Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 6 мая 2010 г. по делу № А12-5062/2010

Арбитражный суд Волгоградской области
в составе председательствующего судьи Середа Н.Н.
судей Горбачевского М.Н., Стрельниковой Н.В.
при ведении протокола судебного заседания судьей Середа Н.Н.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению заместителя прокурора Волгоградской области к Совету депутатов Песковатского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области
о признании недействующим в части нормативного правового акта
при участии в заседании:
от прокурора - Б., помощник прокурора области, удостоверение
от ответчика - не явился

установил:

Заместитель прокурора Волгоградской области обратился в арбитражный суд с заявлением к Совету депутатов Песковатского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области о признании недействующими подпунктов 1, 2 пункта 4 статьи 7, пункта 1, подпункта 2 пункта 2 в части слов "предприятиям" статьи 8 Положения о порядке распоряжения и управления имуществом, находящимся в собственности Песковатского сельского поселения, утвержденного решением Совета депутатов Песковатского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области от 11.01.2007 г. № 1/3, в части отсутствия оснований предоставления имущества в аренду целевым назначением, предусмотренных частью 1 статьи 17.1. Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции", а также в части предоставления любого имущества в безвозмездное пользование муниципальным предприятиям без проведения конкурса или аукциона, предоставления имущества в аренду без конкурса в случаях, не предусмотренных частью 1 статьи 17.1. Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции", как не соответствующими части 1 статьи 15, части 4 статьи 16, части 1 статьи 17.1. Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, отзыв на заявление не представил.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав доказательства, арбитражный суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 13 ГК РФ, ст. 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В судебном заседании установлено, что решением Совета депутатов Песковатского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области от 11 января 2007 г. № 1/3 утверждено Положение о порядке распоряжения и управления имуществом, находящимся в собственности Песковатского сельского поселения (далее Положение).
Пунктом 4 статьи 7 указанного Положения предусмотрено, что муниципальные жилые помещения (здания, сооружения) могут быть предоставлены в аренду:
1) в общем порядке, то есть на основании поступивших в администрацию Песковатского сельского поселения заявлений, когда критериями отбора одновременно являются: дата поступления заявления в администрацию Песковатского сельского поселения, соответствие передаваемого в аренду объекта условиям, указанным в заявлении, а также наибольшее соответствие интересам муниципального образования деятельности, которую заявитель планирует осуществлять в арендуемом помещении;
2) по целевому назначению, то есть предоставление муниципальных помещений для осуществления в них заранее определенных социально значимых для муниципального образования видов деятельности;
3) заключение договора аренды путем проведения торгов (в форме аукциона или конкурса) на право аренды муниципальных помещений (зданий, сооружений).
Пунктом 1 статьи 8 Положения установлено, что муниципальное имущество по решению главы Песковатского сельского поселения может быть передано в безвозмездное пользование.
Пунктом 2 указанной статьи также предусмотрено предоставление муниципального имущества во временное безвозмездное пользование:
1) органам местного самоуправления и их подразделениям;
2) муниципальным предприятиям и учреждениям
3) иным лицам в случаях, указанных в законе.
Арбитражный суд находит обоснованными доводы прокурора о не соответствии подпунктов 1, 2 пункта 4 статьи 7, пункта 1, подпункта 2 пункта 2 в части слов "предприятиям" статьи 8 Положения нормам Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции".
Согласно статье 17.1. Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции" заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество:
1) на основании международных договоров Российской Федерации (в том числе межправительственных соглашений), федеральных законов, устанавливающих иной порядок распоряжения этим имуществом, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации, решений суда, вступивших в законную силу;
2) государственным органам, органам местного самоуправления, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации;
3) государственным и муниципальным учреждениям, государственным корпорациям, государственным компаниям;
4) некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политическим партиям, общественным движениям, общественным фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям), объединений работодателей, товариществ собственников жилья, социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также других видов деятельности, предусмотренных статьей 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";
5) адвокатским, нотариальным, торгово-промышленным палатам;
6) образовательным учреждениям независимо от их организационно-правовых форм, включая указанные в пункте 3 настоящей части государственные и муниципальные образовательные учреждения, и медицинским учреждениям частной системы здравоохранения;
7) для размещения объектов почтовой связи;
8) лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности;
9) в порядке, установленном главой 5 настоящего Федерального закона;
10) лицу, с которым заключен государственный или муниципальный контракт по результатам конкурса или аукциона, проведенных в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", если предоставление указанных прав было предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе для целей исполнения этого государственного или муниципального контракта. Срок предоставления указанных прав на такое имущество не может превышать срок исполнения государственного или муниципального контракта;
11) на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается);
12) взамен недвижимого имущества, права в отношении которого прекращаются в связи со сносом или с реконструкцией здания, строения, сооружения, которыми или частью которых является такое недвижимое имущество, либо в связи с предоставлением прав на такое недвижимое имущество государственным или муниципальным образовательным учреждениям, медицинским учреждениям. При этом недвижимое имущество, права на которое предоставляются, должно быть равнозначным ранее имеющемуся недвижимому имуществу по месту расположения, площади и определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность, стоимости. Условия, при которых недвижимое имущество признается равнозначным ранее имеющемуся недвижимому имуществу, устанавливаются федеральным антимонопольным органом;
13) правопреемнику приватизированного унитарного предприятия в случае, если такое имущество не включено в состав подлежащих приватизации активов приватизированного унитарного предприятия, но технологически и функционально связано с приватизированным имуществом и отнесено федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается, или к объектам, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Из приведенной нормы следует, что законодатель установил полный запрет, за исключением случаев, указанных в Законе, в предоставлении в безвозмездное пользование государственного или муниципального имущества. Такое имущество может быть предоставлено в безвозмездное пользование только по результатам проведенных конкурсов или аукционов.
Согласно пункту 3 части 1 статье 15 Федерального закона № 135-ФЗ федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). В частности запрещается установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;
Пунктом 4 статьи 16 этого же Закона запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. В частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Дополнительные исключения, касающиеся только заключения договоров аренды без проведения конкурсов или аукционов, предусмотрены также частью 4 статьи 53 Федерального закона № 135-ФЗ.
Данной нормой предусмотрено, что до 1 июля 2015 года разрешается заключение на новый срок без проведения конкурсов или аукционов договоров аренды, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 настоящего Федерального закона и заключенных до 1 июля 2008 года с субъектами малого или среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при условии отсутствия на момент заключения такого договора аренды на новый срок оснований для его досрочного расторжения, предусмотренных гражданским законодательством. При этом заключение предусмотренных настоящей частью договоров аренды возможно на срок не более чем до 1 июля 2015 года.
Таким образом, Федеральный закон № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции" содержит исчерпывающий перечень исключений, позволяющих заключать договоры безвозмездного пользования муниципальным имуществом без проведения конкурсов и аукционов.
Передача органами местного самоуправления, иными, осуществляющими функции указанных органов, органами или организациями хозяйствующим субъектам муниципального имущества в аренду и безвозмездное пользование без проведения торгов в форме аукциона или конкурса в случаях, не оговоренных законом, является предоставлением преимущества отдельным хозяйствующим субъектам, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.
Проведение торгов при передаче муниципального имущества направлено на расширение доступа участников рынка к данному ресурсу, является основой эффективного использования такого имущества и развития конкуренции.
При таких обстоятельствах арбитражный суд пришел к выводу о не соответствии оспариваемых норм закону и о нарушении прав и интересов хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку они предусматривают порядок предоставления муниципального недвижимого имущества в аренду и безвозмездное пользование на внеконкурсной основе.
В связи с чем, требования прокурора подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 195 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

Признать подпункт 1, 2 пункта 4 статьи 7, пункт 1, подпункт 2 пункта 2 в части слов "предприятиям" статьи 8 Положения о порядке распоряжения и управления имуществом, находящимся в собственности Песковатского сельского поселения, утвержденного решением Совета депутатов Песковатского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области от 11.01.2007 г. № 1/3, в части отсутствия оснований предоставления имущества в аренду целевым назначением, предусмотренных частью 1 статьи 17.1. Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции", а также в части предоставления любого имущества в безвозмездное пользование муниципальным предприятиям без проведения конкурса или аукциона, предоставления имущества в аренду без конкурса в случаях, не предусмотренных частью 1 статьи 17.1. Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции", не соответствующими части 1 статьи 15, части 4 статьи 16, части 1 статьи 17.1. Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" и не действующими с момента принятия настоящего решения.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Судьи:
Н.Н.СЕРЕДА
М.Н.ГОРБАЧЕВСКИЙ
Н.В.СТРЕЛЬНИКОВА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Волгоградской обл. от 06.05.2010 по делу № А12-5062/2010
<О признании частично недействующими подпунктов 1, 2 пункта 4 статьи 7, пункта 1, подпункта 2 пункта 2 статьи 8 Положения о порядке распоряжения и управления имуществом, находящимся в собственности Песковатского сельского поселения, утв. решением Совета депутатов Песковатского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской обл. от 11.01.2007 № 1/3>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru