Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Смоленская область


ЛЕНИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД Г. СМОЛЕНСКА

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 17 марта 2010 года

Ленинский районный суд г. Смоленска
в составе:
председательствующего судьи Малиновской И.Э.,
при секретаре К.,
рассмотрев гражданское дело по заявлению прокурора Смоленской области о признании подпункта 1.2 пункта 1 решения 79-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 23.10.2009 г. № 1270 "О внесении изменений и дополнений в Устав города Смоленска" противоречащим федеральному законодательству и недействующим,

установил:

Прокурор Смоленской области обратился в суд с заявлением о признании подпункта 1.2 пункта 1 решения 79-й сессии Смоленского Совета III созыва от 23.10.2009 г. № 1270 "О внесении изменений и дополнений в Устав города Смоленска" противоречащим федеральному законодательству и подлежащим отмене с момента его вступления в силу - официального опубликования, в обоснование указав, что внесенные пп. 1.2 п. 1 указанного решения дополнения в часть 2 ст. 25 Устава города Смоленска в части полномочий Смоленского городского Совета по осуществлению от имени города Смоленска прав акционера открытых акционерных обществ, акции которых находятся в муниципальной собственности города Смоленска, вместе с тем федеральным законодательством, Уставом города Смоленска вопросы, касающиеся управления и распоряжения имуществом, отнесены к полномочиям органов местного самоуправления, которые реализует Администрация г. Смоленска, Смоленский городской Совет являясь представительным органом, возложил на себя дополнительные полномочия (исполнительно-распорядительные) по распоряжению и владению имуществом находящимся в собственности города Смоленска, тем самым нарушив принцип разделения полномочий между представительным и исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления.
В судебном заседании представитель прокуратуры Смоленской области - А., доводы заявления поддержала по изложенным выше мотивам.
Представитель Смоленского городского Совета - Б. заявленные требования не признала, считая их не обоснованными, просит в заявленных требованиях заявителю отказать, в ходе судебного разбирательства указав, что со стороны Смоленского городского Совета при принятии оспариваемой части решения, никаких нарушений действующего законодательства, как и Устава города Смоленска допущено не было, в связи с чем принятое решение является законным и обоснованным. Также указав, что Смоленский городской Совет, является органом местного самоуправления, как Глава города и Администрация города, поэтому имеет такие же права по управлению и распоряжению муниципальным имуществом, в том числе акциями, которые также относятся и являются муниципальным имуществом. Также обратив внимание суда на то обстоятельство, что заявителем в заявлении не указано и не приведено, какие конкретно права, свободы или законные интересы неопределенного круга лиц нарушены оспариваемым решением и в чем заключается данное нарушение. Федеральным законом № 131-ФЗ представительному органу местного самоуправления предоставлено исключительное право на определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, поэтому Смоленский городской Совет принял оспариваемое решение, в том числе и целях рационального управления имуществом, в остальном поддержав возражения представленные суду в письменном виде.
Представитель Администрации города Смоленска - Г. поддержав поданное прокурором Смоленской области заявление о признании подпункта 1.2 пункта 1 решения 79-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 23.10.2009 г. № 1270 "О внесении изменений и дополнений в Устав города Смоленска" противоречащим федеральному законодательству, в ходе судебного разбирательства также пояснил, что принятием оспариваемого пункта решения Смоленский городской Совет, являясь представительным органом, наделил себя дополнительными полномочиями по управлению и распоряжению муниципальным имуществом, возложив на себя тем самым исполнительно-распорядительные функции, которые относятся к компетенции Администрации города Смоленска, в остальном поддержав пояснения представленные суду в письменном отзыве.
Суд, заслушав объяснения лиц участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствие с Конституцией РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ч. ч. 1 и 2 ст. 46).
Согласно ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований путем обращения в суд с заявлениями, как в порядке искового производства, так и по делам, возникающим из публичных правоотношений, а также по делам, рассматриваемым в порядке особого производства.
В силу ч. 2 ст. 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Как установлено в судебном заседании решением 79-й сессии Смоленского городского Совета III созыва № 1270 от 23.10.2009 г. внесены изменения и дополнения в Устав города Смоленска, согласно которым п. 6.1 ч. 2 ст. 25 Устава города Смоленска дополнен в части полномочий Смоленского городского Совета по осуществлению от имени города Смоленска прав акционера открытых акционерных обществ, акции которых находятся в муниципальной собственности города Смоленска (пп. 1.2 п. 1 решения № 1270 от 23.10.2009 г.), который опубликован в газете "Рабочий путь" от 13.02.2010 г., вступает в силу со дня его официального опубликования (л.д. 6-7,8).
Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются и подтверждаются письменными материалами дела.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
Согласно ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.
В силу части 2 статьи 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду часть 1 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ч. 1 ст. 34 Федерального закона).

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 5 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В соответствии с п. 5 ч. 10 ст. 35 Федерального закона в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, которым является Смоленский городской Совет, находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Аналогичные полномочия Смоленского городского Совета закреплены и в ст. 25 Устава города Смоленска.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду часть 3 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

По данному вопросу, как и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта РФ, уставом муниципального образования, представительный орган муниципального образования принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования (ч. 3 ст. 43 Федерального закона).
В силу пп. 3 ч. 1 ст. 41 Устава города Смоленска владение, пользование, распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в соответствии с действующим законодательством и порядком, установленным Смоленским городским Советом отнесено к компетенции Администрации г. Смоленска.
Определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, включает в себя, в частности, порядок передачи муниципального имущества во временное безвозмездное пользование, порядок продажи такого имущества, порядок утверждения планов приватизации объектов муниципальной собственности, установленные в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и т.п.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду часть 1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Принятие конкретных решений, в частности, по вопросам управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, относится к исполнительно-распорядительным полномочиям органов местного самоуправления, которые реализует местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), наделенная Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ (ч. 1 ст. 37 Федерального закона).
Учитывая данные требования, при разграничении полномочий следует руководствоваться принципом разделения функций исполнительных и представительных органов, так к полномочиям представительного органа относится нормативное регулирование, утверждение нормативных актов подготовленных администрацией, контроль и оценка исполнения полномочий администрацией и ее должностными лицами, а к полномочиям администрации следует относить исполнительно-распорядительные функции.
Принимая во внимание, что внесением дополнений в ч. 2 ст. 25 Устава города Смоленска на Смоленский городской Совет возлагаются дополнительные полномочия, а именно наделение его исполнительно-распорядительными функциями в отношении принадлежащих городу Смоленску акций в уставном капитале хозяйственных обществ от имени муниципального образования, принятием данного решения нарушается принцип разделения полномочий между представительным и исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, установленный действующим законодательством, тем самым Смоленский городской Совет в нарушение действующего законодательства возложил на себя дополнительные полномочия, отнесенные действующим законодательством к полномочиям исполнительно-распорядительного органа муниципального образования.
Таким образом, принятие конкретных решений, в частности, по вопросам управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, относится к исполнительно-распорядительным полномочиям органов местного самоуправления, которые реализует исполнительно-распорядительный орган, т.е. Администрация города.
Согласно правовой позиции Верховного суда РФ, изложенной в п. 7 Постановления Пленума от 29 ноября 2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" при обращении прокурора с заявлением об оспаривании нормативного правового акта от него не требуется указания данных, конкретизирующих, чьи и какие права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами, нарушаются оспариваемым актом, поскольку ст. 251 ГПК РФ не возлагает на него такую обязанность, в связи с чем доводы представителя Смоленского городского Совета в ходе судебного разбирательства на отсутствие в заявлении заявителя конкретных обстоятельств со ссылками на нормы права, которые оспариваемым в части решением (актом) нарушаются свободы или законные интересы неопределенного круга лиц, судом во внимание не принимаются и не могут быть положены, в обоснование отказа в заявленных заявителем требованиях.
С учетом приведенного выше, анализируя собранные и представленные доказательства и обстоятельства возникшего спора, суд находит требования заявленные прокурором Смоленской области подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление прокурора Смоленской области удовлетворить.
Признать подпункт 1.2 пункта 1 решения 79-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 23.10.2009 г. № 1270 "О внесении изменений и дополнений в Устав города Смоленска" недействующим со дня его вступления в силу - официального опубликования.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд в течение десяти дней с подачей жалобы через районный суд.

Председательствующий
МАЛИНОВСКАЯ И.Э.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 17.03.2010
<О признании недействующим подпункта 1.2 пункта 1 решения Смоленского городского Совета от 23.10.2009 № 1270 "О внесении изменений и дополнений в Устав города Смоленска>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru