КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 августа 2010 г. по делу № 33-1037
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Н. на решение Костромского районного суда Костромской области от 28 июня 2010 года, которым Н. в удовлетворении заявления об оспаривании отказа УГИБДД УВД по Костромской области в совершении регистрационных действий в отношении транспортного средства отказано.
Заслушав доклад судьи И., выслушав объяснения представителя Н. Ш., поддержавшего кассационную жалобу, судебная коллегия
установила:
Н. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий УГИБДД УВД по Костромской области. В обоснование заявления указала, что 3 декабря 2009 года она получила свидетельство на право на наследство по закону после смерти сына Н.М. на автомобиль КАМАЗ 5511 1985 года выпуска. Для регистрации автомобиля она обратилась в УГИБДД УВД по Костромской области. 31 марта 2010 года она получила письменный ответ с указанием перечня документов, необходимых для проведения регистрации транспортного средства, сведений о каких-либо ограничениях на указанный автомобиль не содержалось. 18 мая 2010 года она представила в УГИБДД УВД по Костромской области заявление и необходимые для регистрации автомобиля документы, однако в регистрации транспортного средства ей было отказано на основании п. 51 Правил регистрации транспортных средств, утвержденных Приказом МВД РФ № 1001 от 24 ноября 2008 года, до окончания проверки, осуществляемой в установленном законом порядке Отделом милиции № 1 г. Костромы. Со слов сотрудников ГИБДД она узнала, что проверка проводится с ноября 2009 года, но ей об этом ничего не было известно. Между тем автомобиль до настоящего времени находится в ее владении, однако полноценно распоряжаться им как собственник она не может. Полагает, что отказ в регистрации транспортного средства является незаконным и ущемляет ее права собственника. Просила обязать УГИБДД УВД по Костромской области произвести регистрацию транспортного средства.
В судебном заседании представитель Н. по доверенности Шабров В.П. требования поддержал, просил признать отказ в совершении регистрационных действий незаконным и обязать УГИБДД УВД по Костромской области произвести регистрацию транспортного средства, а именно снятие с учета и постановку на учет.
По делу постановлено вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе представитель Н. Ш. просит решение суда отменить и принять новое справедливое решение. В обоснование жалобы указывает, что в настоящее время на автомобиле установлена рама Номер обезличен, о чем свидетельствует справка ГИБДД от 25.11.2009 и результат осмотра автомобиля работником станции диагностики ГИБДД 13.05.2010. Считает отказ в регистрации транспортного средства необоснованным, поскольку автомобиль находится у Н., распоряжаться им она не может из-за проводимой проверки, несмотря на то, что подлинность узлов и агрегатов, установленных на автомашине, сомнений ни у кого не вызывает.
В отзыве на кассационную жалобу представитель УГИБДД УВД по Костромской области, ссылаясь на п. 33 "Административного регламента МВД РФ исполнения государственной функции по регистрации автотранспортных средств и прицепов к ним", а также п. 51 "Правил регистрации автотранспортных средств", утвержденных Приказом МВД РФ от 24.11.2008 № 1001, считает отказ в совершении регистрационных действий правомерным и соответствующим действующему законодательству.
Проверив материалы дела, изучив материал проверки КУСП-10260 от 06.11.2009, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений относительно нее, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Отказывая в удовлетворении заявления Н., суд исходил из того, что оспариваемое решение УГИБДД УВД по Костромской области об отказе в производстве регистрационных действий по заявлению Н. принято в соответствии с требованиями п. 51 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утв. Приказом МВД РФ № 1001 от 24.11.2008.
Между тем с этим выводом согласиться нельзя, поскольку он основан на неправильном толковании норм права.
В соответствии с п. 3 ст. 15 Закона № 196-ФЗ допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем их регистрации и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Регистрация автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД РФ регулируется Административным регламентом МВД РФ исполнения государственной функции по регистрации автотранспортных средств и прицепов к ним, а также Правилами регистрации автотранспортных средств, утвержденных Приказом МВД РФ от 24.11.2008 № 1001.
Согласно п. 3 Правил регистрации не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не совершаются регистрационные действия в отношении транспортных средств при обнаружении признаков скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных).
П. 51 Правил регистрации предусмотрено, что не производятся регистрация, изменение регистрационных данных, снятие с регистрационного учета транспортных средств и иные регистрационные действия до окончания проверок, осуществляемых в установленном порядке органами внутренних дел, а также при невыполнении требований настоящих Правил и Административного регламента либо в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. В случаях, не противоречащих законодательству Российской Федерации, транспортные средства по письменному распоряжению начальника органа внутренних дел, осуществляющего соответствующую проверку, могут быть временно зарегистрированы на срок проведения проверок. При установлении обстоятельств, указанных в пункте 3 Правил, в соответствии с решением, принятым по результатам проверки, проведенной в установленном законодательством Российской федерации порядке органами внутренних дел или иными правоохранительными органами, совершенное регистрационное действие с транспортным средством считается недействительным и подлежит аннулированию регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства... В случае устранения причин, установленных правоохранительным органом и явившихся основанием для аннулировании регистрационного действие, восстановление регистрационного учета производится в соответствии с решением указанного органа с выдачей новых регистрационных документов и регистрационных знаков, а также паспорта транспортного средства. В иных случаях, при условии соответствия транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, регистрационный учет может быть восстановлен на основании судебных решений.
Таким образом, из содержания приведенных норм следует, что отказ в регистрации транспортного средства возможен в случае проведения проверки по фактам, связанным с этим транспортным средствами, его узлами и агрегатами, и от результатов проверки зависит возможность дальнейшего использования транспортного средства как участника дорожного движения.
Судом установлено, что Отделом милиции № 1 г. Костромы с 6 ноября 2009 года проводится проверка по факту представления Р., обратившимся в УГИБДД УВД по Костромской области 6.11.2009 года для перерегистрации автомашины КАМАЗ 5511 принадлежащей Н.М. в связи с заменой шасси за Номер обезличен на шасси б/н, документов, вызвавших сомнение в подлинности, а именно договора купли-продажи шасси б/н и доверенности Р. на право представлять интересы Н.М.
В ходе проверки сомнения начальника регистрационного отделения МО ГТО и РАТС ГИБДД н/п УВД по Костромской области в подлинности представленных на регистрацию названных выше документов подтвердились.
Однако в настоящее время собственником автомашины на основании выданного нотариусом свидетельство о праве на наследство по закону от 3 декабря 2009 года является Н. Указанное свидетельство и право собственности Н. на автомашину КАМАЗ 5511, год выпуска ТС-1985, двигатель 740.10, б/н, шасси Номер обезличен, кузов б/н, цвет красный, как и подлинность агрегатов, никем не оспаривается и подтверждена сведениями об осмотре транспортного средства работниками УГИБДД. В настоящее время на автомашине установлено прежнее указанное в паспорте транспортного средства шасси, имеющее идентификационный номер. С заявлением о регистрации транспортного средства обратился представитель Н. Ш., подлинность доверенности которого не вызвала сомнения у работников УГИБДД УВД по КО.
Следовательно, результаты проводимой проверки по факту подделки договора купли-продажи рамы (шасси) модель КАМАЗ 5511 б/н и доверенности на имя Р. не могут отразиться на регистрации транспортного средства КАМАЗ 5511 с шасси (рамой) Номер обезличен, осуществляемой по заявлению представителя Н. Ш.
При таких обстоятельствах проводимая проверка не могла послужить основанием для отказа в регистрации транспортного средства.
Иных оснований для отказа в регистрации представитель УГИБДД по КО не указывал, автомашина прошла осмотр, в розыске не значиться, поставлена на учет в военном комиссариате, гражданская ответственность ее владельца застрахована.
С учетом вышеизложенного оспариваемое решение подлежит отмене, а заявление Н. - удовлетворению. Отказ Управления ГИБДД УВД по Костромской области в регистрации и снятии с регистрационного учета автомашины КАМАЗ 5511 год выпуска ТС-1985, двигатель 740.10, б/н, шасси Номер обезличен, кузов б/н, цвет красный, следует признать незаконным, и обязать произвести регистрационные действия с этой автомашиной.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Костромского районного суда Костромской от 28 июня 2010 г. отменить, принять по делу новое решение, которым заявление Н. удовлетворить.
Признать отказ Управления ГИБДД УВД по Костромской области в регистрации и снятии с регистрационного учета принадлежащей Н. автомашины КАМАЗ 5511 год выпуска ТС-1985, двигатель 740.10, б/н, шасси Номер обезличен, кузов б/н, цвет красный, незаконным, обязать Управления ГИБДД УВД по Костромской области осуществить регистрационные действия с этой автомашиной.