Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Кировская область


АДМИНИСТРАЦИЯ КИКНУРСКОГО РАЙОНА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 мая 2010 г. № 55

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ
ЭКСПЕРТИЗЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ПРОЕКТОВ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

В соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 17.07.2009 № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", Законом Кировской области от 30.04.2009 № 365-ЗО "О мерах по противодействию коррупции в Кировской области", постановлением Правительства Кировской области от 28.04.2009 № 9/94 "О мерах по противодействию коррупции в Кировской области" администрация Кикнурского района постановляет:
1. Утвердить Правила проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и проектов муниципальных правовых актов. Прилагаются.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на управляющего делами администрации Кикнурского района Трушкова Л.А.

Глава администрации
Кикнурского района
Кировской области
П.А.РУСИНОВ





УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением
администрации
Кикнурского района
Кировской области
от 6 мая 2010 г. № 55

ПРАВИЛА
ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ
ПРАВОВЫХ АКТОВ И ПРОЕКТОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

1. Общие положения

1.1. Правила проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и проектов муниципальных правовых актов (далее - Правила) определяют:
1.1.1. Основные задачи, цели, порядок проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и проектов муниципальных правовых актов (далее - нормативные правовые акты).
1.1.2. Перечень нормативных правовых актов, подлежащих антикоррупционной экспертизе.
1.1.3. Орган, уполномоченный на проведение антикоррупционной экспертизы.
1.2. В Правилах используются следующие основные понятия:
коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица;
коррупциогенность - заложенная в правовых нормах возможность способствовать коррупционным проявлениям в процессе реализации содержащих такие нормы нормативных правовых актов. Коррупциогенность обуславливается наличием в нормативном правовом акте коррупционных факторов;
коррупционные факторы - положения нормативных правовых актов, которые могут способствовать проявлениям коррупции при применении документов, в том числе могут стать непосредственной основой коррупционной практики либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать или провоцировать их;
коррупциогенные нормы - положения нормативных правовых актов, содержащие коррупционные факторы;
нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для органов местного самоуправления (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае;
дискреционные полномочия - полномочия, которые муниципальный служащий может осуществить по собственному усмотрению.
1.3. Основной задачей антикоррупционной экспертизы является обеспечение проведения экспертизы нормативных правовых актов в целях выявления положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, и предотвращения включения в них указанных положений.
1.4. Основной целью антикоррупционной экспертизы является определение реальной степени возможности использования муниципальными служащими особенностей нормативно-правовых формул для извлечения выгоды, то есть выявление коррупционных факторов.
1.5. Экспертизе подлежат нормативные правовые акты:


1.5.1. Затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина.
1.5.2. Об утверждении административных регламентов предоставления муниципальных услуг и исполнения муниципальных функций.
1.5.3. Связанные с распределением муниципальных бюджетных средств.
1.5.4. Связанные с управлением муниципальной собственностью.
1.5.5. Связанные с размещением заказа для муниципальных нужд.
1.5.6. Регламентирующие осуществление полномочий подведомственных организаций.
1.5.7. Регламентирующие контрольные, разрешительные и регистрационные полномочия администрации Кикнурского района.
1.5.8. Другие нормативные правовые акты по поручению главы администрации Кикнурского района.
1.6. Антикоррупционная экспертиза проводится главным специалистом по правовым вопросам и ведущим специалистом по кадровым вопросам и делопроизводству администрации Кикнурского района одновременно в рамках правовой экспертизы муниципальных правовых актов и проектов муниципальных правовых актов.

2. Коррупционные факторы

2.1. Коррупционными факторами, устанавливающими необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:
широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления (их должностных лиц);
определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивное установление возможности совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления (их должностных лиц);
чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию нормативных актов, вторгающихся в компетенцию органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
заполнение законодательных пробелов при помощи принятия нормативных правовых актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в условиях отсутствия закона;
отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага).
2.2. Коррупционными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются:
наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
злоупотребление правом заявителя органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;
юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.

3. Инструменты обнаружения коррупционных факторов

Для обнаружения коррупционных факторов в текстах нормативных правовых актов следует:
3.1. Проанализировать все полномочия органов местного самоуправления.
3.2. Определить, какие полномочия диктуют ему единственный вариант, а какие предоставляют возможность выбора разных вариантов поведения, есть ли четкие разграничения выбора того или иного варианта.
3.3. Выявить причины коррупциогенности дискреционных полномочий.
3.4. Выявить конкретные действия, к которым могут прибегать муниципальные служащие для извлечения собственной выгоды, используя широту дискреционных полномочий.
3.5. Проанализировать полномочия, которые касаются юридических (физических) лиц и могут быть связаны с наложением на них некоторых ограничений (контрольные процедуры, требование представить информацию и т.п.). Выявить положения, накладывающие чрезмерные ограничения, запреты и обязанности.
3.6. Проанализировать все отсылочные нормы и положения. Выявить, в чем возможно преследование собственного интереса.
3.7. Для выявления нормативных коллизий проанализировать нормативные правовые акты, регулирующие аналогичные отношения или наиболее общие вопросы.

4. Порядок проведения экспертизы главным специалистом
по правовым вопросам и ведущим специалистом
по кадровым вопросам и делопроизводству Кикнурского района

4.1. Подготовительный этап - сбор и анализ информации.
На этом этапе необходимо провести мониторинг действующего законодательства, судебной практики, научных публикаций по теме правового акта.
4.2. Исследовательский этап - проведение самой экспертизы.
Опираясь на знание теории и практики, используя инструменты обнаружения коррупционных факторов, необходимо выявить в тексте нормативного правового акта коррупциогенные нормы и положения, а также разработать рекомендации по их устранению не позднее 4 дней со дня поступления НПА.
4.3. Заключительный этап - визирование нормативного правового акта главным специалистом по правовым вопросам и ведущим специалистом по кадровым вопросам и делопроизводству Кикнурского района либо оформление заключения экспертизы в случае выявления в нормативном правовом акте положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции в течение 3-х дней со дня поступления НПА.
4.4. Экспертное заключение должно содержать:
4.4.1. Наименование и реквизиты нормативного правового акта, представленного на экспертизу.
4.4.2. Основания для проведения экспертизы.
4.4.3. Наименование и реквизиты нормативных правовых актов, которые использовались для выявления коррупциогенных норм и положений права, определений судов, научной литературы и т.п.
4.4.4. Конкретные положения нормативного правового акта, содержащие коррупциогенные нормы, с указанием структурных единиц проекта документа (разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы) и соответствующих коррупционных факторов.
Выявленные при проведении экспертизы положения, которые не относятся к коррупционным факторам, но могут способствовать созданию условий для проявления коррупции, также указываются в заключении.
4.4.5. Рекомендации по изменению формулировок правовых норм либо предложения по исключению отдельных норм и положений для устранения коррупциогенности правового акта.
В заключении могут быть отражены возможные негативные последствия сохранения в правовом акте выявленных коррупционных факторов.
4.4.6. Вывод о наличии признаков коррупциогенности нормативного правового акта.
4.5. Заключение экспертизы нормативного правового акта, подписанное главным специалистом по правовым вопросам и ведущим специалистом по кадровым вопросам и делопроизводству Кикнурского района, направляется руководителю структурного подразделения (отраслевого органа), подготовившего нормативный правовой акт.
4.6. Структурное подразделение (отраслевой орган), получив заключение экспертизы подготовленного им документа:
4.6.1. Вносит изменения с учетом заключения экспертизы и направляет доработанный правовой акт на повторную экспертизу.
4.6.2. Принимает решение об отзыве нормативного правового акта.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Постановление администрации Кикнурского района Кировской области от 06.05.2010 № 55
"Об утверждении Правил проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и проектов муниципальных правовых актов"

Постановление
Правила проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и проектов муниципальных правовых актов
1. Общие положения
2. Коррупционные факторы
3. Инструменты обнаружения коррупционных факторов
4. Порядок проведения экспертизы главным специалистом по правовым вопросам и ведущим специалистом по кадровым вопросам и делопроизводству Кикнурского района

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru