ПРОКУРАТУРА КАДОМСКОГО РАЙОНА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРОТЕСТ
от 13 апреля 2010 г. № 13-10
НА РЕШЕНИЕ ОТ 24 МАРТА 2009 ГОДА № 12 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ПРАВИЛ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЛАГОУСТРОЙСТВА, СОБЛЮДЕНИЯ ЧИСТОТЫ
И ПОРЯДКА В ВОСХОДСКОМ СЕЛЬСКОМ ПОСЕЛЕНИИ"
Прокуратурой района проведена проверка принятых органами местного самоуправления нормативных правовых актов в целях защиты прав субъектов предпринимательской деятельности.
Решением Совета депутатов муниципального образования - Восходское сельское поселение Кадомского района № 12 от 24 марта 2009 г. утверждены Правила
обеспечения благоустройства, соблюдения чистоты и порядка в Восходском сельском поселении (далее - Правила).
Пунктами 1.4
, 1.5.1
, 1.5.3
, 1.5.4
, 2.1
, 2.4
Правил на предприятия, организации, учреждения и иные хозяйствующие субъекты независимо от организационно-правовых форм и граждан возложены обязанности по уборке территории городского поселения, прилегающей к территории, находящейся в пользовании предприятий, организаций, учреждений и граждан.
Указанные пункты Правил
противоречат требованиям федерального законодательства и должны быть признаны недействующими по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 19 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация благоустройства и озеленения территории поселения.
Согласно статье 43 названного Закона представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции, вправе принимать решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования. При этом в силу ч. 4 ст. 7 Закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, а также конституциям (уставам).
Пунктами утвержденных Правил
установлены следующие обязательные требования:
- закрепление всей территории сельского поселения за предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами для регулярной или периодической уборки и контроля за соблюдением чистоты и порядка (пункт 1.4
Правил);
- определено понятие "зеленые линии" - как граница территории, закрепленной исполнительным органом местного самоуправления за предприятиями, организациями, учреждениями и иными хозяйствующими субъектами, с отступом от "красных линий" или границ земельного участка, предназначенной для уборки и благоустройства (пункт 1.5.4
Правил);
- уборка территории сельского поселения производится организациями и гражданами на основании решения органов местного самоуправления о передаче (закреплении) за ними земельных участков и прилегающих к ним территорий в границах "зеленых линий" (пункт 2.1
Правил);
- за отдельными предприятиями и организациями в ряде случаев могут быть закреплены для уборки и содержания территории, не находящиеся в непосредственной близости от этих предприятий, организаций и учреждений, но имеющих связь с их производственной, хозяйственной или иной деятельностью (пункт 2.4
Правил);
- руководители торговых организаций обеспечивают уборку и вывоз мусора с территорий, включая прилегающие к границам зданий, строений, сооружений и ограждений в 15-метровой зоне по периметру (пункт 2.11
Правил).
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Исходя из названной нормы закона на предприятия, учреждения, организации и граждан, не являющихся собственниками имущества, в том числе земельных участков, не может быть возложено помимо их воли бремя содержания, в том числе благоустройство, данного имущества.
Согласно статье 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц возложена обязанность выполнять требования санитарного законодательства.
Пунктом 2.6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" установлена обязательность отделения от жилой застройки санитарно-защитными зонами предприятий, их отдельных зданий и сооружений с технологическими процессами, являющимися источниками негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Следовательно, санитарно-защитная зона является обязательным элементом объекта, являющегося источником негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека. Федеральным законом понятие "зеленые линии" не определено.
Понятие "зеленые линии", содержащееся в пункте 1.4
Правил, не связано с критериями классификации предприятий по степени их воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Таким образом, установленная оспариваемыми пунктами Правил
обязанность по уборке территории поселения в пределах границ "зеленых линий" не обусловлена требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
Требованиями пункта 4.3 СанПиН 42-128-4690-88 предприятия торговли осуществляют уборку территорий, прилегающих к торговым павильонам в радиусе 5 метров.
Наличие у органа местного самоуправления (в силу статьи 14 Закона № 131-ФЗ) функций по организации благоустройства и озеленения территории городского поселения не свидетельствует о наличии права у органа местного самоуправления незаконно возлагать на хозяйствующие субъекты обязанность по уборке и благоустройству территории, не находящейся в пользовании предприятий, учреждений, организаций.
Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства.
В статье 11 данного Федерального закона указано, что к полномочиям органов местного самоуправления относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, на территориях муниципальных образований и обеспечение ее деятельности.
Таким образом, выявленные в ходе изучения нормативного акта
нарушения, ущемляющие права предпринимателей, приводят к незаконному возложению на хозяйствующие субъекты обязанностей, не установленных действующим законодательством, чем нарушаются права и свободы субъектов предпринимательской деятельности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 21, 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",
требую:
Решение
Совета депутатов муниципального образования - Восходское сельское поселение от 24 марта 2009 года № 12 "Об утверждении "Правил обеспечения благоустройства, соблюдения чистоты и порядка в Восходском сельском поселении" отменить.
Настоящий протест подлежит рассмотрению в десятидневный срок с момента его поступления.
О результатах рассмотрения протеста Вам надлежит сообщить прокурору района в письменной форме.
Прокурор района,
младший советник юстиции
Р.А.ПОПОВ