Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ярославская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 6 августа 2010 г. № А82-5909/2010-27

Арбитражный суд Ярославской области
в составе судьи Н.А. Розовой,
при ведении протокола судебного заседания Н.А. Розовой,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению инспекции государственного административно-технического надзора Костромской области
к индивидуальному предпринимателю Дробышеву Анатолию Федоровичу
о взыскании 4280 руб. компенсации ущерба в связи с провозом тяжеловесных грузов,
при участии:
от заявителя - не явились,
от ответчика - Дробышев А.Ф. - индивидуальный предприниматель,

установил:

инспекция государственного административно-технического надзора Костромской области обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Дробышева Анатолия Федоровича 4280 руб. компенсации ущерба с владельцев автомобильного транспорта за провоз тяжеловесных грузов по автодорогам общего пользования Костромской области.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело рассматривается без участия заявителя по представленным в дело материалам.
Ответчик иск не признал по основаниям, изложенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела и выслушав ответчика, суд установил следующее.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.09.1995 № 962, принятым в соответствии с ним постановлением администрации Костромской области от 27.02.2007 № 30-а "О весовом и габаритном контроле на автомобильных дорогах Костромской области" (с изменениями, внесенными постановлением администрации Костромской области № 280-а от 19.08.2008), которым утверждено Положение о порядке осуществления весового и габаритного контроля на автомобильных дорогах общего пользования Костромской области, взимается по установленным тарифам компенсация ущерба, нанесенного автодорогам общего пользования Костромской области при провозе тяжеловесных грузов. Указанная компенсация ущерба взимается с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы.
Постановлением Губернатора Костромской области № 139 от 26.03.2007 "О временном ограничении движения транспортных средств по автомобильным дорогам Костромской области" было введено временное снижение весовых параметров транспортных средств в период снижения прочности дорожных одежд со 2 апреля по 31 мая 2007 года включительно.
27 мая 2007 года индивидуальный предприниматель Дробышев Анатолий Федорович, управляя автотранспортным средством - грузовой тягач РЕНО Магнум АЕ 390-18Т, гос. рег. № Н 491 ЕО 76, с полуприцепом TROUILLET ST 3380А, гос. рег. № АВ 4894 76, принадлежащими ИП Дробышеву Анатолию Федоровичу, осуществлял перевозку тяжеловесного груза по автодороге Костромской области Кострома - Верхнеспасское по маршруту движения г. Кострома - гр. Кировской обл. с превышением допустимых осевых нагрузок и общей допустимой массы транспортного средства в период снижения прочности дорожных одежд, о чем сотрудниками ОГУ "Костромаавтодор" на стационарном посту весового контроля 10 км автодороги Кострома - Верхнеспасское был составлен акт контрольного взвешивания от 27.05.2007 № 3319 и установлен размер платежа, который подлежит возмещению владельцем транспортного средства в соответствии со ст. 1064 ГК РФ.
Согласно прилагаемому к акту расчету превышения полной массы и осевой нагрузки автомашины, размер причиненного ущерба составляет 4280 руб.
Кроме того, сотрудниками ОБ ДПС ГИБДД составлен протокол об административном правонарушении 44 ВВ № 218874 от 27.05.2007 в отношении водителя Дробышева Анатолия Федоровича.
Областное государственное учреждение "Костромское областное управление автомобильных дорог общего пользования "Костромаавтодор" 14.11.2007 направило в адрес ИП Дробышева А.Ф. заказным письмом с уведомлением о вручении претензию № 3053 о возмещении ущерба в сумме 4280 руб., причиненного автомобильным дорогам Костромской области от перевозки тяжеловесных грузов, со сроком исполнения до 25.11.2007.
Претензия осталась без удовлетворения.
Постановлением Губернатора Костромской области от 12.08.2008 № 282 "Об инспекции государственного административно-технического надзора Костромской области, внесении изменений в постановления Губернатора Костромской области от 14.12.2005 № 774, от 14.01.2008 № 5 и признании утратившими силу некоторых постановлений Губернатора Костромской области" функции осуществления весового контроля транспортных средств, в том числе взимание платы за перевозку тяжеловесных грузов, предъявление исков в суды соответствующей юрисдикции в случае уклонения от оплаты ущерба пользователями автомобильных дорог от ОГУ "Костромаавтодор" переданы инспекции государственного административно-технического надзора Костромской области.
В связи с отсутствием возмещения вреда ответчиком инспекция государственного административно-технического надзора Костромской области 26.05.2010 обратилась в арбитражный суд за взысканием с ИП Дробышева А.Ф. 4280 руб. платы за провоз тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Костромской области.
Ответчик с заявлением инспекции государственного административно-технического надзора Костромской области не согласен, просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
Ответчик считает, что не перевозил тяжеловесный груз, так как осевые нагрузки транспортного средства не превышают величин, установленных Инструкцией Минтранса РФ по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации от 27.05.1996, зарегистрированной в Минюсте РФ 08.08.1996 № 1146.
Ответчик ссылается на п. 4.7 указанной Инструкции и полагает, что из его содержания следует, что превышение осевых нагрузок не является предметом его регулирования.
Кроме того, в соответствии с п. 8.2 Инструкции водители и должностные лица, владельцы или пользователи транспортных средств несут ответственность в соответствии с действующим законодательством за нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, изложенных в настоящей Инструкции и установленных заводами-изготовителями правил эксплуатации транспортных средств.
По мнению ответчика, данная норма является отсылочной, предусматривая ответственность только за нарушение норм, установленных Инструкцией.
Понятие тяжеловесного груза определено п. 1.2 Инструкции - это транспортное средство, масса которого без груза или с грузом и (или) осевая масса превышают хотя бы один из параметров, приведенных в разделе 1 приложения 1 к Инструкции.
Фактическая нагрузка на ось управляемого ответчиком автомобиля не превышала значений, указанных в разделе таблицы П. 1.1. При этом ни в протоколе, ни в исковом заявлении не указано, какова нагрузка на ось управляемого ответчиком автомобиля.
Ответчик считает, что поскольку признаки тяжеловесного груза определены указанной Инструкцией, то постановлением администрации Костромской области от 27.02.2007 № 30-а не может быть установлено иное. Норма П. 1.1 Инструкции не предусматривает возможности установления иных значений тяжеловесного груза органами исполнительной власти субъектов РФ, в том числе администрацией Костромской области.
Ответчик указывает, что в соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 26.09.1995 № 962 "О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования", на основании которого разработана Инструкция, органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендовано лишь ввести взимание платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы по сети дорог субъектов Российской Федерации, и организовать службы весового контроля.
Кроме того, в соответствии с пунктом 8 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установление порядка возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядка определения размера такого вреда отнесено к компетенции Правительства РФ.
Постановлением Правительства РФ от 16.11.2009 № 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" (п. 1) утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов.
Таким образом, ответчик не перевозил тяжеловесный груз, что подтверждается решением мирового судьи судебного участка № 18 г. Костромы от 14.06.2007, которым действия ответчика были переквалифицированы на нарушение требований дорожного знака 3.12 "Ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства". Указанным дорожным знаком запрещается движение транспортных средств, у которых фактическая масса, приходящаяся на какую-либо ось, превышает указанную на знаке.
По мнению ответчика, превышение ограничения нагрузки на ось не влечет в соответствии с действующими нормативными актами взыскание платы, следовательно, ответчик вносить эту плату не обязан.
Кроме того, ответчик утверждает, что движение по автодорогам общего пользования Костромской области осуществлялось после отмены с 26.05.2007 временного ограничения движения транспортных средств в период снижения прочности дорожных одежд. Общая масса груженого транспортного средства 28,95 т определена Инспекцией неправильно.
Исследовав материалы дела и заслушав доводы ответчика, суд считает заявление инспекции государственного административно-технического надзора Костромской области подлежащим удовлетворению.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1995 № 962 "О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы при проезде по автомобильным дорогам общего пользования" (далее - Постановление № 962) в целях компенсации ущерба, наносимого автомобильным транспортом, перевозящим тяжеловесные грузы по автомобильным дорогам, с 01.01.1996 введена плата с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящих тяжеловесные грузы по федеральным дорогам.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 17 июля 1998 г. № 22-П "По делу о проверке конституционности Постановления Правительства РФ от 26 сентября 1995 года № 962 "О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы при проезде по автомобильным дорогам общего пользования" и от 14 октября 1996 года № 1211 "Об установлении временных ставок платы за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам и использовании средств, получаемых от взимания этой платы", признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации с точки зрения разграничения компетенции между Федеральным Собранием и Правительством Российской Федерации названные Постановления Правительства РФ от 26 сентября 1995 года № 962 и от 14 октября 1996 года № 1211.
Пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 26.10.1995 № 962 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано ввести взимание платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы по сети дорог субъектов Российской Федерации, и организовать службы весового контроля.
В целях реализации Постановления № 962 и Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1079 "О мерах по упорядочению деятельности, связанной с осуществлением контроля транспортных средств на автомобильных дорогах" администрацией Костромской области принято постановление от 27.02.2007 № 30-а "О весовом и габаритном контроле на автомобильных дорогах Костромской области" (далее - Постановление № 30-а), которым утверждены Положение о порядке осуществления весового контроля на автомобильных дорогах общего пользования Костромской области, а также допустимые весовые параметры транспортных средств для беспрепятственной эксплуатации на автомобильных дорогах Костромской области, временные ставки платы за провоз тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Костромской области и порядок расчета платы за провоз тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Костромской области.
Сведений о признании незаконным полностью или в части постановления администрации Костромской области от 27.02.2007 № 30-а "О весовом и габаритном контроле на автомобильных дорогах Костромской области" ответчиком не представлено.
В силу части 1 статьи 14 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" органы исполнительной власти субъектов РФ могут осуществлять временное ограничение или прекращение движения транспортных средств на дорогах с целью обеспечения дорожного движения.
Постановлением Губернатора Костромской области № 139 от 26.03.2007 "О временном ограничении движения транспортных средств по автомобильным дорогам Костромской области" установлено временное снижение допустимой нагрузки на ось транспортного средства для проезда по автомобильным дорогам Костромской области в период с 02.04.2007 по 31.05.2007 включительно. Данным постановлением запрещено движение грузовых автомобилей и составов транспортных средств (в том числе тракторов и самоходных машин), полные массы и (или) осевые массы которых превышают допустимые весовые параметры транспортных средств для беспрепятственной эксплуатации на автомобильных дорогах Костромской области в период снижения прочности дорожных одежд, утвержденные постановлением администрации Костромской области от 27.02.2007 № 30-а "О весовом и габаритном контроле на автомобильных дорогах Костромской области", без специальных разрешений.
Указанным постановлением администрации Костромской области от 27.02.2007 № 30-а утверждены допустимые весовые параметры транспортных средств для беспрепятственной эксплуатации на автомобильных дорогах Костромской области в период снижения прочности дорожных одежд (приложение № 3).
В соответствии с этими параметрами предельно допустимая полная масса пятиосного транспортного средства установлена 28,5 т, максимально допустимая осевая нагрузка при расстоянии между осями свыше 2 м - 6,0 т, при расстоянии между осями свыше 1,00 м до 1,35 м включительно - 5,0 т.
Как следует из представленных заявителем документов (акта № 3319 от 27.05.2007 и расчета превышения полной массы и осевой нагрузки автомашины), фактическая полная масса принадлежащего ИП Дробышеву А.Ф. транспортного средства - грузовой тягач РЕНО Магнум АЕ 390-18Т, гос. рег. № Н 491 ЕО 76, с полуприцепом TROUILLET ST 3380А, гос. рег. № АВ 4894 76, составила 28,95 т.
Фактические осевые нагрузки составили 5,25 т, 8,05 т (при расстоянии между осями 3,60 м и 7,50 м), 4,75 т, 5,25 т, 5,65 т (при расстоянии между осями 1,31 м) при допустимых осевых нагрузках 6,0 т, 6,0 т, 5,0 т, 5,0 т, 5,0 т соответственно.
Данные фактические показатели осевой нагрузки ответчиком не оспариваются.
Общая масса транспортного средства равна сумме осевых нагрузок, поэтому довод ответчика о неправильном определении общей массы транспортного средства судом не принимается.
В связи с этим суд считает доказанным факт превышения Дробышевым А.Ф. допустимой осевой нагрузки и общей массы транспортного средства при провозе тяжеловесных грузов 27.05.2007 по автодорогам Костромской области.
Суд не принимает довод ответчика о том, что П. 1.1 Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации не предусматривает возможности установления иных значений тяжеловесного груза органами исполнительной власти субъектов РФ, в том числе администрацией Костромской области, и о том, что превышение нагрузки на ось в соответствии с Инструкцией отсутствует.
Как было указано выше, постановление администрации Костромской области от 27.02.2007 № 30-а "О весовом и габаритном контроле на автомобильных дорогах Костромской области" принято во исполнение п. 4 Постановления Правительства РФ от 26 сентября 1995 г. № 962, незаконным не признано. В силу части 1 статьи 14 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" органы исполнительной власти субъектов РФ могут осуществлять временное ограничение или прекращение движения транспортных средств на дорогах с целью обеспечения дорожного движения, в связи с чем установление администрацией пониженных значений допустимых осевых нагрузок и общей массы транспортных средств в период снижения прочности дорожных одежд является правомерным.
Возможность установления пониженных показателей допустимых нагрузок в период снижения прочности дорожных одежд подтверждается правилами возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16.11.2009 № 934. Согласно таблице 2 приложения к названным правилам применяются повышенные показатели размера вреда в период временных ограничений в связи с неблагоприятными природно-климатическими условиями.
Кроме того, допустимая весовая нагрузка для транспортных средств при проезде по автомобильным дорогам общего пользования устанавливается исходя из категории данной автомобильной дороги, а не из технических возможностей транспортного средства.
Ссылки ответчика на Федеральный закон от 8 ноября 2007 № 257-ФЗ и на Постановление Правительства РФ от 16.11.2009 № 934 судом не принимаются, так как превышение допустимых осевых нагрузок и общей массы транспортного средства допущено до введения в действие этих нормативных актов.
В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Факт причинения вреда автодорогам Костромской области в связи с превышением предельно допустимых нагрузок подтверждается материалами дела, возражений по арифметическому расчету суммы ущерба ответчиком не заявлено, в связи с чем суд считает обоснованным размер заявленной к взысканию платы за провоз тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Костромской области. Иск подлежит удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170 АПК РФ, суд

решил:

взыскать с индивидуального предпринимателя Дробышева Анатолия Федоровича, 25.09.1961 г. рождения, уроженца г. Балошов Саратовской области, проживающего: 152612, Ярославская область, г. Углич, ул. Первомайская, д. 21, кв. 6, ОГРН 304761231600020, зарегистрирован 22.04.1998 МУ "Управление муниципального имущества администрации Угличского МО", рег. № 2099, в пользу инспекции государственного административно-технического надзора Костромской области 4280 руб. компенсации ущерба за провоз тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Костромской области. Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Дробышева Анатолия Федоровича, 25.09.1961 г. рождения, уроженца г. Балошов Саратовской области, проживающего: 152612, Ярославская область, г. Углич, ул. Первомайская, д. 21, кв. 6, ОГРН 304761231600020, зарегистрирован 22.04.1998 МУ "Управление муниципального имущества администрации Угличского МО", рег. № 2099, в доход федерального бюджета 2000 руб. госпошлины. Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в месячный срок во Второй арбитражный апелляционный суд, в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу - в арбитражный суд кассационной инстанции.

Судья
Н.А.РОЗОВА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда ЯО от 06.08.2010 № А82-5909/2010-27
<Суд счел доказанным факт превышения ответчиком допустимой осевой нагрузки и общей массы транспортного средства при провозе тяжеловесных грузов по автодорогам области, в связи с чем исковые требования удовлетворил>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru