Направлено письмом от 29 июля 2010 г. № 02-14/7543
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 28 июля 2010 г. № 1123н
НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 11 ИЮНЯ 2010 Г. № 886 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ
РЕГЛАМЕНТОВ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ
И ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФУНКЦИЙ В СФЕРЕ ПОЛНОМОЧИЙ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ, ПЕРЕДАННЫХ
ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОРГАНАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 г. № 147 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня Управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведена юридическая экспертиза постановления
Главы Администрации Волгоградской области от 11 июня 2010 г. № 886 "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере полномочий Российской Федерации в области образования, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Постановление) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
Основанием проведения юридической экспертизы является поступление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области исследуемого нормативного правового акта.
Юридической экспертизой установлено следующее:
Настоящим Постановлением
утверждены:
- административный регламент
исполнения Комитетом по образованию Администрации Волгоградской области государственной функции (государственной услуги) по государственной аккредитации образовательных учреждений (далее - Регламент № 1);
- административный регламент
исполнения Комитетом по образованию Администрации Волгоградской области государственной функции по лицензированию образовательной деятельности (далее - Регламент № 2);
- административный регламент
исполнения Комитетом по образованию Администрации Волгоградской области государственной функции по осуществлению контроля качества образования (в части федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований к качеству подготовки обучающихся и выпускников) (далее - Регламент № 3);
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду "...далее - Регламент № 4...", а не "...далее - Регламент № 3...".
- административный регламент
исполнения Комитетом по образованию Администрации Волгоградской области государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования (далее - Регламент № 3).
Предметом правового регулирования исследуемого Постановления
являются общественные отношения, возникающие в сфере образования.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Налоговым кодексом Российской Федерации;
- Законом Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (в редакции от 17.06.2010 № 121-ФЗ);
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 04.06.2010 № 118-ФЗ);
- Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (в редакции от 29.06.2010 № 126-ФЗ);
- Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в редакции от 26.04.2010 № 66-ФЗ);
- постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2005 № 679 "О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)" (в редакции от 02.10.2009 № 779);
- постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2007 № 116 "Об утверждении Правил осуществления контроля и надзора в сфере образования" (в редакции от 04.02.2008 № 46);
- постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 522 "Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций" (в редакции от 19.01.2010 № 16);
- постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 № 277 "Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности";
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.05.1998 № 1327 "Об утверждении Положения о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений" (в редакции от 11.08.2000 № 2439);
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.07.2001 № 2574 "Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательного учреждения среднего профессионального образования";
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.08.2008 № 222 "Об утверждении перечня проектов актов по реализации Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. № 522";
- Уставом
(Основным законом) Волгоградской области;
- Законом
Волгоградской области от 10.11.2008 № 1756-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" (в редакции от 19.04.2010 № 2025-ОД);
- постановлением
Главы Администрации Волгоградской области от 30.06.2009 № 735 "Об утверждении Положения о Комитете по образованию Администрации Волгоградской области" (в редакции от 24.06.2010 № 973).
В соответствии с пунктом "е" статьи 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы воспитания, образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона "Об образовании" определено, что законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя Конституцию Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования.
]]>Аналогичное несоответствие действующему федеральному законодательству выявлено в части 2 пункта 3.4.1
Регламента № 4.
5. Согласно частям 1
и 2 пункта 3.5.2.1
Регламента № 3 если для проведения камеральной проверки необходимо получение информации из проверяемого учреждения, ответственный специалист готовит письмо Комитета в учреждение с запросом о представлении документов для проведения мероприятия по контролю.
В письме Комитета указывается основание проведения мероприятия по контролю, срок его проведения, срок представления документов (не более 10 дней со дня получения запроса), перечень запрашиваемых документов.
Вместе с тем частью 5 статьи 11 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" определено, что в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны направить в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля указанные в запросе документы.
Таким образом, выявленное несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в определении субъектом Российской Федерации иного срока представления документов для проведения мероприятия по контролю, чем предусмотрено федеральным законодательством.
Аналогичное несоответствие действующему федеральному законодательству выявлено в пунктах 3.4.5.1
и 3.4.5.2
Регламента № 4.
6. В соответствии с частями 1
и 2 пункта 3.5.3
Регламента № 3 по результатам проверки составляется акт проверки в двух экземплярах.
В акте проверки указываются сведения о результатах мероприятия по контролю:
- о выявлении соответствия или несоответствия содержания и (или) качества подготовки обучающихся и выпускников образовательным стандартам и (или) требованиям, нормативным правовым актам в области образования;
- о выявлении соответствия или несоответствия содержания реализуемых образовательных программ их уровню и направленности, подтвержденным свидетельством о государственной аккредитации;
- о подтверждении исполнения или неисполнения предписания.
Вместе с тем частью 2 статьи 16 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" установлено, что в акте проверки указываются:
1) дата, время и место составления акта проверки;
2) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;
3) дата и номер распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;
4) фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку;
5) наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении проверки;
6) дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
7) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
8) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица, индивидуального предпринимателя указанного журнала;
9) подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.
Таким образом, выявленное несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в ограничении субъектом Российской Федерации перечня сведений, подлежащих отражению в акте о результатах проведенной проверки.
7. Пунктом 3.4.3
Регламента № 4 установлено, что приказ Комитета о проведении мероприятия по надзору передается председателю комиссии по проверке (проверяющему).
О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются Комитетом не позднее 3 дней до начала ее проведения посредством направления копии приказа Комитета о начале проведения плановой проверки либо уведомления
о ее проведении по форме согласно приложению 4 к настоящему Регламенту
с приложением плана-задания проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду часть 12 статьи 9, а не часть 12 статьи 10.
Вместе с тем частью 12 статьи 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" установлено, что о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
Таким образом, выявленное несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в определении субъектом Российской Федерации иного минимального срока для направления уведомления о проведении проверки, чем предусмотрено федеральным законодательством.
8. Пунктом 3.3.1.2.1
Регламента № 4 установлено, что внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого или среднего предпринимательства, проводится после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Вместе с тем частью 5 статьи 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" установлено, что внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 2 части 2 настоящей статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Таким образом, выявленное несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в определении субъектом Российской Федерации иного порядка осуществления согласования внеплановых выездных проверок, чем предусмотрено федеральным законодательством.
9. Содержание приложений № 3
и 6
к Регламенту № 4, определяющих форму приказа о проведении проверки, акта о результатах выездной проверки, не соответствует требованиям федерального законодательства, установленным частью 2 статьи 14 и частью 2 статьи 16 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Содержание и форма анализируемого Постановления
соответствуют правилам юридической техники.
Текст исследуемого нормативного правого акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 23 июня 2010 г. № 111.
Вывод: Юридическая экспертиза пришла к выводу, что постановление
Главы Администрации Волгоградской области от 11 июня 2010 г. № 886 "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере полномочий Российской Федерации в области образования, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации" не соответствует действующему федеральному законодательству в части.
Предлагаем привести исследуемое Постановление
в соответствие с действующим федеральным законодательством; сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.
Начальник Управления
Министерства юстиции
Российской Федерации
по Волгоградской области
государственный советник
юстиции Российской Федерации
3-го класса
М.А.КОЛЕСНИКОВ