Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Амурская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 3 марта 2009 г. по делу № А04-113/2009

(извлечение)

3 марта 2009 г. - дата объявления резолютивной части.
3 марта 2009 г. - дата принятия решения.
Арбитражный суд
рассмотрев в судебном заседании исковое заявление
администрации Нововоскресеновского сельсовета
к Министерству финансов Российской Федерации,
министерству финансов Амурской области
о взыскании 12405,49 руб.
3-и лица:
1. МУ "Отдел здравоохранения администрации Шимановского района"
2. Финансово-экономическое управление администрации Шимановского района

установил:

администрация Нововоскресеновского сельсовета обратилась в Арбитражный суд Амурской области с иском к Амурской области в лице министерства финансов Амурской области, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании убытков, понесенных в результате предоставления гражданам льгот по оплате электроэнергии коммунальных услуг согласно Закону Амурской области от 5 декабря 2005 г. № 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" в размере 12405,49 руб.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены МУ "Отдел здравоохранения администрации Шимановского района", финансово-экономическое управление администрации Шимановского района.
Исковые требования обоснованы тем, что между истцом и отделом здравоохранения администрации Шимановского района заключен договор от 1 января 2007 года на возмещение расходов по коммунальным услугам, в соответствии с условиями которого истец предоставил медицинским работникам, проживающим и работающим в сельской местности, льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, в соответствии с Законом Амурской области от 5 декабря 2005 г. № 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий".
Отдел здравоохранения администрации Шимановского района в свою очередь обязательства по возмещению выпадающих доходов от предоставления средств социальной поддержки не исполнил. Задолженность по указанному договору составила 12405,49 руб., которую истец просит взыскать на основании ст.ст. 16, 1069 ГК РФ в качестве убытков с Министерства финансов Российской Федерации.
Судом в соответствии со ст. 49 АПК РФ принято уточнение исковых требований, согласно которому просил взыскать убытки за 2006 год.
Истец, извещенный судом надлежащим образом о времени и месте предварительного судебного заседания, не явился, представил запрошенные судом документы.
Ответчик Минфин РФ, извещенный судом о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом не явился, в ранее представленном отзыве на иск, согласно которому исковые требования не признал, указал, что обязательства по возмещению расходов от предоставления льгот медицинским работникам должны исполняться за счет бюджета Амурской области.
Ответчик минфин Амурской области в судебном заседании исковые требования не признал, представил письменный отзыв на иск, согласно которому обязательства по возмещению расходов от предоставления льгот медицинским работникам должны исполняться за счет бюджетов муниципальных образований.
В соответствии с приложением № 31 "Исполнение по субвенциям бюджетам муниципальных образований на реализацию Закона Амурской области "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" за 2007 год" к Закону Амурской области от 1 сентября 2008 г. № 92-ОЗ "Об исполнении областного бюджета за 2007 год" Шимановскому району в части предоставления мер социальной поддержки специалистам государственных и муниципальных организаций, учреждений, финансируемых за счет средств областного бюджета и местных бюджетов, проживающим и работающим в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг выделены денежные средства в размере 2040 тыс. руб.
Третьи лица, извещенные судом надлежащим образом о времени и месте судебного заседания не явились.
Финансово-экономическое управление администрации Шимановского района ранее представило письменный отзыв на иск, в котором, в частности, указало, что МУ "Отдел здравоохранения администрации Шимановского района" были перечислены средства в сумме 718,4 тыс. руб., фактические расходы составили 846,7 тыс. руб., недостаток средств - 128,3 тыс. руб.
МУ "Отдел здравоохранения администрации Шимановского района" отзывы на иск не представил.
Суд считает возможным рассмотреть дело по существу в настоящем судебном заседании в отсутствие истца, ответчика Министерства финансов РФ, и третьих лиц в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доводы, ответчика, материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
1 марта 2006 года между МУ "Отдел здравоохранения администрации Шимановского района" (Заказчик) и администрацией Нововоскресеновского сельсовета заключен договор о возмещении в 2006 году расходов администрации Нововоскресеновского сельсовета по коммунальным услугам населения, включенных в областной регистр льготников.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Закон Амурской области от 05.12.2005 № 99-ОЗ называется "О социальной поддержке граждан отдельных категорий", а не "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Амурской области".

В соответствии с условиями договора истец взял на себя обязательство предоставлять в 2006 году социальную поддержку по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с Законом Амурской области от 5 декабря 2005 г. № 99-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Амурской области", а МУ "Отдел здравоохранения администрации Шимановского района" - обязалась возмещать выпадающие доходы от предоставления мер социальной поддержки, указанных в п. 2.1 договора на основании представленных документов, указанных в п. 2.1 договора.
Истец принятые по договору обязательства по предоставлению социальной поддержки по оплате коммунальных услуг медицинским работникам, имеющим право на социальную поддержку, исполнил в полном объеме, в течение 2006 года на льготных условиях предоставлял льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг.
МУ "Отдел здравоохранения администрации Шимановского района" обязательства по оплате выпадающих доходов от предоставления гражданам социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг исполнены ненадлежащим образом, в связи с чем сумма выпадающих доходов истца составила 12405,49 руб., которая подтверждается материалами дела, а также актом сверки взаиморасчетов по состоянию 1 ноября 2008 года, подписанным МУ "Отдел здравоохранения администрации Шимановского района" без возражений. До настоящего времени указанная сумма истцу не оплачена.
В связи с невозмещением расходов за предоставленные льготы медицинским работникам согласно Закону Амурской области от 5 декабря 2005 г. № 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" за 2006 год в сумме 12405,49 руб., истец вынужден был обратиться с настоящим иском в арбитражный суд.
В качестве доказательств предоставления льгот истцом в материалы дела представлены счета-фактуры от 26 октября 2006 г. № 6, от 4 августа 2006 г. № 4, от 15 декабря 2006 г. № 13, выставленные в адрес МУЗ "Нововоскресеновская участковая больница" с указанием сумм льгот и приложением списка граждан, ведомостями начисления по льготникам, которым представлены меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг; акт сверки с МУЗ "Нововоскресеновская участковая больница" от 31 декабря 2007 года, подписанный без возражений.
Документы, представленные истцом в качестве доказательств по делу, ответчиком не оспорены, равно как и списки граждан, которым предоставлены меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг за 2006 год (медицинские работники), ответчиком не оспорены.
Суд в соответствии со ст. 71 АПК РФ оценивает представленные документы как надлежащие доказательства предоставления истцом льгот указанной категории граждан.
Пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ предусмотрено, что решение вопросов, относящихся к сфере социальной защиты населения, включая установление льгот, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Аналогичное положение закреплено в пункте 1 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ.
Закон Амурской области от 5 декабря 2005 г. № 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" (далее по тексту - Закон 99-ОЗ), устанавливает размеры, условия и порядок возмещения расходов на предоставление социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан.
В п. 9 "а", п. 11 статьи 1 Закона № 99-ОЗ определены категории граждан, имеющих право на получение социальной поддержки, в том числе: врачи, провизоры, средний медицинский и фармацевтический персонал медицинских и фармацевтических организаций, учреждений здравоохранения и социального обслуживания (далее - медицинские работники); пенсионеры, проработавшие не менее десяти лет в организациях и учреждениях, указанных в п.п. 9, 11 части 1 настоящей статьи, проживающие в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках).
Пунктом 4 ст. 9 Закона № 99-ОЗ предусмотрено, что обеспечение предусмотренных настоящим Законом мер социальной поддержки граждан производится за счет средств областного бюджета. Средства на реализацию передаваемых органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий предусматриваются в составе фонда компенсаций областного бюджета в виде субвенций.
Пунктом 5 ст. 2 Закона Амурской области от 5 декабря 2005 г. № 99-ОЗ, установлено, что порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки устанавливается губернатором области.
Постановлением губернатора Амурской области от 23 декабря 2005 г. № 702 утвержден Порядок предоставления и использования субвенций, выделяемых из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов на оказание мер социальной поддержки гражданам отдельных категорий, согласно п. 2 которого в части финансирования расходов на предоставление мер социальной поддержки гражданам отдельных категорий, указанным в подпунктах 1 - 6, 12 - 14, 15 пункта 1 статьи 1 Закона № 99-ОЗ, главным распорядителем бюджетных средств по перечислению субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов является финансовый департамент администрации области.
Согласно отчету Шимановского района об использовании субвенций, за декабрь 2006 года, из областного бюджета на реализацию льгот предоставляемых специалистам, проживающим в сельской местности, из областного бюджета выделено 1093 тыс. руб., (в том числе врачи, провизоры, среднего и фармацевтического персонала 127,6 тыс. руб.), перечислено предприятиям, организациям, учреждениям с нарастающим итогом с начала года, с учетом остатка средств по состоянию на 1 января 2006 года, 1436 тыс. руб., (в том числе врачи, провизоры, среднего и фармацевтического персонала 254,1 тыс. руб.), сумма фактических затрат предприятий, организаций, учреждений 2643,7 тыс. руб., (в том числе мед. работникам 374,2 тыс. руб.), задолженность на конец отчетного периода 1207,7 тыс. руб. (в том числе мед. работникам 120,1 тыс. руб.), остаток средств на отчетный период составил 0,00 тыс. руб., что подтверждается отчетом об использовании субвенций, выделенных из областного бюджета по Шимановскому району за 2006 год.
Полученные из областного бюджета в 2006 году средства на реализацию Закона № 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" были полностью распределены, что также отражено в отчете об исполнении бюджета Шимановского района за 2006 год.
Из вышеизложенного следует, что фактическая потребность Шимановского района в средствах, необходимых для возмещения расходов по предоставленным льготам, превышает средства, выделенных бюджетом Амурской области.
В связи с чем задолженность МУ "Отдел здравоохранения администрации Шимановского района" по оплате выпадающих доходов истца в 2006 годы от предоставления гражданам социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг образовалась в результате недостаточного финансирования денежных средств, предусмотренных на оказание мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг медицинским работникам.
Доказательств нецелевого использования полученных бюджетом Шимановского района выделенных Амурской областью денежных средств суду не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу, что МУ "Отдел здравоохранения Шимановского района" не имело возможности направлять средства на реализацию Закона Амурской области от 5 декабря 2005 г. № 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий", поскольку денежные средства из областного бюджета в необходимом количестве не передавались, а средств, выделенных в порядке субвенций, было недостаточно.
Федеральными законами "О финансовых основах местного самоуправления в РФ", "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" определено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.
В соответствии со ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные юридическому лицу в результате бездействия государственных органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием. Согласно ст. 1069 ГК РФ вред возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.
В соответствии с п. 16 постановления Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. № 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" установлено, что в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшие товары (выполнившего работы, оказавшие услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Пунктом 17 названного Пленума установлено также, что ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование.
При удовлетворении соответствующего требования в резолютивной части решения суда должно быть указано на взыскание денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования.
Поскольку финансовому управлению администрации Шимановского района в 2006 году в достаточном размере не были выделены средства из областного бюджета на реализацию полномочий в части предоставления социальной поддержки гражданам, согласно Закону от 5 декабря 2005 г. № 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий", и МУ "Отдел здравоохранения Шимановского района" не имело возможности для исполнения обязательств по возмещению истцу выпадающих доходов по договору от 1 марта 2006 года, то убытки в сумме 12405,49 руб., возникшие в результате предоставления в 2006 году медицинским работникам, проживающим и работающим в Шимановском районе льгот по оплате коммунальных услуг, должна нести казна субъекта Амурской области в лице министерства финансов Амурской области на основании ст. 136 БК РФ, ст.ст. 16, 1069 ГК РФ.
В качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию выступает главный распорядитель средств соответствующего бюджета (ст. 158 Бюджетного кодекса).
Согласно Порядку предоставления и использования субвенций, выделяемых из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов на оказание мер социальной поддержки гражданам отдельным категориям, утвержденным постановлением губернатора Амурской области от 23 декабря 2005 г. № 702 главным распорядителем бюджетных средств по перечислению субвенций на реализацию Закона от 5 декабря 2005 г. № 99-ОЗ является финансовый департамент администрации области (преобразованный в министерство финансов Амурской области).
Принимая во внимание изложенное, суд считает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению в сумме 12405,49 руб. за счет средств казны Амурской области.
В иске к Министерству финансов Российской Федерации следует отказать.
Госпошлина по иску составляет 500 руб.
Истцу при подаче иска была предоставлена отсрочка по уплате госпошлины в соответствии со ст. 102 АПК РФ.
Согласно ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поскольку ответчик от уплаты государственной пошлины освобожден, в связи с чем в соответствии со ст. 105 АПК РФ, ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации госпошлина взысканию не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 171, 180 АПК РФ суд

решил:

взыскать с Амурской области в лице министерства финансов Амурской области за счет средств казны Амурской области в пользу администрации Нововоскресеновского сельсовета (ОГРН 1022800760476, ИНН 2829000670) убытки, понесенные в результате предоставления гражданам мер социальной поддержки за 2006 год, в сумме 12405,49 руб.
В иске к Министерству финансов Российской Федерации отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не будет подана апелляционная жалоба.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск), либо в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Амурской области от 03.03.2009 № А04-113/2009
Убытки, понесенные местной администрацией в результате предоставления медицинским работникам мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, подлежат взысканию за счет средств казны Амурской области, поскольку на реализацию полномочий по предоставлению указанных льгот из областного бюджета денежные средства выделены в недостаточном объеме

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru