Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Оренбургская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 16 июля 2009 г. по делу № А47-5726/2009

По делу об оспаривании постановления о привлечении
к административной ответственности

установил:

открытое акционерное общество "Бузулукагроснаб" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Оренбургской области (далее - Управление, административный орган) о признании незаконным Постановления по делу об административном правонарушении № 2/186 от 23 июня 2009.
Отводов суду не заявлено.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебное заседание, о времени и месте которого надлежащим образом извещено в соответствии с ч. 1 ст. 123 АПК РФ, не явилось, что не препятствует проведению судебного разбирательства на основании ст. 156 АПК РФ.
Заявителем заявлено письменное уточнение заявленных требований.
Уточнение заявленных требований судом принимается на основании ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Общество считает совершенно правонарушение малозначительным, поскольку оно не повлекло за собою имущественного ущерба, отсутствие сведений о валютной операции, размер стоимости которой составляет 159 рублей 39 копеек, не могло исказить отчетность банка в связи ее малозначительностью, а на момент проверки отсутствовала какая-либо угроза общественным отношениям. Кроме того, заявитель поясняет, что причина возврата банком паспорта сделки своевременно предоставленной ему справки о подтверждающих документах, обществу неизвестна, доказательства направления 15.09.2008 в банк паспорта сделки вместе со справкой о подтверждающих документах счет-фактуры от 30.08.2008 № эл28 (подтверждающего документа) у заявителя отсутствуют.
Ответчик возражает против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве. Кроме того, представитель управления в судебном заседании пояснил, что подтверждающие документы, в действительности, представлены обществом несвоевременно, о чем свидетельствуют штамп банка ПС на счете-фактуре от 30.08.2008 № эл28.
В открытом судебном заседании судом установлено следующее.
Открытое акционерное общество "Бузулукагроснаб" (исполнитель, Россия) заключило с филиалом компании "Халлибуртон Интернешнл, Инк." (заказчик, США) договор оказания услуг железнодорожным транспортом б/н от 01.01.2008.
В соответствии с п. 3.1 договора расчеты по переработке грузов, раскредитовке вагонов и других услуг производятся заказчиком на основании счетов, акта выполненных работ крана и первичных подтверждающих документов. Пунктом 3.3 договора предусмотрено, что оплата не вызывающих сомнения счетов-фактур производится по получении счетов-фактур и документов, подтверждающих выполнение услуг исполнителем.
Обществом в ОАО "Бузулукбанк" открыт паспорт сделки (ПС) № 08010002/1282/0000/3/0, вид сделки - "3" - выполнение работ, оказание услуг, передача информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, резидентом.
За период с 01.04.2008 по 30.08.2008 затраты общества по оказываемым им услугам составили 159 рублей 39 копеек, что подтверждается актом от 30.08.2008 № эл28 и счетом-фактурой от 30.08.2008 № эл28.
Согласно представленным банком ПС документам, справка о подтверждающих документах обществом была представлена в банк ПС 17.09.2008.
Центральным банком Российской Федерации утверждено Положение от 01.06.2004 № 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществлении уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение ЦБ РФ от 01.06.2004 № 258-П).
Управлением в ходе проверки установлено, что установленный пунктами 2.1, 2.2, 2.4 Положения ЦБ РФ от 01.06.2004 № 258-П срок представления справки о подтверждающих документах вместе с подтверждающим документом обществом нарушен на два календарных дня.
В связи с чем, административным органом составлен протокол об административном правонарушении № 2/186 от 05.06.2009 (в присутствии законного представителя общества) и вынесено Постановление по делу об административном правонарушении № 2/186 от 23.06.2009 (в присутствии представителя общества по доверенности).
Изучив материалы дела, заслушав доводы сторон, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2.1 Положения ЦБ РФ от 01.06.2004 № 258-П, в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном настоящим Положением, представляет в банк ПС документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (далее - подтверждающие документы).
В силу п. 2.2 Положения ЦБ РФ от 01.06.2004 № 258-П, подтверждающие документы представляются резидентом в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в приложении 1 к настоящему Положению.
В соответствии с п. 2.4 Положения ЦБ РФ от 01.06.2004 № 258-П, резидент представляет в банк ПС документы, указанные в пункте 2.2 настоящего Положения, в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации или оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.
Таким образом, справка о подтверждающих документах и счет-фактура от 30.08.2008 № эл28 должны были быть предоставлены в банк ПС до 15.09.2008.
Частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) установлено, что несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно Указанию Банка России от 10.12.2007 № 1950-У формами учета по валютным операциям для резидентов, является, в том числе, справка о подтверждающих документах, указанная в п. 2.2 Положения Банка России № 258-П и составляемая в соответствии с Приложением 1 к Положению Банка России № 258-П.
Таким образом, под несоблюдением установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, понимается также несоблюдение установленных сроков представления справки о подтверждающих документах, что образует объективную сторону предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ правонарушения.
На справке о подтверждающих документах и счете-фактуре от 30.08.2008 № эл28 проставлен штамп банка ПС (входящей корреспонденции) 17.05.2008.
Вина общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, установлена управлением в обжалуемом Постановлении, заключается в том, что при наличии возможности соблюдения порядка и сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, общество не проявило надлежащей заботливости и осмотрительности для соблюдения обязательных требований.
При данных обстоятельствах, факт наличия в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, документально подтвержден материалами дела, признается заявителем и его следует считать доказанным с позиции ст. 65 АПК РФ.
Постановлением Управления № 2/186 по делу об административном правонарушении общество привлечено к административной ответственности по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ с наложением административного штрафа в минимальном размере - 40000 рублей.
В силу статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Согласно пункту 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
В свою очередь, исключительность конкретных обстоятельств совершения правонарушения означает, что данные обстоятельства не являются типичными для значительного круга лиц.
Таким образом, совершенное противоправное деяние не только должно иметь формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и быть социально опасным.
Состав правонарушения, предусмотренный ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ является формальным, не предусматривающий наступление вредных последствий. В связи с чем, конкретными обстоятельствами совершения названного правонарушения могут быть только те обстоятельства, которые обуславливают отсутствие угрозы (возможности) причинения вреда охраняемым отношениям. В данном случае, названные обстоятельства должны объективно свидетельствовать об отсутствии препятствия для осуществления валютного контроля.
Таким образом, угроза охраняемым общественным отношениям, в данном случае, связана с препятствиями для осуществления деятельности контролирующего органа и личностью виновного (степени его пренебрежения к формальным требованиям публичного права).
Согласно п. 2.10 - 2.11 Положение ЦБ РФ от 01.06.2004 № 258-П банк ПС проверяет соответствие информации, указанной резидентом в справке о подтверждающих документах сведениям, содержащимся в подтверждающих документах или в копиях банковских выписок, представленных резидентом в банк ПС, а также соблюдение резидентом порядка оформления указанных в настоящем пункте справок. Представленные резидентом справки проверяются сотрудником банка ПС (далее - ответственное лицо банка ПС) в срок, не превышающий 7 рабочих дней, следующих за датой их представления резидентом в банк ПС.
Согласно п. 2.14 Положение ЦБ РФ от 01.06.2004 № 258-П банк ПС возвращает резиденту один экземпляр справок, указанных в пунктах 2.2, 2.5, 2.6 настоящего Положения, вместе с подтверждающими документами и копиями банковских выписок, а также иными документами, представляемыми в соответствии с настоящим Положением (далее - документы, на основании которых заполнены справки), в случаях, если:
представленные резидентом справки заполнены и (или) оформлены с нарушением требований, установленных настоящим Положением;
информация, указанная в справках, не соответствует сведениям, содержащимся в представленных резидентом документах, на основании которых заполнены справки;
документы, на основании которых заполнены справки, не представлены или представлены не все документы, или они оформлены в ненадлежащем порядке.
Указанные в настоящем пункте справки и документы возвращаются банком ПС резиденту заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в срок, не превышающий 7 рабочих дней, следующих за датой их представления в банк ПС, либо передаются под расписку лицу, действующему на основании доверенности резидента.
Резидент повторно представляет в банк ПС надлежащим образом заполненные и оформленные с учетом замечаний банка ПС справки вместе с документами, на основании которых заполнены эти справки, в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты их получения от банка ПС.
Таким образом, Положением ЦБ РФ от 01.06.2004 № 258-П установлен срок проверки ответственным лицом банка ПС (агентом валютного контроля) соответствия информации, указанной резидентом в справке о подтверждающих документах сведениям, содержащимся в подтверждающих документах или в копиях банковских выписок, а также соблюдение резидентом порядка оформления указанных в настоящем пункте справок. В свою очередь, порядок проверки соответствия информации предусматривает истечение семидневного срока в рабочих днях для первоначальной проверки и трехдневного срока представления резидентом надлежащим образом заполненных и оформленных с учетом замечаний банка ПС документов. После чего банк ПС повторно в течение семидневного срока проверяет соответствие информации в представленных документах, имеющимся у банка ПС сведениям.
Согласно материалам дела, обществом в течение двух календарных дней (что менее предусмотренного п. 2.14 Положение ЦБ РФ от 01.06.2004 № 258-П срока устранения выявленных банком ПС недостатков) устранило допущенные нарушения до истечения, установленного Положением ЦБ РФ, первоначального срока проверки представленных документов. При этом, срок просрочки представления справки о подтверждающих документах составляет два календарных дня.
Суд считает, что данное обстоятельство являются исключительным, конкретным и свидетельствует об отсутствии значительного ущерба охраняемым отношениям (по обеспечению возможности проведения валютного контроля).
Статья 2.9 КоАП РФ предусматривает возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения.
При этом, незначительность размера валютной операции, сведения о которой обществом были предоставлены несвоевременно (159 рублей 39 копеек), не позволяет говорить о существенном пренебрежении общества к формальным требованиям публичного права.
Кроме того, в силу ч. 1 и 2 ст. 4.1 КоАП РФ размер штрафа не может быть установлен ниже предела, предусмотренного соответствующей статьей КоАП РФ. Аналогичная правовая позиция закреплена п. 21 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 № 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Оценивая соотношение наложенного в минимальном размере штрафа (в сумме 40000 рублей) и размера совершенной валютной операции (159 рублей 39 копеек), суд считает, что назначение наказания в виде штрафа, при отсутствии признаков существенного пренебрежения общества к требованиям публичного права, не будет отвечать критериям справедливости и целесообразности юридической ответственности.
В связи с чем, исправление лица, привлеченного к административной ответственности (предупреждение совершения им новых правонарушений), возможно без назначения наказания в виде административного штрафа.
Учитывая в совокупности объективные характеристики совершенного правонарушения и субъективные особенности лица, привлеченного к административной ответственности, суд считает возможным освобождение заявителя от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения.
В соответствии с п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ № 10 от 02.06.2004 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при установлении малозначительности правонарушения в ходе рассмотрения дела об оспаривании Постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь ч. 2 ст. 211 АПК РФ и ст. 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого Постановления и о его отмене.
В соответствии с частью 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ст.ст. 49, 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Уточнение заявленных требований принять.
2. Заявленные требования удовлетворить.
3. Признать незаконным и отменить Постановление Территориального управления Федеральной службы Финансово-бюджетного надзора в Оренбургской области (г. Оренбург) от 23.06.2009 № 2/186 о привлечении ОАО "Бузулукагроснаб" (г. Бузулук) к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьей 15.25 КоАП РФ, в виде штрафа в сумме 40000 (сорок тысяч) рублей.
Решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Челябинск).
Решение суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Уральского округа (г. Екатеринбург) не позднее двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда (www.18aac.arbitr.ru) или ФАС Уральского округа (www.fasuo.arbitr.ru).



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru