Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 2 февраля 2009 г. по делу № А33-14723/2008

Резолютивная часть решения объявлена 27 января 2009 года.
В окончательной форме решение изготовлено 2 февраля 2009 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Л.А. Данекиной, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сиблес" (г. Красноярск)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Красноярска (г. Красноярск)
о признании недействительным решения № 1137/164 от 14.08.2008 в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в размере 400 802 руб.,
при участии:
представителя заявителя: Хрисаниди Ю.Н. по доверенности от 02.06.2008,
представителя ответчика: Проводко О.В. по доверенности от 24.11.2008,
при ведении протокола судебного заседания Л.А. Данекиной,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Сиблес" (далее - заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Красноярска (далее - ответчик) о признании недействительным решения № 1137/164 от 14.08.2008 о возмещении (полностью или частично) суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в размере 400 802 руб.
Заявление принято к производству суда. Определением от 14.11.2008 возбуждено производство по делу.
Заявитель в судебном заседании поддержал свои требования по основаниям, аналогичным изложенным в заявлении, считает, что общество правомерно предъявило к вычету сумму налога на добавленную стоимость по налоговой ставке 18 процентов, уплаченную в составе цены за оказанные ООО "Старлес" услуги по приемке, выгрузке-погрузке, окорке лесоматериалов, поскольку до момента таможенного оформления и установления таможенного режима товары, перевозимые по территории Российской Федерации, не могут рассматриваться в качестве экспортируемых.
Кроме того, заявитель считает неправомерным вывод налогового органа об отсутствии у общества права на применение налогового вычета по налогу на добавленную стоимость в отношении сумм налога, исчисленного по ставке 18 процентов за услуги, оказанные таможенными брокерами ООО "Транс-Бизнес-Экспедиция", ООО "Легион Сибирь", связанные с оформлением таможенных деклараций при декларировании экспортного товара. По мнению заявителя, услуги, связанные с оформлением таможенных деклараций при декларировании экспортного товара на основании пункта 3 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость по ставке 18 процентов. В обоснование своей позиции общество ссылается на письмо Министерства финансов Российской Федерации от 03.04.2007 № 03-07-08/63.
Налоговый орган, возражая против заявленного требования, ссылался на обстоятельства, установленные в ходе камеральной проверки, считает, что услуги по доработке лесопродукции до товарного вида (окорка пиловочника) являются необходимым условием реализации товара, в связи с чем они могут быть отнесены к услугам, критерий определения которых указан в абзаце 1 подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации: непосредственная связь с производством и реализацией экспортируемых товаров. Услуги таможенного брокера по своему характеру могут осуществляться только в отношении экспортируемых товаров и являются необходимым условием реализации этих товаров, в связи с чем, они могут быть признаны соответствующими указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации.
Ссылаясь на Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.11.2007 налоговый орган считает, что операции, предусмотренные подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов при условии, что соответствующие товары помещены под таможенный режим экспорта на момент совершения данных операций либо если по характеру самих операций они могут осуществляться только в отношении экспортных товаров. Спорные операции по обработке, сортировке, складированию, транспортировке леса круглого непосредственно относится к экспорту лесопродукции.
При рассмотрении настоящего дела судом установлены следующие обстоятельства.
Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2008 года.
По результатам камеральной налоговой проверки налоговым органом составлен акт № 2889 от 21.07.2008, в котором отражены оспариваемые заявителем правонарушения, послужившие основанием для доначисления налога на добавленную стоимость:
- неправомерно применены налоговые вычеты на суммы НДС неправомерно исчисленного и предъявленного по ставке 18% в отношении услуг, подлежащих обложению налогом по ставке 0% и не образующих сумму спорного налогового вычета у ООО "Сиблес" по сделкам:
А) за оказанные ООО "Старлес" услуги по переработке, погрузке и транспортировке товара, реализованного в режиме экспорта по счетам-фактурам № 00000193 от 31.08.2007, № 00000242 от 30.11.2007, № 00000262 от 28.12.2007 на общую сумму НДС 386740,94 руб. (поскольку на момент оказания услуг товар был помещен под таможенный режим экспорта, на что указывают даты счетов-фактур, актов приемки работ по переработке товара, соответствующие датам отметки выпуска товаров таможенным органом на временных таможенных декларациях,
Б) за услуги таможенного брокера по оформлению таможенных деклараций при декларировании экспортной лесопродукции:
- ООО "Транс-Бизнес-Экспедиция" по счетам-фактурам № 6/Т от 24.01.2008, № 227/Т от 24.12.2007, № 45-Т от 17.04.2007, № 46-Т от 17.04.2007, № 66-Т от 14.06.2007, № 69-Т от 14.06.2007, № 70-Т от 14.06.2007, всего на сумму НДС 4768,16 руб.
- ЗАО "Легион Сибирь" по счетам-фактурам № КР-01322 от 07.09.2007, КР-01609 от 30.10.2007, КР-01971 от 29.10.2007, КР-01571 от 25.10.2007, КР-01475 от 08.10.2007, КР-01970 от 29.12.2007, КР-01826 от 05.12.2007, КР-01668 от 13.11.2007, КР-01790 от 29.11.2007, КР- 01689 от 14.11.2007, ТР-01733 от 21.11.2007, ТР-01734 от 21.11.2007, КР-01508 от 02.11.2007, КР-01657 от 07.11.2007, КР-01654 от 07.11.2007, всего на сумму НДС 9292,84 руб.
14.08.2008 налоговым органом вынесено решение № 1137/164 о возмещении (полностью или частично) суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в соответствии с которым обществу отказано в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 400802 руб.
Не согласившись с решением налогового органа № 1137/164 от 14.08.2008 в части отказа в возмещении 400802 руб. НДС, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Заслушав и оценив доводы участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В соответствии со статьей 65 каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Общество на основании контракта № 7/Т от 21.12.2006, заключенного с иностранным партнером фирмой "Ocean Pacific Industries Company LTD.", осуществил поставку лесопродукции в таможенном режиме экспорта.
Основанием для отказа в возмещении НДС в сумме 4 768,16 руб. явился вывод налогового органа о неправомерном включении ООО "Транс-Бизнес-Экспедиция" в цену своих услуг по оформлению таможенных деклараций сумму НДС по ставке 18%, следовательно, по мнению налогового органа, заявитель необоснованно предъявил данную сумму к возмещению.
Как следует из материалов дела, обществом "Сиблес" заключены:
- договор таможенного брокера № Д-120-КФ/ЛС от 05.09.2007 с закрытым акционерным обществом "Легион Сибирь", предметом которого является совершение таможенных операций при таможенном оформлении товаров (помещении товаров под определенный таможенный режим или иную таможенную процедуру). За выполненные работы выставлены счета-фактуры № КР-01322 от 07.09.2007, КР-01609 от 30.10.2007, КР-01971 от 29.12.2007, КР-01571 от 25.10.2007, КР-01475 от 08.10.2007, КР-01970 от 29.12.2007, ТР-01826 от 05.12.2007, КР-01668 от 13.11.2007, ТР-01790 от 29.11.2007, КР-01689 от 14.11.2007, ТР-01733 от 21.11.2007, ТР-01734 от 21.11.2007, КР-01508 от 16.10.2007, КР-01657 от 07.11.2007, КР-01654 от 07.11.2007;
- договор на брокерское обслуживание № 0154/04-07-004 от 05.02.2007 с обществом с ограниченной ответственностью "Транс-Бизнес-Экспедиция", предметом которого является исполнение обязательств по брокерскому обслуживанию, в том числе: декларирование товаров в таможенных органах, представление таможенному органу необходимых документов и сведений, по требованию таможенного органа предъявлять декларируемые товары, уплатить таможенные платежи или обеспечить их уплату в отношении декларируемых товаров, совершение иных действий, необходимых для таможенного контроля, в качестве лица, обладающего полномочиями в отношении декларируемого товара, консультирование по вопросам таможенного законодательства и уведомление об изменениях в нем. За оказанные услуги обществу выставлены счета-фактуры № 6/Т от 24.01.2008, 227/Т от 24.12.2007, 45-Т от 17.04.2007, 46-Т от 17.04.2007, 66-Т от 14.06.2007, 69-Т от 14.06.2007, 70-Т от 14.06.2007.
Представленные в материалы дела грузовые таможенные декларации свидетельствуют, что услуги таможенного брокера оказаны до момента помещения товара под таможенный режим экспорта.
Операции, предусмотренные подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации подлежат обложению налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов при условии, что соответствующие товары помещены под таможенный режим экспорта на момент совершения данных операций либо если по характеру самих операций они могут осуществляться только в отношении экспортных товаров.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 164 Кодекса (в редакции, действующей с 01.01.2006) налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации:
1) товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса;
2) работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 164 Кодекса.
Положение данного подпункта распространяется на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории.
Следовательно, по смыслу и буквальному содержанию подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса перечень подпадающих под его действие услуг не является исчерпывающим и не ограничен только услугами по организации и осуществлению перевозочного процесса.
Применение ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при оказании услуг по перевозке товаров Налоговый кодекс Российской Федерации связывает с наступлением факта помещения товара под таможенный режим экспорта (статья 164 Налоговый кодекс Российской Федерации).
В соответствии с частью 3 статьи 157 Таможенного кодекса Российской Федерации днем помещения товаров под таможенный режим считается день выпуска товаров таможенным органом.
Подпункт 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации касается работ, услуг, осуществляемых в отношении товаров, помещенных под таможенный режим экспорта.
Основным содержательным критерием, позволяющим отнести услуги к облагаемым налоговой ставкой 0 процентов по налогу на добавленную стоимость, является их непосредственная связь с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта.

В документе, видимо, допущен пропуск текста, восстановить по смыслу который не представляется возможным.

В соответствии со статьями 123, 124 Таможенного кодекса Российской Федерации перемещаемые через таможенную границу товары подлежат декларированию путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным предусмотренным этим Кодексом способом сведений о товарах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных цел***
Таким образом, вывоз товаров, за пределы таможенной территории Российской Федерации в таможенном режиме экспорта невозможен без осуществления процедуры декларирования. Названная процедура непосредственно связана с реализацией товара на экспорт и является обязательным условием легальности экспорта.
При этом для целей налогообложения не имеет правового значения до или после физического вывоза конкретного товара допускается или предписывается производить его декларирование по таможенным правилам.
В связи с изложенным суд считает обоснованной позицию налогового органа о неправомерном применении налоговой ставки по налогу на добавленную стоимость 18% применительно к услугам таможенного брокера, а доводы заявителя, изложенные в заявлении и письменных пояснениях несостоятельными.
При таких обстоятельствах налоговым органом правомерно отказано в возмещении НДС в сумме 14061 руб.
Основанием отказа обществу в возмещении НДС в сумме 386 740,94 руб. явился вывод налогового органа о неправомерном включении обществом "Старлес" в цену своих услуг по приемке, выгрузке-погрузке и окорке лесоматериалов на сумму НДС по ставке 18%, следовательно, заявитель, по мнению ответчика, необоснованно заявил указанную сумму к возмещению.
Как следует из материалов дела, на основании договора оказания услуг от 01.01.2007, обществом "Старлес" (исполнитель) оказаны обществу "Сиблес" (заказчик) услуги по приемке, сортировке, хранению, погрузке, доставке лесоматериалов в Таганрогский Морской Порт.
Обществом "Старлес" заявителю выставлены счета-фактуры от 30.08.2007 № 193, от 30.11.2007 № 242, от 28.12.2007 № 262. В перечисленных счетах-фактурах указана налоговая ставка по НДС 18%, в графе 1 указано описание работ (услуг): приемка, выгрузка-погрузка, окорка лесоматериалов.
По мнению налогового органа, заявителю необоснованно были выставлены контрагентом счета-фактуры с указанием налоговой ставки 18%, учитывая, что данный товар отправлен на экспорт, следовательно, в соответствии со статьей 164 Налогового кодекса Российской Федерации, общество "Старлес" оказало услуги, подлежащие налогообложению по ставке 0%.
Арбитражный суд считает данную позицию налогового органа ошибочной по следующим основаниям.
Операции, предусмотренные подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 0% при условии, что соответствующие товары помещены под таможенный режим экспорта на момент совершения данных операций либо если по характеру самих операций они могут осуществляться только в отношении экспортных товаров.
Исходя из части 3 статьи 157 Таможенного кодекса Российской Федерации днем помещения товаров под таможенный режим считается день выпуска товаров таможенным органом.
Данная правовая позиция отражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.10.2008 № 6269/08.
В ходе судебного разбирательства судом установлено, что:
- продукция, переработанная (произведена окорка) обществом "Старлес", согласно счету-фактуры от 31.08.2007 № 193 (сумма НДС 61 798,40 руб.) отгружена по ГТД 10319070/130907/00000644 (ВПД № 10319070/290807/0000590), помещена по таможенный режим экспорта 31.08.2007. Лесоматериалы были переданы заявителем на переработку контрагенту (ООО "Старлес") по актам № 6-с от 30.06.2007, № 7-с от 31.07.2007, № 8-с от 20.08.2007. Возврат заявителю контрагентом лесоматериалов после оказания услуг по переработке осуществлен по акту № 19 от 27.08.2007 согласно письму № 118/07 от 26.08.2007. Услуги погрузки и транспортировки лесоматериалов оказаны обществом "Старлес" для заявителя 26.08.2007 и 27.08.2007, что подтверждается накладными № 1-5, № 1-37. Таким образом, услуги по счету-фактуре № 193 от 31.08.2007 осуществлены обществом "Старлес" для заявителя 26.08.2007 и 27.08.2007., а товар, в отношении которого были оказаны услуги обществом "Старлес" помещен под таможенный режим экспорта 31.08.2007;
- продукция, переработанная (произведена окорка) обществом "Старлес", согласно счету-фактуре № 242 от 20.11.2007 (сумма налога 155028,84) отгружена на экспорт по ГТД 10319070/211207/0000876 (ВПД 10319070/271107/0000826), помещена под таможенный режим экспорта 30.11.2007. Лесоматериалы обществу "Старлес" (пиловочник хвойных пород - лиственница) были переданы заявителем на переработку по актам № 10-с от 31.10.2007, № 11-с от 23.11.2007, а возврат обществом "Старлес" после оказания услуг по переработке осуществлен по акту № 20 от 27.11.2007. Услуги по перевозке и транспортировке лесоматериалов оказаны обществом "Старлес" для заявителя с 24.11.2007 по 27.11.2007 по накладным № № 50-51, 52-55, 56-98,99-138. Таким образом, услуги обществом "Старлес" по счету-фактуре № 242 от 20.11.2007 осуществлены с 24.11.2007 по 27.11.2007, а товар, в отношении которого были оказаны услуги обществом "Старлес" помещен под таможенный режим экспорта 30.11.2007;
- продукция, переработанная (произведена окорка) обществом "Старлес", согласно счету-фактуре № 262 от 28.12.2007 (сумма налога 169913,70) отгружена на экспорт по ГТД 10319070/230108/0000012 (ВПД 10319070/241207/0000881), помещена под таможенный режим экспорта 30.11.2007. Передача заявителем лесоматериалов обществу "Старлес" (пиловочник хвойных пород - лиственница) произведена по актам № 10-с от 31.10.2007, № 12-с от 21.12.2007, а возврат обществом "Старлес" после оказания услуг по переработке осуществлен по акту № 21 от 26.12.2007 согласно письму № 141/07 от 24.12.2007. Услуги по перевозке и транспортировке лесоматериалов оказаны обществом "Старлес" для заявителя 24.12.2007 по накладной № 1-28, 25.12.2007 по накладной № 20-78, 26.12.2007 по накладной № 79-98. Таким образом, услуги обществом "Старлес" по счету-фактуре № 262 от 28.12.2007 осуществлены с 24.12.2007 по 26.12.2007, а товар, в отношении которого были оказаны услуги обществом "Старлес" помещен под таможенный режим экспорта 28.12.2007.
Из перечисленных выше обстоятельств следует, что услуги по переработке леса, перевозке и транспортировке осуществлялись обществом "Старлес" в рамках договора оказания услуг от 01.01.2007 для общества "Сиблес" до того как товар был помещен под таможенный режим экспорта. Доказательств обратного налоговым органом не представлено.
При изложенных обстоятельствах, суд считает, что налоговый орган необоснованно отказал в возмещении НДС в сумме 386 740,94 руб., следовательно, требования заявителя по данному эпизоду подлежат удовлетворению.
Госпошлина.
При обращении с заявлением в арбитражный суд заявитель оплатил госпошлину в сумме 2000 руб. по платежному поручению № 4511 от 05.11.2008.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 04.09.2008 по делу № А33-7959/08 в случае признания обоснованным полностью или частично заявления об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий, (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом в полном размере.
Учитывая, что заявленные требования подлежат удовлетворению частично и решение налогового органа судом признано недействительным в части, то с налогового органа подлежат взысканию судебные расходы в сумме 2000 руб. в пользу заявителя.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

Требования ООО Сиблес удовлетворить частично.
Признать недействительным решение № 1137/164 от 14.08.2008 "О возмещении (полностью или частично) суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению", внесенное Инспекцией Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Красноярска, в части отказа обществу с ограниченной ответственностью "Сиблес" в возмещении НДС в сумме 386 740,94 руб., как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации.
Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Красноярска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Сиблес".
В порядке распределения судебных расходов взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы России по Железнодорожному району г. Красноярска в пользу общества с ограниченной ответственностью "Сиблес" 2000 рублей государственной пошлины.
Разъяснить, что со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Судья
Л.А.ДАНЕКИНА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru