Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Кемеровская область


КЕМЕРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ
от 12 мая 2010 г. по делу № 3-78/10

Именем Российской Федерации Кемеровский областной суд
в составе судьи Краевой Л.В.,
при секретаре Голубевой О.Г.,
с участием прокурора Шинкевича С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово 12 мая 2010 г. гражданское дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "В" о признании недействующими в части постановление Департамента цен и тарифов Кемеровской области от 24 февраля 2010 года № 6 "Об установлении предельных оптовых и предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей лекарственных средств и изделий медицинского назначения",

установил:

Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 10 ноября 2009 года № 454 был создан с 01.01.2010 года исполнительный орган государственной власти Кемеровской области специальной компетенции - Департамент цен и тарифов Кемеровской области.
Департамент цен и тарифов Кемеровской области 24 февраля 2010 года принял постановление № 6 "Об установлении предельных оптовых и предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей лекарственных средств и изделий медицинского назначения", согласно п. 1 и 1.12 были утверждены предельные оптовые и предельные розничные надбавки к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные средства, не вошедшие в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и изделия медицинского назначения согласно приложению № 1 и № 2. На изделия медицинского назначения предельный размер надбавки на оптовые цены составил 18%, на розничные - 35%.
Постановление было официально опубликовано в областной газете "Кузбасс" № 35 от 02.03.2010 года и размещено на сайте "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области" и вступило в силу 10.03.2010 года вместе с приложениями.
ООО "В", являющееся поставщиком изделий медицинского назначения обратился в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что оспариваемый нормативный правовой акт в части установления предельных оптовых и предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на изделия медицинского назначения нарушает гарантированное Конституцией Российской Федерации право на занятие предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью.
Оспариваемое постановление в части установления предельных оптовых и предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на изделия медицинского назначения принято с нарушением компетенции, поскольку органы исполнительной власти субъекта РФ не наделены полномочиями установления предельных оптовых и предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на изделия медицинского назначения. Оспариваемый нормативный правовой акт противоречит федеральному законодательству: нормам ГК РФ, ст. 424 ГК РФ, п. 2 ст. 1 и ст. 432 ГК РФ, п. 1 ст. 4, п. 2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", п. 1 ст. 2, ч. 4.1 ст. 9 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", ч. 1 ст. 15 Федерального закона РФ от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
По мнению заявителя, оспариваемое постановление в части создает необоснованные препятствия осуществлению деятельности путем установления не предусмотренных законодательством требований к цене товара. Утвержденные надбавки не позволяют покрыть транспортные, маркетинговые расходы, получить прибыль от предпринимательской деятельности по поставке изделий медицинского назначения.
В судебном заседании представитель ООО "В" А., действующая на основании доверенности № 1 - 5 от 01.04.2010 г., заявление поддержала.
Представитель Департамента цен и тарифов Кемеровской области М., действующая на основании доверенности № ДЦ-21/32 от 18.01.2010 г., просила отказать в удовлетворении заявления. Считает, что оспариваемое постановление принято в пределах полномочии Департамента цен и тарифов Кемеровской области, с соблюдением норм федерального законодательства и права заявителя не нарушает.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Ш. полагавшего в удовлетворении заявления отказать, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
На основании п. 1 и 2 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Ознакомившись с текстом оспариваемого постановления, суд приходит к выводу, что оно принято в пределах компетенции Департамента цен и тарифов Кемеровской области Коллегии Администрации Кемеровской области, с соблюдением порядка принятия и введения в действие.
Согласно ст. 9 Устава Кемеровской области высшим исполнительным органом государственной власти Кемеровской области является Коллегия Администрации Кемеровской области.
В соответствии со ст. 5 Закона Кемеровской области от 09.03.2005 г. № 47-ОЗ "О системе исполнительных органов государственной власти Кемеровской области" (в редакции от 08.05.2009 г.) департаменты являются органами исполнительной власти отраслевой и специальной компетенции Кемеровской области.
Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 10.11.2009 года № 454 был создан с 01.01.2010 года исполнительный орган государственной власти Кемеровской области специальной компетенции - департамент цен и тарифов Кемеровской области.
Согласно п. 5.2 Положения о департаменте цен и тарифов Кемеровской области в соответствии с действующим законодательством указанный департамент осуществляет функцию по регулированию предельных оптовых и предельных розничных надбавок к ценам на лекарственные средства, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, и изделий медицинского назначения.
Указом Президента РФ от 28.02.1995 № 221 и Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 (в редакции 30.12.2009 г.) "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" была признана необходимой либеризация и государственное регулирование цен (тарифов). Правительству Российской Федерации и, федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации было предоставлено право утверждать и пересматривать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на внутреннем рынке Российской Федерации.
В соотвествии с 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.08.2009 года № 654 "О государственном регулировании цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации было поручено принять нормативные правовые акты, устанавливающие предельные оптовые и предельные розничные надбавки к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства в соответствии с методикой, утверждаемой Федеральной службой по тарифам, не позднее 1 марта 2010 г.
Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 (в редакции от 30.12.2009) "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" утвержден Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование предельных оптовых и предельных розничных надбавок к ценам на лекарственные средства, не включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и изделия медицинского назначения.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят правомочным органом и в пределах своей компетенции.
Доводы заявителя о том, что отсутствует федеральное законодательство, предоставляющее органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации право регулирование цен (тарифов) и утверждения перечня изделия медицинского назначения, не нашли своего подтверждения в судебном заседании.
В соответствии со ст. 90 Конституции Российской Федерации Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.
В соотвествии с положениями ст. 3 Гражданского кодекса Российской Федерации Указы Президента Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации могут содержать и регулировать нормы гражданского законодательства.
Доводы заявителя о несоответствии оспариваемого нормативного правового акта положениям федерального законодательства п. 1 ст. 4, п. 2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", п. 1 ст. 2, ч. 4.1 ст. 9 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", ч. 1 ст. 15 Федерального закона РФ от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" по существу сводятся к отсутствию норм федерального законодательства, устанавливающего возможность органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации регулировать и устанавливать предельно максимальные и минимальные уровни надбавок на изделия медицинского назначения. Они не могут служить основанием к удовлетворению заявления по выше указанным основаниям.
Несостоятельными являются доводы заявителя о противоречии оспариваемого нормативного правового акта положениям ч. 4 ст. 421 ГК РФ о том, что условия договора определяются по усмотрению сторон. Указанная норма содержит исключения, это случаи когда содержание соответствующего условия предписано законом и иными правовыми актами (ст. 422 ГК РФ). В данном случае имеет место государственное регулирование цен на товары-изделия медицинского назначения, установленные и регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Поэтому права заявителя не нарушаются.
Доводы заявителя о том, что оспариваемым актом установленные надбавки на изделия медицинского назначения носят произвольный и необоснованный характер, не могут служить основанием к отмене оспариваемого постановления. Заявитель подвергает сомнению размеры установленных надбавок ссылаясь на то, что отсутствуют методические рекомендации по расчету надбавок на изделия медицинского назначения. Из этого суд приходит к выводу, что заявителем фактически поставлен вопрос о целесообразности принятия нормативного правового акта.
Однако, суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта (подп. "а" п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части".
Согласно пунктам 1, 2 постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 10 июня 2008 года № 218 (с изменениями от 05.08.2009 г) "Об официальном опубликовании актов Губернатора Кемеровской области, актов Коллегии Администрации Кемеровской области и актов исполнительных органов государственной власти Кемеровской области" постановления Коллегии Администрации Кемеровской области подлежат обязательному официальному опубликованию.
Официальным источником опубликования являются областная массовая газета "Кузбасс", сайт "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области" и сборник "Информационный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области". Оспариваемое постановление вместе с приложением опубликовано в областной массовой газете "Кузбасс" № 35 от 02.03.2010 года (л. д.59). Порядок опубликования был соблюден.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Отказать ООО "В" в удовлетворении заявления о признании недействующими постановление Департамента цен и тарифов Кемеровской области от 24 февраля 2010 года № 6 "Об установлении предельных оптовых и предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей лекарственных средств и изделий медицинского назначения" в части установления предельных оптовых и предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на изделия медицинского назначения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Кемеровский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме 18 мая 2010 года.

Судья Кемеровского
областного суда
Л.В.КРАЕВА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Кемеровского областного суда от 12.05.2010 № 3-78/10
<О признании недействующим в части постановления департамента цен и тарифов Кемеровской области от 24.02.2010 № 6 "Об установлении предельных оптовых и предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей лекарственных средств и изделий медицинского назначения">

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru