АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 15 апреля 2009 г. по делу № А47-5849/2006
Резолютивная часть решения объявлена 8 апреля 2009 года.
Полный текст решения изготовлен 15 апреля 2009 года.
Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Лазебной Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Комлевой М.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело
по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орску Оренбургской области,
к Муниципальному унитарному предприятию "Управляющая компания "Советская", Оренбургская область, г. Орск,
о взыскании налоговых санкций в сумме 102643,20 рублей,
при участии представителей сторон:
от заявителя: не явился, извещен надлежаще в силу ст.ст. 123, 124 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
от ответчика: Т. - юрисконсульта (доверенность № 362-09/юр от 01.03.2009 г., постоянная), М. - ведущего бухгалтера (доверенность № 189-АД от 07.04.2009 г., постоянная),
с объявлением в соответствии со ст. 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ в судебном заседании резолютивной части решения по делу,
установил:
инспекция Федеральной налоговой службы по г. Орску Оренбургской области обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Муниципальному унитарному предприятию "Управляющая компания "Советская", Оренбургская область, г. Орск, о взыскании налоговых санкций в сумме 102643,20 рублей.
Права и обязанности лицам, участвующим в деле, разъяснены.
Отводов суду, ходатайств сторонами не заявлено.
Изучив материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующее.
Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Орску Оренбургской области в результате камеральной проверки налоговой декларации по НДС за август 2005 года было выявлено, что предприятием не исчислен налог на добавленную стоимость за август 2005 года в результате неправомерного занижения налоговой базы в сумме 513216 рублей.
По окончанию проверки налоговым органом вынесено решение № 1998/12-39/4781 от 20.12.2005 г., которым налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 102643,20 рублей и выставлено требование № 2859 от 21.12.2005 г. об уплате указанного штрафа.
Заявитель в ходе судебного разбирательства уточнил заявленные требования, просит взыскать с предприятия штраф в сумме 52532,40 рублей.
Ответчик просит отказать заявителю во взыскания штрафных санкций, поскольку согласно результатам выездной налоговой проверки, охватившей также и август 2005 года, выявлена переплата НДС в бюджет в сумме 243808 рублей.
Изучив материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, суд пришел к следующим выводам.
Как установлено судом, решение налогового органа № 1998/12-39/4781 от 20.12.2005 г., которым налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 102643,20 рублей, было вынесено по результатам камеральной проверки налоговой декларации по НДС за август 2005 года.
Проверкой установлено, что ответчиком, в нарушение п. 1 ст. 146, п. 1 ст. 153, пп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ, неправильно определена налоговая база для исчисления налога на добавленную стоимость, т.к. не включена в налоговую базу реализация услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту, капитальному строительству.
Таким образом, обществом не исчислен НДС за август 2005 года в сумме 513216 рублей в результате занижения налоговой базы.
В соответствии со ст. 27 ФЗ № 118-ФЗ от 05.08.2000 г. "О введении в действие части второй НК РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах" с 01.01.2004 г. отменено освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту, капитальному ремонту, санитарному содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства, осуществляемых за счет целевых расходов в домах жилищно-строительных кооперативов, а также услуг по предоставлению жилья в общежитиях.
Оказание услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в домах всех форм собственности является самостоятельным видом деятельности налогоплательщика, а значит, данный вид услуг не подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость на основании пп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ.
Однако, на операции по реализации услуг по содержанию и ремонту жилищного фонда всех форм собственности, вышеназванная льгота по налогу на добавленную стоимость не распространяется.
В нарушение ст. 154, 166, 173 НК РФ ответчиком занижена налоговая база для исчисления налога на добавленную стоимость, что привело к занижению и неуплате в бюджет налога за август 2005 года в размере 513216 рублей.
Как установлено в заседании, согласно Распоряжению Администрации г. Орска от 23.01.2006 г. № 77-р произведена реорганизация Муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания жилищным фондом "Советская" путем слияния в Муниципальное унитарное предприятие "Управляющая компания "Советская".
Реорганизация предприятия произведена 02.02.2006 г., о чем выдано свидетельство о внесении в ЕГРЮЛ записи о создании юридического лица путем реорганизации в форме слияния за основным государственным номером 1065614001749.
В связи с реорганизацией предприятия в период с 15.03.2006 г. по 26.04.2006 г. налоговым органом была проведена выездная налоговая проверка предприятия по вопросам соблюдения налогового законодательства: правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет в том числе и НДС за период с 01.01.2005 г. по 02.02.2006 г., который охватил и август 2005 года.
По результатам выездной проверки составлен акт от 11.05.2006 г. № 18-53/128дсп и вынесено решение от 30.05.2006 г. № 18-53/2268 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Согласно данному решению Муниципальному унитарному предприятию "Управляющая компания "Советская" предложено уплатить налог на добавленную стоимость в размере 5045789 руб., в том числе за январь 2005 г. - 186169 руб., за февраль 2005 г. - 267010 руб., за март 2005 г. - 277845 руб., за апрель 2005 г. - 266224 руб., за май 2005 г. - 329421 руб., за июнь 2005 г. - 310187 руб., за июль 2005 г. - 413924 руб., за сентябрь 2005 г. - 1189 руб., за январь 2006 г. - 2993820 руб., а также пени за несвоевременную уплату налогов в бюджет по состоянию на 30.05.2006 г. всего в размере 319646,06 руб. в том числе по НДС в сумме 292475,62 руб. Кроме того, данным решением налогоплательщику возмещено из бюджета НДС, как излишне исчисленный к уплате в бюджет в 2005 г., в размере 972234 руб., в том числе за август 2005 г. - 243808 руб., за октябрь 2005 г. - 277573 руб., за ноябрь 2005 г. - 191783 руб., за декабрь 2005 г. - 259070 руб.
При этом в п. 1 резолютивной части решения указано, что в связи с тем, что проведена реорганизация предприятия и решение о привлечении к налоговой ответственности не вынесено до момента ее завершения, в соответствии с п. 2 ст. 50 НК РФ не привлекать МУП УК "Советская" как правопреемника МУП УКЖФ "Советская" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Таким образом, в ходе выездной проверки выявлено завышение НДС, исчисленного к уплате в бюджет за август 2005 года, в размере 243808 рублей (п. 3.1.7 акта, п. 4 решения).
Как усматривается из материалов дела, предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа от 30.05.2006 г. № 18-53/2268 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части его пункта 2.1 - предложения уплатить налог на добавленную стоимость в размере 5045789 руб., в том числе за январь 2005 г. - 186169 руб., за февраль 2005 г. - 267010 руб., за март 2005 г. - 277845 руб., за апрель 2005 г. - 266224 руб., за май 2005 г. - 329421 руб., за июнь 2005 г. - 310187 руб., за июль 2005 г. - 413924 руб., за сентябрь 2005 г. - 1189 руб., за январь 2006 г. - 2993820 руб., а также пункта 2.5 - начисления соответствующих сумм пени в размере 292475,62 руб.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 16.06.2008 г. по делу № А47-8779/2006АК-36, вступившем в законную силу, требования заявителя удовлетворены, решение налогового органа признано недействительным в части предложения уплатить НДС в общей сумме 1304306 рублей, в том числе НДС за август 2005 года в сумме 105550 рублей.
Кроме того, факт переплаты по НДС за август 2005 года в сумме 243808 рублей подтверждается выпиской из лицевого счета налогоплательщика по состоянию на 28.01.2009 г. (т. 1 л.д. 131), а также установлен в решении суда по делу от 16.06.2008 г. по делу № А47-8779/2006АК-36.
Как видно из материалов дела, в рамках указанного арбитражного дела стороны проводили совместные сверки по спорным суммам, в результате которых стороны установили, что сумма НДС за 2005 год и январь 2006 года, рассчитанная исходя из суммы фактических поступлений на банковский счет налогоплательщика в качестве оплаты за услуги с применением ставки налога 18/118 процентов за минусом суммы НДС, возмещенного по п. 4 решения в сумме 972234 рублей составляет 2769249 рублей.
Таким образом, доначисление НДС в размере 1304306 рублей (5045789 руб. - 972234 руб. - 2769249 руб.) признано судом необоснованным.
В соответствии с п. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса РФ выводы, изложенные в решении Арбитражного суда Оренбургской области от 16.06.2008 г. № А47-8779/2006АК-36, имеют преюдициальное значение при рассмотрении по существу настоящего дела.
В ходе судебного разбирательства по настоящему делу налоговый орган признал, что им была неправомерно завышена общая сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет по решению от 20.12.2005 г. № 1998/12-39/4781 на 94239 рублей.
В связи с этим налоговый орган уменьшил общую сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет, на 243808 рублей.
В результате указанных расчетов задолженность по НДС за август 2005 года, по мнению налогового органа, составила 262662 рублей (т. 2 л.д. 32, 33), соответственно сумма штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ - 52532,40 рублей.
В связи с этим, налоговый орган уточнил заявленные требования, с учетом чего просит взыскать с предприятия штраф в сумме 52532,40 рублей (262662 руб. x 20 %).
При этом указанный расчет налоговых обязательств предприятия за август 2005 года произведен им без учета решения Арбитражного суда Оренбургской области от 16.06.2008 г. № А47-8779/2006АК-36.
Вместе с тем, налоговый орган со ссылкой на решение по акту выездной проверки от 30.05.2006 г. № 18-53/2268 и решение Арбитражного суда Оренбургской области от 16.06.2008 г. № А47-8779/2006АК-36 признал, что недоимка по НДС у МУП "УК "Советская" за август 2005 года отсутствует (т. 2 л.д. 33).
В соответствии с п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ неуплата или неполная уплата сумм налога, в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 % от неуплаченной суммы налога.
В силу пункта 1 статьи 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Кодексом.
Поскольку в статье 122 Кодекса прямо указывается на наступление ответственности в случае "неуплаты или неполной уплаты сумм налога", в рассматриваемой ситуации данная ответственность не может быть применена.
Таким образом, поскольку факт совершенного МУП "УК "Советская" правонарушения, предусмотренного п. 1. ст. 122 Налогового кодекса, в виде неполной уплаты НДС за август 2005 года в сумме 262662 рублей не нашел своего подтверждения в материалах дела, его нельзя считать доказанным по смыслу ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Таким образом, у суда отсутствуют основания для взыскания с МУП "УК "Советская" штрафных санкций в сумме 52532,40 рублей.
При таких обстоятельствах в удовлетворении требований налогового органа - Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орску Оренбургской области о взыскании с Муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания "Советская" (ИНН 5614024309, ОГРН 1065614001749; юридический адрес: 462408, Оренбургская область, г. Орск, Вокзальное шоссе, 18) налоговых санкций в сумме 52532,40 рублей следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд,
решил:
1. Уточнения заявленных требований принять.
2. В удовлетворении требований налогового органа - Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орску Оренбургской области (462411, Оренбургская область, г. Орск, ул. Станиславского, 49) о взыскании с Муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания "Советская" (ИНН 5614024309, ОГРН 1065614001749; юридический адрес: 462408, Оренбургская область, г. Орск, Вокзальное шоссе, 18) налоговых санкций в сумме 52532,40 рублей отказать.
Решение, суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если в Восемнадцатый Арбитражный апелляционный суд (454080, г. Челябинск, просп. Ленина, 83) не подана жалоба через экспедицию Арбитражного суда Оренбургской области (нарочным: г. Оренбург, пер. Матросский,12; почтой: 460046, г. Оренбург, ул. 9 Января, 64). В этом случае решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Уральского округа не позднее двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Судья
Г.Н.ЛАЗЕБНАЯ