф/29 от 11.01.2010 также сообщил, что принятие данного Порядка, вводящего специальную защиту для форм медицинских заключений № 046-1, обусловлено необходимостью контроля за использованием данных форм и пресечения их фальсификации.
Кроме того, согласно п. 4.1 приложения № 3 к Приказу Минфина РФ № 14н от 07.02.2003 защищенной полиграфической продукцией признается полиграфическая продукция, необходимость защиты которой установлена нормативными правовыми актами или заказчиком и изготовленная с применением различных способов защиты, предотвращающих полную или частичную подделку этой продукции.
В соответствии со ст. 2 Закона Новосибирской области "О нормативных правовых актах Новосибирской области" нормативным правовым актом Новосибирской области является официальный документ, принятый, в частности, областными исполнительными органами государственной власти Новосибирской области, содержащий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правовых отношений.
Согласно п. 13 ст. 17 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговля указанной продукцией является видом деятельности, на осуществление которого требуется лицензия.
Согласно ст. 2 Закона РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" отношения, связанные с деятельностью в области оказания психиатрической помощи, регулируются как данным Законом, так и другими нормативными правовыми актами Правительства РФ и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами субъектов РФ. Ст. 2 указанного Закона установлено, что организация оказания психиатрической помощи осуществляется специализированными медицинскими учреждениями субъектов РФ. Решение о признании гражданина непригодным к деятельности, связанной с источником повышенной опасности, каковой является использование оружия, принимается врачебной комиссией, уполномоченной на то органом здравоохранения (ч. 1 ст. 6 указанного Закона).
Порядок медицинского освидетельствования установлен Постановлением Правительства РФ № 695 от 23.09.2002, утвердившим Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности. Согласно п. 4 данных Правил освидетельствование работника проводится врачебной комиссией, создаваемой органом здравоохранения. Только в государственных специализированных учреждениях имеется специальная врачебная комиссия из не менее 3-х высококвалифицированных врачей-психиатров и врачей-психиатров-наркологов, состав которой утвержден вышестоящим органом управления здравоохранением, а также лаборатории для необходимых обследований.
В настоящее время только в государственных специализированных учреждениях здравоохранения ведутся ежедневно пополняемые и изменяемые базы данных (картотека, регистр) на лиц, находящихся на учете у врачей-психиатров и врачей-психиатров-наркологов. Передача персональных данных граждан неопределенному кругу лиц запрещена ФЗ "О персональных данных".
Кроме того, департамент здравоохранения Новосибирской области сообщил, что в настоящее время в Минюсте РФ находится на согласовании проект приказа Минздрава РФ о внесении в Приказ Минздрава РФ № 344 от 11.09.2000 изменений, предусматривающих прохождение гражданами психиатрического и наркологического освидетельствования во врачебных комиссиях специализированных учреждений по месту жительства.
При рассмотрении материалов дела установлено следующее.
В соответствии со ст. 9 ФЗ "Об оружии" приобретение оружия и патронов к нему на территории РФ подлежит лицензированию, за исключением приобретения оружия и патронов к нему государственными военизированными организациями. Лицензии на приобретение оружия и патронов к нему выдаются органами внутренних дел.
Согласно ст. 13 ФЗ "Об оружии" для получения лицензии на приобретение оружия гражданин РФ обязан представить в орган внутренних дел по месту жительства заявление по установленной форме, медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к владению оружием, связанных с нарушением зрения, психическим заболеванием, алкоголизмом или наркоманией, и документ, подтверждающий гражданство РФ, а также другие документы в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 9 ФЗ "Об оружии". В соответствии с указанной статьей в п. 24 Постановления Правительства РФ № 814 от 21.07.98 определен перечень заболеваний, при наличии которых противопоказано владение оружием.
Приказом Минздрава РФ № 344 от 11.09.2000 утверждена учетная форма № 046-1 "Медицинское заключение по результатам освидетельствования гражданина для выдачи лицензии на приобретение оружия" (обязательные требование к содержанию медицинского заключения). При этом федеральным законодательством не урегулирован вопрос о бумажном носителе, на котором изготавливается указанное медицинское заключение, в том числе о наличии (отсутствии) специальных защитных мер к изготовлению бланка для учетной формы № 046-1.
В п. 3 Порядка департамент здравоохранения Новосибирской области и Главное управление внутренних дел Новосибирской области установили, что бланк указанного медицинского заключения является защищенной от подделок полиграфической продукцией (уровень защиты "В") и его технические характеристики утверждаются и изменяются совместным приказом департамента здравоохранения Новосибирской области и ГУВД по Новосибирской области.
В п. 5 Порядка предусмотрено, что медицинские учреждения заказывают необходимое количество бланков медицинского заключения на предприятиях, имеющих лицензию на осуществление деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции.
Федеральный закон "Об оружии" и Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 № 814, не связывают возможность осуществления медицинским учреждением освидетельствования для получения лицензии на право приобретения оружия с условием оказания медицинской помощи гражданину на постоянной основе, а в соответствии со статьей 37.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан медицинская помощь оказывается в медицинских организациях, в том числе учрежденных физическими лицами, независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности, получивших лицензию на медицинскую деятельность. Медицинская помощь оказывается также лицами, занимающимися частной медицинской практикой, при наличии у них лицензии на медицинскую деятельность.
При нормативно-правовом регулировании вопросов о бумажном носителе, на котором изготавливается указанное медицинское заключение, в том числе о наличии (отсутствии) специальных защитных мер к изготовлению бланка для учетной формы № 046-1 субъектами Российской Федерации, возникает вероятность установления разных требований к бланкам медицинских заключений в разных субъектах Российской Федерации, что нарушает статью 8 Конституции Российской Федерации, гарантирующую единство экономического пространства, свободное перемещения товаров, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности.
В результате установления не предусмотренных законодательством РФ требований к бумажному носителю, на котором изготавливается медицинское заключение (форма № 046-1), хозяйствующие субъекты, ранее изготавливавшие бланки самостоятельно либо в организациях по своему выбору, вынуждены обращаться в организации, имеющие лицензии на изготовление защищенной от подделок полиграфической продукции, что создает необоснованное препятствование их деятельности.
Установленные п. п. 2, 6, 9 - 14 Порядка требования осуществлять освидетельствование граждан для выдачи лицензии на право приобретения оружия:
- врачом-психиатром и врачом-психиатром-наркологом только в специализированных учреждениях (диспансеры, диспансерные отделения, кабинеты городских, центральных районных и районных больниц и поликлиник) по территориально-участковому принципу;
- в лечебно-профилактических учреждениях, оказывающих гражданину медицинскую помощь на постоянной основе;
- в зависимости от места работы (службы), от ведомства (службы), назначавшего пенсионное содержание, ограничивают права иных медицинских организаций, имеющих соответствующую лицензию на медицинскую деятельность, в частности ЗАО "Центр-Сирена".
Обеспечивая развитие единой системы медицинского обслуживания на территории области (п. 2.16 Положения о департаменте здравоохранения Новосибирской области), департамент здравоохранения Новосибирской области не вправе устанавливать не предусмотренные федеральным законодательством ограничения на осуществление прав частных медицинских организаций, имеющих лицензию на проведение экспертизы на право владения оружием (медицинского освидетельствования).
В соответствии со статьей 16 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к:
1) повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
2) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;
3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков);
4) ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Департамент здравоохранения Новосибирской области и Главное управление внутренних дел Новосибирской области осуществили согласованные действия, выразившиеся в принятии совместного приказа № 801/278 от 18.05.2009 "О порядке медицинского освидетельствования граждан для выдачи лицензии на право приобретения оружия", который:
- устанавливает не предусмотренные федеральным законодательством требования к бланкам медицинских заключений (защита, технические характеристики), к составу их изготовителей;
- разделяет товарный рынок медицинских услуг по территориальному принципу, служебной (ведомственной) принадлежности граждан (потребителей услуг) и по составу хозяйствующих субъектов, оказывающих соответствующие медицинские услуги;
- ограничивает доступ на соответствующий товарный рынок и устраняет с него хозяйствующих субъектов.
Указанные согласованные действия нарушают статью 16 Федерального закона "О защите конкуренции", поскольку приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
По существу дела департамент здравоохранения Новосибирской области не представил пояснение.
На заседании Комиссии представитель департамента здравоохранения Новосибирской области <...> пояснила следующее.
Установление в п. 2 Порядка требований к бланку медицинского заключения по результатам освидетельствования гражданина для получения лицензии на приобретение оружия защищает от подделок медицинские заключения (уровень защиты "В") и не изменяет содержание формы № 046-1, установленной Приказом Министерства здравоохранения Российской от 11.09.2000 № 344.
Департамент здравоохранения Новосибирской области изучал опыт других регионов Российской Федерации по данному вопросу. Во многих регионах Российской Федерации также приняты нормативные правовые акты, устанавливающие требования к бланку указанного медицинского заключения, в том числе по вопросу отнесения их к защищенной полиграфической продукции.
При утверждении Порядка департамент здравоохранения Новосибирской области руководствовался письмом Минфина РФ от 17.02.2005 № 05-03-06/11 "О ситуации в области изготовления защищенной от подделок полиграфической продукции, а также торговли указанной продукцией", статьей 2 Закона Новосибирской области "О нормативных правовых актах Новосибирской области".
Принятие указанного Порядка позволило снизить количество поддельных документов.
В настоящее время только в государственных специализированных учреждениях здравоохранения ведутся ежедневно пополняемые и изменяемые базы данных (картотека, регистр) на лиц, находящихся на учете у врачей-психиатров и врачей-психиатров-наркологов. Передача персональных данных граждан неопределенному кругу лиц запрещена ФЗ "О персональных данных".
Решение о признании гражданина непригодным к деятельности, связанной с источником повышенной опасности, каковой является использование оружия, принимается врачебной комиссией, уполномоченной на то органом здравоохранения (ч. 1 ст. 6 указанного Закона).
По существу дела Главное управление внутренних дел Новосибирской области пояснение не представило.
Проанализировав материалы дела, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам:
1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся вопросы установления правовых основ единого рынка (ст. 71), безопасности, в том числе определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов и порядок их использования (ст. 71).
На территории Российской Федерации не допускается установление препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (ст. 74 Конституции).
Нормативные правовые акты, регулирующие вопросы о бумажном носителе, на котором изготавливается медицинское заключение по результатам освидетельствования гражданина для получения лицензии на приобретение оружия, в том числе о наличии (отсутствии) специальных защитных мер к изготовлению бланка для учетной формы № 046-1, относятся к вопросам установления правовых основ единого рынка, безопасности, порядку продажи и покупки оружия, боеприпасов и их использования и находятся в ведении Российской Федерации.
Решение задачи по снижению количества поддельных документов не может осуществляться путем нарушения Конституции РФ и антимонопольного законодательства.


2. Осуществление медицинского освидетельствования граждан для выдачи лицензии на право приобретения оружия регулируется Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11.09.2000 № 344, который признан решением Верховного Суда РФ от 10.07.2009 № ГКПИ09-652 недействительным в части: осуществления медицинского освидетельствования в лечебно-профилактических учреждениях, оказывающих медицинскую помощь гражданину на постоянной основе (по месту жительства либо работы или по договору обязательного медицинского страхования); слов "участковый".
В соответствии со статьей 19 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.
Вступившие в законную силу постановления федеральных судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации (ст. 6 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации").
Наличие картотеки больных у медицинского учреждения не может быть основанием для ограничения медицинской деятельности иных хозяйствующих субъектов, имеющих соответствующую лицензию, тем более что сведения, находящиеся в картотеке не могут заменить обследование больного для установления диагноза на момент обращения.
3. В соответствии с разделом IV Федерального закона "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" психиатрическое освидетельствование относится к видам психиатрической помощи и проводится для определения: страдает ли обследуемый психическим расстройством, нуждается ли он в психиатрической помощи, а также для решения вопроса о виде такой помощи (ст. 23). Психиатрическую помощь оказывают государственные, негосударственные психиатрические и психоневрологические учреждения и частнопрактикующие врачи-психиатры, имеющие лицензии в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 18).
Часть 1 ст. 6 Федерального закона "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" предусматривает, что решение о признании гражданина непригодным к деятельности, связанной с источником повышенной опасности (использование оружия), принимает врачебная комиссия, уполномоченная на то органом здравоохранения. Однако данный вопрос разрешается после психиатрического освидетельствования, в результате которого установлено заболевание, включенное в перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности.
Таким образом, устанавливая:
- не предусмотренные федеральным законодательством требования к бланкам медицинских заключений в части их защиты, технических характеристик, к составу их изготовителей;
- порядок осуществления освидетельствования граждан для выдачи лицензии на право приобретения оружия, а именно: врачом-психиатром и врачом-психиатром-наркологом только в специализированных учреждениях (диспансеры, диспансерные отделения, кабинеты городских, центральных районных и районных больниц и поликлиник), по территориально-участковому принципу; в лечебно-профилактических учреждениях, оказывающих гражданину медицинскую помощь на постоянной основе, в зависимости от места работы (службы), от ведомства (службы), назначавшего пенсионное содержание, департамент здравоохранения Новосибирской области и ГУВД по Новосибирской области создали необоснованные препятствия одним медицинским организациям и преимущества другим медицинским организациям, что может привести к ограничению конкуренции на рынке оказания медицинских услуг.
Данное обстоятельство является основанием для выдачи предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия

решила:

1. Признать департамент здравоохранения Новосибирской области и Главное управление внутренних дел Новосибирской области нарушившими статью 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" путем принятия совместного приказа № 801/278 от 18.05.2009 "О порядке медицинского освидетельствования граждан для выдачи лицензии на право приобретения оружия", который устанавливает:
- не предусмотренные федеральным законодательством требования к бланкам медицинских заключений (защита, технические характеристики), к составу их изготовителей;
- разделяет товарный рынок медицинских услуг по территориальному принципу, служебной (ведомственной) принадлежности граждан (потребителей услуг) и по составу хозяйствующих субъектов, оказывающих соответствующие медицинские услуги;
- ограничивает доступ на соответствующий товарный рынок и устраняет с него одних хозяйствующих субъектов и создает преимущественные условия деятельности для других хозяйствующих субъектов.
2. Признать имеющиеся материалы достаточными для выдачи предписания департаменту здравоохранения Новосибирской области и Главному управлению внутренних дел Новосибирской области о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
С целью устранения нарушения департаменту здравоохранения Новосибирской области и Главному управлению внутренних дел Новосибирской области необходимо исключить из приказа департамента здравоохранения Новосибирской области и Главного управления внутренних дел Новосибирской области № 801/278 от 18.05.2009 "О порядке медицинского освидетельствования граждан для выдачи лицензии на право приобретения оружия" положения:
- определяющие бланк медицинского заключения по результатам освидетельствования гражданина для получения лицензии на приобретение оружия как защищенная от подделок полиграфическая продукция (уровень защиты "В") и позволяющие утверждать и изменять его технические характеристики совместным приказом департамента здравоохранения Новосибирской области и ГУВД по Новосибирской области;
- обязывающие медицинские учреждения заказывать бланки медицинского заключения на предприятиях, имеющих лицензию на осуществление деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции;
- устанавливающие право осуществлять освидетельствование граждан для выдачи лицензии на право приобретения оружия: врачом-психиатром и врачом-психиатром-наркологом только в специализированных учреждениях (диспансеры, диспансерные отделения, кабинеты городских, центральных районных и районных больниц и поликлиник) по территориально-участковому принципу, в лечебно-профилактических учреждениях, оказывающих гражданину медицинскую помощь на постоянной основе, а также в зависимости от места работы (службы), от ведомства (службы), назначавшего пенсионное содержание.
3. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.
Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа

Председатель Комиссии
А.А.ЕЛЬЧАНИНОВ

Члены Комиссии:
Н.П.КАМНЕВА
В.А.ДОНСКИХ





ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДПИСАНИЕ
от 18 марта 2010 г. № 13

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Ельчанинов А.А. - заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;
Камнева Н.П. - начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;
Донских В.А. - главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,
руководствуясь частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 18.03.2010 по делу № 20 от 02.02.2010 по признакам нарушения департаментом здравоохранения Новосибирской области (Красный проспект, 18, г. Новосибирск, 630011) и Главным управлением внутренних дел Новосибирской области статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

предписывает:

1. Департаменту здравоохранения Новосибирской области и Главному управлению внутренних дел Новосибирской области в срок до 30.03.2010 устранить нарушение статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" выразившееся в принятии совместного приказа № 801/№ 278 от 18.05.2009 "О порядке медицинского освидетельствования граждан для выдачи лицензии на право приобретения оружия", который устанавливает:
- не предусмотренные федеральным законодательством требования к бланкам медицинских заключений (защита, технические характеристики), к составу их изготовителей;
- разделяет товарный рынок медицинских услуг по территориальному принципу, служебной (ведомственной) принадлежности граждан (потребителей услуг) и по составу хозяйствующих субъектов, оказывающих соответствующие медицинские услуги;
- ограничивает доступ на соответствующий товарный рынок и устраняет с него одних хозяйствующих субъектов и создает преимущественные условия деятельности для других хозяйствующих субъектов.
2. С целью исполнения настоящего предписания департаменту здравоохранения Новосибирской области и Главному управлению внутренних дел Новосибирской области необходимо исключить из приказа департамента здравоохранения Новосибирской области и Главного управления внутренних дел Новосибирской области № 801/278 от 18.05.2009 "О порядке медицинского освидетельствования граждан для выдачи лицензии на право приобретения оружия" положения:
- определяющие бланк медицинского заключения по результатам освидетельствования гражданина для получения лицензии на приобретение оружия как защищенная от подделок полиграфическая продукция (уровень защиты "В") и позволяющие утверждать и изменять его технические характеристики совместным приказом департамента здравоохранения Новосибирской области и ГУВД по Новосибирской области;
- обязывающие медицинские учреждения заказывать бланки медицинского заключения на предприятиях, имеющих лицензию на осуществление деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции;
- устанавливающие право осуществлять освидетельствование граждан для выдачи лицензии на право приобретения оружия: врачом-психиатром и врачом-психиатром-наркологом только в специализированных учреждениях (диспансеры, диспансерные отделения, кабинеты городских, центральных районных и районных больниц и поликлиник) по территориально-участковому принципу, в лечебно-профилактических учреждениях, оказывающих гражданину медицинскую помощь на постоянной основе, а также в зависимости от места работы (службы), от ведомства (службы), назначавшего пенсионное содержание.
3. Об исполнении настоящего предписания департаменту здравоохранения Новосибирской области и Главному управлению внутренних дел Новосибирской области сообщить в Новосибирское УФАС России до 31.03.2010, с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Председатель Комиссии
А.А.ЕЛЬЧАНИНОВ

Члены Комиссии:
Н.П.КАМНЕВА
В.А.ДОНСКИХ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Новосибирского УФАС РФ от 18.03.2010
<Об издании нормативного правового акта, устанавливающего требования к бланкам медицинских заключений в части защиты, технических характеристик, к составу изготовителей, порядок осуществления освидетельствования граждан для выдачи лицензии на право приобретения оружия, который привел к ограничению конкуренции на рынке оказания медицинских услуг>
(вместе с предписанием Новосибирского УФАС РФ от 18.03.2010 № 13)

Решение
Предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru