Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Приморский край


ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 30 сентября 2009 г. № 3-109/09

(извлечение)

Приморский краевой суд,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К. о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Приморского края от 11 февраля 2009 г. № 384-КЗ "О внесении изменений в статью 6 Закона Приморского края "О транспортном налоге",

установил:

Законом Приморского края от 28 ноября 2002 г. № 24-КЗ "О транспортном налоге" на территории Приморского края введен транспортный налог, установлены налоговые ставки по транспортному налогу, отчетный период, сроки и порядок его уплаты. Закон вступил в силу с 1 января 2003 г.
Статьей 6 указанного Закона предусмотрены налоговые льготы. От уплаты транспортного налога, в частности, освобождаются категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в отношении одного автотранспортного средства или одного мотоцикла (мотороллера).
Законом Приморского края от 11 февраля 2009 г. № 384-КЗ "О внесении изменений в статью 6 Закона Приморского края "О транспортном налоге", опубликованном в "Приморской газете" 13 февраля 2009 г. № 10 (285) и "Ведомостях Законодательного Собрания Приморского края" № 101 от 12 февраля 2009 г., уточнены категории граждан, которые освобождаются от уплаты транспортного налога. В новой редакции Закона указано, что от уплаты транспортного налога освобождаются категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а также лица, категории которых установлены Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска", в отношении одного автотранспортного средства или одного мотоцикла (мотороллера) (п. 3 ст. 6 Закона "О транспортном налоге").
В суд обратился К. с заявлением о признании данного Закона противоречащим федеральному законодательству и недействующим, ссылаясь на то, что он отнесен к категории лиц из подразделений особого риска (удостоверение серии ОРФ № 008157 от 8 сентября 1995 г.), на которых распространяется действие Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Оспариваемый закон нарушает его право на льготу по освобождению от уплаты транспортного налога в отношении одного автотранспортного средства за предшествующий год, т.е. до 1 января 2009 г. - даты вступления в силу закона. Нарушение его права заключается в том, что в статье 2 Закона указано, что он вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 г. Согласно действующему законодательству уплата транспортного налога производится за истекший календарный год.
Редакция статьи 6 Закона Приморского края, введенная оспариваемым законом от 11 февраля 2009 г. № 384-КЗ, ухудшает его положение как налогоплательщика в связи с тем, что позволяет налоговому органу требовать с него уплату транспортного налога за 2007 и 2008 годы, т.е. лишает его права на использование установленной льготы.
Он просит признать Закон Приморского края от 11 февраля 2009 г. № 384-КЗ "О внесении изменений в статью 6 Закона Приморского края "О транспортном налоге" недействующим и не применимым налоговыми органами для истребования уплаты транспортного налога за предыдущие 2006 - 2008 годы.
В судебном заседании К. поддержал заявление по указанным основаниям. При этом пояснил, что после обращения в Приморский краевой суд с настоящим заявлением налоговая инспекция на основании постановления президиума Приморского краевого суда от 28 августа 2009 г. приняла решение о возврате ему излишне уплаченной суммы транспортного налога за 2007 - 2008 г. г. Поэтому его право на льготы по транспортному налогу за предыдущие годы восстановлено. Действующая с 1 января 2009 г. редакция Закона Приморского края от 28 ноября 2002 г. № 24-КЗ "О транспортном налоге" его прав на льготы не нарушает.
Представитель Законодательного Собрания Приморского края Д. с заявлением не согласилась и суду пояснила, что оспариваемый Закон Приморского края не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и свободы заявителя, а наоборот, он конкретизирует перечень получателей льгот по уплате транспортного налога, чем улучшается положение заявителя как налогоплательщика. Неправильное применение налоговыми органами ранее действующей редакции Закона не может служить поводом для признания недействующим оспариваемого Закона.
Выслушав заявителя, представителя Законодательного Собрания Приморского края, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении заявления отказать, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "и" части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации).
В силу ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" Налоговый кодекс РФ дополнен главой 28 "Транспортный налог", положения которой вступили в силу с 1 января 2003 г.
Согласно ст. 14 и ч. 1 ст. 356 Налогового кодекса РФ транспортный налог является региональным налогом, вводится в действие законом субъекта Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком (ч. 3 ст. 356 Налогового кодекса РФ).
На основании удостоверения серия ОРФ № 008157 от 8 сентября 1995 г. К. имеет право на льготы, установленные законодательством Российской Федерации для лиц, принимавших непосредственное участие в действиях подразделений особого риска, поименованных в подпункте "в" п. 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2123-1. Ему как ветерану подразделений особого риска ранее предоставлялась льгота по уплате транспортного налога в виде освобождения от его уплаты в отношении одного автотранспортного средства. Однако инспекцией Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Владивостока в 2008 г. ему отказано в предоставлении указанной льготы и выставлено налоговое уведомление № 91436 от 1 ноября 2008 г. о необходимости произвести оплату транспортного налога на реализованный в 2007 г. автомобиль Тойота Ипсум.
В 2009 г. К. обращался в Приморский краевой суд с заявлением о признании недействующей и не применимой налоговыми органами для истребования уплаты транспортного налога за предыдущие 2006 - 2008 годы статьи 6 Закона Приморского края от 28 ноября 2002 г. № 24-КЗ "О транспортном налоге" в редакции Закона Приморского края от 30 ноября 2006 г. № 1-КЗ.
Определением судьи Приморского краевого суда от 2 июня 2009 г. в принятии заявления отказано на основании п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ, т.к. в заявлении оспаривалась недействующая редакция статьи 6 Закона Приморского края "О транспортном налоге". Определение вступило в законную силу 12 августа 2009 г.
В порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, К. обжаловал действия инспекции Федеральной налоговой службы России по Советскому району г. Владивостока по отказу в предоставлении льготы по транспортному налогу.
Решением Советского районного суда г. Владивостока от 5 марта 2009 г. К. отказано в удовлетворении заявления. Решение вступило в законную силу 28 апреля 2009 г.
Постановлением президиума Приморского краевого суда от 28 августа 2009 г. состоявшиеся по делу судебные постановления отменены и принято новое решение, которым заявление К. удовлетворено. Действия инспекции Федеральной налоговой службы России по Советскому району г. Владивостока по отказу в предоставлении льготы по транспортному налогу признаны неправомерными.
Суд надзорной инстанции признал, что К. относится к категории лиц, на которых распространяется действие Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Поэтому налоговый орган, рассматривая заявление К. о предоставлении льготы по транспортному налогу, должен был учитывать равное правовое положение ветеранов подразделений особого риска и граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Таким образом, постановлением президиума Приморского краевого суда от 28 августа 2009 г. восстановлено нарушенное право К. на получение льгот по транспортному налогу за период, предшествующий 1 января 2009 г.
В силу ст. 13 ГПК РФ указанное постановление обязательно для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В судебном заседании К. подтвердил восстановление налоговым органом его прав на получение льготы по уплате транспортного налога за 2007 и 2008 годы.
Проверяя соответствие закона Приморского края от 11 февраля 2009 г. № 384-КЗ "О внесении изменений в статью 6 Закона Приморского края "О транспортном налоге", суд исходит из того, что нормативные правовые акты о налогах и сборах субъектов Российской Федерации признаются не соответствующими Налоговому кодексу Российской Федерации при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ч. 1 ст. 6 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из анализа оспариваемого Закона видно, что таких оснований нет.
Внесение изменений осуществлено Законодательным Собранием Приморского края в рамках его полномочий, порядок издания Закона не нарушен, права налогоплательщиков не ограничены: внесенные изменения конкретизировали категории лиц, которые освобождаются от уплаты транспортного налога, что исключило неоднозначное толкование оспариваемого Закона при применении его налоговыми органами.
Начало действия Закона со дня его официального опубликования и распространение действия на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 г. согласуется с нормами Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующими спорное правоотношение.
Суд считает, что оспариваемый Закон не противоречит Федеральному закону от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, которым внесены изменения в ряд законодательных актов.
В соответствии с ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Поэтому заявление не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

К. в удовлетворении заявления о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Приморского края от 11 февраля 2009 г. № 384-КЗ "О внесении изменений в статью 6 Закона Приморского края "О транспортном налоге" отказать.
На решение может быть подана кассационная жалоба или принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней путем подачи жалобы или представления в Приморский краевой суд.

Председательствующий
И.Н.МИШАНИНА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Приморского краевого суда от 30.09.2009 № 3-109/09
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закон Приморского края от 11.02.2009 № 384-КЗ "О внесении изменений в ст. 6 Закона Приморского края "О транспортном налоге">

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru