Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Нижегородская область


НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 июня 2009 г. № 33-4502

Судья: Рыжова О.А.

23 июня 2009 г. судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе: председательствующего судьи Железновой Н.Д.,
судей Давыдова А.П., Гаврилова В.С.
при секретаре В.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу Давыдова А.П.,
дело по жалобе Н.
с участием представителя истца И., представителя администрации Г., представителей ОАО "ФСК ЕЭС" П. и С. на решение Борского городского суда от 22 апреля 2009 г.
по делу по заявлению Н. об оспаривании распоряжения Администрации Борского района Нижегородской области,

установила:

Н. является собственником 39/264 долей земельного участка земель населенного пункта для сельскохозяйственного производства общей площадью 753000,00 кв. м, расположенного по адресу: Нижегородская область, г. Бор, СПК "Редькинский" согласно свидетельству о государственной регистрации права 52-АВ 517065, выданному 01.08.2008 г. УФРС по Нижегородской области.
10.12.2008 г. из Администрации Борского района получено письмо с уведомлением о предстоящем изъятии земельного участка.
Н. не согласился с указанным выше распоряжением Администрации Борского района и подал заявление об его оспаривании в порядке ст. 254 - 257 ГПК РФ, указав, что данное распоряжение является незаконным, так как отсутствуют законные основания для изъятия данного земельного участка для муниципальных нужд - не доказан факт необходимости изъятия именно данного земельного участка по площади и месторасположению, а не какого-либо другого участка меньшей площади, находящегося в другом месте, не доказан факт, что данный участок необходим для нужд муниципального значения, а не в интересах коммерческой организации, которая будет получать прибыль ввиду строительства объекта на участке, принадлежащем Н. Также незаконно разрешение Администрации Борского района вести подготовительные работы организацией, для нужд которой изъят данный земельный участок.
Решением Борского городского суда от 22 апреля 2009 г. постановлено:
Заявление Н. о признании незаконным распоряжения Администрации Борского района Нижегородской области от 19.11.2008 № 4018 "Об изъятии земельного участка для муниципальных нужд" оставить без удовлетворения за необоснованностью.
В кассационной жалобе Н. просит данное решение отменить и принять новое решение, удовлетворив его заявление, так как решение является необоснованным и вынесено с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав лиц, явившихся по делу, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене с вынесением нового решения, которым заявление Н. подлежит удовлетворению.
Согласно ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает заявления граждан об оспаривании решений и действий органов местного самоуправления. Данные дела возникают из публичных правоотношений.
Согласно ст. 247 ГПК РФ в заявлении должны указываться какие права и свободы изданием данного распоряжения, действиями органа местного самоуправления нарушены заявителя.
В соответствии со статьей 279 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.
Решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.
Согласно статье 280 ГК РФ собственник земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, с момента государственной регистрации решения об изъятии участка до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе участка может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование участка в соответствии с его целевым назначением. Однако собственник несет риск отнесения на него при определении выкупной цены земельного участка затрат и убытков, связанных с новым строительством, расширением и реконструкцией зданий и сооружений на земельном участке в указанный период.
Статьей 281 ГК РФ установлено, что плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок.
По соглашению с собственником ему может быть предоставлен взамен участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд, другой земельный участок с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 282 ГК РФ) либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд. Иск о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в течение трех лет с момента направления собственнику участка уведомления, указанного в пункте 3 статьи 279 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд. Такие же полномочия установлены в пункте 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно ст. 49 Земельного кодекса РФ изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с размещением объектов электроснабжения муниципального значения, автомобильных дорог местного значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.
Статья 55 Земельного кодекса РФ устанавливает условия и порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Гарантии прав на землю при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд установлены ст. 63 Земельного кодекса РФ.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления муниципального района решают вопросы организации в границах соответствующей территории электроснабжения района.
Из материалов дела усматривается, что Администрацией Борского района 19 ноября 2008 года было принято распоряжение № 4018 "Об изъятии земельного участка для муниципальных нужд". Данное распоряжение мотивировано необходимостью размещения автомобильной дороги и объекта электроснабжения муниципального значения. Сособственники изымаемого земельного участка письмами от 03.12.2008 исх. № 6218, от 21.11.2008 исх. № 6014, от 21.11.2008 исх. № 6013 были уведомлены о предстоящем изъятии земельного участка общей площадью 753000 + 7592 кв. м, имеющего кадастровый номер 52:20:0000000:196, относящегося к категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, г. Бор, СПК "Редькинский", а также письмами от 08.12.2008 г. исх. № 6294, 6295, 6296 уведомлены о государственной регистрации обременения на земельный участок.
Оспариваемое распоряжение было направлено в Борский отдел Управления Федеральной регистрационной службы по Нижегородской области для регистрации. 08 декабря 2008 года осуществлена государственная регистрация ограничения прав на указанный земельный участок (сообщение Борского отдела УФРС по Нижегородской области от 08.12.2008 исх. № 04/076/2008-433).
Суд первой инстанции, отказывая Н. в удовлетворении заявления о признании незаконным оспариваемого распоряжения Администрации Борского района, не принял во внимание и не дал суждения тому обстоятельству, что в настоящий момент отсутствует утвержденный проект размещения на спорном земельном участке автомобильной дороги как муниципального так и областного значения.
Как видно из письма ГУ "Главное управление строительства автомобильных дорог Нижегородской области" № 581 от 20 апреля 2009 г. в настоящее время проект размещения дороги на левом берегу р. Волги не разработан, поэтому вывод Администрации Борского района о прохождении автомобильной дороги на спорном земельном участке является преждевременным и не подтверждается материалами дела.
В качестве второго основания для изъятия спорного земельного участка в распоряжении указывается на необходимость размещения объекта электроснабжения муниципального значения.
Вместе с тем, как видно из материалов дела Администрация Борского района не планирует строительство данного объекта электроснабжения, а изъятие спорного земельного участка планируется в интересах частной коммерческой организации - ОАО "ФСК ЕЭС", которая не является муниципальной организацией или подрядчиком по договору подряда с Администрацией Борского района.
Более того, соглашением № 399-П от 27 декабря 2007 г. о взаимодействии Правительства Нижегородской области и ОАО РАО "ЕЭС России" по развитию электроэнергетической системы Нижегородской области и обеспечению надлежащего электроснабжения потребителей Нижегородской области не предусмотрена обязанность Правительства Нижегородской области или Администрации Борского района в предоставлении земельных участков под строительство объектов электроснабжения, а лишь указано, что Правительство Нижегородской области оказывает содействие в оформлении землеотводов в соответствии с действующим законодательством.
Администрацией Борского района не представлено достоверных доказательств подтверждающих размещение ПС 220 кВ Борская на земельном участке принадлежащем на праве собственности заявителю.
Более того, представитель Администрации Борского района в судебном заседании суда первой инстанции и в письменном отзыве на заявление Н. (л.д. 91) указал, что не имеется совпадения либо наложения земельного участка по адресу: 330 м южнее д. Пичугино и земельного участка по адресу: г. Бор, СПК "Редькинский", принадлежащего на праве долевой собственности заявителю.
Выводы суда первой инстанции о законности изъятия спорного земельного участка в связи с тем, что заявитель данным земельным участком не пользуется и на этом участке отсутствуют какие-либо строения, не могут быть приняты во внимание, так как участок у заявителя изъят по другим основаниям.
При наличии указанных обстоятельств судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового решения, которым заявление Н. подлежит удовлетворению, поскольку материалы дела не нуждаются в дополнительной проверке.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Борского городского суда от 22 апреля 2009 г. отменить и вынести по делу новое решение следующего содержания.
Заявление Н. об оспаривании распоряжения Администрации Борского района Нижегородской области удовлетворить.
Признать незаконным с момента издания распоряжение Администрации Борского района Нижегородской области № 4018 от 18 ноября 2008 г. "Об изъятии земельного участка для муниципальных нужд".



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru