Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


Направлено письмом от 29 июля 2010 г. № 02-14/7543

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 28 июля 2010 г. № 1123н

НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 11 ИЮНЯ 2010 Г. № 886 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ
РЕГЛАМЕНТОВ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ
И ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФУНКЦИЙ В СФЕРЕ ПОЛНОМОЧИЙ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ, ПЕРЕДАННЫХ
ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОРГАНАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 г. № 147 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня Управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведена юридическая экспертиза постановления Главы Администрации Волгоградской области от 11 июня 2010 г. № 886 "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере полномочий Российской Федерации в области образования, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Постановление) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
Основанием проведения юридической экспертизы является поступление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области исследуемого нормативного правового акта.
Юридической экспертизой установлено следующее:
Настоящим Постановлением утверждены:
- административный регламент исполнения Комитетом по образованию Администрации Волгоградской области государственной функции (государственной услуги) по государственной аккредитации образовательных учреждений (далее - Регламент № 1);
- административный регламент исполнения Комитетом по образованию Администрации Волгоградской области государственной функции по лицензированию образовательной деятельности (далее - Регламент № 2);
- административный регламент исполнения Комитетом по образованию Администрации Волгоградской области государственной функции по осуществлению контроля качества образования (в части федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований к качеству подготовки обучающихся и выпускников) (далее - Регламент № 3);

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду "...далее - Регламент № 4...", а не "...далее - Регламент № 3...".

- административный регламент исполнения Комитетом по образованию Администрации Волгоградской области государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования (далее - Регламент № 3).
Предметом правового регулирования исследуемого Постановления являются общественные отношения, возникающие в сфере образования.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Налоговым кодексом Российской Федерации;
- Законом Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (в редакции от 17.06.2010 № 121-ФЗ);
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 04.06.2010 № 118-ФЗ);
- Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (в редакции от 29.06.2010 № 126-ФЗ);
- Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в редакции от 26.04.2010 № 66-ФЗ);
- постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2005 № 679 "О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)" (в редакции от 02.10.2009 № 779);
- постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2007 № 116 "Об утверждении Правил осуществления контроля и надзора в сфере образования" (в редакции от 04.02.2008 № 46);
- постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 522 "Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций" (в редакции от 19.01.2010 № 16);
- постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 № 277 "Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности";
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.05.1998 № 1327 "Об утверждении Положения о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений" (в редакции от 11.08.2000 № 2439);
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.07.2001 № 2574 "Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательного учреждения среднего профессионального образования";
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.08.2008 № 222 "Об утверждении перечня проектов актов по реализации Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. № 522";
- Уставом (Основным законом) Волгоградской области;
- Законом Волгоградской области от 10.11.2008 № 1756-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" (в редакции от 19.04.2010 № 2025-ОД);
- постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 30.06.2009 № 735 "Об утверждении Положения о Комитете по образованию Администрации Волгоградской области" (в редакции от 24.06.2010 № 973).
В соответствии с пунктом "е" статьи 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы воспитания, образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона "Об образовании" определено, что законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя Конституцию Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования.

]]>
Аналогичное несоответствие действующему федеральному законодательству выявлено в части 2 пункта 3.4.1 Регламента № 4.
5. Согласно частям 1 и 2 пункта 3.5.2.1 Регламента № 3 если для проведения камеральной проверки необходимо получение информации из проверяемого учреждения, ответственный специалист готовит письмо Комитета в учреждение с запросом о представлении документов для проведения мероприятия по контролю.
В письме Комитета указывается основание проведения мероприятия по контролю, срок его проведения, срок представления документов (не более 10 дней со дня получения запроса), перечень запрашиваемых документов.
Вместе с тем частью 5 статьи 11 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" определено, что в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны направить в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля указанные в запросе документы.
Таким образом, выявленное несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в определении субъектом Российской Федерации иного срока представления документов для проведения мероприятия по контролю, чем предусмотрено федеральным законодательством.
Аналогичное несоответствие действующему федеральному законодательству выявлено в пунктах 3.4.5.1 и 3.4.5.2 Регламента № 4.
6. В соответствии с частями 1 и 2 пункта 3.5.3 Регламента № 3 по результатам проверки составляется акт проверки в двух экземплярах.
В акте проверки указываются сведения о результатах мероприятия по контролю:
- о выявлении соответствия или несоответствия содержания и (или) качества подготовки обучающихся и выпускников образовательным стандартам и (или) требованиям, нормативным правовым актам в области образования;
- о выявлении соответствия или несоответствия содержания реализуемых образовательных программ их уровню и направленности, подтвержденным свидетельством о государственной аккредитации;
- о подтверждении исполнения или неисполнения предписания.
Вместе с тем частью 2 статьи 16 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" установлено, что в акте проверки указываются:
1) дата, время и место составления акта проверки;
2) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;
3) дата и номер распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;
4) фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку;
5) наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении проверки;
6) дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
7) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
8) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица, индивидуального предпринимателя указанного журнала;
9) подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.
Таким образом, выявленное несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в ограничении субъектом Российской Федерации перечня сведений, подлежащих отражению в акте о результатах проведенной проверки.
7. Пунктом 3.4.3 Регламента № 4 установлено, что приказ Комитета о проведении мероприятия по надзору передается председателю комиссии по проверке (проверяющему).
О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются Комитетом не позднее 3 дней до начала ее проведения посредством направления копии приказа Комитета о начале проведения плановой проверки либо уведомления о ее проведении по форме согласно приложению 4 к настоящему Регламенту с приложением плана-задания проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду часть 12 статьи 9, а не часть 12 статьи 10.

Вместе с тем частью 12 статьи 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" установлено, что о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
Таким образом, выявленное несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в определении субъектом Российской Федерации иного минимального срока для направления уведомления о проведении проверки, чем предусмотрено федеральным законодательством.
8. Пунктом 3.3.1.2.1 Регламента № 4 установлено, что внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого или среднего предпринимательства, проводится после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Вместе с тем частью 5 статьи 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" установлено, что внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 2 части 2 настоящей статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Таким образом, выявленное несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в определении субъектом Российской Федерации иного порядка осуществления согласования внеплановых выездных проверок, чем предусмотрено федеральным законодательством.
9. Содержание приложений № 3 и 6 к Регламенту № 4, определяющих форму приказа о проведении проверки, акта о результатах выездной проверки, не соответствует требованиям федерального законодательства, установленным частью 2 статьи 14 и частью 2 статьи 16 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Содержание и форма анализируемого Постановления соответствуют правилам юридической техники.
Текст исследуемого нормативного правого акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 23 июня 2010 г. № 111.
Вывод: Юридическая экспертиза пришла к выводу, что постановление Главы Администрации Волгоградской области от 11 июня 2010 г. № 886 "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере полномочий Российской Федерации в области образования, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации" не соответствует действующему федеральному законодательству в части.
Предлагаем привести исследуемое Постановление в соответствие с действующим федеральным законодательством; сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Начальник Управления
Министерства юстиции
Российской Федерации
по Волгоградской области
государственный советник
юстиции Российской Федерации
3-го класса
М.А.КОЛЕСНИКОВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru