АРБИТРАЖНЫЙ СУД АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 6 марта 2009 г. по делу № А04-293/2009
(извлечение)
27 февраля 2009 года объявлена резолютивная часть решения.
6 марта 2009 года решение изготовлено в полном объеме.
Арбитражный суд
рассмотрев в судебном заседании заявление межрайонной ИФНС России № 5 по Амурской области
к администрации Ивановского сельсовета
о взыскании 8931,63 руб.
установил:
межрайонная ИФНС России № 5 по Амурской области обратилась в Арбитражный суд Амурской области с заявлением к администрации Ивановского сельсовета о взыскании задолженности по единому социальному налогу за июнь 2008 г., составляющей недоимку по ЕСН (ФБ) в сумме 6622,15 руб., недоимку по ЕСН в ФСС в сумме 2259,48 руб., а также штрафа за несвоевременное представление расчета по ЕСН за 9 месяцев 2007 г. в сумме 50 руб., всего - 8931,63 руб.
В судебное заседание налоговый орган явку своего представителя не обеспечил, представил ходатайство, в котором просил дело рассмотреть в отсутствие своего представителя, в связи с проведением зачета заявленные требования уточнил, просил взыскать с ответчика 50 рублей штрафа за несвоевременное представление расчета по ЕСН за 9 месяцев 2007 г.
Уточнение требований судом в соответствии с предписаниями ст. 49 АПК РФ принято.
Ответчик, уведомленный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, явку представителя в судебное заседание не обеспечил, отзыв на заявленные требования не представил.
Суд считает возможным рассмотреть дело согласно ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителей сторон.
Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Администрация Ивановского сельсовета зарегистрирована решением межрайонной ИМНС России № 5 по Амурской области от 4 февраля 1998 г. за № 5/9, основной государственный регистрационный номер 1022801006800.
Налоговым органом в отношении ответчика проведена камеральная налоговая проверка расчета по авансовым платежам по ЕСН за 9 месяцев 2007 г. По результатам проверки вынесено решение от 4 июня 2008 г. № 9991 о привлечении ответчика к налоговой ответственности за несвоевременное представление расчета по авансовым платежам по ЕСН за 9 месяцев 2007 года в виде штрафа в сумме 50 руб.
Требованием по состоянию на 30 июля 2008 г. № 2151 ответчику предложено погасить задолженность, в том числе по уплате штрафа в срок до 9 августа 2008 г.
Требование налогового органа в полном объеме не исполнено, в связи с чем, межрайонная ИФНС России № 6 по Амурской области обратилась в арбитражный суд с требованием о взыскании в судебном порядке с ответчика задолженности по уплате штрафа.
Оценив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения уточненных требований заявителя по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ бюджетным учреждением является организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов. Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что организации, наделенные государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управления, не имеющие статуса федерального казенного предприятия, в целях настоящего кодекса признаются бюджетными учреждениями.
Пунктом 7 статьи 161 БК РФ установлено, что бюджетное учреждение, подведомственное федеральным органам исполнительной власти, использует бюджетные средства исключительно через лицевые счета бюджетных учреждений, которые ведутся Федеральным казначейством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 239 БК РФ обращение взыскания на бюджетные средства осуществляется только на основании судебного акта.
Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 45 НК РФ взыскание налога с организации, которой открыт лицевой счет, производится в судебном порядке.
Как следует из материалов дела, администрация Ивановского сельсовета является бюджетной организацией, в связи с чем, взыскание налога, штрафа производится в судебном порядке.
В силу ст. 235 НК РФ ответчик является плательщиком единого социального налога.
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Согласно абзацу 5 пункта 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным.
В соответствии с ч. 1 ст. 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.
Из представленных материалов усматривается, что расчет ЕСН за 9 месяцев 2007 года представлен налогоплательщиком в налоговый орган 25 октября 2007 г.
Согласно положениям ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).
Налоговым органом проведена камеральная проверка представленного расчета, в ходе которой установлено несоблюдение администрацией Ивановского сельсовета срока представления расчета по авансовым платежам по ЕСН за 9 месяцев 2007 г. По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки налоговым органом составлен акт проверки от 7 февраля 2008 г. № 2471/5243817, вынесено решение от 4 июня 2008 г. № 9991/5645204 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 НК РФ, в виде взыскания штрафа в сумме 50 руб. Ответчику предложено требованием от 30 июля 2008 г. № 2151 в срок до 9 августа 2008 г. добровольно уплатить сумму штрафа.
Согласно ст. 100 НК РФ в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений (п. 6).
Акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем). Акт налоговой проверки должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом ((его представителем) - прежняя редакция).
В соответствии с предписаниями ст. 101 НК РФ акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 настоящего кодекса. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение. При этом соответствующее решение должно быть вручено в течение пяти дней после дня его вынесения. (Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение - предыдущая редакция).
Согласно положениям ст. 70 НК РФ требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требования об уплате сбора, а также пеней и штрафа.
В соответствии с п. 1 ст. 115 НК РФ исковое заявление о взыскании штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в случаях, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 2 статьи 45 настоящего кодекса, может быть подано налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа.
На день рассмотрения дела в суде задолженность по уплате штрафа за несвоевременное представление расчета по ЕСН за 9 месяцев 2007 г. в сумме 50 руб. не уплачена.
Судом установлено, что расчет по ЕСН за 9 месяцев 2007 г. представлен налогоплательщиком 25 октября 2007 г. Камеральная проверка проведена налоговым органом в период с 4 января 2008 г. по 25 января 2008 г., т.е. в установленный НК РФ срок. Акт камеральной налоговой проверки составлен налоговым органом 7 февраля 2008 г. - в пределах установленного НК РФ срока.
Акт в соответствии с редакцией п. 5 ст. 100 НК РФ, действовавшей в исследуемый период времени, должен был быть вручен налогоплательщику или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем); в случае уклонения от вручения - направлен заказным письмом, которое считается полученным по истечении шестидневного срока со дня его отправки.
С приведенного дня следует исчислять 15-дневный срок на принесение налогоплательщиком возражений, 10-дневный срок - на принятие решения о привлечении к налоговой ответственности. Решение должно быть направлено налоговым органом по почте и считалось бы полученным по истечении шести дней после его отправки, по истечении 10 дней - решение вступило в законную силу.
Поскольку предыдущая редакция НК РФ не предусматривала сроки вручения акта проверки и решения налогоплательщику, суд считает, что приведенные документы должны быть направлены последнему непосредственно после их принятия, иное толкование положений Налогового кодекса РФ повлекло бы нарушение прав и законных интересов налогоплательщиков, что противоречит общим принципам налогового законодательства РФ. Суд считает, что налоговый орган не вправе по своему усмотрению произвольно изменять порядок и установленные Налоговым кодексом РФ сроки привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности и взыскания санкций в судебном порядке.
Требование об уплате штрафа должно быть выставлено в течение 10 дней, налогоплательщику должно быть предоставлено право исполнить требование добровольно в течение 10 дней.
Таким образом, с учетом 6-месячного пресекательного срока на обращение в суд, налоговый орган должен был обратиться в суд не позднее 1 декабря 2008 г. Между тем, налоговый орган обратился в суд позже этой даты - 20 января 2009 г., при этом ходатайство о восстановлении пропущенного срока не заявил.
В соответствии с пунктом 6 информационного письма ВАС РФ от 17 марта 2003 г. № 71 пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога (статья 70 НК РФ) не влечет изменения порядка исчисления пресекательного срока на принудительное взыскание налога и пеней (штрафов).
Учитывая изложенное, суд, исходя из совокупности приведенных выше процессуальных сроков, считает пропущенным срок на принудительное взыскание в судебном порядке налоговой санкции и не находит оснований для удовлетворения в том числе уточненных требований заявителя в части взыскания с администрации Ивановского сельсовета задолженности по уплате штрафа за несвоевременное представление расчета по ЕСН за 9 месяцев 2007 г. в сумме 50 руб.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 180, 216 АПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск), либо после вступления его в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.