Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Амурская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 марта 2009 г. по делу № А04-872/2009

(извлечение)

24 марта 2009 года объявлена резолютивная часть решения.
24 марта 2009 года решение изготовлено в полном объеме.
Арбитражный суд Амурской области
рассмотрев в судебном заседании дело по иску заместителя прокурора Амурской области
к открытому акционерному обществу "Дальневосточная энергетическая компания", федеральному государственному унитарному предприятию "Почта России"
о признании сделки недействительной в части

установил:

в Арбитражный суд Амурской области обратился заместитель прокурора Амурской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Дальневосточная энергетическая компания" (далее - ОАО "ДЭК"), федеральному государственному унитарному предприятию "Почта России" (далее - ФГУП "Почта России") о признании договора энергоснабжения от 1 января 2007 г. № ХХ06Э003082, заключенного между ОАО "ДЭК" и ФГУП "Почта России", недействительным (ничтожным) в части:
- п. 2.2.2 договора в части слов "и (или) полного";
- п. 2.2.4 договора в части слов "и (или) полное";
- пп. "е", "ж", "з", "и", "л" пункта 2.2.4 договора;
- п. 2.2.6 договора в части слов "полное и (или)";
- п. 3.1.26 договора в части слов "по прекращению";
- п. 3.1.28 договора;
- п. 7.4 договора.
Истец заявил ходатайства (от 20 марта 2009 г. и от 24 марта 2009 г.) об уточнении исковых требований - просит признать договор энергоснабжения от 1 января 2007 г. № ХХ06Э003082, заключенный между ОАО "ДЭК" и ФГУП "Почта России" недействительным (ничтожным) в части:
- п. 2.2.2 договора в части слов "и (или) полного";
- п. 2.2.4 договора в части слов "и (или) полное";
- п. 2.2.6 договора в части слов "полное и (или)";
- п. 3.1.26 договора в части слов "по прекращению";
- абзац 2 пункта 3.1.28 договора;
- абзац 1, абзац 2 п. 7.4 договора.
Ходатайства истца судом удовлетворено на основании ст. 49 АПК РФ.
Свои требования истец обосновывает тем, что 1 января 2007 года между ОАО "ДЭК" и ФГУП "Почта России" в лице Завитинского почтамта УФПС Амурской области заключен договор энергоснабжения № ХХ06Э0003082. Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики полное ограничение режима потребления электроэнергии в отношении потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых ниже уровня аварийной брони (приложение № 6 к Правилам), не допускается.
В соответствии с Положением о Завитинском почтамте УФПС Амурской области филиале ФГУП "Почта России", данное структурное подразделение УФПС Амурской области осуществляет предоставление всех видов услуг почтовой связи. Таким образом, для указанного предприятия не допускается ограничение режима потребления электроэнергии ниже аварийной брони, величина которой должна быть установлена в договоре.
Кроме того, п. 3.1.28 договора энергоснабжения, определяющий расчет размера стоимости отклонений фактического объема потребления энергии от договорного, не соответствует требованиям закона, поскольку действующее законодательство не предоставляет сторонам договора право своим соглашением определять размер платы за электроэнергию, потребленную сверх установленного договоров количества.
С учетом изложенного, положения названного договора в части, допускающей возможность полного прекращения энергоснабжения покупателю, противоречат требованиям ч. 1 ст. 424, ст. 426, ч. 3 ст. 539 ГК РФ, п.п. 168, 177 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства РФ от № 530 от 31 августа 2006 года, и в силу ст. 168 ГК РФ являются недействительными (ничтожными).
В заседании 24 марта 2009 г. истец на уточненных требованиях настаивал.
Представитель ФГУП "Почта России" в заседаниях и в отзыве на указал об обоснованности требований истца в полном объеме.
Представитель ОАО "ДЭК" в заседаниях и в отзыве указал, что не признает требования прокурора в части признания недействительными абзаца 1 и 3 п. 3.1.28, просит пункт 3.1.28 изложить в предложенной ответчиком редакции.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев уточненные исковых требования, суд считает их подлежащим удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям:
1 января 2007 года ОАО "Амурэнерго" (гарантирующий поставщик) и ФГУП "Почта России" (покупатель) заключен договор энергоснабжения № ХХ06Э0003082.
В соответствии с договором о слиянии от 10 августа 2006 года ОАО "Амурэнерго", ОАО "Дальэнерго", ЗАО "ЛуТЭК", ОАО "Хабаровскэнерго", ОАО "Южное Якутскэнерго" (реорганизуемые общества) осуществили реорганизацию в форме слияния в ОАО "Дальневосточная энергетическая компания".
На основании свидетельства № 001409388 в ЕГРЮЛ 1 февраля 2007 года внесена запись о создании ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" путем реорганизации в форме слияния.
Согласно уставу ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" общество является правопреемником в отношении части прав и обязанностей ОАО "Амурэнерго" в соответствии с договором о слиянии от 10 августа 2006 года (пункт 1.2).
Заместитель прокурора Амурской области заявленные требования обосновывает несоответствием оспариваемых положений договора энергоснабжения в части условий, предусматривающих ввод полного ограничения режима потребления электроэнергии федеральному законодательству.
В соответствии с уставом ФГУП "Почта России", предприятие выполняет задачи по обеспечению на всей территории Российской Федерации потребностей в предоставлении услуг почтовой связи.
В соответствии с п. 2.2.2 договора, гарантирующий поставщик имеет право приостановить исполнение обязательств по контракту путем введения частичного и (или) полного ограничения режима потребления электроэнергии.

В соответствии с п. 2.2.4 договора гарантирующий поставщик имеет право вводить частичное и (или) полное ограничение режима потребления электроэнергии в случаях:
а) неисполнения или ненадлежащее исполнение покупателем обязательств по оплате электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей;
б) прекращения обязательств сторон по договору, на основании которого осуществляется энергоснабжение потребителя и оказание услуг по передаче электрической энергии потребителю;
в) выявления фактов бездоговорного потребления электрической энергии или безучетного потребления электрической энергии;
г) выявления неудовлетворительного состояния энергетических установок (энерогопринимающих устройств) покупателя, удостоверенного органом государственного энергетического надзора, которое угрожает аварией или создает угрозу жизни и здоровью людей;
д) возникновения внерегламентных отключений, в том числе: обстоятельства непреодолимой силы, чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств и т.д.;
е) недопуска уполномоченного представителя гарантирующего поставщика и (или) территориальной сетевой организации к электроустановкам покупателя и системам расчетного учета;
ж) присоединения приемников электрической энергии помимо счетчиков, нарушение или изменение схемы учета электрической энергии, повреждение систем расчетного учета по вине покупателя, вмешательство покупателя в работу приборов учета приведшее к искажению данных о фактическом электропотреблении, безучетное потребление электроэнергии, или в случае неоплаты за электроэнергию по установленной мощности электроустановок;
з) самовольного присоединение приемников электрической энергии с нарушением установленного порядка технологического присоединения к сети территориальной сетевой организации (бездоговорное потребление) или увеличение мощности сверх значений, обусловленных контрактом;
и) снижения показателей качества электрической энергии по вине муниципального заказчика до значений, нарушающих нормальное функционирование электроустановок территориальной сетевой организации или других покупателей;
к) по предписанию органов Ростехнадзора, направленного в адрес гарантирующего поставщика и (или) территориальной сетевой организации, за неудовлетворительное состояние электроустановок покупателя, угрожающее аварией, пожаром или создающее угрозу жизни обслуживающему персоналу и населению;
л) при необходимости выполнения плановых ремонтных работ в электроустановках территориальной сетевой организации;
м) возникновения (угрозы возникновения) аварийных электроэнергетических режимов.
Пунктом 2.2.6 договора, предусмотрено право гарантирующего поставщика в случаях, предусмотренных в пункте 2.2.4 настоящего договора, вводить полное и (или) частичное ограничение режима подачи энергии и (или) мощности любым способом, определяемым без согласования с покупателем.
Согласно п. 3.1.26 договора покупатель обязан выполнять требования гарантирующего поставщика и не препятствовать действиям Территориальной сетевой организации по прекращению или ограничению режима потребления электрической энергии собственных объектов и субабонентов за неоплату электропотребления.
Абзацем "п" пункта 3.1.28 договора предусмотрено: До вступления в силу "Правил определения стоимости электрической энергии (мощности), поставляемой на розничном рынке по регулируемым ценам (тарифам), оплаты отклонений фактических объемов потребления от договорных, а также возмещения расходов в связи с изменением договорного объема потребления электрической энергии" при отклонении фактического потребления электрической энергии от договорных величин в сторону увеличения или недобора покупателем выплачивается стоимость отклонений. Размер стоимости отклонений рассчитывается по приведенной в абзаце 2 п. 3.1.28 формуле.
Абзацы 1 и 2 пункта 7.4 предусматривают порядок введения полного ограничения режима потребления энергии в случае нарушения покупателем условий оплаты потребленной электроэнергии.
Статьей 2 ФЗ "Об электроэнергетике" предусмотрено, что законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, названного Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с названными федеральными законами.
Договор энергоснабжения является, в силу ст. 426 ГК РФ, публичным договором и в случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ может издавать правила, обязательные для сторон при его заключении и исполнении. Условия публичного договора, не отвечающие требованиям закона, ничтожны, поэтому, по мнению заявителя, условия договора, противоречащие действующему законодательству не могли быть установлены по усмотрению сторон.
В соответствии со ст.ст. 421, 422 ГК РФ, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами, действовавшими в момент его заключения.
Оспариваемые пункты договора противоречат постановлению Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 года № 530 "Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики" (далее - Правила), к которым имеется приложение № 6 - Перечень потребителей электрической энергии (отдельных объектов), ограничение режима потребления электрической энергии которых ниже уровня аварийной брони не допускается.
Согласно п. 1 Перечня потребителей электрической энергии (отдельных объектов), ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, в него включены также организации связи.
В соответствии с п. 168 Правил в отношении потребителей, ограничение режима которых ниже уровня аварийной брони не допускается, применяется специальный порядок введения ограничений. В отношении этих потребителей определяются величины аварийной и технологической брони в соответствии с п.п. 188, 189 Правил.
Пунктом 177 Правил определен порядок применения ограничения режима потребления в случае прекращения исполнения обязательств сторон по договору в отношении потребителей, указанных в п. 168 Правил.
В соответствии с определенным порядком установлено обязательное уведомление абонентов о введении ограничения, а также иные условия. Однако, полное ограничение режима потребления электроэнергии в отношении объектов, указанных в приложении № 6 к Правилам не допускается.
Таким образом, для ФГУП "Почта России" не допускается ограничение режима потребления электроэнергии ниже аварийной брони, величина которой должна быть установлена в договоре. Суд приходит к выводу, что пункты договора, предусматривающие возможность полного прекращения подачи электроэнергии, являются ничтожными в силу ст. 168 ГК РФ пункты 2.2.2; 2.2.4; 2.2.6; в части слов "и (или) полного", "и (или) полное", "полное и (или)", соответственно, пункт 3.1.26 в части слов "по прекращению", абзацы 1 и 2 пункта 7.4, при этом доводы ОАО "ДЭК" о том, что ответчиком приняты меры к исключению спорных положений из условий договора, судом не принимается во внимание, поскольку как указано выше положения ст. 421, 422 ГК РФ предписывают правила, согласно которым конкретные условия договора должны соответствовать действующему законодательству.
В части требований о признании недействительным абзаца 2 п. 3.1.28 суд приходит к следующим выводам:
Согласно п. 68 Правил стоимость отклонений фактического объема потребления электрической энергии от договорного объема потребления компенсируется в соответствии с правилами определения стоимости электрической энергии (мощности), поставляемой на розничном рынке по регулируемым ценам (тарифам), компенсации стоимости отклонений фактических объемов потребления от договорных, а также возмещения расходов в связи с изменением договорного объема потребления электрической энергии, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов (далее - правила определения стоимости поставки электрической энергии (мощности) на розничном рынке).
В силу статьи 5 Федерального закона от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" полномочиями по государственному регулированию тарифов наделено Правительство Российской Федерации, которое приняло постановление от 26 февраля 2004 г. № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства № 109).
Кроме того, данный закон устанавливает, что тарифы на электроэнергию, в том числе максимально допустимые, устанавливаются федеральной и региональной энергетическими комиссиями.
Пунктом 62 Постановления Правительства № 109 установлено, что на розничном рынке определение размера оплаты электрической энергии (мощности), потребленной (произведенной) свыше (ниже) количества, установленного договором, производится в соответствии с "Правилами определения стоимости поставки электрической энергии (мощности) на розничном рынке, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам, с учетом расходов на приобретение соответствующего объема электрической энергии (мощности) на оптовом и (или) розничном рынках".
Таким образом, Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики носят императивный характер в части утверждения федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов (правила определения стоимости поставки электроэнергии на розничном рынке) возмещения расходов в связи с изменением договорного объема потребления электроэнергии.
На момент заключения договора энергоснабжения вышеуказанные правила определения стоимости поставки электроэнергии на розничном рынке не были установлены, не действовали, другие правовые нормы действующего законодательства не регулировали указанные вопросы.
Следовательно, до вступления указанных Правил стороны при заключении договора энергоснабжения не вправе были устанавливать порядок расчета стоимости отклонений фактического потребления электроэнергии от договорных величин в сторону увеличения или недобора.
В связи с чем, согласование сторонами в договоре энергоснабжения повышенного тарифа в качестве платы за электрическую энергию, потребленную сверх установленного договором количества, неправомерно, а требования заместителя прокурора Амурской области, в части признания абзаца 2 п. 3.1.28 договора энергоснабжения № ХХ04Э00000665 от 1 января 2007 г., недействительным являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Государственная пошлина по делу составляет 2000 рублей, в силу ст. 110 АПК РФ госпошлину следует отнести на ответчиков в равных частях (по 1000 рублей).
Руководствуясь ст.ст. 110, 167 - 170, 176 АПК РФ, суд

решил:

признать недействительными в части положения договора энергоснабжения от 1 января 2007 г. № ХХ06Э0003082, заключенного между открытым акционерным обществом "Амурэнерго" и федеральным государственным унитарным предприятием "Почта России":
- пункт 2.2.2 в части слов "и (или) полного";
- пункт 2.2.4 в части слов "и (или) полное";
- пункт 2.2.6 в части слов "полное и (или)";
- пункт 3.1.26 в части слов "по прекращению";
- абзац 2 пункта 3.1.28;
- абзац 1, абзац 2 пункта 7.4.
Взыскать с открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 рублей.
Взыскать с федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 рублей.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск), либо в двухмесячный срок после вступления его в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Амурской области от 24.03.2009 № А04-872/2009
Договор энергоснабжения признан недействительным в части условий, предусматривающих ввод полного ограничения режима потребления и повышения тарифа оплаты за электрическую энергию, потребленную сверх установленного договором количества

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru