Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Хабаровский край


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

ПИСЬМО
от 11 июня 2010 г. № 04.1-17-4138

О НАПРАВЛЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ

Руководителям органов
местного самоуправления,
осуществляющих управление
в сфере образования


В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: совместный Приказ Министерства образования Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Государственного комитета по физической культуре и спорту, Российской Академии образования от 16.07.2002 имеет номер 2715/227/166/19, а не 2715/227/66/19.

Министерство образования края обращает внимание на то, что действующими приказами Минобразования Российской Федерации, Минздрава Российской Федерации, Государственного комитета по физической культуре и спорту, Российской Академии образования от 16.07.2002 № 2715/227/66/19 "О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации", министерства образования Хабаровского края от 20.08.2002 № 515 "О совершенствовании физического воспитания в образовательных учреждениях" предписано включить в действующие учебные планы общеобразовательных учреждений проведение обязательных уроков физической культуры в объеме не менее трех часов в неделю.
Проведенный в мае 2010 года мониторинг преподавания физической культуры в общеобразовательных учреждениях края показал, что только 19,8% учащихся общеобразовательных учреждений края занимаются физической культурой в объеме не менее трех часов в неделю при том, что во многих образовательных учреждениях созданы все условия для введения третьего часа физической культуры (достаточная пропускная способность спортивного зала, материальная база, кадры и т.д.). Органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, планируется с 01 сентября 2010 года увеличить численность учащихся, занимающихся физической культурой в объеме не менее трех часов в неделю.
В связи с этим министерство образования края направляет для использования в работе руководителями общеобразовательных учреждений, учителями физической культуры рекомендации, разработанные Хабаровским краевым институтом развития образования, по проведению третьего часа физической культуры в общеобразовательных учреждениях края и повышению двигательной активности учащихся.
Приложение: на 6 л. в 1 экз.

Министр
А.А.Базилевский





РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ТРЕТЬЕГО ЧАСА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Целью образования в области физической культуры является формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Физическая культура в школе должна содействовать формированию и развитию способностей личности, позволяющих реализовать индивидуальные возможности и применять полученные знания по физической культуре в собственной жизненной практике, что, к сожалению, далеко не в полной мере выполняется существующей системой общего физкультурного образования. Чтобы преодолеть этот недостаток, рекомендуется, наряду с решением традиционных задач физического воспитания, больше внимания уделять воспитанию у учащихся ценностных ориентаций на роль и значение физической культуры в жизни личности и общества, на формирование потребностей и мотивов в регулярных занятиях физическими упражнениями и ведении здорового образа жизни.
Организация двигательного режима школьников на фоне современной интенсификации образовательного процесса как никогда требует от педагогов непременного учета биологических закономерностей развития детского организма. В этой связи серьезную озабоченность вызывает явная недостаточность физической нагрузки учащихся в ходе учебно-воспитательного процесса. Школьная программа по предмету "Физическая культура" с двумя часами в неделю не может обеспечить должное физическое развитие детей в учебном процессе. Причиной этого является чрезмерный временной разрыв между занятиями, который составляет 3 - 4 дня.
Такой разрыв, во-первых, не сохраняет накопленного организмом "про запас" для последующей мышечной работы потенциала и приводит к его утрате.
Во-вторых, функции организма, в которых наметилась положительная динамика в результате действия физической нагрузки, возвращаются в "исходное состояние", что не создает прогрессивных изменений этих функций и систем, лежащих в основе тренирующего эффекта.
В-третьих, не обеспечивается включение основного физиологического механизма перехода от срочной адаптации к долгосрочной. В результате эффективность 2-х уроков физической культуры в неделю с точки зрения оздоровительной и тренирующей направленности крайне низка. Достичь положительного эффекта можно лишь в случае, если разрыв между занятиями не будет превышать одного - двух дней, т.е. количество занятий в неделю будет не менее трех - четырех.
Непременным условием рационально построенного двигательного режима школьников является качественное разнообразие движений. Занятия физическими упражнениями, виды мышечной деятельности должны быть разнообразными, но сбалансированными в количественном отношении с потребностями и возможностями растущего организма. В социальных и оздоровительных целях общеобразовательные учреждения должны создавать условия для удовлетворения биологической потребности школьника в движении.
Система физкультурно-оздоровительной работы в школе должна обеспечивать дифференцированное применение средств и форм физического воспитания в зависимости от возраста, пола, состояния здоровья, физической подготовленности детей и подростков. Систематичность этой работы, постепенное увеличение нагрузок и комплексное использование разнообразных форм и средств физического воспитания - залог успешного сбережения и укрепления здоровья подрастающего поколения.
Введение третьего урока физической культуры в систему физического воспитания учащихся средней (полной) общеобразовательной школы позволит:
- снизить негативные последствия учебной нагрузки;
- укрепить здоровье учащихся;
- увеличить уровень двигательной активности;
- обучить школьников основам знаний по методике самостоятельных занятий оздоровительными физическими упражнениями;
- повысить уровень сформированности качеств личности школьников, что будет способствовать успешности их адаптации в обществе.
При проведении обязательных уроков физической культуры в объеме не менее трех часов в неделю на всех ступенях общего образования следует учитывать следующие условия:
- оснащенность и состояние учебно-спортивной базы (спортивные залы, пришкольные площадки, зоны рекреаций, спортивный инвентарь и оборудование);
- пропускная способность спортивного зала.


- спортивные традиции и специализацию учителя физической культуры, наличие квалифицированных педагогических кадров;
С целью улучшения организации и проведения учебно-воспитательного процесса по физической культуре следует руководствоваться следующими основополагающими документами:
- Приказ Минобразования РФ, Минздрава РФ, Государственного комитета по физической культуре и спорту, Российской Академии образования от 16.07.2002 № 2715/227/66/19 "О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации";
- приказ министерства образования Хабаровского края от 20.08.2002 № 515 "О совершенствовании физического воспитания в образовательных учреждениях";
- О введении третьего дополнительного часа физической культуры в образовательных учреждениях РФ. / Письмо Минобразования России от 12.08.2002 № 13-51-99/14. Вестник образования России. - № 18. - 2002. с. 44 - 45;
- Об увеличении двигательной активности обучающихся общеобразовательных учреждений. / Письмо Министерства образования Российской Федерации от 28 апреля 2003 г. № 13-51-86/13: Методические рекомендации //Вестник образования России. - 2003, июль, № 13.
При проектировании проведения обязательных уроков физической культуры в объеме не менее трех часов в неделю на всех ступенях общего образования целесообразно использовать следующие учебные программы, рекомендуемые и допущенные Министерством образования Российской Федерации:
- примерная программа по физической культуре для учащихся начальных классов (1 - 4 классы). Авторы: А.П.Матвеев, М.В.Малыхина, 2007 г.;
- примерная программа по физической культуре. Основная школа (5 - 9 классы). Автор: А.П.Матвеев, 2005 г.;
- примерная программа по физической культуре. Средняя (полная) школа (10 - 11 классы). Автор: А.П.Матвеев, 2005 г.;
- комплексная программа физического воспитания учащихся 1 - 11 классов. Авторы: В.И.Лях, А.А.Зданевич, 2007 г.;
- примерная программа по физической культуре учащихся I - XI классов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Авторы-составители: А.П.Матвеев, Т.В.Петрова, Л.В.Каверкина, 2004 г.
Содержание данных программ по физической культуре включает две основные части: базовую и вариативную (дифференцированную). Освоение базовых основ физической культуры обязательно для каждого ученика. Вариативная (дифференцированная) часть программ по физической культуре обусловлена необходимостью учета индивидуальных способностей детей, региональных, национальных и местных особенностей территории, на которой находится общеобразовательное учреждение.
В вариативную часть государственной образовательной программы может быть включен учебный материал, направленный на углубленное изучение одного или нескольких видов спорта, в том числе с учетом региональных и национальных особенностей.
При организации проведения обязательных уроков физической культуры в объеме не менее трех часов в неделю на всех ступенях общего образования возможны следующие формы организации и планирования уроков физической культуры, которые обеспечивают достаточно успешное освоение учащимися основ содержания программ:
- первая форма предполагает планирование четырех уроков физической культуры в неделю: в 1-й и 4-й четвертях учебного года, т.е. когда появляются условия для проведения занятий на спортивных пришкольных площадках или лесопарковых зонах. В то же время во 2-й и 4-й четвертях планируется проведение двух уроков в неделю;
- вторая форма планирования предполагает включение в расписание одного академического урока (45 мин.) и одного сдвоенного (90 мин.), который ставится в расписание последним;
- третья форма планирования является традиционной и предполагает включение всех трех уроков в сетку расписания.
Рекомендуются также и другие варианты использования 3-го урока физической культуры с учетом его содержания и направленности на разных ступенях образования.
Например, в одном из вариантов рекомендуется проводить 3-й урок в форме "спортивного часа", который является обязательным, но вносится в сетку расписания после общеобразовательных уроков. Особенностью данного урока является то, что его содержание основывается на одном из базовых видов спорта и по своей направленности он ориентирован на повышение общей физической работоспособности и физической подготовленности школьников. В начальной школе он включается в расписание уроков до или после обеда по мере освобождения спортивных залов или площадок (как правило, он приходится на 4-й и 5-й уроки по расписанию). Для учащихся основной и старшей школы это, соответственно, 6-й и 8-й уроки. Нежелательно, чтобы обычные уроки физической культуры и "спортивный час" приходились на один и тот же день недели.
Содержание "спортивного часа" разрабатывается по типу спортивной тренировки с учетом использования содержания учебной программы по физической культуре по одному из ее разделов.
В другом варианте планирования предусматривается проведение двух обычных уроков физической культуры в соответствии с программой, а третий урок - с преимущественной реабилитационно-оздоровительной направленностью.
Задачами этого урока являются: снижение негативных последствий учебной перегрузки; увеличение уровня двигательной активности; обучение основам знаний и умений по методике самостоятельного проведения занятий физическими упражнениями. Прежде всего это формирование навыков занятий оздоровительной физической культурой и овладение навыками целесообразного использования средств физической культуры для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к учебе, а также индивидуальной деятельности по интересам.

Текст приведен в соответствии с официальным текстом документа.

Содержание обязательных уроков физической культуры в объеме трех часов в неделю на ступени младшего образования (1 - 4 классы) содержательное наполнение следует усилить:
- оздоровительной направленностью учебного материала;
- самостоятельными занятиями физическими упражнениями и использованием их при организации малых форм физической культуры (утренней и вводной гимнастики, физкультминуток и физкультпауз, подвижных игр);
- обучением простейшим способам самоконтроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
Недопустимо подменять содержание образовательной программы в 1 - 4 классах произвольной и бессистемной организацией двигательной активности учащихся (игры, прогулки, ритмика, развлечения), т.к. в этом случае не реализуются требования федерального государственного образовательного стандарта и содержание соответствующих образовательных программ по физической культуре.
Спортивная деятельность младшего школьника должна быть нацелена на освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, приобретение опыта участия в спортивных соревнованиях.
В настоящее время физкультурно-оздоровительную работу с младшими школьниками следует строить в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования, в том числе через:
- полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физической культуры, в спортивных кружках и секциях и т.д.);
- рациональную организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера;
- организацию динамической паузы между третьим и четвертыми уроками;
- организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
- организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;
- регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т.д.).
Конкретные формы деятельности младших школьников, которые реализуются в образовательном учреждении, определяются самим образовательным учреждением совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса.
На ступени общего образования при проведении обязательных уроков физической культуры в объеме не менее трех часов в неделю рекомендуется усилить оздоровительную направленность, творческое использование средств физической культуры в организации здорового образа жизни. Кроме этого, в раздел "Физическое совершенствование" возможно включить тему "Спортивно-оздоровительная деятельность с соревновательной направленностью". Основу данной темы составляет углубленное изучение одного из базовых видов спорта. В содержание программы также может быть включен учебный материал по теме "Упражнения культурно-этнической направленности", которая раскрывает исторические особенности развития физической культуры определенной народности.
Уроки физической культуры в старшей школе по своим задачам и направленности учебного материала могут планироваться как по типу комплексных уроков, т.е. с решением нескольких педагогических задач, так и по типу целевых уроков, т.е. с преимущественным решением одной педагогической задачи. При этом на уроках следует все больше внимания уделять самостоятельной работе учащихся, которым нужно предоставлять определенную самостоятельность в планировании и структурировании занятий, выборе состава упражнений и дозировки нагрузки, контроле за функциональным состоянием организма и результативностью тренировочного процесса. Роль учителя здесь сводится в большей степени к проведению консультаций по коррекции разрабатываемых учащимися индивидуальных методик, помощи в организации самостоятельных занятий, включая и занятия дома.
При таком подходе к организации учебного процесса наряду с традиционными типами уроков следует использовать так называемые практико-ориентированные уроки, которые по своей сути носят методический характер. На этих уроках учащиеся совместно с учителем разрабатывают индивидуальные учебные задания, составляют планы-конспекты, оценивают свою результативность в освоении двигательных действий и развитии физических качеств.
Освоение содержания третьего часа физической культуры возможно за счет элективных курсов профильного обучения, кроме классов, реализующих оборонно-спортивный профиль. Содержание элективных курсов должно иметь практико-ориентированную направленность.
Учитывая важность проблемы формирования, укрепления и сохранения физического и психического здоровья учащихся через совершенствование организации образовательного процесса по предмету "Физическая культура", министерство образования Хабаровского края считает необходимым:
- создавать в общеобразовательных учреждениях условия, обеспечивающие формирование, сохранение и укрепление физического и психического здоровья обучающихся средствами физической культуры и спорта;
- включить третий час физической культуры в действующие учебные планы за счет компонента образовательного учреждения в объеме 1 часа в неделю;
- создавать условия для обеспечения взаимодействия учебного и внеучебного процессов физического воспитания для освоения ценностей физической культуры, удовлетворения потребностей в занятиях физическими упражнениями, спортом и туризмом;
- совершенствовать врачебно-педагогический контроль за организацией физического воспитания в образовательных учреждениях;
- проводить объективизацию методов оценки и совершенствования физического и моторного развития обучающихся на основе учета возрастных психофизиологических характеристик;
- совершенствовать профилактику асоциального поведения обучающихся средствами физической культуры и спорта;
- продолжить оснащение общеобразовательных учреждений современным учебно-спортивным оборудованием.




Официальная публикация в СМИ:
"Информационный бюллетень Министерства образования Хабаровского края", № 4, 2010 (дата подписания в печать 01.07.2010)


Письмо Министерства образования Хабаровского края от 11.06.2010 № 04.1-17-4138
"О направлении рекомендаций"
(вместе с "Рекомендациями по проведению третьего часа физической культуры в общеобразовательных учреждениях")

Письмо
Рекомендации по проведению третьего часа физической культуры в общеобразовательных учреждениях

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru