Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Тамбовская область


ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 24 августа 2009 г. № 5/03

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель - руководитель управления Гречишникова Е.А., члены: начальник отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Чибисова Т.Л., заместитель начальника отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Попова Л.Д., заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Мазаева С.В., ведущий специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Ракитин В.В.,
рассмотрев дело № 5/03 по признакам нарушения ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" (ОГРН 1056882285129, г. Тамбов, ул. Карла Маркса, д. 176а) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции") действиями по включению в пункты 4.4 и 4.7 публичного договора купли-продажи электрической энергии для бытовых потребителей (рег. № 63088), направленного для заключения гр. Корчагину, условий, противоречащих жилищному законодательству, что является ущемлением интересов потребителей, в присутствии:
- лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" (392009, город Тамбов, ул. Карла Маркса, д. 176а), представителя ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" Ефимова Сергея Валентиновича (доверенность № 13006/84, паспорт ..., адрес: г. Тамбов, ул. Магистральная, д. 11, кв. 132);
- заинтересованного лица - гр-на Корчагина Павла Владимировича (паспорт ..., адрес: Тамбовский р-н, с. Стрельцы, ул. Урожайная, д. 26);
- представителя Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Тамбовской области - государственного инспектора отдела по надзору в энергетике Костина Михаила Николаевича;
- представителя ООО "Энергобаланс-Центр" Чернышовой Елены Юрьевны (доверенность № 1817, паспорт ..., адрес: г. Тамбов, ул. Подвойского, д. 9, кв. 56);
- представителя ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" Акулининой Галины Валентиновной (доверенность № 130-06/325, паспорт ..., адрес: г. Тамбов, ул. Магистральная, д. 4, кв. 110), установила:

ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" предлагает к заключению договоры купли-продажи электрической энергии с гражданами для бытовых нужд, которые не соответствуют Жилищному кодексу РФ, Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).
Гражданином Корчагиным П.В. представлен договор купли-продажи электрической энергии для бытовых потребителей, заверенный печатью ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" (рег. № 63088) (далее - договор).
В соответствии с п. 4.4 договора, "контрольное снятие показаний приборов коммерческого учета проводится уполномоченным Энергосбытовой организацией персоналом Сетевой организации с периодичностью не реже 1 раза в 3 месяца".
Однако, пунктом 50 Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что исполнитель коммунальных услуг имеет право в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 6 месяцев, осуществлять проверку правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учета, их исправности, а также целостности на них пломб.
Таким образом, п. 4.4 договора противоречит пункту 50 Правил предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с п. 4.7 договора, "при оплате электрической энергии после 15-го числа месяца, следующего за расчетным, энергосбытовая организация имеет право начислять в отдельном счете пени в размере 1% от просроченной суммы платежа за каждый день просрочки".
Однако, пунктом 78 Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за коммунальные услуги, обязаны уплатить исполнителю пени в размере, установленном частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, в свою очередь, установлено, что лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. Увеличение установленного в настоящей части размера пеней не допускается.
Таким образом, п. 4.7 договора противоречит статье 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Постановлением Комитета по государственному регулированию тарифов Тамбовской области от 12.10.2006 № 36-э "О присвоении статуса гарантирующего поставщика и определении зон деятельности гарантирующих поставщиков, действующих на территории Тамбовской области" с 01.09.2006 ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" присвоен статус гарантирующего поставщика.
ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" занимает доминирующее положение на товарном рынке купли-продажи электрической энергии.
ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35% по товарной группе "услуги по снабжению электрической энергией" в границах Тамбовской области с долей более 65% (Приказ Тамбовского УФАС России от 31.08.2005 № 147).
Несоблюдение ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" требований Правил предоставления коммунальных услуг и Жилищного кодекса Российской Федерации ущемляет интересы граждан-потребителей электрической энергии.
Статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц.
Таким образом, в действиях ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" содержатся признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции".
По факту нарушения части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции" ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" приказом от 28.04.2009 возбуждено производство по делу № 5/03 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции".
На рассмотрении дела 24.08.2009 представитель ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" Ефимов С.В. пояснил, что направление проекта договора энергоснабжения с условиями, противоречащими законодательству РФ, является технической ошибкой в работе сотрудников Тамбовского отделения ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания".
Указанная ошибка выявлена в административных границах Стрелецкого сельсовета Тамбовского района. В настоящий момент указанная ошибка исправлена. Потребителю 29.05.2009 заказным письмом был передан исправленный договор энергоснабжения. Помимо этого ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" разработан и опубликован в специальном выпуске газеты "Тамбовская жизнь" № 215 от 23.06.2009 договор энергоснабжения с гражданами-потребителями электрической энергии.
ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" в своей деятельности с потребителями электрической энергии придерживается строгого исполнения законодательства РФ.
В соответствии с договором оказания услуг по передаче электрической энергии сетевая организация с целью контрольного снятия показаний приборов учета обязана 1 раз в 6 месяцев осуществлять обход граждан-потребителей, изменение периодичности является нарушением условий договора. ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" не имеет своего персонала для осуществления обхода граждан-потребителей с целью контрольного снятия показаний приборов учета. В связи с этим исключена возможность фактического нарушения по срокам осуществления контрольных снятий показаний приборов учета у граждан-потребителей.
В деятельности с гражданами-потребителями ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" никогда не осуществляло реальных действий, предусмотренных противоречащими законодательству пунктами прежнего договора энергоснабжения. С момента образования ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" фактических начислений штрафных санкций за неуплату потребленной электрической энергии к потребителям (физическим лицам) не производилось.
Вред интересам граждан не причинен, действия ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" не повлекли каких-либо финансовых потерь со стороны граждан. В фактических действиях ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" не присутствуют намерения ущемления интересов других лиц.
Комиссия, исследовав материалы дела, пришла к следующим выводам.
ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" занимает доминирующее положение на товарном рынке купли-продажи электрической энергии.
ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35% по товарной группе "услуги по снабжению электрической энергией" в границах Тамбовской области с долей более 65% (Приказ Тамбовского УФАС России от 31.08.2005 № 147).
Действия ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" по включению в публичный договор энергоснабжения с гражданами-потребителями электрической энергии, заключенный с гражданином Корчагиным П.В. (рег. № 63088), условий, противоречащих требованиям Правил предоставления коммунальных услуг в части определения периодичности проведения проверки правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учета и их исправности, а также Жилищному кодексу Российской Федерации в части установления размеров суммы пени за несвоевременное и (или) не полное внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги, что является ущемлением интересов потребителей.
Согласно части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции", запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Таким образом, действия ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" по включению в договор энергоснабжения № 63088 с гр. Корчагиным П.В. условий определения периодичности проведения проверки правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учета и установлению размеров суммы пени за несвоевременное и (или) не полное внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги, противоречащих пункту 50 Правил предоставления коммунальных услуг и пункту 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, являются нарушением части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции" в части совершения указанным хозяйствующим субъектом действий, являющихся злоупотреблением доминирующим положением на рынке услуг по снабжению электрической энергией, результатом которых является ущемление интересов граждан.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьями 49, 50 Закона "О защите конкуренции", Комиссия решила:

1. Признать ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" (ОГРН 1056882285129, г. Тамбов, ул. Карла Маркса, д. 176а) нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части ущемления интересов потребителей действиями по включению в пункты 4.4 и 4.7 публичного договора купли-продажи электрической энергии для бытовых потребителей условий, противоречащих жилищному законодательству.
2. В связи с тем, что ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" добровольно устранило выявленное нарушение, производство по делу прекратить, предписание не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному лицу для решения вопроса о возбуждении в отношении ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" административного производства по статье 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 24 августа 2009 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии
Е.А.Гречишникова

Члены Комиссии:
Т.Л.Чибисова
Л.Д.Попова
С.В.Мазаева
В.В.Ракитин




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Тамбовского УФАС РФ от 24.08.2010 № 5/03
<О нарушении антимонопольного законодательства>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru