Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Амурская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 июня 2008 г. по делу № А04-889/08-23/56

(извлечение)

17 июня 2008 года объявлена резолютивная часть решения.
24 июня 2008 года решение изготовлено в полном объеме.
Арбитражный суд
рассмотрев в судебном заседании исковое заявление ОАО "ДЭК" в лице филиала "Амурэнергосбыт"
к МУ "Администрация рабочего поселка Талакан Бурейского района", муниципальному образованию Бурейскому району в лице финансового управления администрации Бурейского района
о взыскании 225185 руб. 70 коп. и встречное исковое заявление МУ "Администрация рабочего поселка Талакан Бурейского района" к ОАО "ДЭК" в лице филиала "Амурэнергосбыт" о признании ничтожным дополнительного соглашения от 12 сентября 2007 г. к муниципальному контракту № 555 от 1 января 2007 года
3-и лица: администрация Бурейского района; МУ "Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Бурейского района"

установил:

в Арбитражный суд Амурской области обратилось ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" в лице филиала "Амурэнергосбыт" (далее - ОАО "ДЭК") с иском к МУ "Администрация рабочего поселка Талакан Бурейского района" (далее - администрация) о взыскании задолженности в размере 225185 руб. 70 коп. за потребленную электроэнергию за период с 1 ноября 2007 года по 31 декабря 2007 года.
В обоснование своих требований истец указал, что 1 января 2007 года между ОАО "Амурэнерго" (далее - гарантирующий поставщик) и администрацией (далее - заказчик) заключен муниципальный контракт № 555.
С 1 февраля 2007 года в связи с реорганизацией ОАО "Амурэнерго" в форме слияния с ОАО "Хабаровскэнерго", ОАО "Южное Якутскэнерго", ОАО "Дальэнерго", ЗАО "ЛуТЭК" образовалось ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" с сохранением полного правопреемства.
Согласно п. 1.1 указанного контракта гарантирующий поставщик осуществляет продажу электрической энергии и мощности через привлеченных третьих лиц, а государственный заказчик обязуется оплачивать приобретенную электроэнергию и оказанные услуги.
Дополнительным соглашением от 12 сентября 2007 года в муниципальный контракт № 555 от 1 января 2007 года внесены изменения и дополнения в части включения в расчетную схему контракта новых объектов жилищного фонда п. Талакан, а именно общежитий N№ 4, 5, 9, 7, 6.
Пунктом 6.2 контракта от 1 января 2007 года предусмотрено, что гарантирующий поставщик в срок до 5 числа месяца, следующего за расчетным, выписывает счет-фактуру на сумму фактически потребленной электроэнергии. Заказчик в течение 3-х дней с момента получения счета-фактуры, с учетом суммы денежных средств, ранее оплаченных и поступивших гарантирующему поставщику в счет оплаты потребленной электрической энергии в данном расчетном периоде, производит оплату данного счета-фактуры.
В соответствии с условиями договора истцом ответчику была поставлена электроэнергия на сумму 671699 руб. 48 коп., что подтверждается счетами-фактурами, счетами, актами приема-передачи электроэнергии, ведомостями энергопотребления.
Однако предъявленные счета-фактуры ответчик оплатил частично на сумму 321980 руб. 99 коп., что подтверждается представленными платежными поручениями.
На основании ст. 309, ст. 544 ГК РФ истец просит взыскать с ответчика задолженность за потребленную электроэнергию за период с 1 ноября 2007 года по 31 декабря 2007 года в размере 225185 руб. 70 коп.
В судебном заседании истец уточнил исковые требования, просил взыскать с ответчика в сумме 196140 руб., составляющих задолженность по оплате за электроэнергию потребленную общежитиями N№ 4, 5, 9, 7, 6.
По ходатайству истца к участию в деле в качестве ответчика привлечено муниципальное образование Бурейский район в лице финансового управления администрации Бурейского района Амурской области.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрации Бурейского района Амурской области, комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Бурейского района.
Ответчик не согласился с исковыми требованиям в полном объеме, заявил встречный иск о признании дополнительного соглашения от 12 сентября 2007 года в муниципальный контракт № 555 от 1 января 2007 года ничтожным в силу несоответствия данного соглашения требованиям законов и иных правовых актов (ст. 168 ГК РФ).
В обоснование своих требований по встречному иску администрация указала, что общежития N№ 4, 5, 6, 7, 9 находятся в казне муниципального образования Бурейского района. В общежитиях проживают граждане, использующие электроэнергию для бытового потребления. В соответствии с ч. 1 ст. 540 ГК РФ, ч. 3, ч. 4 ст. 67 Жилищного кодекса РФ на нанимателя жилого помещения возлагается обязанность по оплате коммунальных услуг. Согласно постановлению Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" исполнителем коммунальных услуг могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы. Истец по встречному иску, будучи бюджетным учреждением, не является исполнителем коммунальных услуг, поскольку это противоречит его правоспособности.
По мнению администрации, управление указанными домами должно осуществляться управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, либо если в соответствии с законодательством конкурс признан несостоявшимся, без проведения такого конкурса (ч. 2 ст. 163 ЖК РФ).
Администрация считает, что не вправе компенсировать стоимость потребленной электроэнергии гражданами, проживающими в указанных общежитиях за счет средств местного бюджета, так как это будет противоречить нормам гражданского, жилищного и бюджетного законодательства, а также нормам Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. от 8 ноября 2007 г.).
Судом на основании ст. 132 АПК РФ встречное исковое заявление администрации принято к производству, поскольку между встречным и первоначальным иском имеется взаимная связь и удовлетворение встречного иска исключает полностью удовлетворение первоначального иска.
Ответчик по встречному иску ОАО "ДЭК" не согласился со встречным иском, считает, что содержание общежитий законом возложено на администрацию п. Талакан как на собственника данного имущества.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ называется "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а не "Об общих принципах организации местного самоуправления".

Представитель комитета согласился с первоначальным иском частично. Указал, что общежития N№ 4, 5, 6, 7, 9 п. Талакан являются муниципальной собственностью. В настоящее время передача муниципального жилищного фонда в собственность поселения пос. Талакан не произведена в связи с уклонением органов местного самоуправления п. Талакан от принятия объектов жилого фонда. Считает, что обязанность по содержанию муниципального жилищного фонда является публично-правовой обязанностью поселения в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", муниципальный контракт, заключенный между ОАО "ДЭК" и администрацией пос. Талакан соответствует требованиям закона, заключен в целях решения администрацией п. Талакан вопросов местного значения. Полагает, что отсутствие акта приема-передачи жилищного фонда между районом и поселением не освобождает администрацию п. Талакан от ответственности за содержание муниципального жилищного фонда, расположенного на его территории.
В судебном заседании представитель комитета поддержал исковые требования ОАО "ДЭК" о взыскании задолженности за электроэнергию, образовавшуюся за период с 1 октября 2007 года по 6 декабря 2007 года, считал, что за последующий период (с 7 декабря 2007 года по 31 декабря 2007 года) после перевода общежитий в жилой фонд задолженность по электроэнергии должны оплачивать непосредственно жильцы жилых помещений.
В судебное заседание 17 июня 2008 года представитель муниципального образования Бурейского района не явился, был извещен надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, представил отзыв на иск, в котором не согласился с первоначальным иском, указал, что вопросы местного значения муниципального района определены ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - ФЗ-131), содержание муниципального жилого фонда отсутствует в данном перечне. Вышеназванный вопрос местного значения относится в соответствии со ст. 14 ФЗ-131 к полномочиям поселений. Муниципальное образование Бурейский район не уполномочен решать вопросы, не отнесенные к компетенции муниципального района, и использовать для этих целей денежные средства районного бюджета в нарушение Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", а также Бюджетного кодекса Российской Федерации. Положением Бурейского района "О районном бюджете Бурейского района на 2007 год" от 27 декабря 2006 г. № 73 с учетом изменений и дополнений денежные средства на содержание муниципального жилищного фонда не предусматривались.
Представитель администрации Бурейского района Амурской области не явился в судебное заседание, хотя был извещен о месте и времени судебного разбирательства, в судебном заседании 20 мая 2007 года представитель администрации Бурейского района со встречным иском не согласен, считает, что дополнительное соглашение, которое оспаривает МУ "Администрация рабочего поселка Талакан Бурейского района" соответствует законодательству.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
1 января 2007 года между ОАО "Амурэнерго" (далее - гарантирующий поставщик) и администрацией (далее - заказчик) заключен муниципальный контракт № 555.
Согласно п. 1.1 указанного контракта гарантирующий поставщик осуществляет продажу электрической энергии и мощности, через привлеченных третьих лиц, а заказчик обязуется оплачивать приобретенную электроэнергию и оказанные услуги.
Дополнительным соглашением от 12 сентября 2007 года в муниципальный контракт № 555 от 1 января 2007 года внесены изменения и дополнения, в части включения в расчетную схему контракта новых объектов жилищного фонда п. Талакан, а именно общежитий N№ 4, 5, 9, 7, 6.

Пунктом 6.2 контракта от 1 января 2007 года предусмотрено, что гарантирующий поставщик в срок до 5 числа месяца, следующего за расчетным, выписывает счет-фактуру на сумму фактически потребленной электроэнергии. Заказчик в течение 3-х дней с момента получения счета-фактуры, с учетом суммы денежных средств, ранее оплаченных и поступивших гарантирующему поставщику в счет оплаты потребленной электрической энергии в данном расчетном периоде, производит оплату данного счета-фактуры.
В соответствии со свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серии 27 № 001409388 от 1 февраля 2007 года о реорганизации юридического лица в форме слияния, ОАО "Амурэнерго" в лице ФАО "Амурэнергосбыт" прекратило свою деятельность путем реорганизации юридического лица в форме слияния с ОАО "Дальневосточная энергетическая компания".
Согласно п. 1.2 устава ОАО "ДЭК", общество является правопреемником прав и обязанностей ОАО "Амурэнерго" согласно договору о слиянии от 10 августа 2006 года.
В соответствии со ст. 58 ГК РФ при реорганизации юридического лица происходит универсальное правопреемство обязательств, а также имущественных и неимущественных прав реорганизуемого юридического лица.
Таким образом, после присоединения ОАО "Амурэнерго" в лице ФАО "Амурэнергосбыт" к ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" к истцу перешли права и обязанности ОАО "Амурэнерго" в лице ФАО "Амурэнергосбыт".
Судом на основании пояснений лиц, участвующих в деле, документов, представленных комитетом установлено, что общежития N№ 4, 5, 6, 7, 9 пос. Талакан были ведомственным жильем и находились в ведении ОАО "ЗеяГЭСстрой".
Постановлением главы местного самоуправления Бурейского района № 467 от 17 ноября 1998 года "О приемке жилого фонда, объектов коммунально-бытового, социально-культурного назначения пос. Талакан и пос. Новобурейский" указанные объекты жилищного фонда были приняты в муниципальную собственность.
Согласно пояснениям сторон указанные общежития до 15 сентября 2006 года обслуживало МУП "Служба заказчика п. Талакан", с которым ОАО "Амурэнерго" был заключен договор энергоснабжения. На основании договора энергоснабжения указанное муниципальное предприятие осуществляло сбор денежных средств за потребленную электроэнергию с граждан, проживающих в общежитиях. Однако в связи с банкротством МУП "Служба заказчика п. Талакан" с 15 сентября 2006 года сбор денежных средств в счет оплаты за использованную электроэнергию с жильцов общежития не осуществлялся.
Во исполнение ст.ст. 14, 15, 50, 85 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" главой Бурейского района принято распоряжение № 607 от 22 июня 2007 года "О передаче муниципального жилищного фонда из муниципальной собственности Бурейского района в муниципальную собственность поселений" с 1 июля 2007 года. Решением Бурейского районного Совета народных депутатов № 33/380 от 27 июня 2007 года дано согласие на безвозмездную передачу муниципального жилищного фонда из собственности Бурейского района в собственность поселений.
Однако органами местного самоуправления пос. Талакан жилищный фонд не принят в связи с отсутствием технической документации на объекты жилищного фонда.
6 декабря 2007 года распоряжением главы Бурейского района 31279 "Об изменении функционального назначения общежитий N№ 4, 5, 6, 7, 9 п. Талакан" указанные общежития признаны утратившими статус общежитий с одновременным присвоением данным объектам жилфонда статуса многоквартирных домов и переводом их из муниципального специализированного жилищного фонда в муниципальный жилищный фонд социального использования; администрации пос. Талакан предписано произвести нумерацию указанных домов, присвоить жилым помещениям в данных домах статус квартир, произвести их нумерацию и заключить с жильцами, проживающими в данных квартирах, договоры социального найма.
Дополнительным соглашением от 12 сентября 2007 года к муниципальному контракту № 555 от 1 января 2007 года администрация пос. Талакан взяла на себя обязательство оплачивать потребленную данными общежитиями электроэнергию.
Суд считает, что данное дополнительное соглашение не противоречит действующему законодательству.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Указанная норма носит диспозитивный характер. Согласно п. 4, п. 6 ч. 1 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" организация содержания муниципального жилищного фонда, организация в границах поселения электроснабжения населения относится к вопросам местного значения поселения. Из ст. 15 этого же закона следует, что указанные вопросы не относятся к вопросам местного значения муниципального района.
Дополнительное соглашение от 12 сентября 2007 года к муниципальному контракту № 555 от 1 января 2007 года заключено администрацией пос. Талакан в рамках полномочий органов местного самоуправления поселений, предусмотренными вышеуказанными нормами права.
Ссылки администрации пос. Талакан на то, что администрация не подпадает под понятие "исполнитель коммунальных услуг", не является управляющей компаний, в силу чего не может быть стороной по договору энергоснабжения, судом не принимаются.
Положения ст. 163 Жилищного кодекса РФ, ст. 18 ФЗ "О введении в действие ЖК РФ" не исключают возможность заключения соответствующего договора с органом поселения.
Довод истца по встречному иску о том, что заключение дополнительного соглашения совершено в противоречии с правоспособностью бюджетного учреждения, каковым является администрация пос. Талакан, судом также не принимается, так как сделка, выходящая за пределы правоспособности юридического лица, является оспоримой. Между тем, требования о признании сделки недействительной по статье 173 ГК РФ истец по встречному иску не заявлял.
Вопрос о переводе общежитий из специализированного жилищного фонда в муниципальный жилищный фонд социального назначения не имеет правового значения для разрешения данного спора, так как в этом случае спорные жилые дома не утрачивают статус муниципального жилищного фонда.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что дополнительное соглашение от 12 сентября 2007 года к муниципальному контракту № 555 от 1 января 2007 года соответствует действующему законодательству, заключен в целях решения администрацией пос. Талакан вопросов местного значения, законом отнесенных в ведению поселений. Таким образом, оснований для признания указанной сделки недействительной не имеется.
В связи с этим суд считает встречное исковое требование необоснованным и неподлежащим удовлетворению.
За период с 1 ноября 2007 года по 31 декабря 2007 года истцом ответчику была поставлена электрическая энергия в количестве 366605 кВт/ч на сумму 196140 руб., что подтверждается счетами № РАОО025967-0555 от 30 ноября 2007 года, № РАОО08688-0555 от 20 декабря 2007 года, счетом-фактурой № РАОО022286-555 от 30 ноября 2007 года на сумму 275291 руб. 01 коп. (частично оплаченной на сумму 145931 руб. 01 коп.), счетом-фактурой № БРАОО024790-555 от 20 декабря 2007 года на сумму 242829 руб. 98 коп. (частично оплаченной на сумму 176049 руб. 98 коп.), ведомостями энергопотребления от 13 февраля 2008 года.
Всего истцом ответчику была поставлена электрическая энергия на сумму 518120 руб. 99 коп.
Ответчиком долг за отпущенную электрическую энергию оплачен частично в размере 321980 руб. 99 коп.
По расчету истца сумма задолженности ответчика перед истцом составила 196140 руб.
Расчет задолженности истцом составлен верно, судом проверен.
Наличие долга подтверждается представленными счетами, счетами-фактурами, ведомостями энергопотребления, расчетом истца.
Согласно ст.ст. 307, 309 ГК РФ в силу обязательства должник обязан совершить в пользу кредитора определенное действие, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности; обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Статья 310 ГК РФ предусматривает недопустимость одностороннего отказа от исполнения обязательства. Из п.п. 1.1, 3.1.8 муниципального контракта № 555 от 1 января 2007 года, п. 1 ст. 539 ГК РФ следует, что абонент (покупатель) обязан оплачивать принятую энергию.
Поскольку ответчик не оплатил задолженность за потребленную электрическую энергию в размере 196140 руб., суд считает, что исковые требования ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Суд считает муниципальное образование в лице финансового управления администрации Бурейского района ненадлежащим ответчиком по делу, так в силу п. 4, п. 6 ч. 1 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" организация содержания муниципального жилищного фонда, организация в границах поселения электроснабжения населения относится к вопросам местного значения поселения. Из ст. 15 этого же закона следует, что указанные вопросы не относятся к вопросам местного значения муниципального района. В соответствии с дополнительным соглашением от 12 сентября 2007 года в муниципальный контракт № 555 от 1 января 2007 года администрация пос. Талакан взяла на себя обязательство оплачивать потребленную данными общежитиями электроэнергию.
Госпошлина по первоначальному иску составляет 5422 руб. 80 коп.
При предъявлении иска истцом по платежному поручению № 2307 от 22 февраля 2008 года была произведена оплата госпошлины в размере 6003 руб. 71 коп.
При этом излишне уплачена госпошлина в размере 580 руб. 91 коп.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ госпошлина по иску в размере 5422 руб. 80 коп. судом отнесена на ответчика.
Госпошлина по встречному иску составляет 2000 руб.
При предъявлении встречного иска администрацией пос. Талакан по платежному поручению № 256 от 3 марта 2008 года уплачена госпошлина в размере 2000 руб.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ госпошлина по иску судом отнесена на истца по встречному иску.
Арбитражный суд, руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 176 АПК РФ,

решил:

по первоначальному иску:
Взыскать с муниципального учреждения "Администрация рабочего поселка Талакан Бурейского района" в пользу открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания" в лице филиала "Амурэнергосбыт" задолженность в размере 196140 руб. за потребленную электроэнергию за период с 1 ноября 2007 года по 31 декабря 2007 года, а также расходы по уплате госпошлины в размере 5422 руб. 80 коп.
В иске к муниципальному образованию Бурейскому району в лице финансового управления администрации Бурейского района отказать.
Возвратить открытому акционерному обществу "Дальневосточная энергетическая компания" в лице филиала "Амурэнергосбыт" излишне уплаченную госпошлину в размере 580 руб. 91 коп.
В удовлетворении встречного иска отказать.
Госпошлину по встречному иску отнести на муниципальное учреждение "Администрация рабочего поселка Талакан Бурейского района".
Решение может быть обжаловано в месячный срок Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) либо после вступления его в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Определением ВАС РФ от 06.04.2009 № 3172/09 в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано.
Постановлением ФАС Дальневосточного округа от 09.12.2008 № Ф03-5449/2008 данное решение оставлено без изменения.

Решение Арбитражного суда Амурской области от 24.06.2008 № А04-889/08-23/56
Исковые требования о взыскании задолженности по оплате электроэнергии удовлетворены, поскольку администрация поселения несет обязанности по содержанию муниципального жилищного фонда

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru