ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 4 июня 2010 г. № 03-10/60-10
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по контролю в сфере размещения заказов (комиссия Томского УФАС России) в составе:
Председателя Шевченко В.И., руководителя управления,
Комиссии
членов Ураевой Л.Р., заместителя начальника отдела контроля
Комиссии: государственных закупок и земельных
отношений;
Константинова В.А., главного специалиста - эксперта отдела
контроля государственных закупок и
земельных отношений;
Литосовой Л.А., ведущего специалиста - эксперта отдела
контроля государственных закупок и
земельных отношений;
Рылова А.Д., специалиста-эксперта отдела контроля
государственных закупок и земельных
отношений,
при участии представителей:
заявителя ООО "Восток-Гео", Диденко Ивана Алексеевича, по доверенности от 01.06.2010 № 4;
муниципального заказчика - Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Томска, Новак Марины Михайловны, по доверенности от 03.06.2010;
уполномоченного органа - Управления муниципального заказа и тарифной политики администрации г. Томска, Московкиной Галины Александровны, по доверенности от 14.05.2010;
аукционной комиссии, секретаря конкурсной комиссии Сафонова Николая Леонидовича, по доверенности от 14.05.2010,
рассмотрев жалобу ООО "Восток-Гео" (дело № 03-10/60-10) на действия конкурсной (аукционной) комиссии Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Томска (далее - Департамент) при размещении заказа путем проведения открытого аукциона "Выполнение работ "составление схемы инженерно-геологического районирования Левобережья г. Томска" (Извещение № 759 от 29.04.2010), установила:
31.05.2010 (вх. № 2817) в Томское УФАС России поступила жалоба от ООО "Восток-Гео" (далее - Заявитель) на действия конкурсной (аукционной) комиссии муниципального заказчика Департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Томска при проведении открытого аукциона "Выполнение работ "составление схемы инженерно-геологического районирования Левобережья г. Томска" (Извещение № 759 от 29.04.2010), нарушающие, по мнению заявителя, законодательство в сфере размещения заказов. Жалоба была подана должным образом и в определенный законодательством о размещении заказов срок.
Заявитель считает, что конкурсная комиссия приняла решение об отказе в допуске ООО "Восток-Гео" к участию в аукционе с формулировкой: "в заявке участника размещения заказа изменен бланк анкеты участника размещения заказа" (Протокол от 28.05.2010 № 360) и ссылкой на часть 1 статьи 35 и пункт 4 части 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон 94-ФЗ) неправомерно, так как его заявка полностью соответствует части 1 статьи 35 Закона 94-ФЗ и не попадает под действие пункта 4 части 1 статьи 12 Закона 94-ФЗ ввиду следующего.
Заказчик не установил в аукционной документации термин "Форма: бланк анкеты участника размещения заказа", кроме того, в документации отсутствует инструкция по оформлению заявки, обязательная в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 34 Закона 94-ФЗ. В инструкции по порядку проведения открытого аукциона отсутствует ссылка на "бланк анкеты участника размещения заказа" как на приложение, а также отсутствует запрет на "изменение бланка" при его заполнении.
В аукционной документации присутствует документ "Бланк анкеты участника" (приложение 2), на основании которого в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 2 статьи 35 Закона 94-ФЗ участник размещения заказа обязан предоставить следующую информацию: наименование (для юридических лиц), место нахождения (для юридических лиц), почтовый адрес (с указанием индекса), контактный телефон, телефакс, организационно-правовая форма (для юридического лица).
В составе заявки на участие в аукционе ООО "Восток-Гео" подан документ "Анкета участника размещения заказа" (приложение 3), в котором представлена вся информация о предприятии, обязательная в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 2 статьи 35 Закона 94-ФЗ, в том числе: наименование, организационно-правовая форма, юридический адрес, адрес фактического местонахождения (с указанием индекса), телефон/факс.
Заявитель считает, что статья 35 Закона 94-ФЗ не запрещает изменение "бланка участника размещения заказа" и что ООО "Восток-Гео" при подаче заявки на аукцион выполнило все требования, установленные статьей 35 Закона 94-ФЗ.
Заявитель просит отменить решение конкурсной комиссии о допуске к участию в аукционе (Протокол от 28.05.2010 № 360), а также приостановить проведение аукциона на выполнение работ "Составление схемы инженерно-геологического районирования Левобережья г. Томска".
04.06.2010 в ходе рассмотрения дела № 03-10/60-10 заявитель подтвердил обстоятельства и требования, изложенные в жалобе.
Представитель Заказчика, Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Томска, в письменном отзыве на жалобу, а также в ходе рассмотрения дела № 03-10/60-10 пояснил, что полномочия Департамента по осуществлению функций Заказчика установлены постановлением
администрации города Томска от 14.10.2009 № 993 "О муниципальных заказчиках". В соответствии с указанным постановлением
Департамент направил в уполномоченный орган - Управление муниципального заказа и тарифной политики администрации города Томска для согласования и дальнейшего размещения на сайте запрос о проведении открытого аукциона на выполнение работ "Составление схемы инженерно-геологического районирования Левобережья г. Томска", а также документацию об аукционе, разработанную Департаментом в соответствии с положениями и нормативами действующего законодательства Российской Федерации.
Представитель Департамента считает, что, действуя в рамках своей компетенции, нарушений норм законодательства в сфере размещения заказов не допустил. Согласно протоколу рассмотрения заявок, представленных участниками размещения заказа на открытый аукцион, от 28.05.2010 № 360 конкурсной комиссией вынесено решение об отказе в допуске к участию в открытом аукционе ООО "Восток-Гее". Протокол подписан Заказчиком своевременно.
В ходе рассмотрения дела № 03-10/60-10 представители Уполномоченного органа - управления муниципального заказа и тарифной политики администрации г. Томска, а также аукционной комиссии сообщили, что считают решение конкурсной комиссии об отказе ООО "Восток-Гео" в участии в открытом аукционе обоснованным и правомерным на основании следующего:
29.04.2010 на официальном сайте муниципалитета города Томска было размещено извещение о проведении открытого аукциона на выполнение работ "Составление схемы инженерно-геологического районирования Левобережья г. Томска" с начальной (максимальной) ценой контракта 7559038,28 рубля.
Согласно части 1 статьи 35 Закона 94-ФЗ участник размещения заказа подает заявку на участие в открытом аукционе в сроки и по форме, установленные документацией об аукционе.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 34 Закона 94-ФЗ в разделе 1 "Требования к форме и содержанию заявки" в документации об аукционе Заказчиком установлено, что каждый участник размещения заказа вправе подать заявку на участие в открытом аукционе, содержащую следующий перечень обязательных документов с перечислением полного перечня документов, входящих в состав заявки, в том числе заполненный бланк анкеты участника размещения заказа.
В составе документации об аукционе имеется бланк анкеты участника размещения заказа, в котором в виде таблицы (1 столбец) поименованы сведения, подлежащие представлению участниками размещения заказа согласно подпункту "а" пункта 1 части 2 статьи 35 Закона 94-ФЗ и графы для внесения (заполнения) данных сведений участником размещения заказа (столбец 2 таблицы).
Представители уполномоченного органа и аукционной комиссии считают, что бланк анкеты участника размещения заказа:
- определяет форму, в которой участнику размещения заказа необходимо представить сведения;
- определяет содержание: в бланке поименовано, какие именно сведения необходимо представить;
- содержит инструкцию: в бланке содержится строка "Дата заполнения", а также примечание о том, что пункты 5.6.7 заполняются по усмотрению участника размещения заказа и непредставление данной информации не является основанием для отказа участнику размещения заказа в допуске к участию в открытом аукционе.
Заявителем ООО "Восток-Гео" в составе заявки были представлены заполненные бланки описи, заявки, анкеты требований, которые являлись составной частью документации об аукционе, однако поданная в составе заявки анкета участника размещения заказа не соответствовала форме и содержанию анкеты участника размещения заказа, установленным документацией об аукционе.
Представители считают довод Заявителя о том, что запрет на изменение анкеты участника размещения заказа не содержится в статье 35 Закона 94-ФЗ, необоснованным, поскольку пунктом 1 части 4 статьи 12 Закона 94-ФЗ установлена обязанность Комиссии при рассмотрении заявок не допускать участника размещения заказа к участию в открытом аукционе, в случае если его заявка не соответствует требованиям документации об аукционе.
Таким образом, участнику размещения заказа ООО "Восток-Гео", заявка которого не соответствовала требованиям документации об аукционе в части формы и содержания анкеты участника размещения заказа, было отказано в участии в аукционе на законных основаниях в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 12 Закона 94-ФЗ.
Изучив материалы размещения заказа путем проведения открытого аукциона на выполнение работ "Составление схемы инженерно-геологического районирования Левобережья г. Томска", комиссия Томского УФАС России установила следующее:
Извещение об открытом аукционе на выполнение работ "Составление схемы инженерно-геологического районирования Левобережья г. Томска" и документация об аукционе опубликованы на официальном сайте г. Томска 29.04.2010.
Максимальная цена муниципального контракта составляет 7559038,28 рубля.
Источник финансирования заказа: муниципальный бюджет.
Заказчик: Департамент архитектуры и градостроительства администрации г. Томска, 634050, город Томск, пр. Ленина, 73, тел. (3822) 526-885.
Уполномоченный орган: Управление муниципального заказа и тарифной политики администрации г. Томска, 634050, г. Томск, пер. Плеханова, 4, каб. 413, тел. 526-956.
Конкурсная (аукционная) комиссия в составе: председатель комиссии А.А.Мельников, заместитель председателя А.З.Кобеева, секретарь Н.Л.Сафонов, члены комиссии: В.В.Усова, А.Г.Хованская.
Рассмотрение заявок на участие в открытом аукционе проведено 28.05.2010 конкурсной комиссией в составе 5 человек (100%), протокол № 360 подписан А.А.Мельниковым, А.З.Кобеевой, Н.Л.Сафоновым, В.В.Усовой, А.Г.Хованской.
Стадия размещения заказа: размещение заказа приостановлено после проведения аукциона на основании требования Томского УФАС России от 01.062010 № ЛУ/2288 на стадии заключения муниципального контракта с победителем аукциона.
Комиссия Томского УФАС России рассмотрела сведения, заявленные ООО "Восток-Гео" в жалобе о нарушениях законодательства в сфере размещения заказов в действиях аукционной комиссии по отказу в допуске ООО "Восток-Гео" к участию в аукционе, и установила:
В составе документации об аукционе на выполнение работ "Составление схемы инженерно-геологического районирования Левобережья г. Томска", опубликованной 29.04.2010 на вкладке "Документация об аукционе" на официальном сайте города Томска, был опубликован документ (файл) под названием "Бланк анкеты участника размещения заказа", который содержал в себе таблицу из трех граф с названием: АНКЕТА участника размещения заказа на участие в открытом аукционе на выполнение работ "Составление схемы инженерно-геологического районирования Левобережья г. Томска" (далее - Бланк-Анкета).
Требования по заполнению Бланк-Анкеты были установлены в части 1 "Требования к форме и содержанию заявки" документации об аукционе в следующей форме:
"Каждый участник размещения заказа вправе подать только одну заявку на участие в открытом аукционе, содержащую в себе следующий перечень обязательных документов:
- заполненный бланк описи документов, представляемых участником размещения заказа;
- заполненный бланк заявки участника размещения заказа;
- заполненный бланк анкеты участника размещения заказа;
- заполненный бланк анкеты требований к участнику размещения заказа...".
Таким образом, было установлено требование об обязательности нахождения в составе заявки участника размещения заказов заполненного бланка анкеты участника размещения заказа.
В соответствии с определением термина "Бланк" из "Современного экономического словаря" Райзберга Б.А., Лозовского Л.Ш., Стародубцевой Е.Б. (ИНФРА-М, 2006) бланком является незаполненный макет документа. Таким образом, Заказчиком было установлено требование о представлении участником в составе заявки заполненного макета документа Бланк-Анкеты.
Основываясь на том, что Заказчик на основании пункта 1 части 4 статьи 34 Закона 94-ФЗ обязан был установить требования к содержанию, составу, оформлению и форме заявки на участие в аукционе и инструкцию по ее заполнению, комиссия Томского УФАС России пришла к выводу, что требование по предоставлению в составе заявки на участие в аукционе заполненного макета документа Бланк-Анкета со сведениями, установленными подпунктом "а" пункта 1 части 2 статьи 35 Закона 94-ФЗ не нарушают законодательство в сфере размещения заказов.
Сравнив Бланк-Анкету, установленную Заказчиком в документации об аукционе и приложенную в составе заявки ООО "Восток-Гео" "Анкету участника размещения заказа", комиссия Томского УФАС России не установила идентичности с макетом документа Бланк-Анкета, требуемым к заполнению Заказчиком.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Закона 94-ФЗ аукционная комиссия рассматривает заявки на участие в аукционе на соответствие требованиям, установленным документацией об аукционе. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 12 Закона 94-ФЗ участник размещения заказов не допускается к участию в аукционе, если его заявка не соответствует требованиям документации об аукционе.
На основании вышеизложенного комиссия Томского УФАС России пришла к выводу об отсутствии в действиях конкурсной (аукционной) комиссии, обжалуемых заявителем, нарушений законодательства в сфере размещения заказов.
Вместе с тем, проверка материалов размещения заказа путем открытого аукциона на выполнение работ "Составление схемы инженерно-геологического районирования Левобережья г. Томска", проведенная на основании части 5 статьи 17 Закона 94-ФЗ, выявила следующие нарушения в действиях Заказчика и конкурсной (аукционной) комиссии:
Частью 2 статьи 35 Закона 94-ФЗ установлен исчерпывающий перечень сведений и документов, которые Заказчик вправе требовать от участника в составе его заявки на участие в аукционе. Частью 3 статьи 35 Закона 94-ФЗ установлено, что требовать от участника размещения заказа иное, за исключением предусмотренных частью 2 настоящей статьи документов и сведений, не допускается.
Муниципальный заказчик, Департамент архитектуры и градостроительства, утвердил документацию об аукционе с нарушением требований части 3 статьи 35 Закона 94-ФЗ, затребовав бланком "Анкета требований" сведения о наличии (имеется или нет) свидетельства о допуске к работам по инженерно-геологическим изысканиям, выданное саморегулируемой организацией, не установленные частью 2 статьи 35 Закона 94-ФЗ.
В соответствии с частью 3 статьи 36 Закона 94-ФЗ на основании результатов рассмотрения заявок на участие в аукционе аукционной комиссией оформляется протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе. Протокол должен содержать сведения об участниках размещения заказа, подавших заявки на участие в аукционе, решение о допуске участника размещения заказа к участию в аукционе и признании его участником аукциона или об отказе в допуске участника размещения заказа к участию в аукционе с обоснованием такого решения и с указанием положений настоящего Федерального закона, которым не соответствует участник размещения заказа, положений документации об аукционе, которым не соответствует заявка на участие в аукционе этого участника размещения заказа, положений такой заявки на участие в аукционе, которые не соответствуют требованиям документации об аукционе, сведения о решении каждого члена аукционной комиссии о допуске участника размещения заказа к участию в аукционе или об отказе ему в допуске к участию в аукционе.
В нарушение части 3 статьи 36 Закона 94-ФЗ протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе от 28.05.2010 № 360 не содержит среди сведений об отказе в допуске ООО "Восток-Гео" к участию в аукционе ссылок на положения документации об аукционе, которым не соответствует заявка ООО "Восток-Гео", ссылок на положения заявки ООО "Восток-Гео", которые не соответствуют требованиям документации об аукционе.
Установив, что выявленные нарушения не могли повлиять на результаты размещения заказа и нарушить права участников аукциона, комиссия Томского УФАС России решила выдать Заказчику и конкурсной комиссии предписания по недопущению впредь выявленных нарушений.
В соответствии с установленными нарушениями части 3 статьи 35, части 3 статьи 36 и руководствуясь пунктом 1 части 9 статьи 17 частью 6 статьи 60 Закона 94-ФЗ, комиссия Томского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "Восток-Гео" на действия конкурсной (аукционной) комиссии при проведении открытого аукциона на выполнение работ "Составление схемы инженерно-геологического районирования Левобережья г. Томска" необоснованной.
2. Выдать муниципальному заказчику Департаменту архитектуры и градостроительства администрации г. Томска предписание
об устранении нарушений законодательства в сфере размещения заказов.
3. Выдать конкурсной (аукционной) комиссии предписание
об устранении нарушений законодательства в сфере размещения заказов.
Председатель Комиссии
ШЕВЧЕНКО В.И.
Члены Комиссии:
УРАЕВА Л.Р.
КОНСТАНТИНОВ В.А.
ЛИТОСОВА Л.А.
РЫЛОВ А.Д.
В соответствии с частью 9 статьи 60 Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.05 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.