Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Костромская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 декабря 2009 г. по делу № А31-9489/2009

Резолютивная часть решения объявлена 24 декабря 2009 года.
Полный текст решения изготовлен 24 декабря 2009 года.
Судья Арбитражного суда Костромской области Максименко Любовь Алексеевна при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Н.А.
при участии в заседании представителей:
от заявителя: Алеева С.И., паспортные данные в протоколе;
от ответчика: Клестова Ю.С., удостоверение № 03742 от 17.02.2009, по доверенности от 11.03.2009 № Д/ТЭК - 773;
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Алеевой Светланы Игоревны, Костромская область, г. Галич, к Департаменту топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области, г. Кострома, о признании незаконным и отмене постановления от 09.10.2009 № 11 по делу об административном правонарушении,

установил:

Индивидуальный предприниматель Алеева Светлана Игоревна, Костромская область, г. Галич, ул. 800 лет, д. 18, обратилась в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области от 09.10.2009 № 11 о признании индивидуального предпринимателя Алеевой С.И. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении предпринимателю наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
В судебном заседании заявитель пояснила суду, что в результате проверки административным органом обоснованности применяемого индивидуальным предпринимателем Алеевой С.И. тарифа на перевозки пассажиров автомобильным транспортом общего пользования в городском сообщении по городскому округу город Галич установлен факт отсутствия у предпринимателя утвержденного с Департаментом топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области тарифа на перевозки. В отношении предпринимателя составлен протокол об административном правонарушении от 01.10.2009 № 11. Постановлением директора Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области от 09.10.2009 № 11 индивидуальный предприниматель Алеева С.И. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей. Предприниматель оспорила указанное постановление в судебном порядке, так как считает, что административным органом допущены существенные нарушение процедуры привлечения ее к ответственности. Находясь за пределами Костромской области, а также на больничном листе, она не могла присутствовать ни на составлении протокола, ни на рассмотрении дела. Извещений о дате и времени проведения данных процессуальных действий предприниматель не получала.
Административный орган заявленные требований не признал, обжалуемое постановление считает законным и обоснованным.
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства.
В Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области 08.09.2009 г. поступило обращение Администрации городского округа г. Галич от 8 сентября 2009 года № 4847 с просьбой провести проверку обоснованности тарифа на перевозки пассажиров автомобильным транспортом общего пользования в городском сообщении по городскому округу город Галич Костромской области.
Согласно Приказу Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области от 8 сентября 2009 г. № 162 была проведена проверка установленного порядка регулирования (цен) тарифов на перевозки пассажиров автомобильным транспортом общего пользования (кроме автобусов малою класса с числом посадочных мест не более 15) в городском сообщении.
Постановлением главы самоуправления города Галича от 11.12.2003 № 999 "Об утверждении автобусных маршрутов и присвоении порядковых номеров" утвержден городской автобусный маршрут № 4 "Железнодорожный вокзал-пл. Революции-Школа № 3-"Больница-Кожевенный завод-Железнодорожный вокзал".
Постановлением администрации городского округа город Галич от 23.04.2009 № 86 утверждено расписание движения пассажирского транспорта по маршрутной сети городского округа - город Галич Костромской области на весенне-летний период 2009 года по индивидуальному предпринимателю Алеевой С.И. "Расписание движение автобуса по маршруту № 4 "Ж/д вокзал-больница-кож. завод".
На основании договора на маршрутные перевозки пассажиров в городском сообщении от 19 августа 2008 г. между администрацией г. Галича и индивидуальным предпринимателем Алеевой Светланой Игоревной индивидуальный предприниматель Алеева С.И. осуществляет перевозки пассажиров по городским маршрутам № 4 "Вокзал - Больница Кожзавод" в прямом и обратном сообщении.
Паспорт автобусного маршрута № 4 "Вокзал-Больница-Кож. завод", утвержден главой администрации городского округа город Галич 10.04.2009 г., согласован с ГИБДД г. Галич, дорожной эксплуатационной организацией ООО "Благоустройство", вид маршрута - городской.
В ходе проверки установлено, что на маршруте № 4 "Железнодорожный вокзал-пл. Эволюции-Школа № 3-Больница-Кожевенный завод-Железнодорожный вокзал" перевозки осуществляются автобусом марки ПАЗ 32054-07 гос. регистрационный № АА 098 44. арендованного индивидуальным предпринимателем Алеевой С.И. у Антропова В.А. (паспорт серия 18 01 683304. выдан УВД г. Волжского Волгоградской области, 21.12.2001, проживает по адресу: г. Галич, ул. Касаткина, 7, кв. 2) на основании договора аренды транспортного средства от 1 января 2009 г., на срок с 01.01.2009 г. до 31.12.2014 г.
Индивидуальный предприниматель Алеева С.И. имеет следующие документы:
- свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей: основной государственный регистрационный помер записи о государственной регистрации ИП № 304443332500030 от 05 февраля 2008 г., за государственным регистрационным номером записи о государственной регистрации ИИ 408443303600053, выданное Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 2 по Костромской области;
- лицензию на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек № АСС-44-011443 от 12 марта 2008 г., лицензионная карточка серия ДА № 332298 действительна по 14.02.2010 т.
При управлении водителем Горьковым Ильей Андреевичем (паспорт серия 3406 № 815555, выдан ОВД г. Галича и Галичского района Костромской области от 06.12.2006 г., проживающим по адресу: Костромская область, г. Галич, ул. Калинина, д. 29, кв. 15: трудовой договор № 11 от 16 февраля 2009 г.), кондуктором Ивановой Юлией Александровной осуществлялась перевозка пассажиров автомобильным транспортом общего пользования (кроме автобусов малого класса с числом посадочных мест не более 15) в городском сообщении по городскому округу г. Галич по неутвержденному тарифу, плата взимается в размере 9 руб. за 1 поездку, что подтверждается билетами (ИП Алеева С.И., ИНН 440300610814. серии РВ-492 № 166966, 166967, 166968. достоинством 10 рублей) по маршруту № 4 "Вокзал- Больница - Кожзавод".
Тариф на перевозки пассажиров автомобильным транспортом общего пользования в городском сообщении по городскому округу г. Галич (кроме автобусов малою класса с числом посадочных мест не более 15) для перевозчика индивидуального предпринимателя Алеевой С.И. Департаментом топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области не утверждался, расчетные материалы для регулирования тарифа не представлялись,
По факту нарушения административным органом составлен протокол об административном правонарушении от 01.10.2009 № 11.
Постановлением директора Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области от 09.10.2009 № 11 индивидуальный предприниматель Алеева С.И. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Предприниматель, считая указанное постановление незаконным, оспорила его в судебном порядке.
Изучив представленные доказательства, выслушав мнения сторон, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Часть 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусматривает ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" утвержден перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с указанным перечнем тарифы на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении регулируются органами исполнительной власти субъекта РФ.
В соответствии с пунктом 56 Положения о Департаменте топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 07.08.2007 № 347, полномочия по регулированию тарифов на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении возложены на департамент топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области.
Тариф на перевозки пассажиров автомобильным транспортом общего пользования в городском сообщении по городскому округу г. Галич для перевозчика индивидуального предпринимателя Алеевой С.И. Департаментом топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области не утверждался, т.е. перевозчик осуществляет перевозки пассажиров автомобильным транспортом общего пользования по не утвержденному тарифу.
Вместе с тем, положения статьи 1.6 КоАП РФ в обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В части 1 статьи 28.2 КоАП РФ установлено, что о совершении административного правонарушения составляется протокол, который должен отвечать требованиям, предъявляемым данной статьей. В частности, в протоколе указываются место, время совершения и событие административного правонарушения, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2). При составлении протокола физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается запись в протоколе (часть 3). Физическому лицу или законному представителю юридического лица должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом, право представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4). Протокол подписывается физическим лицом или законным представителем юридического лица, в случае отказа от подписания протокола в нем делается соответствующая запись (часть 5).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В статье 29.7 КоАП РФ предусмотрено, что при рассмотрении дела об административном правонарушении устанавливается факт явки физического лица или законного представителя физического лица. Несообщение лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о времени и месте проведения рассмотрения дела является существенным нарушением права привлекаемого лица на защиту.
Из содержания приведенных норм следует, что протокол об административном правонарушении составляется и дело об административном правонарушении рассматривается в присутствии законного представителя юридического лица, привлекаемого к ответственности, либо в его отсутствие, если имеются данные о его надлежащем извещении.
В рассматриваемом случае предприниматель факсограммой от 29.09.2009 известила административный орган о невозможности участвовать в совершении процессуальных действий, проводимых в рамках производства по делу об административном правонарушении в ближайшие 2 месяца в связи с нахождением в отпуске за пределами Костромской области. Также в материалы дела представлен листок нетрудоспособности, свидетельствующий о нахождении Алеевой С.И. на больничном листе в период со 2 октября 2009 по 14 октября 2009.
Административным органом в качестве доказательств надлежащего извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, представлена телеграмма от 30.09.2009 с пометкой отделения связи о ее невручении в связи с отсутствием адресата дома. Таким образом, предприниматель не была извещена о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Уведомление о времени и месте рассмотрения дела согласно дате вручения получено предпринимателем только 10 октября 2009. Тогда как оспариваемое постановление вынесено 09.10.2009, то есть в отсутствии данных об извещении лица, привлекаемого к ответственности, а также в период его нетрудоспособности.
Таким образом, административным органом при производстве по делу об административном правонарушении не были приняты необходимые и достаточные меры по извещению законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, а также о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Нарушение административным органом процедуры привлечения индивидуального предпринимателя Алеевой С.И. к административной ответственности носит существенный и неустранимый характер, в связи с чем, постановление Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области от 09.10.2009 № 11 в отношении индивидуального предпринимателя Алеевой С.И. является незаконным и подлежащим отмене.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

постановление Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области от 09.10.2009 № 11, которым индивидуальный предприниматель Алеева Светлана Игоревна, Костромская область, г. Галич, ул. 800 лет, дом 18, привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 50000 рублей, признать незаконным и отменить.
Решение по делу об оспаривании акта административного органа о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение десяти дней со дня его принятия или в арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд Костромской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья
Л.А.МАКСИМЕНКО



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru