РЯЗАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 сентября 2010 г. № 33-1534
(извлечение)
1 сентября 2010 года Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Министерства социальной защиты населения Рязанской области на решение Железнодорожного районного суда города Рязани от 21 июля 2010 года, которым постановлено.
Признать незаконным отказ Министерства социальной защиты населения Рязанской области в предоставлении М.Т.И. меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета.
Признать за М.Т.И. право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии со статьей 18 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах".
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Р.Л.Н., судебная коллегия
установила:
М.Т.И. обратилась с иском к Министерству социальной защиты населения Рязанской области о признании права на предоставление мер социальной поддержки. Свои требования мотивировала тем, что, как лицо, награжденное знаком "Житель блокадного Ленинграда" имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 18 Федерального закона "О ветеранах", в том числе на меру социальной поддержки по обеспечению жильем за счет федерального бюджета. Она 29.03.2010 обратилась к Министерству социальной защиты населения Рязанской области с заявлением и пакетом необходимых документов по вопросу предоставления ей меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем. Ответчик 09.06.2010 отказал ей в предоставлении указанной меры социальной поддержки. Отказ был мотивирован тем, что истица намеренно ухудшила свои жилищные условия. Считает данный отказ неправомерным, с учетом уточнений исковых требований просила признать отказ Министерства социальной защиты населения Рязанской области в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем незаконным и признать за ней право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем.
Суд удовлетворил исковые требования, постановив вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе Министр социальной защиты населения Рязанской области просит постановить новое решение об отказе в удовлетворении иска. Считает решение суда незаконным в связи несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Указал, что М.Э.В. намеренно совершены действия, в результате которых она может быть признана нуждающейся в жилом помещении, а именно, - отказ от открывшегося наследства в виде 1/2 доли квартиры после смерти сына. А потому она может быть признана нуждающейся в жилом помещении не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Признал, что М.Э.В. намеренно совершены действия, в результате которых она не может быть признана нуждающейся в жилом помещении.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов кассационной жалобы, считает, что оснований для его отмены не имеется.
При рассмотрении суд правильно применил нормы законодательства, регулирующие спорные правоотношения.
В силу пункта 3 статьи 18 Федерального закона "О ветеранах", лицам награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда" и нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета. Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Указом Президента РФ от 07.05.2008 № 714 (в ред. от 09.01.2010) "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено: в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах".
Законом Рязанской области от 02.03.2010 № 12-ОЗ "Об обеспечении жильем граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", в Рязанской области" утвержден Порядок
обеспечения жильем граждан, указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах".
Согласно статье 2
названного Закона формой предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан, указанных в подпунктах 2, 3 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", является предоставление им жилых помещений в собственность.
Согласно подпункту 2 пункта 1
названного Порядка, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В суде первой инстанции установлено, что М.Т.И. является ветераном Великой Отечественной войны и имеет права и льготы, установленные статьей 18 Федерального закона "О ветеранах", также она отмечена знаком "Житель блокадного Ленинграда", что подтверждается удостоверением, выданным 06.04.1994 главой администрации Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга.
Истица проживает и зарегистрирована с 14.01.2009 в квартире. Совместно с ней в указанной квартире зарегистрированы: дочь - С.А.Н., зять - С.П.И., внучка - С.Т.П., внук - С.О.П., сваха - С.А.П. Указанное жилое помещение, общей площадью 60,82 кв. м, находится в совместной собственности С.П.И., С.О.П., С.Т.П. и С.А.Н. Других жилых помещений за истцом и членами его семьи не зарегистрировано.
В указанном выше жилом помещении на долю каждого проживающего приходится 10,14 кв. м общей площади, что ниже учетной нормы
в Шиловском муниципальном районе - 12 кв. м общей площади жилья на одного человека (Решение Совета депутатов муниципального образования - Шиловский муниципальный район от 13.12.2005 № 110 (ред. от 31.08.2006). Следовательно, истица является нуждающейся в улучшении жилищных условий.
29.03.2010 истица обратилась с заявлением к Министру социальной защиты населения Рязанской области о предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем в порядке, определенном Законом
Рязанской области "Об обеспечении жильем граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", в Рязанской области".
Сообщением от 09.06.2010 Министерством социальной защиты населения Рязанской области М.Т.И. было отказано в предоставлении указанной меры социальной поддержки. Отказ был мотивирован тем, что не истек срок с момента совершения ею действий, приведших к намеренному ухудшению жилищных условий.
Кассатор свои доводы мотивирует тем обстоятельством, что, по его мнению, М.Э.В. намеренно совершены действия, в результате которых она может быть признана нуждающейся в жилом помещении.
Пункт 3
Порядка обеспечения жильем граждан, указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" содержит ограничения для граждан, которые с намерением приобретения права признания их нуждающимися в жилых помещениях совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Указанные граждане признаются нуждающимися в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Судом установлено, что истица до 14.01.2009 была зарегистрирована в квартире. Указанная квартира в соответствии с Постановлением мэра г. Рязани от 23.07.1993 принадлежала на праве собственности сыну истицы, умершему 27.08.2007. Истица отказалась от права наследования 1/2 доли указанной квартиры в пользу внука.
Вместе с тем, еще при жизни сына с 27.06.2005 истица стала проживать с семьей дочери С.А.Н. в квартире, первоначально зарегистрировавшись по указанному адресу по месту пребывания (свидетельство о регистрации по месту пребывания от 27.06.2006), а с 14.01.2009 зарегистрирована по постоянному месту жительства по указанному адресу.
На момент отказа истицы от наследства в 2008 г., и на момент регистрации в квартире дочери по постоянному месту жительства в январе 2009 г. имела в собственности жилой дом. Указанный дом 28.04.2009 в результате пожара был уничтожен огнем, что подтверждается справкой от 25.03.2010, выданной отделом государственного пожарного надзора Шиловского района МЧС России. О том, что через какое-то время ее дом сгорит, истица, отказываясь от наследства и вселяясь к дочери, не могла предполагать.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 19.04.2007 № 258-О-О по смыслу ст. 53 ЖК РФ и соответствующих норм законодательства субъекта РФ ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему обеспечения их другим жильем. При этом применение статьи 53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Таким образом, в судебном заседании не было представлено доказательств, свидетельствующих о намеренных действиях истицы с целью ухудшения своих жилищных условий. А потому иск был обоснованно удовлетворен.
При рассмотрении дела судом полно и всесторонне проверены обстоятельства дела, правильно определен круг юридически значимых по делу обстоятельств, дана объективная, соответствующая нормам процессуального права оценка доказательств. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подробно аргументированы с применением норм материального права, регулирующего спорные отношения.
Решение суда отвечает требованиям ст. 195 ГПК РФ о законности и обоснованности и оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Железнодорожного районного суда города Рязани от 21 июля 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства социальной защиты населения Рязанской области - без удовлетворения.