Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Амурская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 30 марта 2009 г. по делу № А04-388/2009

(извлечение)

30 марта 2009 года объявлена резолютивная часть решения.
30 марта 2009 года решение изготовлено в полном объеме.
Арбитражный суд
рассмотрев в судебном заседании исковое заявление ООО "Водоканал"
к министерству финансов Амурской области
о взыскании 11582,10 руб.
при участии 3-х лиц:
1. Финансовое управление администрации Ивановского района.
2. Администрация Ивановского района.
3. МУЗ "Ивановская центральная районная больница"

установил:

ООО "Водоканал" обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к министерству финансов Амурской области о взыскании убытков, понесенных в результате предоставления гражданам льгот по оплате технического обслуживания медицинским работникам с. Среднебелая за период с июня по декабрь 2007 года в сумме 11582,10 руб.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены финансовое управление администрации Ивановского района, администрация Ивановского района, МУЗ "Ивановская центральная районная больница".
Исковые требования обоснованы тем, что между истцом и МУЗ "Ивановская центральная районная больница" заключен договор от 1 января 2007 г. № 1 на возмещение затрат по льготам, установленным действующим законодательством, в соответствии с условиями которого истец предоставил медицинским работникам Среднебельской участковой больницы льготы по техобслуживанию в соответствии с Законом Амурской области от 5 декабря 2005 г. № 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий".
МУЗ "Ивановская центральная районная больница" в свою очередь обязательства по возмещению выпадающих доходов от предоставления средств социальной поддержки не исполнила. Задолженность по указанному договору составила 11582,10 руб., которую истец просит взыскать на основании ст.ст. 16, 1069 ГК РФ в качестве убытков с министерства финансов Амурской области.
Истец в судебном заседании на иске настаивал в полном объеме.
Ответчик извещенный судом о времени и месте судебного разбирательства, не явился, ранее представил письменный отзыв на иск, согласно которому исковые требования не признал, указал, что в соответствии с Законом Амурской области от 1 сентября 2008 г. № 92-ОЗ "Об исполнении областного бюджета за 2007 год" Ивановскому району в части предоставления мер социальной поддержки специалистам государственных и муниципальных организаций, учреждений, финансируемых за счет средств областного и местных бюджетов, проживающим и работающим в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, выделены денежные средства в размере 13271 тыс. руб.
Третьи лица, извещенные судом надлежащим образом о времени и месте судебного заседания не явились.
МУЗ "Ивановская центральная районная больница" представила письменный отзыв на иск, в котором указала на недостаточность денежных средств для расчета с истцом, просила провести предварительное заседание без участия представителя.
Администрация Ивановского района представила письменный отзыв на иск, в котором указала, что исковые требования подлежат удовлетворению за счет казны Амурской области. На 1 января 2008 года выделено из областного бюджета 13271 тыс. руб., сумма фактических затрат предприятий, организаций, учреждений составила 15460,8 тыс. руб. в том числе, врачи, провизоры среднего и фармацевтического персонала - 6641 тыс. руб.
Задолженность областного бюджета на 1 января 2008 года составила 5648,8 тыс. руб. в том числе врачи, провизоры среднего и фармацевтического персонала - 2467,5 тыс. руб.
Суд считает возможным рассмотреть дело по существу в настоящем судебном заседании в отсутствие сторон и третьих лиц в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
1 января 2007 года между обществом с ограниченной ответственностью "Водоканал" (Исполнитель) и муниципальным учреждением здравоохранения "Ивановская центральная районная больница" (Заказчик) заключен договор № 1 на возмещение затрат по льготам установленным действующим законодательством.
В соответствии с условиями договора Заказчик поручил, а Исполнитель обязался предоставлять работникам Среднебельской участковой больницы льготы по т/обслуживанию согласно действующему законодательству и законам РФ.
Согласно п. 2.1 договора Заказчик обязался ежегодно представлять списки лиц, пользующихся льготой, по мере необходимости уточнять их, ежеквартально оплачивать счета.
В силу п. 2.2 договора Исполнитель обязался начислять льготы, ежеквартально предъявлять счета на предоставление льготы.
Истец принятые по договору обязательства исполнил в полном объеме, в течение 2007 года на льготных условиях предоставлял льготы по оплате т/обслуживанию.
Муниципальным учреждением здравоохранения "Ивановская центральная районная больница" обязательства по оплате выпадающих доходов от предоставления гражданам социальной поддержки по оплате т/обслуживания исполнены ненадлежащим образом, в связи с чем сумма выпадающих доходов истца составила 11582,10 руб., которая подтверждается материалами дела, а также актами сверки взаиморасчетов по состоянию 1 апреля 2008 года, 1 октября 2008 года подписанным МУЗ "ЦРБ Ивановского района" без возражений. До настоящего времени указанная сумма истцу не оплачена.
В связи с невозмещением расходов за предоставленные льготы медицинским работникам согласно Закону Амурской области от 5 декабря 2005 г. № 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" за 2007 год в сумме 11582,10 руб. истец вынужден был обратиться с настоящим иском в Арбитражный суд.
В качестве доказательств предоставления льгот истцом в материалы дела представлены счета-фактуры от 15 июня 2007 г. № 162, от 20 декабря 2007 г. № 414, от 22 ноября 2007 г. № 375, от 25 сентября 2007 г. № 286, выставленные в адрес МУЗ "Ивановская центральная районная больница" с указанием сумм льгот и приложением списка граждан, которым предоставлены меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг; акты сверки с МУЗ "Ивановская ЦРБ" от 1 апреля 2008 года, от 1 октября 2008 года, подписанные без возражений.
Документы, представленные истцом в качестве доказательств по делу, ответчиком не оспорены, равно как и списки граждан, которым предоставлены меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с июня 2007 года по декабрь 2007 год (медицинские работники).
Суд в соответствии со ст. 71 АПК РФ оценивает представленные документы как надлежащие доказательства предоставления истцом льгот указанной категории граждан.
Пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ предусмотрено, что решение вопросов, относящихся к сфере социальной защиты населения, включая установление льгот, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Аналогичное положение закреплено в пункте 1 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ.
Закон Амурской области от 5 декабря 2005 г. № 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" (далее по тексту - Закон 99-ОЗ), устанавливает размеры, условия и порядок возмещения расходов на предоставление социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан.
В п. 9 "а", п. 11 статьи 1 Закона № 99-ОЗ определены категории граждан, имеющих право на получение социальной поддержки, в том числе: врачи, провизоры, средний медицинский и фармацевтический персонал медицинских и фармацевтических организаций, учреждений здравоохранения и социального обслуживания (далее - медицинские работники); пенсионеры, проработавшие не менее десяти лет в организациях и учреждениях, указанных в п.п. 9, 11 части 1 настоящей статьи, проживающие в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках).
Пунктом 4 ст. 9 Закона № 99-ОЗ предусмотрено, что обеспечение предусмотренных настоящим Законом мер социальной поддержки граждан производится за счет средств областного бюджета. Средства на реализацию передаваемых органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий предусматриваются в составе фонда компенсаций областного бюджета в виде субвенций.
Пунктом 5 ст. 2 Закона Амурской области от 5 декабря 2005 года № 99-ОЗ, установлено, что порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки устанавливается губернатором области.
Постановлением губернатора Амурской области от 23 декабря 2005 г. № 702 утвержден Порядок предоставления и использования субвенций, выделяемых из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов на оказание мер социальной поддержки гражданам отдельных категорий, согласно п. 2 которого в части финансирования расходов на предоставление мер социальной поддержки гражданам отдельных категорий, указанным в подпунктах 1 - 6, 12 - 14, 15 пункта 1 статьи 1 Закона № 99-ОЗ, главным распорядителем бюджетных средств по перечислению субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов является финансовый департамент администрации области.
Согласно отчету Ивановского района об использовании субвенций, за декабрь 2007 года, из областного бюджета на реализацию льгот предоставляемых специалистам, проживающим в сельской местности, из областного бюджета выделено 13271 тыс. руб., остаток средств на отчетный период составил 0,00 тыс. руб.
Сумма фактических затрат Ивановского района в 2007 году составила 15460,8 тыс. руб. (в том числе по медицинским работникам 6641 тыс. руб.), кредиторская задолженность перед предприятиями составляет 3459 тыс. руб. (в том числе по медицинским работникам 1138,5 тыс. руб.), что подтверждается отчетом об использовании субвенций, выделенных из областного бюджета по Ивановскому району за 2007 год.
Полученные из областного бюджета в 2007 году средства на реализацию Закона № 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" были полностью распределены, что также отражено в отчете об исполнении бюджета Ивановского района за 2007 год.
Из вышеизложенного следует, что фактическая потребность Ивановского района в средствах, необходимых для возмещения расходов по предоставленным льготам, превышает средства, выделенные бюджетом Амурской области.
Таким образом задолженность МУЗ "Ивановская центральная районная больница" по оплате выпадающих доходов истца в 2007 годы от предоставления гражданам социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг образовалась в результате недостаточного финансирования денежных средств, предусмотренных на оказание мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг медицинским работникам.
Доказательств нецелевого использования полученных бюджетом Ивановского района выделенных Амурской областью денежных средств суду не представлено.
Суд приходит к выводу, что МУЗ "Ивановская центральная районная больница" не имела возможности направлять средства на реализацию Закона Амурской области от 5 декабря 2005 г. № 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий", поскольку денежные средства из областного бюджета в необходимом количестве не передавались, а средств, выделенных в порядке субвенций, было недостаточно.
Федеральными законами "О финансовых основах местного самоуправления в РФ", "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" определено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.
В соответствии со ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные юридическому лицу в результате бездействия государственных органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием. Согласно ст. 1069 ГК РФ вред возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.
В соответствии с п. 16 постановления Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. № 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" установлено, что в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию неполученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшие товары (выполнившего работы, оказавшие услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Пунктом 17 названного Пленума установлено также, что ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, неполученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование.
При удовлетворении соответствующего требования в резолютивной части решения суда должно быть указано на взыскание денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования.
Поскольку администрации Ивановского района в 2007 году в достаточном размере не были выделены средства из областного бюджета на реализацию полномочий в части предоставления социальной поддержки гражданам, согласно Закону от 5 декабря 2005 г. № 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий", и МУЗ "Ивановская ЦРБ" не имело возможности для исполнения обязательств по возмещению истцу выпадающих доходов по договору от 1 января 2007 г. № 1, то убытки в сумме 11582,10 руб., возникшие в результате предоставления в 2007 году медицинским работникам, проживающим и работающим в Ивановском районе льгот по оплате коммунальных услуг, должна нести казна субъекта Амурской области в лице министерства финансов Амурской области на основании ст. 136 БК РФ, ст.ст. 16, 1069 ГК РФ.
В качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию выступает главный распорядитель средств соответствующего бюджета (ст. 158 Бюджетного кодекса).
Как установлено судом выше главным распорядителем бюджетных средств по перечислению субвенций на реализацию Закона от 5 декабря 2005 г. № 99-ОЗ является финансовый департамент администрации области, преобразованный в министерство финансов Амурской области.
Принимая во внимание изложенное, суд считает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению в сумме 11582,10 руб. за счет средств казны Амурской области.
Госпошлина по иску составляет 500 руб.
Истцом при подаче иска была уплачена госпошлина по платежному поручению от 14 января 2009 г. № 4 в сумме 500 руб.
Согласно ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поскольку ответчик в силу п. 1.1 ч. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобожден, на основании ст. 104 АПК, ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации истцу следует возвратить из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 500 руб.
Руководствуясь ст.ст. 104, 110, 167 - 171, 180 АПК РФ суд

решил:

взыскать с Амурской области в лице министерства финансов Амурской области за счет средств казны Амурской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" (ОГРН 1042800257070, ИНН 2816007967) убытки, понесенные в результате предоставления гражданам мер социальной поддержки за 2007 год в сумме 11582,10 руб.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Водоканал" (ОГРН 1042800257070, ИНН 2816007967) из федерального бюджета госпошлину в сумме 500 руб.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не будет подана апелляционная жалоба.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск), либо в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Амурской области от 30.03.2009 № А04-388/2009
Убытки, понесенные организацией в связи с предоставлением медицинским работникам льгот по оплате технического обслуживания, взысканы с Амурской области за счет средств областного бюджета

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru