РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РЕСПУБЛИКА КАЛМЫКИЯ МАЛОДЕРБЕТОВСКИЙ РАЙОН
СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ
МАЛОДЕРБЕТОВСКОГО РАЙОННОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РЕШЕНИЕ № 9
3 ноября 2009 года
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ЭКСПЕРТИЗЕ ПРОЕКТОВ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ОРГАНА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
МАЛОДЕРБЕТОВСКОГО РАЙОННОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ НА КОРРУПЦИОГЕННОСТЬ
В целях организации деятельности органа местного самоуправления Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия по предупреждению включения в проекты нормативных правовых актов положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, а также по выявлению и устранению таких положений, в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Законом
Республики Калмыкия от 27 июня 2008 года № 18-IV-З "О противодействии коррупции в Республике Калмыкия" и во исполнение решения Собрания депутатов Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия от 09.07.2009 г. № 6 "О представлении прокурора района от 29.06.2009 г. № 7-6-09", Собрание депутатов Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия решило:
1. Утвердить Положение
об экспертизе проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия на коррупциогенность (прилагается).
2. Настоящее решение вступает в силу со дня его опубликования (обнародования).
Председатель
Собрания депутатов
Малодербетовского РМО РК
Н.КУЗЬМИН
Глава
Малодербетовского РМО РК
А.ЧУДИДОВ
Утверждено
решением
Собрания депутатов
Малодербетовского РМО РК
от 3 ноября 2009 г. № 9
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ЭКСПЕРТИЗЕ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МАЛОДЕРБЕТОВСКОГО
РАЙОННОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ
КАЛМЫКИЯ НА КОРРУПЦИОГЕННОСТЬ
1. Экспертиза проектов нормативных правовых актов органа местного самоуправления (далее по тексту органа МСУ) Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия (далее по тексту Малодербетовского РМО РК) на коррупциогенность (далее - экспертиза на коррупциогенность) проводится в целях выявления в них, положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, проводится в отношении проектов нормативных правовых актов органа МСУ Малодербетовского РМО РК, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер.
2. Экспертиза на коррупциогенность проводится:
- по проектам нормативных правовых актов Собрания депутатов Малодербетовского РМО РК - контрольно-ревизионной комиссией Малодербетовского РМО РК;
- по проектам нормативных правовых актов Главы Администрации Малодербетовского РМО РК - юридическим отделом аппарата Администрации Малодербетовского РМО РК.
3. Экспертиза на коррупциогенность проводится в соответствии с Методикой
проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов органа МСУ Малодербетовского РМО РК на коррупциогенность, прилагаемой к настоящему Положению (далее - Методика).
4. Экспертиза на коррупциогенность проектов нормативных правовых актов Собрания депутатов Малодербетовского РМО РК, проектов нормативных правовых актов Главы Администрации Малодербетовского РМО РК проводится в течение 10 рабочих дней со дня поступления проекта в орган местного самоуправления.
5. Результаты экспертизы на коррупциогенность оформляются в соответствии с Методикой и отражаются в экспертном заключении (далее - заключение).
6. Положения проекта нормативного правового акта, способствующие созданию условий для проявления коррупции, выявленные при проведении экспертизы на коррупциогенность, устраняются разработчиком проекта в течение 5 рабочих дней со дня получения заключения.
7. После устранения выявленных коррупционных факторов, указанных в заключении, соответствующая комиссия повторно проводит экспертизу на коррупциогенность доработанного проекта нормативного правового акта в течение 5 рабочих дней со дня поступления доработанного проекта.
8. Экспертное заключение, составленное по итогам экспертизы на коррупциогенность, прилагается к проекту нормативного правового акта, вносимому разработчиком проекта на рассмотрение Собрания депутатов Малодербетовского РМО РК, Главы Администрации Малодербетовского РМО РК соответственно.
Приложение
к Положению об экспертизе проектов
нормативных правовых актов органа
местного самоуправления
Малодербетовского РМО РК
на коррупциогенность
МЕТОДИКА
ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ
ПРАВОВЫХ АКТОВ ОРГАНА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
МАЛОДЕРБЕТОВСКОГО РАЙОННОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ НА КОРРУПЦИОГЕННОСТЬ
1. Основной задачей применения настоящей методики является обеспечение проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов органа МСУ Малодербетовского РМО РК в целях выявления положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, и предотвращения включения в них указанных положений (далее - экспертиза на коррупциогенность).
2. В настоящей методике определяются правила предупреждения и выявления при подготовке и принятии проектов нормативных правовых актов коррупционных факторов и коррупциогенных норм.
Коррупционными факторами признаются положения проектов нормативных правовых актов, которые могут способствовать проявлениям коррупции при применении нормативных правовых актов, в том числе могут стать непосредственной основой коррупционной практики либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать или провоцировать их.
Коррупциогенными нормами признаются положения проектов нормативных правовых актов, содержащие коррупционные факторы.
3. Эффективность проведения экспертизы на коррупциогенность определяется ее системностью, достоверностью и проверяемостью результатов.
4. Для обеспечения системности, достоверности и проверяемости результатов экспертизы на коррупциогенность необходимо проводить экспертизу каждой нормы проектов нормативных правовых актов на коррупциогенность и излагать ее результаты единообразно с учетом состава и последовательности коррупционных факторов.
5. По результатам экспертизы на коррупциогенность составляется экспертное заключение, в котором отражаются все выявленные положения проектов нормативных правовых актов, способствующие созданию условий для проявления коррупции, с указанием структурных единиц проектов нормативных правовых актов (разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы) и соответствующих коррупционных факторов.
В экспертном заключении могут быть отражены возможные негативные последствия сохранения в проектах нормативных правовых актов выявленных коррупционных факторов.
6. Выявленные при проведении экспертизы на коррупциогенность положения, не относящиеся в соответствии с настоящей методикой к коррупционным факторам, но которые могут способствовать созданию условий для проявления коррупции, указываются в экспертном заключении.
7. Коррупционными факторами являются:
а) факторы, связанные с реализацией полномочий органа местного самоуправления;
б) факторы, связанные с наличием правовых пробелов;
в) факторы системного характера.
8. Факторы, связанные с реализацией полномочий органа местного самоуправления, выражаются в:
а) отсутствии или неопределенности сроков, условий или оснований принятия решения, наличии дублирующих полномочий органа местного самоуправления (их должностных лиц);
б) определении компетенции по формуле "вправе" - диспозитивном установлении возможности совершения органом местного самоуправления (должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
в) наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установлении неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
г) злоупотреблении правом заявителя органа местного самоуправления (должностными лицами) - отсутствии четкой регламентации прав граждан и организаций;
д) выборочном изменении объема прав - возможности необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органа местного самоуправления (должностных лиц);
е) наличии бланкетных и отсылочных норм, приводящем к принятию нормативных правовых актов, вторгающихся в компетенцию органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
ж) принятии нормативного правового акта сверх компетенции - нарушении компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
з) заполнении законодательных пробелов при помощи нормативных правовых актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установлении общеобязательных правил поведения в нормативном правовом акте в условиях отсутствия закона;
и) юридико-лингвистической неопределенности - употреблении неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
9. Факторы, связанные с правовыми пробелами, свидетельствуют об отсутствии правового регулирования некоторых вопросов в проекте нормативного правового акта и выражаются в:
а) существовании собственно пробела в правовом регулировании - отсутствии в проекте нормативного правового акта нормы, регулирующей определенные правоотношения, виды деятельности и так далее;
б) отсутствии административных процедур - отсутствии порядка совершения органом местного самоуправления (должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
в) отказе от конкурсных (аукционных) процедур - закреплении административного порядка предоставления права (блага);
г) отсутствии запретов и ограничений для органа местного самоуправления (должностных лиц) - отсутствии превентивных антикоррупционных норм, определяющих статус муниципальных служащих;
д) отсутствии мер ответственности органа местного самоуправления (должностных лиц) - отсутствии норм о юридической ответственности служащих, а также норм об обжаловании их действий (бездействия) и решений;
е) отсутствии указания на формы, виды контроля за органом местного самоуправления (должностными лицами) - отсутствии норм, обеспечивающих возможность осуществления контроля, в том числе общественного, за действиями органа местного самоуправления (должностных лиц, муниципальных служащих);
ж) нарушении режима прозрачности информации - отсутствии норм, предусматривающих раскрытие информации о деятельности органа местного самоуправления (должностных лиц), и порядка получения информации по запросам граждан и организаций.
10. Факторами системного характера являются факторы, обнаружить которые можно при комплексном анализе проекта нормативного правового акта, - нормативные коллизии. Нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для органа местного самоуправления (его должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.
На наличие такого коррупционного фактора указывает любой вид коллизии, если возможность ее разрешения зависит от усмотрения органа местного самоуправления (должностных лиц).