Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Амурская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 февраля 2009 г. по делу № А04-572/2009

(извлечение)

24 февраля 2009 года объявлена резолютивная часть решения.
24 февраля 2009 года решение изготовлено в полном объеме.
Арбитражный суд
рассмотрев в судебном заседании заявление ООО "Строительная компания "Спецтехстрой"
к Территориальному управлению Федеральной службе финансово-бюджетного надзора в Амурской области
об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Спецтехстрой" (далее по тексту - заявитель, общество, ООО "СК "Спецтехстрой") обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Амурской области (далее - ответчик, Управление) от 2 февраля 2009 года № 10-09/19 о привлечении к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 40000 рублей.
Заявление обосновано тем, что оспариваемое постановление вынесено в нарушение требований статьи 28.2 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении от 20 января 2009 года № 10-09/19 составлен в присутствии и подписан заместителем директора общества Л., которая не является законным представителем, с нарушением срока. Обществом предприняты все зависящие меры для выполнения валютного законодательства РФ, несмотря на нарушение сроков документооборота иностранными партнерами. Вменяемое правонарушение с учетом статьи 2.9 КоАП РФ является малозначительным.
Заявитель в судебном заседании на удовлетворении требований настаивал по основаниям, изложенным в заявлении и пояснении. Указал на смягчающие вину обстоятельства, стороны сделки исполнили условия договора в полном объеме, паспорт сделки закрыт в срок, что подтверждается отсутствием претензионной переписки. Правонарушение не повлекло незаконного вывоза валюты РФ за рубеж. Со стороны общества паспорт сделки оформлялся по ранее установленным правилам, все необходимые сведения по сделки были представлены в банк. Непредставление справки и подтверждающих документов в срок, не повлияло на информацию по валютной операции. Никаких отрицательных последствий или угрозы общественным отношениям, в связи с несоблюдением срока представления справок и подтверждающих документов не возникло. Ранее общество за аналогичное нарушение к административной ответственности не привлекалось. Срок нарушения зачисления валютной выручки на счет общества является незначительным, совершенное правонарушение не причинило существенного вреда интересам гражданам, общества и государства, то есть данное правонарушение следует признать малозначительным, в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ и ограничиться устным замечание, признать незаконным оспариваемое постановление. Административным органом не подтверждены полномочия лица составившего протокол.
Ответчик в судебном заседании требования заявителя не признал, по основаниям, изложенным в отзыве. Считает, что оспариваемое постановление вынесено обоснованно, при соблюдении процедуры привлечения к административной ответственности и в соответствии с действующим законодательством. Полномочия законного представителя Л. подтверждаются доверенностью от 16 января 2008 года, выданной генеральным директором общества. Правонарушение в области валютного законодательства и актов валютного регулирования, в соответствии со статей 4.5 КоАП РФ не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. Факт совершения правонарушения установлен при составлении протокола об административном правонарушении от 20 января 2009 года, а не 29 июля 2008 года как указано в заявлении общества. Вина общества материалами административного дела подтверждена.
По малозначительности указал, что объектом административного правонарушения, являются общественные отношения в сфере валютного регулирования и валютного контроля. Угроза охраняемым общественным отношениям выражается, прежде всего, в пренебрежительном отношении общества к формальным требованиям публичного права. Правонарушение по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ является формальным, ответственность за его совершение применяется вне зависимости от наступления ущерба и иных вредных последствий, следовательно, довод о малозначительности правонарушения и возможности освобождения от ответственности, является несостоятельным. Просил в удовлетворении требований заявителю отказать.
Выслушав стороны и исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Спецтехстрой" зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре за основным государственным регистрационным номером 1072801010446.
15 ноября 2007 года ООО "Строительная компания "Спецтехстрой" заключило с закрытой акционерной компанией с ограниченной ответственностью "Амерко Интернешенел Лимитед" (Великобритания) договор возмездного оказания услуг по предоставлению механизмов и транспорта с экипажем № 4, без указания общей суммы договора. Срок действия договора: с 15 ноября 2007 года по 25 сентября 2008 года. Расчеты между сторонами производятся по тарифам исполнителя, действующим на момент заключения договора за фактически отработанное время. Окончательный расчет по платежам за услуги производится заказчиком на основании счета-фактуры и акта выполненных работ не позднее 10 дней после их представления (пункт 5 договора).
Паспорт сделки № 08040001/2272/0074/3/0 оформлен в уполномоченном банке Амурском филиале ОАО "АКБ "Росбанк" 7 апреля 2008 года. Дата завершения исполнения обязательств по договору 31 декабря 2008 года.
По факту оказания услуг 31 января 2008 года составлен акт № 000015, согласно которому выполнена работа автокрана согласно договору от 15 ноября 2007 года № 4 в период с 1 января 2008 года по 31 января 2008 года, количество - 214 часов, сумма 385200 рублей.
Согласно информации банка Амурского филиала ОАО "АКБ "Росбанк" от 30 октября 2008 года № 65-01-06-45/5-83, на запрос Управления от 29 сентября 2008 г. № 23-08-35-02/1614, ООО "СК "Спецтехстрой" справку о подтверждающих документах к акту от 31 января 2008 года № 000015 на сумму 385200 рублей представило в уполномоченный банк 14 мая 2008 года, тогда как согласно пункту 2.4 Положения Банка России от 1 июня 2004 года № 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций", указанные документы общество должно было представить в срок - 15 февраля 2008 года.
Уведомлением от 24 декабря 2008 года № 23-08-35-08/2206, полученным обществом 26 декабря 2008 года, указано о явке законного представителя общества 20 января 2009 года в 11.00 часов для составления протокола об административном правонарушении.
В присутствии Л., представителя по доверенности от 16 января 2009 года ООО "СК "Спецтехстрой", уведомленного о времени и месте составления протокола надлежащим образом (уведомление получено обществом 26 декабря 2008 года) составлен протокол от 20 января 2009 года № 10-09/19 об административном правонарушении по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Определением от 20 января 2009 года назначено время и место рассмотрения дела об административном правонарушении на 2 февраля 2009 года на 15.00 часов, которое получено обществом 22 января 2009 года, заказное уведомление № 67500410208089.
Постановлением о назначении административного наказания от 2 февраля 2009 г. № 10-09/19 ООО "СК "Спецтехстрой" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением административного органа общество обратилось в Арбитражный суд.
Суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению в связи со следующим.
Частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ установлена ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок, в виде административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с требованиями статьи 24 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 названного Закона, в том числе подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Согласно пункту 2 части 3 статьи 23 названного выше Закона, Банк России устанавливает порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам, как агентам валютного контроля, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций. Указанный порядок установлен Банком России Инструкцией № 117-И и Положением № 258-П.
Указаниями ЦБ РФ от 10 декабря 2007 г. № 1950-У предусмотрено, что одной из форм учета по валютным операциям для резидентов является справка о подтверждающих документах, представляемая в уполномоченный банк согласно требованиям, установленным Положением Банка России № 258-П от 1 июня 2004 года "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций".
В соответствии с пунктами 2.1 и 2.2 Положения в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном настоящим Положением, представляет в уполномоченный банк документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них. Подтверждающие документы представляются резидентом в уполномоченный банк одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом.
Согласно пункта 2.4 резидент представляет в уполномоченный банк документы, указанные в пункте 2.2 Положения, в установленном банком порядке и в согласованный с банком срок, не превышающий 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации или оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.
В ходе судебного разбирательства установлено, ООО "СК Строительная компания "Спецтехстрой" оказав услуги по договору № 4 от 15 ноября 2007 года, составив акт от 31 января 2008 г. № 000015, представило 14 мая 2008 года справку о подтверждающих документах к акту выполненных работ, при сроке представления до 15 февраля 2008 года.
Административная ответственность, предусмотренная частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, наступает в случае несоблюдения лицом установленных порядка и сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям.
Суд считает, что достоверные и достаточные доказательства по данному делу, а также обстоятельства, послужившие основанием для привлечения ООО "СК "Спецтехстрой" к административной ответственности представлены ответчиком, факт правонарушения подтверждается представленными доказательствами.
Следовательно, в действиях ООО "СК "Спецтехстрой" присутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Судом не принимается довод общества о том, что протокол об административном правонарушении составлен с нарушением положений статьи 28.2 КоАП РФ.
Согласно разъяснению ВАС РФ, изложенному в пункте 24 постановления Пленума № 10 от 2 июня 2004 года "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в целях КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (часть 2 статьи 25.4 КоАП Российской Федерации).
Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым. Вместе с тем КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное частью 4 статьи 28.2 КоАП Российской Федерации право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола. Суду при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.
Из материалов дела следует, что при составлении протокола об административном правонарушении от 20 января 2009 года присутствовала Л., действовавшая на основании доверенности от 16 января 2009 года, подписанной генеральным директором общества З., подпись которого заверена печатью организации. При этом Л. были разъяснены права лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, ей были даны объяснения, замечаний на протокол у нее не имелось.
В соответствии со статьями 25.1, 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела, и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно уведомлению от 24 декабря 2008 года юридическое лицо было извещено о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, что подтверждается заказным письмом № 6750040942932. В назначенное время в административный орган была направлена Л. с доверенностью, наделяющей ее конкретными полномочиями.
Неверное указание в протоколе "законный представитель" вместо "представитель по доверенности" не является существенным нарушением при составлении протокола, более того, при надлежащем извещении общества по юридическому адресу, иного лица на составление протокола не направлено. Уведомление получено 26 декабря 2008 года, доверенность выдана 16 января 2009 года.
Протокол об административном правонарушении составлен 20 января 2009 года, информация банка о нарушении поступила 5 ноября 2008 года.
При этом суд учитывает, что согласно пункту 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 (ред. от 11 ноября 2008 года) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными, либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.
Довод заявителя о том, что задержка представления документов произошла в связи с тем, что акт приема-передачи выполненных работ подписывались с большим опозданием, суд считает несостоятельным в силу следующего.
Представленный акт от 31 января 2008 года № 15 подписан сторонами без оговорок, соответственно в день его фактического составления. Более того, заявителем представлено дополнительное соглашение к договору от 15 ноября 2008 года на возмездное оказание услуг по предоставлению механизмов и транспорта с экипажем, которое подписано 1 февраля 2008 года, то есть в момент его составления. Данное обстоятельство подтверждает наличие возможности со стороны заявителя для своевременного оформления акта и представления в срок необходимых документов. Положение Центрального Банка РФ от 1 июня 2004 г. № 258-П устанавливает 15-дневный срок после окончания месяца, в течение которого были оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, для представления в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах. Заявителем не представлено доказательств совершения действий, направленных на соблюдение установленных законодательством норм.
Судом отклонен довод заявителя о малозначительности правонарушения.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российском Федерации от 2 июня 2004 года № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является формальным и для привлечения к ответственности достаточно самого факта несоблюдения установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушения установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушения установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушения установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.
Суд считает, что существенная угроза охраняемым общественным отношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. Непредставление в установленный срок отчетности по валютным операциям фактически блокирует нормальную деятельность уполномоченного банка как агента валютного контроля, препятствует осуществлению им контрольных полномочий, предусмотренных валютным законодательством.
Материалами дела подтверждено, что при назначении административного наказания Управлением были учтены обстоятельства, смягчающие административную ответственность, санкция применена в минимальном размере.
При исследовании материалов дела судом не установлено процессуальных нарушений по делу об административном правонарушении, срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен, полномочия административного органа на составление протокола и вынесение постановления по делу об административном правонарушении судом проверены. Оспариваемое постановление о назначении административного наказания вынесено в соответствии со статьей 29.10 КоАП РФ, в нем указаны все необходимые обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 167 - 170, 180, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Амурской области от 2 февраля 2009 года № 10-09/19 о привлечении к административной ответственности общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Спецтехстрой" по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск), либо после вступления его в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Амурской области от 24.02.2009 № А04-572/2009
Несоблюдение в установленный срок представления форм учета и отчетности по валютной операции влечет привлечение резидента к административной ответственности

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru