Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Амурская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 26 марта 2009 г. по делу № А04-295/2009

(извлечение)

23 марта 2009 года объявлена резолютивная часть решения.
26 марта 2009 года решение изготовлено в полном объеме.
Арбитражный суд Амурской области
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ОАО "ЛПК "Тындалес"
к министерству природных ресурсов Амурской области;
управлению лесного хозяйства Амурской области
об урегулировании разногласий по договору

установил:

в Арбитражный суд Амурской области обратилось ОАО "ЛПК "Тындалес" с иском к министерству природных ресурсов Амурской области об урегулировании разногласий по договору аренды лесного участка от 22 сентября 2008 г. № 44.
Определением от 26 февраля 2009 года судом привлечено к участию в деле в качестве второго ответчика управление лесного хозяйства Амурской области.
Исковые требования обоснованы тем, что 6 июля 2005 года между ОАО "ЛПК "Тындалес" и ФГУ "Дипкунский лесхоз" агентства лесного хозяйства по Амурской области был заключен договор аренды № 4 участка лесного фонда Российской Федерации сроком на 25 лет.
Статьей 4 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" установлено, что "договоры аренды участков лесного фонда ... должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом РФ.
Для приведения договора аренды участка лесного фонда ... в соответствие с Лесным кодексом РФ осуществляется подача заявлений о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка".
ОАО "ЛПК "Тындалес" в июле 2008 года в министерство природных ресурсов Амурской области была подана заявка на переоформление договора аренды участка лесного фонда на договор аренды лесного участка.
В ноябре 2008 года истцом получен проект договора на аренду лесного участка от 22 сентября 2008 г. № 44.
28 ноября 2008 г. истцом в адрес ответчика направлен протокол разногласий к проекту договора. 30 декабря 2008 года сторонами подписан протокол согласования разногласий, согласно которому урегулированы разногласия по п. 15 и п. 22. Разногласия по подпункту "п" пункта 13, приложениям № 4 и № 8 стороны решили передать на рассмотрение арбитражного суда.
В связи с неурегулированием разногласий истец обратился в суд с настоящим иском и просит:
подпункт "п" пункта 13 изложить в редакции: "осуществлять разработку лесосек в соответствии с технологической картой";
подпункт "р" пункта 13 - исключить;
пункт 16 - исключить;
приложение № 4 к договору аренды - графу "Арендная плата, установленная по договору аренды лесного участка, - всего" изложить в редакции: "I квартал до 20 марта текущего года - 664382,83; II квартал до 20 июня текущего года - 664382,83; III квартал до 20 сентября текущего года - 664382,83; IV квартал до 1 декабря текущего года - 664382,83. Итого (за 2009 год) - 2657531,32". Столбец "в бюджет субъекта Российской Федерации" (все строки) изложить в редакции: "0,0".
Приложение № 8 к договору - Расчет арендной платы на 2009 год по установленным ставкам (с учетом повышающего коэффициента) (выборочные рубки)" - исключить. Строку "арендная плата с учетом превышения ар. платы в соответствии с аукционным предложением" изложить в редакции: "4232,13". Графу "начисленная сумма арендной платы" изложить в редакции: "4232,13". Графу "Областной бюджет" изложить в редакции: "0,0".
Расчет арендной платы на 2009 год по установленным ставкам (с учетом повышающего коэффициента) (сплошные рубки) - исключить. Строку "арендная плата с учетом превышения ар. платы в соответствии с аукционным предложением" изложить в редакции: "2653299,20". Графу "начисленная сумма арендной платы" изложить в редакции: "2653299,20". Графу "Областной бюджет" изложить в редакции: "0,0".
Истец в судебном заседании заявил ходатайство об отказе от исковых требований в части пунктов пп. "р" пункта 13 и п. 16 договора от 22 сентября 2008 г. № 44, на требованиях в части п. 13 и по приложениям № 4, № 8 к договору настаивал.
Судом данный отказ не принимается, поскольку истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, в связи с чем требования в части пунктов пп. "р" пункта 13 и п. 16 договора от 22 сентября 2008 г. № 44 арбитражный суд оставляет без рассмотрения на основании п. 2 ст. 148 АПК РФ.
Ответчик управление лесного хозяйства Амурской области в судебном заседании исковые требования не признал, представил письменный отзыв на иск, согласно которому настаивал на принятии спорных пунктов в редакции министерства природных ресурсов Амурской области.
Ответчик министерство природных ресурсов Амурской области поддержал позицию управления.
Изучив материалы дела, выслушав представителей истца, ответчиков, суд пришел к следующим выводам:
Согласно п. 1 итогового протокола от 1 июня 2005 г. № 4 истец является победителем лесного конкурса, на право долгосрочного пользования участком лесного фонда № 4, расположенным в Унахинском лесничестве Дипкунского лесхоза (кварталы 36, 37, 39, 49, 56 - 59, 61, 62, 78 - 82, 84, 86 - 88, 110 - 114, 117, 118, 120, 122, 124 - 127, 130 - 133, 137, 140, 141, 143, 150 - 161, 163 - 169, 172, 173, 176, 177, 188 - 194, 197, 200 - 207, 214, 225 - 244, 247 - 251, 261 - 264, 266 - 271, 273 - 303, 305 - 311, 313, 318 - 341, 343 - 350, 352 - 370, 372 - 377, 379, 380, 382, 383, 388 - 390, 396 - 409, 418, 419, 421 - 423, 428 - 430, 432 - 437, 439, 444, 446 - 449, 455 - 461, 464, 465, 471, 472, 475 - 477) общей площадью 222134 га.
6 июля 2005 года между ОАО "ЛПК "Тындалес" (Арендатор) и ФГУ "Дипкунский лесхоз" агентства лесного хозяйства по Амурской области (Арендодатель) в соответствии со статьей 32 "Лесного кодекса Российской Федерации от 29 января 1997 г. № 22-ФЗ и на основании итогового протокола о результатах лесного конкурса от 1 июля 2005 г. № 4, был заключен договор аренды № 4 участка лесного фонда Российской Федерации, в соответствии с условиями которого Арендодатель передает в аренду, а Арендатор принимает участок лесного фонда Российской Федерации, общей площадью 222134 га, для осуществления ежегодной заготовки древесины в объеме 122,8 тыс. куб. м.
Передаваемый в аренду участок лесного фонда, расположен в составе единого землепользования общей площадью 222134 га, под кадастровыми номерами 28:13:180101:0024 /площадь 141209 га/ и 28:26:040000:0013 /площадь 1035531 га/. Срок действия договора аренды 25 (двадцать пять) лет со дня государственной регистрации договора аренды в органах юстиции.
В соответствии с 1.1 договора административное расположение участка лесного фонда, переданного в аренду - Амурская область, Тындинский и Зейский районы.
Территориальное расположение участка лесного фонда переданного в аренду: Унахинское лесничество Дипкунского лесхоза, кварталы N№ 36, 37, 39, 49, 56 - 59, 61, 62, 78 - 82, 84, 86 - 88, 110 - 114, 117, 120, 122, 124 - 127, 130 - 133, 137, 140, 141, 143, 150 - 161, 163 - 169, 172, 173, 176, 177, 188 - 194, 197, 200 - 207, 214, 225 - 244, 247 - 251, 261 - 264, 266 - 271, 273 - 303, 305 - 311, 313, 318 - 341, 343 - 350, 352 - 370, 372 - 377, 379, 380, 382, 383, 388 - 390, 396 - 409, 418, 419, 421 - 423, 428, 430, 432 - 437, 439, 444, 446 - 449, 455 - 461, 464, 465, 471, 472, 475 - 477 (п. 1.2 договора).
Указанный договор зарегистрирован в УФРС по Амурской области 12 июля 2005 года, о чем имеется отметка на договоре аренды от 6 июля 2005 г. № 4.
Факт передачи участка подтверждается актом от 6 июля 2005 года на передачу участка лесного фонда в долгосрочное возмездное пользование.
ОАО "ЛПК "Тындалес" в июле 2008 года в министерство природных ресурсов Амурской области была подана заявка на переоформление договора аренды участка лесного фонда на договор аренды лесного участка.
В ноябре 2008 года истцом получен проект договора аренды лесного участка от 22 сентября 2008 г. № 44, предметом которого является передача во временное пользование лесного участка, находящегося в государственной собственности, площадью 242155 га, местонахождения: Амурская область, Тындинский и Зейский районы, Дипкунское лесничество, Унахинское участковое лесничество. Тындинский район: кварталы № 36, 37, 39, 49, 56 - 59, 61, 62, 78 - 82, 84, 86 - 88, 110 - 114, 117, 118, 120, 122, 124 - 127, 130 - 133, 137, 140, 141, 143, 150 - 161, 163 - 169, 172, 173, 176, 177, 188 - 194, 197, 200 - 207, 214, 225 - 244, 247 - 251, 261 - 264, 266 - 271, 273 - 294, 301 - 303, 305 - 311, 313, 318 - 325, 338 - 341, 343 - 350, 352 - 359, 372 - 377, 379, 380, 382, 383, 388 - 390, 400 - 409, 428 - 430, 432 - 437, 439, 455 - 461, 464, 465, общей площадью 202236 га. Зейский район: кварталы № 295 - 300, 326 - 337, 360 - 370, 396 - 399, 418, 419, 421 - 423, 444, 446 - 449, 471, 472, 475 - 477, общей площадью 39919 га. Лесной участок является частью лесного участка под кадастровым номером ГУ Амурской области "Дипкунское лесничество" 28:26:040000:0013, 28:13:180101:0024. Номер учетной записи 6-2008-09; 7-2008-09. Условный номер лесного участка 10:254:07:0006; 10:225:07:0007.
Срок договора - с 1 января 2009 года по 5 июля 2030 года (п. 24 договора).
Сторонами подписан акт приема-передачи лесного участка в аренду от 22 сентября 2008 г. № 44.
Договор аренды от 22 сентября 2008 г. № 44 зарегистрирован в УФРС по Амурской области 12 января 2009 г. № 28-28-09/002/2008-494, о чем имеется отметка на договоре.
28 ноября 2008 г. истцом в адрес ответчика направлен протокол разногласий к проекту договора.
30 декабря 2008 года сторонами подписан протокол согласования разногласий, согласно которому урегулированы разногласия по п. 15 и п. 22. Разногласия по подпункту "п" пункта 13, приложениям № 4 и № 8 стороны решили передать на рассмотрение арбитражного суда.
Согласно ст. 421 ГК РФ условия договора определяются сторонами, за исключением случаев, когда соответствующее условие предписано законом или иными правовыми актами.
В соответствии со ст. 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Как разъяснено в п. 1 информационного письма Президиума ВАС РФ от 5 мая 1997 г. № 14, при решении вопроса о том, относятся ли содержащиеся в протоколе разногласий условия к существенным, необходимо руководствоваться статьей 432 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой существенными являются условия о предмете договора, условия, названные в законе или иных правовых актах как существенные, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Исходя из смысла положений п. 2 ст. 432 ГК РФ для признания условия договора существенным требуется, чтобы в отношении этого условия одной из сторон было прямо заявлено.
Как следует из искового заявления, все спорные пункты договора являются существенными для истца.
Статьей 422 ГК РФ предусмотрено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения; если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Пунктами 1, 2 статьи 4 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" установлено, что договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 1 января 2009 года.
Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с ЛК РФ устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Такой Порядок утвержден приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 4 октября 2007 г. № 258 и действует с 2 декабря 2007 года.
При этом ни Федеральным законом "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ, ни приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 4 октября 2007 г. № 258, ни Лесным кодексом Российской Федерации не предусмотрено досрочное прекращение или расторжение ранее заключенных договоров аренды участков лесного фонда РФ.
Суд не считает понятия "приведение договора в соответствие" и "заключение договора" равнозначными.
Договор аренды участков лесного фонда от 6 июля 2005 г. № 4 был заключен истцом в период действия Лесного кодекса Российской Федерации от 29 января 1997 г. № 22-ФЗ и Положение об аренде участков лесного фонда, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 1998 г. № 345.
В соответствии с ч. 1 ст. 74 ЛК РФ (в редакции Федерального закона от 29 января 1997 г. № 22-ФЗ) основанием для заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, являлся аукцион по продаже права на заключение такого договора.
В соответствии со ст. 9 ЛК РФ (в редакции от 29 января 1997 г. № 22-ФЗ) право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим кодексом.
В силу пункта 3 статьи 71 ЛК РФ (в редакции Федерального закона от 29 января 1997 г. № 22-ФЗ) к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим кодексом, другими законами или договором.
Истцом не представлено доказательств расторжения договора от 6 июля 2005 года № 4 в порядке, предусмотренном статьями 450, 610 ГК РФ, а также прекращения его действия по иным основаниям, в связи с чем суд признает договор от 6 июля 2005 г. № 4 действующим.
Поскольку общими правилами Гражданского кодекса Российской Федерации и Лесного кодекса Российской Федерации не предусмотрено возможности передачи в аренду уже находящихся в аренде участков лесного фонда, суд признает договор от 22 сентября 2008 г. № 44 ничтожным по основаниям ст. 168 ГК РФ.
Кроме того, при заключении договора аренды лесного участка № 44 сторонами нарушены правила его заключения, поскольку не был проведен аукцион по продаже права на заключение такого договора.
В соответствии с ч. 1 ст. 74 ЛК РФ (в действующей редакции) договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.
Таким образом, суд приходит к выводу, что согласно части 2 статьи 71 и части 1 статьи 74 действующего Лесного кодекса Российской Федерации не предусмотрено иного порядка заключения договора аренды лесного фонда после 1 января 2007 года, кроме как по результатам аукциона.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" Лесной кодекс Российской Федерации применяется к отношениям, возникшим после дня его введения в действие.
Поскольку отношения по договору аренды лесного участка от 22 сентября 2008 г. № 44 между сторонами возникли после ведения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, для заключения договора аренды лесного участка необходимо проведение аукциона.
Прилагаемый истцом к договору от 22 сентября 2008 г. № 44 итоговый протокол от 1 июля 2005 г. № 4 не может являться основанием для заключения спорного договора, поскольку конкурс проводился в период с 23 июня 2005 года по 1 июля 2005 года до введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, и по его результатам. Кроме того, согласно пункту 3 указанного протокола договор аренды участка лесного фонда должен быть подписан победителем лесного конкурса (Арендатором) и Дипкунским лесхозом (Арендодателем) в течение двадцати дней после подписания настоящего протокола.
Поскольку договор аренды лесного участка от 22 сентября 2008 г. № 44 является ничтожной сделкой, оснований для урегулирования разногласий по нему не имеется.
Судом неоднократно предлагалось истцу уточнить исковые требования, однако данным правом истец не воспользовался.
На основании изложенного в удовлетворении исковых требований в части урегулирования разногласий по подпункту "п" пункта 13 и по приложениям № 4, N 8 к договору следует отказать.
Госпошлина по иску составляет 2000 руб.
На основании ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Истцом при подаче иска была уплачена госпошлина по платежному поручению от 24 декабря 2008 года в сумме 2000 руб., расходы по уплате которой в силу ст. 110 АПК РФ относятся на истца.
Руководствуясь ст.ст. 110, 148, 167 - 170, 180 АПК РФ суд

решил:

исковые требования в части урегулирования разногласий по подпункту "р" пункта 13, пункту 16 договора аренды лесного участка от 22 сентября 2008 г. № 44 оставить без рассмотрения.
В остальной части в иске отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не будет подана апелляционная жалоба.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск), либо в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Амурской области от 26.03.2009 № А04-295/2009
Оснований для урегулирования разногласий по договору аренды лесного участка не имеется, поскольку данный договор признан ничтожной сделкой в связи не проведением аукциона на право его заключения

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru