Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Тамбовская область


ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 2 июня 2010 г. № 28/02

    Резолютивная часть решения объявлена 27 мая 2010 года.
    Решение в полном объеме изготовлено 2 июня 2010 года.         г. Тамбов

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель:
Гречишникова Е.А. - руководитель;
члены:
Колодина Н.Н. - начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;
Мазаева С.В. - заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов;
Пономарева И.А. - специалист 1 разряда отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти,
рассмотрев дело от 06.05.2010 № 28/02 по признакам нарушения Никифоровским районным Советом народных депутатов Тамбовской области части 1 статьи 15 и статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:

В целях осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Тамбовское УФАС России проверило решение Никифоровского районного Совета народных депутатов Тамбовской области от 16.12.2005 № 213 "Об утверждении Положения о порядке формирования, размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа Никифоровского района" на соответствие требованиям антимонопольного законодательства.
В ходе проверки выявлены признаки нарушения части 1 статьи 15 и статьи 17 Закона о защите конкуренции Никифоровским районным Советом народных депутатов Тамбовской области в Положении о порядке формирования, размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа Никифоровского района, утвержденном решением Никифоровского районного Совета народных депутатов Тамбовской области от 16.12.2005 № 213, которое противоречит Федеральному закону от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказанию услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов).
Тамбовское УФАС России по данному факту по собственной инициативе возбудило настоящее дело в отношении Никифоровского районного Совета народных депутатов Тамбовской области по признакам нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в принятии акта, который приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции при размещении муниципального заказа для муниципальных нужд Никифоровского района Тамбовской области.
На рассмотрении дела присутствовал представитель Никифоровского районного Совета народных депутатов Тамбовской области - юрист Никифоровского райсовета <...>, действующий на основании доверенности (доверенность от 26.05.2010).
Представитель Никифоровского районного Совета народных депутатов Тамбовской области на рассмотрении дела <... > сообщил, что признает нарушение, допущенное нарушение будет устранено.
Комиссия Тамбовского УФАС России в ходе рассмотрения настоящего дела установила следующее.
Никифоровский районный Совет народных депутатов Тамбовской области принял решение от 16.12.2005 № 213 "Об утверждении Положения о порядке формирования, размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа Никифоровского района" (решение вступило в силу с 1 января 2006 года).
Согласно п. 1.1 Положения указано, что настоящее Положение устанавливает порядок формирования, размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд в целях обеспечения эффективности и открытости расходования средств бюджета района.
Однако, в данном Положении не соблюдены требования Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), в результате чего могут быть нарушены права и законные интересы хозяйствующих субъектов - участников муниципального заказа, что может привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции.
1. В п. 3.7 Положения приводится перечень способов размещения муниципального заказа:
"Муниципальный заказ может быть размещен путем проведения торгов в форме открытого конкурса и на внеконкурсной основе (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)). Открытый конкурс может быть одно- и двухэтапным".
Приведенная норма Положения противоречит требованиям Закона о размещении заказов.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона о размещении заказов размещение заказа может осуществляться:
1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).
Таким образом, Никифоровский районный Совет народных депутатов Тамбовской области при принятии указанного Положения неправомерно исключил процедуру размещения муниципального заказа на территории Никифоровского района Тамбовской области путем проведения аукциона, результатом чего может быть ограничение, устранение, недопущение конкуренции.
Кроме того, пункт 3.7 Положения в части, что "открытый конкурс может быть одно- и двухэтапным" также противоречит Закону о размещении заказов, который не предусматривает возможность проведения двухэтапного конкурса при размещении заказов.
2. Установленная в Положении процедура проведения конкурса (раздел 4 Положения "Проведение открытого конкурса") не соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации о размещении заказов.
В п. 1.3 (абз. 4) Положения приводится значение терминов, используемых в Положении, а именно:
"размещение муниципального заказа - деятельность муниципального заказчика, направленная на осуществление подбора исполнителя муниципального контракта путем проведения конкурса или иными способами, предусмотренными настоящим Положением, и заключение муниципального контракта".
В п. 4.5 Положения указаны требования к извещению о проведении конкурса, не соответствующие действующему законодательству о размещении заказов. Так, в указанном пункте отсутствуют следующие требования, которые являются обязательными согласно Закону о размещении заказов;
- форма торгов (п. 1 ч. 4 статьи 21 Закона о размещении заказов);
- преимущества, предоставляемые осуществляющим производство товаров, выполнение работ, оказание услуг учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы и (или) организациям инвалидов, если такие преимущества установлены заказчиком, уполномоченным органом. При этом заказчик, уполномоченный орган вправе устанавливать преимущества указанным категориям лиц в отношении предлагаемой цены контракта в размере до пятнадцати процентов в порядке и в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленными Правительством Российской Федерации (п. 12 ч. 4 статьи 21 Закона о размещении заказов).
В п. 4.6 Положения установлены требования к содержанию конкурсной документации, которые также не соответствуют действующему законодательству о размещении заказов.
Так, например, в указанном пункте отсутствуют:
- требования к сроку и (или) объему предоставления гарантий качества товара, работ, услуг, к обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара (п. 3 ч. 4 статьи 22 Закона о размещении заказов);
- форму, сроки и порядок оплаты товара, работ, услуг (п. 4.2 ч. 4 статьи 22 Закона о размещении заказов);
- источник финансирования заказа (п. 4.3 ч. 4 статьи 22 Закона о размещении заказов) и т.д.
В п. 4.9 Положения содержится порядок подачи заявок на участие в конкурсе, который также не соответствует Закону о размещению заказа, а именно:
"заявка на участие в конкурсе должна содержать нотариально заверенную выписку из единого государственного реестра юридических лиц (для юридических лиц), нотариально заверенную выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей), копии документов, удостоверяющих личность (для иных физических лиц)".
Данное требование Положения не соответствует п. "б" ч. 3 статьи 25 Закона о размещении заказов, согласно которому заявка на участие в конкурсе должна содержать полученную не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого конкурса выписку из единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенную копию такой выписки (для юридических лиц), полученную не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого конкурса выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или нотариально заверенную копию такой выписки (для индивидуальных предпринимателей), копии документов, удостоверяющих личность (для иных физических лиц), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранных лиц), полученные не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого конкурса.
Кроме того, в указанном пункте Положения содержится перечень требований к заявке на участие в конкурсе, не соответствующий Закону о размещении заказов.
3. Установленная в Положении процедура проведения запроса котировок (раздел 5 Положения "Внеконкурсные способы размещения муниципального заказа") также не соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации о размещении заказов.
В п. 5.1 Положения указано, что применение процедуры запроса котировок возможно в случае если цена муниципального контракта не превышает двести пятьдесят тысяч рублей.
Указанный пункт Положения противоречит требованию части 2 статьи 42 Закона о размещении заказов, согласно которому заказчик, уполномоченный орган вправе осуществлять размещение заказа путем запроса котировок цен в случаях, если цена государственного или муниципального контракта не превышает пятьсот тысяч рублей.
В п. 5.2 Положения указано. что заказчик обязан разместить извещение о проведении запроса котировок не менее чем за 4 рабочих дня до дня истечения срока предоставления котировочных заявок.
Данный пункт Положения противоречит части 1 статьи 45 Закона о размещении заказов, согласно которому заказчик, уполномоченный орган обязаны разместить на официальном сайте извещение о проведении запроса котировок и проект контракта, заключаемого по результатам проведения такого запроса, не менее чем за семь рабочих дней до дня истечения срока представления котировочных заявок, а при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг на сумму,
не превышающую двухсот пятидесяти тысяч рублей, а также в случае, предусмотренном частью 6 статьи 42 настоящего Федерального закона, не менее чем за четыре рабочих дня до дня истечения указанного срока.
В п. 5.8 Положения указаны случаи, при которых заказчик вправе разместить муниципальный заказ у единственного поставщика. Однако, указанный перечень не соответствует части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов.
Статьей 1 Закона о размещении заказов установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (далее также - размещение заказа), в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Установление Никифоровским районным Советом народных депутатов Тамбовской области правил муниципальных закупок в противоречие действующему законодательству Российской Федерации о размещении заказов на территории Никифоровского района Тамбовской области приводит или может привести к нарушению условий конкуренции, при размещении муниципального заказа.
Закон о размещении заказов принят Государственной Думой 8 июля 2005 года, одобрен Советом Федерации 13 июля 2005 и вступил в законную силу с 1 января 2006 года.
Таким образом, Комиссия считает, что Никифоровский районный Совет народных депутатов Тамбовской области, утвердив своим Решением от 16.12.2005 № 213 Положение "О порядке формирования, размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа Никифоровского района", в противоречие требованиям Закона о размещении заказов, допустил нарушение требований части 1 статьи 15 и статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Указанное Положение продолжает действовать на территории Никифоровского района.
Статья 17 Закона о защите конкуренции устанавливает антимонопольные требования при проведении торгов. При проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Согласно статье 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за
исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:

1. Признать Никифоровский районный Совет народных депутатов Тамбовской области нарушившим требования части 1 статьи 15 и статьи 17 Закона о защите конкуренции при принятии Решения от 16.12.2005 № 213 "Об утверждении Положения о порядке формирования, размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа Никифоровского района".
2. Выдать предписание Никифоровскому районному Совету народных депутатов Тамбовской области о прекращении нарушения части 1 статьи 15 и статьи 17 Закона о защите конкуренции, а именно:
2.1. Отменить Решение Никифоровского районного Совета народных депутатов Тамбовской области от 16.12.2005 № 213 "Об утверждении Положения о порядке формирования, размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа Никифоровского района" как акт, нарушающий антимонопольное законодательство.
3. О выполнении настоящего предписания сообщить в срок до 12 июля 2010 года.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии
Е.А.Гречишникова

Члены Комиссии:
Н.Н.Колодина
С.В.Мазаева
И.А.Пономарева




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Тамбовского УФАС РФ от 02.06.2010 № 28/02
<О нарушении антимонопольного законодательства>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru