Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Томская область


ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 25 июня 2010 г. № 02-10/76-09

Резолютивная часть решения оглашена 24 июня 2010 г.
В полном объеме решение изготовлено 25 июня 2010 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии Бутенко И.В. - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля монополистической деятельности,
члены Комиссии: Рыжкова Л.М. - специалист-эксперт отдела контроля монополистической деятельности, Белова М.Н. - специалист-эксперт отдела контроля монополистической деятельности,
рассмотрев дело № 02-10/76-09 по признакам нарушения ОАО "Территориальная генерирующая компания № 11" <...> части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции"), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Томской области поступило заявление от ТСЖ "Карский 17,19" (вх. № 3206 от 16.07.2009) о нарушении ОАО "Территориальная генерирующая компания № 11" антимонопольного законодательства РФ.
Изучив представленные для рассмотрения дела документы и информацию, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 19.07.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче тепловой энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Согласно ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим признается положением хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В соответствии с частью 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением Арбитражным судом антимонопольного законодательства", если доля лица на рынке определенного товара превышает 50 процентов (ОАО "ТГК-11"), то в силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона "О защите конкуренции" положение такого лица признается доминирующим, если не доказано иное.
Проведенный Управлением Федеральной антимонопольной службы по Томской области анализ розничного рынка снабжения тепловой энергией в горячей воде показал, что ОАО "ТГК-11" занимает на рынке снабжения тепловой энергией в горячей воде в географических границах муниципального образования "Г. Томск" доминирующее положение, следовательно, имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем субъектов и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Между ОАО "ТГК-11" и ТСЖ "Карский 17,19" был заключен договор на пользование тепловой энергией в горячей воде № 1286 от 01.01.2006.
ОАО "ТГК-11" направило в адрес ТСЖ "Карский 17,19" изменение от 21.05.2009 к договору снабжения тепловой энергией в горячей воде, в котором пункт 3.2 договора предлагалось изложить в следующей редакции: "При отсутствии у абонента приборов учета тепловой энергии и сетевой воды или выходе их из строя количество принятой абонентом тепловой энергии и сетевой воды определяется расчетным способом как разность между количеством отпущенной тепловой энергии с источников теплоты и количеством тепловой энергии и сетевой воды, определенной по приборам потребителей, имеющих собственные узлы учета. Эта разность за вычетом тепловых потерь в сетях ЭСО от узла учета источника теплоты до границы балансовой принадлежности систем теплопотребления и тепловых потерь на сетях абонента распределяется между потребителями, не имеющими узлы учета, пропорционально величине теплопотребления, рассчитанной для объектов, предусмотренных в договоре по договорным тепловым нагрузкам, указанным в п. 2.3.1 настоящего договора, с учетом фактической температуры наружного воздуха и времени потребления тепловой энергии, исходя из теплового и водяного балансов систем теплоснабжения. В количество тепловой энергии, принятой абонентом, включаются тепловые потери на участках тепловой сети, находящихся на балансе абонента, так же как и потери тепловой энергии со всеми видами утечек и сливом теплоносителя из систем теплопотребления и трубопроводов участков тепловой сети абонента". С указанным пунктом заявитель не согласился, в связи с чем направил в адрес ОАО "ТГК-11" протокол разногласий с предложением оставить п. 3.2 в прежней редакции договора, т.е. производить расчет количества потребленной тепловой энергии по договорным нагрузкам.
Однако ОАО "ТГК-11" на своей редакции настаивало, направив 07.07.2009 абоненту протокол согласования разногласий.
В случае отсутствия приборов учета в многоквартирном доме, формой управления которого является ТСЖ, количество потребленной тепловой энергии определяется ОАО "ТГК-11" на основании Методики определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной Приказом Госстроя России № 105 от 06.05.2000 (раздел 6).
На заседании Комиссии от 24.06.2010 ОАО "ТГК-11" был представлен протокол согласования разногласий с исключением расчетного метода, применяемого последним.
Федеральным законом № 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (ч. 1 ст. 10).
Злоупотребление доминирующим положением заключается в таком поведении хозяйствующего субъекта, при котором ущемляются права другого хозяйствующего субъекта и (или) интересы других лиц, либо они вынуждены вступать в правоотношения на невыгодных для себя условиях.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер оплаты за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" в целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (п. 1) утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам. Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Согласно пункту 8 Правил, условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающей организацией, в данном случае ОАО "ТГК-11", с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами не должны противоречить вышеуказанным Правилам и иным нормативным правовым актам РФ.
Кроме того, количество тепловой энергии гражданином, использующим коммунальные услуги для личных, семейных, домашних нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, определяется только по показаниям прибора учета или в случае отсутствия приборов учета - по нормативу.
Позиция ОАО "ТГК-11" на применение по отношению к ТСЖ, ЖСК Методики определения количества коммунальных ресурсов и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной Приказом Госстроя России от 06.05.2000 № 105, противоречит действующему законодательству РФ, т.к. указанная Методика является практическим пособием для теплоснабжающих организаций системы ЖКХ и потребителей - юридических лиц, потребляющие установки которых присоединены к водяным тепловым сетям систем коммунального теплоснабжения, при осуществлении коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя. Данная Методика разработана в развитие Рекомендаций по организации учета тепловой энергии и теплоносителей на предприятиях, в учреждениях и организациях жилищно-коммунального хозяйства и бюджетной сферы и носит рекомендательный характер. Таким образом, применение данной Методики при осуществлении расчетов с населением, не имеющих приборов учета тепловой энергии, является необоснованным.
Подпунктом а) пункта 17 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" предусмотрено, что в жилищном секторе потребителями услуг тепло-, водоснабжения в многоквартирных домах являются товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, управляющие организации, которые приобретают товары, услуги для предоставления их лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или собственники помещений в случае непосредственного управления таким домом последними.
Также, согласно п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306, расчет размера платы за коммунальные услуги, предоставляемые ресурсоснабжающей организацией, в том числе за тепловую энергию, в этом случае осуществляется по тарифам, установленным для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Пунктом 28 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2006 года разъясняется, что непосредственными потребителями тепловой энергии являются граждане, а ТСЖ и ЖСК (некоммерческие организации, объединение собственников) выполняют лишь роль посредника между гражданами и ресурсоснабжающей организацией.
В связи с этим, а также учитывая положения подпунктов 1 и 4 пункта 1 статьи 137 ЖК РФ, в спорных правоотношений с ресурсоснабжающей организацией ТСЖ (ЖСК) и не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ, ЖСК. И соответствующие обязательства ТСЖ, ЖСК перед ОАО "ТГК-11", непосредственно оказывающей услуги теплоснабжения, не могут быть большими, чем в случае заключения последним прямого договоров с жильцами - членами ТСЖ, ЖСК.
Позиция судов является аналогичной, что подтверждается решением суда Томской области от 23.12.2009 по делу № А67-7333/09, постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2010 по делу № 07АП-1172/10, постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18.06.2010 по делу № Ф04-2894/2010. Указанные судебные акты содержат выводы о наличии в действиях ОАО "ТГК-11" нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях и являются основанием для прекращения рассмотрения данного дела (п. 5 ч. 1 ст. 48 Закона "О защите конкуренции").
Таким образом, действия ОАО "ТГК № 11", являющегося хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке тепловой энергии в горячей воде, в соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ "О защите конкуренции" имеют своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, поскольку запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующего положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. На основании п. 5 ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" рассмотрение дела № 02-10/76-09 о нарушении ОАО "Территориальная генерирующая компания № 11" антимонопольного законодательства РФ прекратить.
2. Передать материалы дела № 02-10/76-09 специалисту Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Председатель Комиссии
И.В.БУТЕНКО

Члены Комиссии:
М.Н.БЕЛОВА
Л.М.РЫЖКОВА

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Томского УФАС РФ от 25.06.2010 № 02-10/76-09
<О прекращении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации в сфере признания доминирующего положения субъекта естественной монополии>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru