Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Воронежская область


КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ОТЧЕТ
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ И ЦЕЛЕВОГО
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ГОСУДАРСТВЕННЫМ
УЧРЕЖДЕНИЕМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТНАЯ
КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА № 1" В 2007 - 2008 ГОДАХ
И I КВАРТАЛЕ 2009 ГОДА

Основание для проведения проверки: Закон "О Контрольно-счетной палате Воронежской области", п. 64 плана работы Контрольно-счетной палаты Воронежской области на 2009 год, распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты Воронежской области от 14.04.2009 № 29.
Цель проверки: оценка доступности, достаточности и качества оказания медицинской помощи ГУЗ "Воронежская областная клиническая больница № 1", а также целевого и эффективного использования государственных средств.
Предмет проверки: деятельность ГУЗ "Воронежская областная клиническая больница № 1".
Проверяемый период: 2007 - 2008 годы и I квартал 2009 года.
Проверенный объект: ГУЗ "Воронежская областная клиническая больница № 1".
В ходе проверки установлено:

Общие положения, анализ исполнения бюджета

Государственное учреждение здравоохранения "Воронежская областная клиническая больница № 1" (далее - учреждение, больница) входит в систему учреждений, подведомственных учредителю - Главному управлению здравоохранения Воронежской области (ныне - департамент), и в проверяемом периоде осуществляло деятельность по обеспечению населения Воронежской области и иных областей квалифицированной лечебно-диагностической медицинской помощью (лицензирован 151 вид медицинской деятельности).
Находится учреждение по адресу: г. Воронеж, Московский проспект, 151. Имущество (балансовой стоимостью на 01.01.2009 - 2113,6 млн. рублей) за учреждением закреплено на праве оперативного управления.
Консолидированный бюджет ГУЗ "ВОКБ № 1" исполнен в 2007 году учреждением в сумме 749,3 млн. рублей (117% плана), в 2008 году - в сумме 1364,4 млн. рублей (102%). Данные средства направлены на оказание медицинской помощи. Кроме того, на обучение медработников израсходовано соответственно 2,6 млн. рублей и 3,3 млн. рублей (курсы повышения квалификации). Рост общих расходов составил 82% к предыдущему году. Доля средств областного бюджета в расходах на медицинскую помощь наибольшая, причем с ростом в 2008 году по сравнению с 2007 годом - с 40,2% (301 млн. рублей) до 58,9% (803,9 млн. рублей). Средства ОМС составляют в общих расходах 37,2% (278,8 млн. рублей) и 28,1% (383,9 млн. рублей), соответственно средства от платных услуг - 10,4% и 5,4%. На ассигнования федерального бюджета в рамках нацпроекта "Здоровье" (по квотам на оказание высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП) и родовые сертификаты) приходится 10,4% и 6,5% соответственно.
На реализацию программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи жителям области (ПГГ) направлено: в 2007 году - 577,4 млн. рублей (113,1% плана-задания) и в 2008 году - 1186,6 млн. рублей (224,3% плана-задания), на реализацию ПНП "Здоровье" - 77,6 млн. рублей и 88,4 млн. рублей. Кроме того, на реализацию областных целевых программ израсходовано 2,4 млн. рублей и 0,8 млн. рублей, расходы по внебюджетным поступлениям (платные медицинские услуги, спонсорские) сложились в суммах 87,4 млн. рублей и 81,1 млн. рублей соответственно в 2007 и 2008 годах. Расходы за счет прочих поступлений (за пролеченных ведомственных больных, ФСС) составили 4,5 млн. рублей и 7,5 млн. рублей соответственно.
Анализ расходов по источникам показывает, что столь существенный рост расходов за счет средств областного бюджета произошел, в основном, ввиду увеличения почти в 20 раз расходов по статье 310 "Увеличение стоимости основных средств" - с 21,7 млн. рублей до 432,3 млн. рублей. Выросли расходы и на проведение капитального ремонта по подстатье 225 - с 14,2 млн. рублей до 33,5 млн. рублей (более чем в 2 раза).
Помимо этого, увеличились расходы и по подстатье 226 "Прочие работы, услуги" - с 0,7 млн. рублей до 15 млн. рублей, тоже в 20 раз. Проверкой, однако, установлено, что в 2008 году на данную подстатью в нарушение бюджетной классификации РФ <1>, отнесены расходы по капитальному ремонту в сумме 14 млн. рублей, которые следует относить на подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества". Следует отметить, что эти средства предусматривались ведомственной целевой программой "Снижение смертности и инвалидности..." на проведение капитального ремонта. Однако Главным управлением здравоохранения оплата выполненных работ осуществлялась по подстатье 226 "Прочие работы, услуги", что и послужило основанием для ГУЗ "ВОКБ № 1" по отнесению этих расходов на данную подстатью.
--------------------------------
<1> Приказа Министерства финансов РФ от 24.08.2007 № 74н "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации".

Средства ОМС на выполнение ПГГ в 2007 году израсходованы в сумме 277,9 млн. рублей, или 116,6% задания, в 2008 году - 383,6 млн. рублей (142,6%), то есть с ростом на 38%, и включают в себя расходы на выполнение ТП ОМС и целевые расходы из резерва финансирования предупредительных мероприятий (далее - РФПМ) страховых медицинских компаний (9,5 млн. рублей и 19,6 млн. рублей). Анализ расходов по остальным источникам финансирования приведен далее по тексту.
Исполнение ПГГ в объемных показателях по видам медицинской помощи в 2007 - 2008 годах представлено в следующей таблице:

+-------------------------------------+----------------+-----------------------+
¦                                     ¦    2007 год    ¦       2008 год        ¦
¦                                     +-------+--------+-------+-------+-------+
¦       Виды медицинской помощи       ¦кол-во ¦% плана ¦кол-во ¦% плана¦% к    ¦
¦                                     ¦       ¦        ¦       ¦       ¦2007   ¦
¦                                     ¦       ¦        ¦       ¦       ¦году   ¦
+-------------------------------------+-------+--------+-------+-------+-------+
¦Стационарная помощь, всего           ¦522 254¦100,1   ¦537 157¦104,8  ¦102,8  ¦
¦койко-дней, в том числе:             ¦       ¦        ¦       ¦       ¦       ¦
+-------------------------------------+-------+--------+-------+-------+-------+
¦- за счет средств областного бюджета ¦23 864 ¦189,7   ¦16 813 ¦90,9   ¦70,5   ¦
+-------------------------------------+-------+--------+-------+-------+-------+
¦- за счет средств ОМС                ¦498 390¦97,9    ¦520 344¦105,4  ¦104,4  ¦
+-------------------------------------+-------+--------+-------+-------+-------+
¦Дорогостоящая                        ¦       ¦        ¦       ¦       ¦       ¦
¦(высокотехнологичная)                ¦       ¦        ¦       ¦       ¦       ¦
¦медицинская помощь за счет           ¦41 765 ¦112,0   ¦38 522 ¦114,2  ¦92,2   ¦
¦средств областного бюджета,          ¦       ¦        ¦       ¦       ¦       ¦
¦койко-дней                           ¦       ¦        ¦       ¦       ¦       ¦

]]>
Доступность и достаточность оказания медицинской помощи

Анализ доступности отдельных видов специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи показал следующее.
Консультативный прием в поликлинике ведется по 70 специальностям с ростом к предыдущим годам и с превышением плана посещений (в 2008 году на 6%). Тем не менее выделяемые для муниципальных районов квоты используются на 80 - 100% только по 15 наиболее востребованным специальностям, по остальным - на 40 - 50%. Это связано с рядом причин: и с достаточностью медицинской помощи на местах, и с низким уровнем благосостояния сельских жителей, обращающихся за специализированной помощью лишь в крайнем случае, и с недостаточной квалификацией специалистов на местах, не использующих возможность направления больных в областную больницу.
В регистре пациентов, нуждающихся в специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи, числится на 01.01.2009 14607 человек, из них в оказании ВМП нуждается 1747 человек. Из общего числа состоящих в регистре - 65,8% неработающих и 40,7% инвалидов.
По муниципальным районам, кроме районов г. Воронежа, наибольшее число пациентов, нуждающихся в специализированной и помощи и ВМП, проживают в Аннинском, Новоусманском, Борисоглебском, Лискинском, Калачеевском, Рамонском, Россошанском и Семилукском районах. В разрезе нозологий наиболее востребованы кардиология (2615 чел.) и сердечно-сосудистая хирургия (2047 чел.), неврология (2302 чел.) и эндокринология (1088 чел.).
Доступность получения жителями области кардиологической и кардиохирургической помощи особенно актуальна, поскольку смертность от заболеваний сердечно-сосудистой системы составляет 54 - 56%, причем лиц в трудоспособном возрасте - от 35 до 60 лет. В учреждении для снижения этих показателей действуют кардиологический, кардиохирургический и региональный сосудистый центры. Вместе с тем, исходя из количества пролеченных в 2008 году больных (1500 чел.), доступность кардиологической помощи не превышает 60%. Ситуация усугубляется еще и тем фактом, что в 20 муниципальных районах области отсутствуют кардиологи, а в 11 - ставки кардиологов даже не предусмотрены.
Особенно велика потребность в оказании ВМП - в общем регистре нуждающихся по видам ВМП на 24.04.2009 числится 1607 человек. Однако полная потребность учитывается в регистрах отделений. К примеру, несмотря на то, что за два года проведено 860 операций замены суставов, в том числе 529 - по федеральным квотам, листы ожидания на эндопротезирование в ортопедическом отделении больницы насчитывают более 500 человек.
Потребность в кардиохирургии, согласно регистрам КХ № 1 и КХ № 2, составляет, как отмечалось выше, 2047 пациентов. В течение 2008 года получили помощь кардиохирургов 1754 человека, причем 400 человек - по федеральным квотам (за 2007 год - 350 человек). Кроме того, более 300 больных были направлены в федеральные клиники Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска и других городов.
Однако при этом на момент проверки в листах ожидания только на аорто-коронарное шунтирование состоит 187 жителей Воронежской области, в том числе 55 детей, 21 житель Липецкой области, в т.ч. 7 детей, и 21 житель Тамбовской области.
При этом следует отметить повышение доступности получения своевременной помощи жителями Коминтерновского района г. Воронежа, Аннинского, Рамонского и Семилукского районов при острых инсультах и инфарктах на базе созданного регионального сосудистого центра, куда больные госпитализируются на этапе скорой помощи.
Существенно повысилась и доступность такого вида помощи, как ЭКО: в 2009 году за счет финансирования из федерального бюджета выделено 50 квот при софинансировании из областного бюджета. Однако в 2009 году все желающие не смогут получить бесплатно этот вид услуги - в листе ожидания на ЭКО числится по состоянию на момент проверки 91 человек.
Нельзя не отметить и тот факт, что несвоевременное проведение проектных и подготовительных работ по строительству перинатального центра (о чем указано выше) не обеспечит в ближайшее время оказание специализированной помощи в должном режиме и на современном уровне женщинам и новорожденным детям, в то время как в ряде районов области крайне низка обеспеченность врачебными акушерскими кадрами (2 врача на район, т.е. 0,9 - 1,2 на 10000 тысяч женщин). Кроме того, высока доля патологий беременности, при этом зачастую пациенткам из районов области приходится ожидать госпитализации в течение нескольких дней из-за переполненности отделения патологии. Создание перинатального центра позволит оказывать специализированную помощь новорожденным, особенно недоношенным детям, на современном уровне. В настоящее же время в районах области неонатологическую помощь оказывают зачастую врачи-педиатры общего профиля, что значительно снижает ее качество. Анализ младенческой смертности показывает, что младенческая смертность по районам области превышает аналогичный показатель по г. Воронежу в 1,5 раза.
Таким образом, несмотря на огромный скачок за последние годы в оказании учреждением специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи, ее доступность для жителей области не является полной, а финансирование ГУЗ "ВОКБ № 1" - достаточным. Подтверждением этому служит тот факт, что в 2007 году от граждан поступило 84 обращения за оказанием специализированной медицинской помощи в ГУЗ "ВОКБ № 1", в 2008 году - 64, в I квартале 2009 года - 6. По вопросу направления на лечение за пределами области поступило 17, 23 и 4 обращения соответственно.

Целевые показатели эффективности деятельности учреждения

Перечень и плановые значения 9 целевых показателей для оценки эффективности работы учреждения определены приказами Главного управления здравоохранения области (ныне - департамент). Это объемы и стоимость единицы объема медицинской помощи, обеспеченность врачами и средним медперсоналом, число коек и госпитализированных граждан, стоимость и занятость койки, число операций в кардиохирургическом центре.
По итогам 2007 года отчет по целевым показателям эффективности не формировался и не направлялся в ГУЗ. Выполнение показателей за 2008 год характеризуется превышением практически всех плановых значений, причем уровень перевыполнения варьируется от 4% (число госпитализированных) до 330% (стоимость содержания одной койки в сутки), что свидетельствует о несоответствии плановых значений реальности. Ниже плана численность врачей (94,2%) и среднего медперсонала (91,2%).
Однако эти показатели не в полной мере отражают эффективность деятельности больницы и не позволяют объективно ее оценить, поскольку их плановые значения не скорректированы с учетом роста ВМП, сокращением коечного фонда, нормативом занятости койки. Перечень целевых показателей также требует корректировки, поскольку, к примеру, оказание высокотехнологичной помощи не нашло отражения в показателях эффективности, кроме количества операций кардиохирургического центра, а это только часть ВМП. Не установлены также для учреждения показатели смертности (материнская, младенческая и др.), являющиеся отчетными для больницы и целевыми в перечне областных показателей.

Выводы:

1. В 2007 - 2008 годах больница государственное задание по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи выполняла, причем с превышением плановых показателей. В 2008 году по сравнению с 2007 годом в целом наблюдается рост количества оказанной медицинской помощи: по стационарной помощи на 2,4%, по амбулаторно-поликлинической - на 0,6%, по федеральным квотам - на 49,3%.
2. На оказание медицинской помощи в 2007 году учреждением направлено 749,3 млн. рублей (117% плана), в 2008 году - 1364,4 млн. рублей (102%). Рост общих расходов составил 82% к предыдущему году. Доля средств областного бюджета в расходах на медицинскую помощь наибольшая, причем с ростом в 2008 году по сравнению с 2007 годом - с 40,2% (301 млн. рублей) до 58,9% (803,9 млн. рублей). Средства ОМС составляют в общих расходах 37,2% (278,8 млн. рублей) и 28,1% (383,9 млн. рублей) соответственно, средства от платных услуг - 10,4% и 5,4%.
3. Рост расходов за счет средств областного бюджета произошел в основном ввиду увеличения почти в 20 раз расходов по статье 310 "Увеличение стоимости основных средств" - с 21,7 млн. рублей до 432,3 млн. рублей. Это повлекло за собой увеличение стоимости 1 койко-дня по стационарной помощи на 40% (в 2008 году она составила 1138,8 рубля). По высокотехнологичной помощи стоимость койко-дня увеличилась в 5,8 раза и составила 13201,2 рублей. Однако указанная стоимость явно завышена относительно реальной, так как более 70% приобретенного оборудования (и отнесенного на стоимость койко-дня) еще не введено в эксплуатацию. Его ввод в эксплуатацию предусмотрен в мае - июне 2009 года.
4. В части приобретения оборудования необходимо отметить заключение Главным управлением здравоохранения государственных контрактов с превышением лимитов бюджетных обязательств: в 2007 году на сумму 19,2 млн. рублей, в 2008 году - на 26,3 млн. рублей, что является нарушением ст. 225 Бюджетного кодекса РФ (2007 год) и ст. 161 Бюджетного кодекса РФ (2008 год). Кроме того, Главным управлением здравоохранения области сверх средств, полученных от страховых компаний из резерва финансирования предупредительных мероприятий (РФПМ), заключены государственные контракты на общую сумму 80,1 млн. рублей. В результате возникла кредиторская задолженность в сумме 68,9 млн. рублей, которая на момент проверки не погашена.
5. Выросли расходы за счет средств областного бюджета и на проведение капитального ремонта - с 14,2 млн. рублей до 33,5 млн. рублей (более чем в 2 раза). Проверкой расходов на капитальный ремонт за счет всех источников финансирования установлены нарушения бюджетного законодательства - превышение принятых бюджетных обязательств над предусмотренными и неправомерное отражение расходов на капремонт по прочим услугам. Особое внимание необходимо обратить на нарушение сроков строительства перинатального, регионального сосудистого и кардиохирургического центров, что влечет за собой неэффективное использование полученного дорогостоящего оборудования и не обеспечит своевременного оказания полноценной неонатологической медицинской помощи и помощи больным сердечно-сосудистыми заболеваниями.
6. Высокотехнологичная медицинская помощь по квотам федерального бюджета в 2007 - 2008 годах оказана 1440 больным, за счет средств областного бюджета дорогостоящую медицинскую помощь получили 5360 больных. Однако проверкой отмечается недостаток выделения бюджетных ассигнований на приобретение лекарственных средств и изделий медицинского назначения на этот вид помощи: на 2009 год предусмотрено только 41,1% потребности учреждения. Установлены недостатки предметно-количественного учета медикаментов и изделий медицинского назначения в гематологическом отделении и в отделении рентгенохирургических методов диагностики и лечения.
7. В части расходования средств ОМС проверкой отмечено невыполнение условий тарифного соглашения, что повлекло за собой низкий уровень обеспеченности больных медикаментами, питанием в системе ОМС.
8. Установлены нарушения по использованию внебюджетных средств (искажение доходов по ДМС в отчетности, расходование средств от платных услуг минуя казначейское исполнение), а также нарушения в расходовании средств, полученных по родовым сертификатам, - выплаты в сумме 135,6 тыс. рублей персоналу, не принимавшему непосредственного участия в оказании медицинской помощи.
9. Доступность и достаточность медицинской помощи в больнице далека от желаемого уровня: в регистрах нуждающихся в специализированной и высокотехнологичной помощи, а также в листах ожидания числится почти 15 тысяч человек, в том числе в нуждающихся в ВМП - около 2 тысяч.
10. При этом выполнение показателей эффективности деятельности больницы характеризуется превышением практически всех плановых значений, что свидетельствует об их нереальном отражении эффективности деятельности больницы.

Предложения

Направить информацию руководителю департамента здравоохранения Воронежской области и представление главному врачу ГУЗ "ВОКБ № 1".

Первый заместитель председателя
Контрольно-счетной палаты
Воронежской области
Е.С.ЛИТВИНЧУК

Начальник отдела контроля расходов
на социально-культурную сферу,
науку и СМИ
Л.Н.ШИЛЬНИКОВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru