Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 30 июля 2008 г. по делу № А33-14824/2007

Судья Арбитражного суда Красноярского края Крицкая И.П.
рассмотрела в судебном заседании дело по заявлению некоммерческой организации Родоплеменной общины коренных малочисленных народов Севера "Тайлоп" (Туруханский район)
к Правительству Красноярского края (г. Красноярск)
о признании незаконным бездействия Совета администрации Красноярского края, выразившегося в невыделении земли, и обязании передать заявителю в безвозмездное пользование земли,
третьи лица: КГБУ "Туруханское лесничество", КГБУ "Эвенкийское лесничество", КГБУ "Таймырское лесничество", КГБУ "Борское лесничество", КГБУ "Нижне-Енисейское лесничество", КГБУ "Байкитское лесничество", КГБУ "Северо-Енисейское лесничество", Государственный природный заповедник "Центральносибирский",
при участии в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле:
заявителя: Г., доверенность от 10.01.2008, З., доверенность от 10.01.2008,
ответчика: П., доверенность от 21.12.2007,
третьих лиц - Краевого государственного бюджетного учреждения "Северо-Енисейское лесничество": Б., доверенность от 25.01.2008,
Государственного природного биосферного заповедника "Центральносибирский": Б., доверенность от 07.06.2008,
протокол судебного заседания вела судья Крицкая И.П.,
резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 29 июля 2008 года,
мотивированное решение в полном объеме изготовлено 30 июля 2008 года,

установил:

некоммерческая организация Родоплеменная община коренных малочисленных народов Севера "Тайлоп" обратилась в арбитражный суд с заявлением к администрации Красноярского края о признании незаконным решения, выразившегося в отказе в предоставлении земель в безвозмездное пользование и обязании ответчика передать в безвозмездное пользование Общине земли, находящиеся на территориях Туруханской возвышенности площадью порядка 60.000 кв.кв, пойма среднего течения р. Подкаменная Тунгуска площадью порядка 22.000 кв.км, пойма реки Курейка площадью порядка 12.000 кв.км.
В заявлении от 17.12.2007 Община уточнила свои требования и просила суд признать незаконным решение № 239 от 01.10.2007 агентства по поддержке коренных малочисленных народов Севера администрации Красноярского края, выразившееся в отказе в предоставлении земель в безвозмездное пользование и обязании агентства по поддержке коренных малочисленных народов Севера администрации Красноярского края передать в безвозмездное пользование Общине земли, находящиеся на территориях Туруханской возвышенности площадью порядка 60.000 кв.кв, пойма среднего течения р. Подкаменная Тунгуска площадью порядка 22.000 кв.км, пойма реки Курейка площадью порядка 12.000 кв.км.
Определением от 14.02.2008 по настоящему делу суд по ходатайству заявителя в порядке статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произвел замену ответчика на Совет администрации Красноярского края и принял в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об изменении требований, согласно которым Община просила суд признать незаконным бездействие Совета администрации Красноярского края, выразившееся в невыделении Общине земли, находящейся на территориях Туруханской возвышенности площадью порядка 60.000 кв.кв, пойма среднего течения р. Подкаменная Тунгуска площадью порядка 22.000 кв.км, пойма реки Курейка площадью порядка 12.000 кв.км., и обязании Совета администрации Красноярского края передать в безвозмездное пользование Общине земли, находящиеся на территориях Туруханской возвышенности площадью порядка 60.000 кв.кв, пойма среднего течения р. Подкаменная Тунгуска площадью порядка 22.000 кв.км, пойма реки Курейка площадью порядка 12.000 кв.км.
Указом Губернатора Красноярского края от 10.07.2008 № 117-уг Совет администрации Красноярского края преобразован в Правительство Красноярского края.
В соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса суд произвел замену ответчика на Правительство Красноярского края.
Таким образом, по настоящему делу рассматривается заявление некоммерческой организации Родоплеменной общины коренных малочисленных народов Севера "Тайлоп" (далее - заявитель, Община) к Правительству Красноярского края (далее - ответчик) о признании незаконным бездействия Совета администрации Красноярского края, выразившегося в невыделении Общине земли, находящейся на территориях Туруханской возвышенности площадью порядка 60.000 кв.кв, пойма среднего течения р. Подкаменная Тунгуска площадью порядка 22.000 кв.км, пойма реки Курейка площадью порядка 12.000 кв.км., и обязании ответчика передать в безвозмездное пользование Общине земли, находящиеся на территориях Туруханской возвышенности площадью порядка 60.000 кв.кв, пойма среднего течения р. Подкаменная Тунгуска площадью порядка 22.000 кв.км, пойма реки Курейка площадью порядка 12.000 кв.км.
Заявитель настаивает на требованиях по основаниям, изложенным в заявлении, дополнительных письменных заявлениях по делу.
Ответчик требования не признает по основаниям, изложенным в отзыве, дополнительных отзывах по делу.
Третьи лица возражают против требований заявителя по основаниям, изложенным в представленных в дело письменных возражениях.
При рассмотрении дела судом установлены следующие обстоятельства.
Некоммерческая организация Родоплеменная община коренных малочисленных народов Севера "Тайлоп" зарегистрирована Межрайонной инспекцией Министерств по налогам и сборам № 13 по Красноярскому краю 24.04.2003.
16.08.2007 Община обратилась с письмом к Губернатору Красноярского края в котором, ссылаясь на статью 8 Федерального закона Российской Федерации "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", высказала желание воспользоваться своими правами, предусмотренными действующим законодательством Российской Федерации, и указала, что претендует на передачу ей в безвозмездное пользование земель на территории Туруханской возвышенности площадью порядка 60.000 кв.кв, пойма среднего течения р. Подкаменная Тунгуска площадью порядка 22.000 кв.км, пойма реки Курейка площадью порядка 12.000 кв.км.
На данное письмо направлен письменный ответ за № 239 от 01.10.2007 агентства по поддержке коренных малочисленных народов Севера администрации Красноярского края.
Данным письмом агентство сообщило, что подпункт 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" о праве малочисленных народов безвозмездно пользоваться землей в настоящее время не подкреплена действующими Лесным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Также в письме указано, что в Государственную Думу Российской Федерации направлен ряд проектов законов, устанавливающих для коренных малочисленных народов, их объединений права безвозмездного пользования природными ресурсами, расположенными в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности этих народов. Агентством перечисленные в данном письме инициативы поддержаны.
Община считает, что Совет администрации Красноярского края, получив указанное письмо, незаконно бездействовал, поскольку переадресовал письмо агентству, а должен был выделить Общине указанные в заявлении земли в безвозмездное пользование в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации. При этом представители заявителя в судебном заседании пояснили, что просят суд обязать ответчика передать Общине в безвозмездное пользование обозначенные в его заявлении земли с выдачей свидетельства о государственной регистрации права на данный земельный участок.
Оценив доводы сторон и исследованные по делу доказательства в их совокупности, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьями 65 и 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
Согласно статьям 12, 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено право граждан, организаций и иных лиц обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 5 данной статьи обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Предметом настоящего спора, так как его окончательно сформулировал заявитель, является бездействие Совета администрации Красноярского края по выделению Общине земли. Следовательно, в предмет доказывания по делу входит:
- установление правовых норм, нарушенных Советом администрации при несовершении указанных действий;
- полномочия Совета администрации по совершению требуемых действий;
Законодательство в области регулирования и защиты прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов в Российской Федерации представляет собой совокупность правовых актов и норм, действующих в сфере обеспечения и защиты прав лиц, относящих себя к различным этническим общностям, признаваемым в качестве национального меньшинства и коренного малочисленного народа. Оно относится к сфере комплексного регулирования прав и свобод человека и гражданина и является его составной частью.
Основы национальной политики заложены в Конституции Российской Федерации. Также Конституцией Российской Федерации установлены разграничения предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами в области регулирования и защиты прав национальных меньшинств, защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей.
Защита прав национальных меньшинств и вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами в соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 8 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации (далее - Закон о гарантиях) малочисленные народы имеют право безвозмездно владеть и пользоваться в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами, в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации.
Однако порядок безвозмездного пользования землями в местах традиционного проживания малочисленных народов в настоящее время не установлен.
Суд при рассмотрении дела исходя, из представленных в дело третьими лицами их Уставов и Свидетельств о государственной регистрации прав на землю, а также справки филиала ФГУП "Рослесифорг" "Востсиблеспроект", установил, что в состав земель, на которые претендует Община, входят земли лесного фонда.
В соответствии со статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земельного фонда находятся в федеральной собственности. Право предоставления земельных участков в пределах земель лесного фонда в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в силу статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.
Статьей 48 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, при использовании лесов обеспечиваются защита исконной среды обитания этих народов и их традиционный образ жизни в соответствии с Законом о гарантиях.
В соответствии со статьей 9 Лесного кодекса Российской Федерации право безвозмездного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.
Согласно статье 24 Земельного кодекса Российской Федерации в безвозмездное пользование могут предоставляться земельные участки из земель, находящихся в государственной собственности, юридическим лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса, на срок не более чем один год.
Статьей 20 Земельного кодекса Российской Федерации к таким юридическим лицам отнесены: государственные и муниципальные учреждения, казенные предприятия, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Статьями 28 и 34 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена процедура подачи заявления в соответствующий государственный орган.
Таким образом, в лесном законодательстве отсутствует норма, предусматривающая возможность предоставления в безвозмездное пользование участков лесного фонда в местах традиционного проживания малочисленных народов этим народам, а порядок безвозмездного владения и пользования землями в развитие статьи 8 Закона о гарантиях не установлен и согласно действующему земельному законодательству земельные участки не предоставляются общинам коренных малочисленных народов на правах безвозмездного бессрочного пользования.
В соответствии со статьей 7 Закона Красноярского края от 1 июля 2003 года № 7-1215 "Основы правовых гарантий коренных малочисленных народов Севера в Красноярском крае" малочисленные народы имеют право на пользование земельными и другими природными ресурсами на территории традиционного природопользования в соответствии с законодательством Российской Федерации, Красноярского края, а также обычаями малочисленных народов.
Суд, исходя из системного толкования статьи 8 Закона о гарантиях и приведенных выше норм лесного и земельного законодательства пришел к выводу, что данные нормы гарантируют коренным малочисленным народам право безвозмездного использования земли (причем, "земля" трактуется в более широком аспекте, чем просто как отдельный природный ресурс - имеется в виду не только поверхностный плодородный слой почвы, но и все, что находится в ней либо с ней связано: природные ресурсы, леса, водные объекты, животный, растительный мир и пр.). При этом данные нормы являются нормами дозволительного характера, позволяющими представителям коренных малочисленных народов и их общинам безвозмездно пользоваться природными ресурсами, однако имущественными правами (вещными либо обязательственными) данные законы коренные малочисленные народы не наделяют.
При таких обстоятельствах суд считает, что у ответчика не имелось законных оснований при получении письма Общины с указанием ее намерений воспользоваться правом безвозмездного пользования землей совершать действия по передаче земель с оформлением соответствующих документов на право безвозмездного пользования.
Хотя при получении указанного выше письма Общины Совет администрации Красноярского края проявил определенное бездействие в части ненаправления Общине ответа на данное письмо с подробным разъяснением норм действующего законодательства, в соответствии с которым Община имеет возможность оформить свои права, продекларированные в статье 8 Закона о гарантиях.
В соответствии со статьей 64 действовавшего в спорный период Устава Красноярского края от 29 февраля 1996 года № 8-252, Совет администрации края является высшим исполнительным органом государственной власти края. Совет администрации края обладает правами юридического лица.
В силу положений статей 65 и 68 Устава Красноярского края Совет администрации края осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава и законов края, актов Губернатора края. Совет администрации края разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития края, участвует в проведении единой государственной политики. Совет администрации края в соответствии с законодательством управляет и распоряжается государственной собственностью края, а также федеральной собственностью, переданной в управление краю в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Федеральным законом "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Российской Федерации" (далее - Закон о территориях традиционного природопользования) непосредственно определены правовые основы образования, охраны и использования территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов этого региона. Согласно названному Закону под территориями традиционного природопользования понимаются особо охраняемые природные территории, образованные для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренными малочисленными народами.
Одним из основных субъектов права традиционного природопользования являются общины коренных малочисленных народов Российской Федерации, статус которых закреплен в Федеральном законе от 20 июля 2000 № 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" Помимо общин, права в области традиционного природопользования могут быть закреплены также за отдельными лицами, относящимися к малочисленным народам, а также лицами, хотя и не относящимися к малочисленным народам, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и хозяйственной деятельности и осуществляющими и ведущими такие же, как и коренные малочисленные народы, виды деятельности.
В Законе о территориях традиционного природопользования выделяются территории традиционного природопользования федерального, регионального и местного значения, предусматривается порядок образования каждого вида территорий, в том числе устанавливаются условия определения их размеров и границ. Так, порядок выделения земель традиционного природопользования осуществляется, согласно данному Закону, на основании обращений лиц, относящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномоченных представителей. В зависимости от вида территории решения об образовании принимаются Правительством Российской Федерации по согласованию с органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органами местного самоуправления. Они же устанавливают и границы этих территорий.
В соответствии с указанными выше нормами, Совет администрации края, получив письмо Общины, содержащее намерение Общины получить в безвозмездное пользование земли, должен был рассмотреть данное заявление и в установленном порядке направить Общине ответ с указанием категорий земель, на которые претендует Община, и порядка оформления права традиционного природопользования на данных землях в соответствии с действующим законодательством. Община, как менее защищенная сторона в данных правоотношениях по сравнению с Советом администрации, наделенным соответствующими полномочиями, не имела возможности установить категории земель, на которые она претендует, и, следовательно, определиться с порядком, который предусмотрен действующим законодательством для оформления прав коренных малочисленных народов на традиционное природопользование.
Но, поскольку Община избрала в качестве способа защиты своих прав обжалование бездействия Совета администрации края, выразившегося в невыделении Общине земель в безвозмездное пользование, суд не усмотрел законных оснований для удовлетворения данного требования по указанным выше основаниям.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с заявителя подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Отказать в удовлетворении заявления некоммерческой организации Родоплеменной общины коренных малочисленных народов Севера "Тайлоп" о признании незаконным бездействия Совета администрации Красноярского края, выразившегося в невыделении Общине земли, находящейся на территориях Туруханской возвышенности площадью порядка 60.000 кв.кв, пойма среднего течения р. Подкаменная Тунгуска площадью порядка 22.000 кв.км, пойма реки Курейка площадью порядка 12.000 кв.км., и обязании ответчика передать в безвозмездное пользование Общине земли, находящиеся на территориях Туруханской возвышенности площадью порядка 60.000 кв.кв, пойма среднего течения р. Подкаменная Тунгуска площадью порядка 22.000 кв.км, пойма реки Курейка площадью порядка 12.000 кв.км.
Взыскать с некоммерческой организации Родоплеменной общины коренных малочисленных народов Севера "Тайлоп", зарегистрированной Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 13 по Красноярскому краю 24.04.2003 за ОГРН 1032400920474, находящейся по адресу: п. Бакланиха Туруханского района Красноярского края, в доход федерального бюджета 2000 рублей государственной пошлины.
Разъяснить, что настоящее решение может быть обжаловано в Третий арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца после его принятия.

Судья
И.П.КРИЦКАЯ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru