Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Оренбургская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 23 ноября 2009 г. по делу № А47-9125/2009

установил:

Управление государственного автодорожного надзора по Оренбургской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - заявитель, управление) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Транспортное предприятие "Русь" (далее - общество, лицензиат) об аннулировании лицензии на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) на территории Российской Федерации, выданной Управлением государственного автодорожного надзора по Оренбургской области ФСНСТ сроком по 31.10.2011.
Отводов суду и ходатайств не заявлено.
Заявитель поддерживает заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Ответчик отзыва на заявление не представил, в судебное заседание, о времени и месте которого надлежащим образом извещен в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 123 АПК РФ, не явился, что не препятствует проведению судебного разбирательства на основании ст. 156 АПК РФ.
При рассмотрении дела в открытом судебном заседании арбитражным судом установлено следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "ТПРусь" зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1065658003773, что подтверждается свидетельством о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц серии 56 № 002404532, выданным 05.10.2006 Межрайонной ИФНС № 10 по Оренбургской области.
Ответчик осуществляет деятельность по перевозке пассажиров автотранспортом по территории Российской Федерации на основании лицензии рег. № АСС-56-005054, выданной 01.11.2006 года Управлением государственного автодорожного надзора по Оренбургской области ФСНСТ.
Как следует из содержания лицензии, условиями осуществления лицензируемой деятельности является соблюдение владельцем лицензии требований и условий, предусмотренных Положением о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 28 июля 2009 (решение суда в полном объеме изготовлено 29.07.2009) по делу № А47-6227/2009 общество с ограниченной ответственностью "Транспортное предприятие "Русь" привлечено к административной ответственности по части 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Судом административное наказание назначено в виде административного приостановления деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица) сроком на 45 суток.
Решением начальника Управления государственного дорожного автодорожного надзора по Оренбургской области от 10.08.2009 № 000002 в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" приостановлено действие лицензии общества в период с 08.08.2009 по 22.09.2009.
Сотрудниками управления на основании приказа от 17.09.2009 № 03-22/1384 в период с 22.09.2009 по 30.09.2009 проведена проверка устранения нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии.
По результатам проверки составлен акт № 758, в котором зафиксированы допущенные лицензиатом следующие нарушения лицензионных требований и условий:
Автобус ГАЗ 322131 г/н М 757 ВК 56 (водитель М.):
- выехал 23.09.2009 с места ночной стоянки без путевого листа и без прохождения предрейсового технического осмотра, что подтверждается подписанными водителем без возражений рапортом № 013681 (л.д. 15),
Согласно объяснению водителя от 23.09.2009 (л.д. 26) водитель в указанный день лично забрал автобус с платной стоянки и поехал на конечную автобусную остановку маршрута № 30 за получением путевого листа и прохождением медицинского осмотра. Водитель 23.09.2009 пройти предварительный медицинский осмотр и получить путевой лист не успел. При этом, водитель пояснил, что представителями ООО "ТП "Русь" предрейсовый технический осмотр не проводится.
- выехал 24.09.2009 с места ночной стоянки без путевого листа и без прохождения предрейсового технического осмотра, что подтверждается подписанными водителем без возражений рапортом № 013684 (л.д. 18).
Согласно объяснению водителя от 24.09.2009 (л.д. 28) водитель в указанный день лично забрал автобус с платной стоянки и поехал на конечную автобусную остановку маршрута № 30 за получением путевого листа и прохождением медицинского осмотра. Водитель 24.09.2009 получил путевой лист на конечной автобусной остановке (л.д. 23).
- автобус выехал 23.09.2009, 24.09.2009 со следующими недостатками: на задней оси установлена резина с разными рисунками протектора. Аварийный выход заблокирован резьбовыми соединениями. Имеется трещина лобового стекла в зоне работы стеклоочистителя со стороны водителя, что подтверждается подписанными водителем без возражений рапортами № 013681 (л.д. 15), № 013684 (л.д. 18).
Автобус ГАЗ 322131 г/н АМ 131 56 (водитель Г.):
- Согласно объяснениям водителя от 23.09.2009 (л.д. 24) автобус в ночное время хранится по адресу места жительства у Л., 23.09.2009 забрал автобус у Л. и поехал на конечную маршрута за получением путевого листа и прохождением медицинского осмотра, что подтверждается рапортом от 23.09.2009 № 013680.
Согласно рапорту от 23.09.2009 № 013680, на момент его составления (проверки) у водителя отсутствует путевой лист, аварийный выход заблокирован резьбовыми соединениями.
Автобус Газ-3287-0000010-03 г/н АС 117 56 № 013682 (водитель Б.):
- выехал 23.09.2009 с места ночной стоянки без путевого листа и без прохождения предрейсового технического осмотра, что подтверждается подписанными водителем без возражений рапортом № 013682 (л.д. 16).
Согласно объяснению водителя от 23.09.2009 (л.д. 25) автобус в ночное время суток хранится в личном гараже водителя, 23.09.2009 водитель выехал со своего гаража и поехал на конечную автобусную остановку маршрута № 30 за получением путевого листа и прохождением медицинского осмотра. Водитель 23.09.2009 пройти предварительный медицинский осмотр и путевой лист получить не успел.
- автобус выехал 23.09.2009 с заблокированным аварийным выходом (выход заблокирован резьбовыми соединениями), что подтверждается подписанным водителем без возражений рапортом № 013682 (л.д. 16).
Автобус ГАЗ 322131 г/н Н 060 АК 56 (водитель Ч.):
- выехал 24.09.2009 с охраняемого места ночной стоянки, путевой лист выдал Л. по адресу ул. Чкалова, д. 35, кв. 74, медицинский осмотр проходил в степном на конечной, что подтверждается объяснениями водителя от 24.09.2009 (л.д. 27), путевым листом от 24.09.2009 (л.д. 22).
При наличии в указанном путевом листе отметки о прохождении предварительного технического осмотра (л.д. 22), автобус 24.09.2009 выехал с трещиной в лобовом стекле со стороны водителя, запасная правая дверь (аварийный выход) была заблокирована резьбовой стяжкой, отсутствовали огнетушители, что подтверждается подписанным водителем без возражений рапортом № 013683 (л.д. 17).
Автобус Газ-3287-0000010-03 г/н АР 198 (водитель Ч.):
- выехал 24.09.2009 с ночной платной стоянки, взяв машину, водитель приехал на маршрут для получения путевого листа (л.д. 21), путевой лист выдал медицинский работник с отметкой механика, разрешающего выезд. Предрейсовый технический осмотр автобуса не проводился, что подтверждается объяснениями водителя от 24.09.2009 (л.д. 29).
- автобус выехал 24.09.2009 с заблокированным аварийным выходом (выход заблокирован резьбовыми соединениями), что подтверждается подписанным водителем без возражений рапортом № 013674 (л.д. 19).
Таким образом, при наличии в указанном путевом листе отметки о прохождении предварительного технического осмотра, автобус выехал с указанной неисправностью предусмотренной конструкцией замком аварийного выхода.
Автобус Газ-3287-0000010-03 г/н Н 519 ЕМ (водитель Ф.):
- автобус выехал 24.09.2009 с заблокированным аварийным выходом (левая дверь) на задней оси с левой стороны отсутствует гайка крепления колеса, что подтверждается подписанным водителем без возражений рапортом № 013685 (л.д. 20).
Суд, изучив материалы дела, заслушав доводы заявителя, считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 62 ст. 17 Федерального закона № 128-ФЗ от 08.08.2001 "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит лицензированию.
Данное требование закона обусловлено тем, что перевозка пассажиров автомобильным транспортом связана с использованием источника повышенной опасности и должна осуществляться с соблюдением требований, направленных на создание безопасных условий для жизни и здоровья граждан. Возможность соблюдения этих требований проверяется в процессе лицензирования.
Порядок лицензирования перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), осуществляемых юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями (далее - перевозки пассажиров) определен Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637 (далее - Положение о лицензировании).
Под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением лицензионных требований и условий следует понимать занятие определенным видом предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) лицом, не выполняющим лицензионные требования и условия, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Согласно п. 1 ст. 16 Федерального закона Российской Федерации от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
В соответствии с п. 2 ст. 16 указанного Закона, обязанность по поддержанию транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в технически исправном состоянии возлагается на владельцев транспортных средств либо на лиц, эксплуатирующих транспортные средства.
Пунктом 4.3 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утв. Приказом Министра транспорта Российской Федерации от 09.03.1995 № 27 установлено, что организации и водители-предприниматели обязаны обеспечить ежедневный контроль технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и по возвращении к месту стоянки. Должностные лица организации, ответственные за техническое состояние транспортных средств, обязаны выполнять в путевом листе отметки о технической исправности транспортных средств.
Пунктом 5.5 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утв. Приказом Министра транспорта Российской Федерации от 09.03.1995 № 27 установлено, что должностные лица организации имеют право осуществлять контроль на линии, при его проведении останавливать транспортные средства, управляемые водителями организации, принимать при выявлении нарушений необходимые меры в соответствии с действующим законодательством.
В силу п. 2.5, 2.5.4 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утв. приказом Министерства транспорта РФ от 30.03.94 № 15, владельцы лицензии обеспечивают условия содержания транспортных средств в технически исправном состоянии за счет контроля технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и при возвращении к месту стоянки.
Постановлением Совета Министров - Правительством РФ от 23.10.1993 № 1090 "О правилах дорожного движения" установлен Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, в том числе:
- в соответствии с п. 7.7 указанного перечня, если на автобусе отсутствует огнетушитель,
- в соответствии с п. 7.4 указанного перечня, если не работают предусмотренные конструкцией замки дверей кузова или кабины, аварийные выходы и устройства приведения их в действие, привод управления дверьми,
- в соответствии с п. 5.5 указанного перечня, если на одну ось транспортных средств установлены шины различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с различными рисунками протектора, ошипованные и неошипованные, морозостойкие и неморозостойкие, новые и восстановленные,
- в соответствии с п. 5.3 указанного перечня, если отсутствует болт (гайка) крепления колес.
Таким образом, факт использования транспортных средств, не допущенных к эксплуатации, подтверждается материалами дела и его следует считать доказанным в соответствии со ст. 65 АПК РФ.
Арбитражный суд, оценивая, в совокупности, имеющиеся в материалах дела доказательства, по своему внутреннему убеждению приходит к выводу, что лицензиат ограничился формальным заполнением соответствующих граф путевых листов, без проведения предрейсовых технических осмотров, осуществлялся допуск транспортных средств на линию без выдачи путевых листов.
Лицензиатом осуществлялась эксплуатация транспортных средств такими неисправностями, как установка резины с разными рисунками протектора, отсутствие гайки крепления колеса, заблокированным аварийным выходом резьбовыми соединениями, отсутствием огнетушителей, то есть явных недостатков. Характер указанных недостатков свидетельствует о том, что в большинстве случаев, причина их образования носит осознанный характер, то есть принимались решения о блокировании аварийных выходов, установки шины с другим рисунком протектора, допускалось отсутствие огнетушителей.
Лицензиат привлекался к административной ответственности, предусмотренной ч. 3, 4 ст. 14.1 КоАП РФ, решениями арбитражного суда Оренбургской области от 3 июля 2009 года № А47-4238/2009, от 3 июля 2009 года № А47-4239/2009, от 29 октября 2008 года № А47-6966/2008, от 29 июля 2009 года № А47-6227/2009, от 28 июля 2009 года № А47-6226/2009.
Решением арбитражного суда Оренбургской области от 29 июля 2009 года № А47-6227/2009 деятельность лицензиата приостановлена на 90 суток.
Однако, лицензиатом в указанный срок не устранены недостатки, послужившие основанием для приостановления деятельности ответчика. Лицензиатом фактически не проводится контроль технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и при возвращении к месту стоянки, а также текущий контроль на линии.
Согласно п. 2 ст. 13 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в случае, если в установленный судьей срок лицензиат не устранил нарушение лицензионных требований и условий, повлекшее за собой административное приостановление деятельности лицензиата, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
Лицензия аннулируется решением суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа.
В связи с тем, что допущенные нарушения лицензиатом не устранены, мер для обеспечения безопасности осуществления пассажирских перевозок ответчиком не принимается, допущенные недостатки в организации пассажирских перевозок носят систематический характер, заявленные требования следует удовлетворить.
Государственной пошлиной данная категория споров не облагается.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 202, 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

решил:

1. Заявленные требования Управления государственного автодорожного надзора по Оренбургской области об аннулировании лицензии № АСС-56-005054 на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек на территории Российской Федерации, выданной обществу с ограниченной ответственностью "Транспортное предприятие "Русь", удовлетворить.
2. Лицензию № АСС-56-005054 на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) на территории Российской Федерации, выданную 01.11.2006 года Управлением государственного автодорожного надзора по Оренбургской области ФСНСТ сроком по 31.10.2011, аннулировать.
Решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Челябинск).
Решение суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Уральского округа (г. Екатеринбург) не позднее двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда (www.18aac.arbitr.ru) или ФАС Уральского округа (www.fasuo.arbitr.ru).



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru