Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Московская область


ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
"МОСКОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ БЮРО ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ"

ПИСЬМО
от 20 июля 2010 г. № исх-01/3416-10

О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ВОПРОСАМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗ

По результатам методического семинара-совещания, проведенного 06.07.2010 в ГУП МО "МОБТИ" с участием сотрудников, осуществляющих судебно-технические и землеустроительные экспертизы, направляем прилагаемые рекомендации по вопросам выполнения экспертиз, касающихся описаний местоположения границ земельных участков, подготовленные Управлением организации и правового обеспечения кадастровой деятельности и землеустройства совместно с Правовым управлением ГУП МО "МОБТИ".
Прошу директоров филиалов организовать ознакомление с указанными рекомендациями сотрудников ГУП МО "МОБТИ", выполняющих соответствующие экспертные исследования.

Генеральный директор
В.А. Денисов





Приложение
к письму ГУП МО "МОБТИ"
от 20 июля 2010 г. № исх-01/3416-10

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВОПРОСАМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗ, КАСАЮЩИХСЯ ОПИСАНИЙ
МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ГРАНИЦ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

В рамках выполнения соответствующих экспертных исследований могут проводиться экспертизы, связанные с определением местоположения границ земельных участков, в частности, при рассмотрении в судебном порядке требований о признании права на земельный участок (пункт 1 статьи 59 Земельного кодекса Российской Федерации <1>), об образовании земельных участков, в том числе по спорам о выделе доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности (пункт 6 статьи 11.2 ЗК РФ, пункт 3 статьи 252 Гражданского кодекса Российской Федерации <2>, пункт 4 статьи 13 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"), по земельным спорам о согласовании местоположения границ земельного участка (пункт 1 статьи 64 ЗК РФ, часть 5 статьи 40 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" <3>).
--------------------------------
<1> Далее - ЗК РФ.
<2> Далее - ГК РФ.
<3> Далее также - Закон о кадастре.

Принимая во внимание принципы судебно-экспертной деятельности, предусмотренные Федеральным законом от 31.05.2001 № 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" и законодательством Российской Федерации о судопроизводстве, включая независимость эксперта, объективность, всесторонность и полноту проводимого им исследования, не предрешая вопросы о самостоятельно выбираемых экспертом методах и средствах, используемых при проведении вышеуказанных экспертиз, в порядке рекомендации обращаем внимание на следующее.
По общему правилу, установленному пунктом 2 статьи 8 ГК РФ, права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации установлены Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" <4>.
--------------------------------
<4> Далее - Закон о регистрации.

Согласно пункту 1.2 статьи 20 Закона о регистрации не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Исходя из пункта 1 статьи 19 Закона о регистрации государственная регистрация прав на земельный участок приостанавливается также в случае, если в государственном кадастре недвижимости <5> в отношении такого земельного участка отсутствуют кадастровые сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка или одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с внесенными в кадастр сведениями о последнем, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, например, если такой земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства (часть 11 статьи 45 Закона о кадастре).
--------------------------------
<5> Далее - кадастр.

Таким образом, описание земельного участка в качестве объекта регистрируемого права (по общему правилу, поскольку иное не предусмотрено законодательством) связывается с необходимостью предварительного установления его характеристик в качестве индивидуально-определенной вещи как объекта государственного кадастрового учета <6>, предусмотренного Законом о кадастре. В свою очередь, в соответствии с частью 1 статьи 7 Закона о кадастре к числу уникальных характеристик земельного участка, вносимых в кадастр, относится описание местоположения границ земельного участка.
--------------------------------
<6> Далее - кадастровый учет.

Для внесения в кадастр сведений о местоположении границ земельного участка в порядке, предусмотренном для осуществления кадастрового учета, представляется межевой план, что вытекает из части 2 статьи 16 и пункта 2 части 1 статьи 22 Закона о кадастре. По общему правилу, при составлении межевого плана местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ (часть 7 статьи 38 Закона о кадастре).
Предлагаем принимать во внимание изложенное в целях проведения экспертиз, касающихся определения местоположения границ земельных участков, учитывая, что после вынесения решения суда, основанного на результатах экспертизы, использованных в качестве доказательства, земельный участок может выступать объектом кадастровых работ по подготовке межевого плана, что, в свою очередь, потребует определения местоположения (координат) его границ соответственно в дальнейшем объектом кадастрового учета и регистрируемого права.
При этом для обеспечения исполнения указанного решения (исключения разногласий по вопросам его исполнения при установлении границ земельного участка на местности) и возможности подготовки межевого плана в соответствии с экспертным вариантом описания границ, положенным в основу итогового решения по делу, сведения о местоположении границ земельного участка (с определением координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения кадастра) могут включаться в соответствующее экспертное заключение.
Настоящие рекомендации имеют сугубо информационно-справочный характер, не содержат общеобязательных правовых норм и официальных разъяснений законодательства, а также не могут рассматриваться препятствующими непосредственному применению нормативных правовых Российской Федерации или умаляющими предусмотренные федеральным законом принципы судебно-экспертной деятельности.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


<Письмо> ГУП МО "МОБТИ" от 20.07.2010 № исх-01/3416-10
"О рекомендациях по вопросам выполнения экспертиз"

Письмо
Приложение. Рекомендации по вопросам выполнения экспертиз, касающихся описаний местоположения границ земельных участков

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru