Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Оренбургская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 3 июля 2009 г. по делу № А47-2509/2009

По делу о взыскании обязательных платежей и санкций

(Извлечение)

установил:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Переволоцком районе (далее по тексту - Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Муниципальному унитарному предприятию "Переволоцкое жилищно-коммунальное хозяйство" (далее по тексту - МУП "Переволоцкое ЖКХ", предприятие, ответчик) о взыскании недоимки по страховым взносам и пеней в Пенсионный Фонд РФ в общей сумме 952678,24 руб. по требованию № 3314 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов организацией-страхователем по состоянию на 20.01.2009 г.
В соответствии со ст.ст. 156, 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие ответчика, который считается надлежащим образом извещенным о времени и месте его проведения согласно положениям ч. 2 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ответчик с заявленными требованиями не согласен по основаниям, изложенным в письменном отзыве, считает, что пени начислены незаконно, требование в адрес предприятия не направлялось, кроме того, оно выставлено с нарушением установленных законом сроков.
Изучив материалы дела, суд установил следующее.
МУП "Переволоцкое ЖКХ" представлена в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 6 по Оренбургской области декларация по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам за 2007 г.
По состоянию на 20.01.2009 г. ответчиком не уплачены страховые взносы за 2007 г. в размере 797559,73 руб., в том числе страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии в сумме 723026,14 руб., на накопительную часть 74533,59 руб.
За несвоевременную уплату обществом страховых взносов за 2007 г. на обязательное пенсионное страхование Отделом на основании статьи 26 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ) по состоянию на 31.12.2008 г. начислены пени в сумме 155118,51 руб., в том числе в сумме 140574,87 руб. на недоимку по страховым взносам на страховую часть пенсии, в сумме 14543,64 руб. на недоимку по взносам на накопительную часть пенсии.
Учреждением 23.01.2009 г. МУП "Переволоцкое ЖКХ" направлено требование № 3314 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов организацией-страхователем по состоянию на 20.01.2009 г., согласно которому ответчику в срок до 04.02.2009 г. предлагалось уплатить недоимку в размере 952678,24 руб., в том числе: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии в сумме 723026,14 руб., на накопительную часть 74533,59 руб. и пени в размере 140574,87 руб. на недоимку по страховым взносам на страховую часть пенсии и на недоимку по взносам на накопительную часть пенсии в размере 14543,64 руб.
В связи с тем, что вышеуказанное требование ответчиком в срок, установленный в требовании, добровольно не исполнено, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о принудительном взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пени за несвоевременную уплату страховых взносов в Пенсионный фонд РФ с МУП "Переволоцкое ЖКХ".
Требования заявителя о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пени за несвоевременную уплату страховых взносов в Пенсионный фонд РФ признаются судом частично обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ) Муниципальное унитарное предприятие "Переволоцкое жилищно-коммунальное хозяйство" является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и в соответствии со ст. 24 названного Закона обязано своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно статье 11 Налогового кодекса Российской Федерации недоимкой признается сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов страхователями установлены ст. 24 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ. Согласно указанной статьи ежемесячно страхователи производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного статьей 22 настоящего Федерального закона. Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей. Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю. По окончании расчетного периода страхователь представляет страховщику расчет с отметкой налогового органа или с иными документами, подтверждающими факт представления расчета в налоговый орган. Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование считается поступившей с момента зачисления ее на счет соответствующего органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ под расчетным периодом понимается календарный год, расчетный период состоит из отчетных периодов, отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
Факт существования обязанности по уплате страховых взносов и неисполнения данной обязанности в срок, установленный законом, подтверждается материалами дела, в том числе: декларацией по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам за 2007 г., расчетами суммы задолженности, представленными заявителем.
Как следует из материалов дела определением от 16.11.2006 г. по делу № 11238/2006-14ГК Арбитражный суд Оренбургской области принял заявление Федеральной налоговой службы о признании несостоятельным (банкротом) Муниципального унитарного предприятия "Переволоцкое жилищно-коммунальное хозяйство".
Федеральный закон от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее по тексту - Федеральный закон от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ) устанавливает различный правовой режим удовлетворения требований кредиторов к должнику, находящемуся в процедуре банкротства, в зависимости от времени возникновения денежного обязательства и обязательства по уплате обязательных платежей.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, к числу которых относятся страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, являются обязательными платежами.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено этим Законом.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 5 Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие только после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
В п. 4 и 45 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 г. № 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" установлено, что требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве). Исковые, а также иные требования по таким обязательствам рассматриваются в общем порядке, предусмотренном процессуальным законодательством.
Задолженность по страховым взносам за 2007 г. и обязанность по уплате указанной задолженности наступили после 16.11.2006 г., то есть после дня принятия судом заявления о признании предприятия банкротом.
Следовательно, задолженность по страховым взносам в сумме 797559,73 руб. является текущим платежом и подлежит удовлетворению вне рамок дела о банкротстве.
В соответствии с п. 1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Как следует из пояснений заявителя от 30.06.2009 г. № 08-19/155 данные о начислениях за 2007 г. поступили в Учреждение от налогового органа только 11.10.2008 г., окончательная декларация по страховым взносам за 2007 г. представлена в инспекцию 30.06.2008 г. (л.д. 24 - 29).
Вместе с тем, пропуск срока направления требования об уплате налога не влечет изменения порядка исчисления совокупных сроков на принудительное взыскание налога, которые включают в себя - 3-месячный срок на предъявление требований, 14-дневный срок - на его добровольное исполнение и 6-месячный срок - для обращения в арбитражный суд.
Таким образом, с учетом того, что декларация по страховым взносам за 2007 г. представлена ответчиком только 30.06.2008 г. суд приходит к выводу о том, что Управлением срок на взыскание спорной задолженности пропущен не был. Доказательства обратного ответчиком не предоставлены.
Ссылки предприятия на то, что срок выставления требования необходимо исчислять со срока уплаты налога противоречат действующему законодательству о налогах и сборах.
В силу положений ст. 26 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями.
Согласно п. 2 ст. 26 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ пеней признается установленная указанной статьей денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние сроки по сравнению с установленными законом. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов, и уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Пени на указанную выше сумму задолженности за 2007 г. начислялись Управлением с 07.05.2007 г. по 31.12.2008 г. (л.д. 30 - 31).
Однако п. 1 ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) устанавливает, что с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника.
Конкурсное производство в отношении предприятия было открыто 28.06.2007 г. по решению Арбитражного суда Оренбургской области по делу № А47-11238/2006-14ГК.
При таких обстоятельствах, начисление заявителем пени на сумму задолженности по страховым взносам за 2007 г. начиная с 28.06.2007 г. является неправомерным.
Пени, начисленные с 07.05.2007 г. по 27.06.2007 г. также не подлежат взысканию по следующим основаниям.
В отличие от недоимки по страховым взносам, для которой определены конкретные сроки уплаты, пени начисляются за каждый день просрочки до даты фактической уплаты задолженности. Поэтому Учреждение вправе предъявлять к взысканию пени как совместно с недоимкой, но используя порядок начисления и взыскания пеней, изложенный в пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 № 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", так и по отдельным периодам просрочки уплаты до прекращения (погашения) основного обязательства по уплате страховых взносов.
Проверка соблюдения фондом срока давности взыскания пеней осуществляется судом в отношении каждого дня просрочки.
Заявитель обратился с заявлением о взыскании пени, начисленной на задолженность по страховым взносам за 2007 г. в период с 07.05.2007 г. по 27.06.2008 г., только 30.03.2009 г., то есть за пределами совокупности сроков (3-месячный срок на предъявление требований, 14-дневный срок - на его добровольное исполнение и 6-месячный срок - для обращения в суд) для взыскания, установленных ст. 70, 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, с Муниципального унитарного предприятия "Переволоцкое жилищно-коммунальное хозяйство" в доход Пенсионного фонда Российской Федерации взыскивается 797559,73 руб., в том числе: недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии в сумме 723026,14 руб., на накопительную часть 74533,59 руб.
Государственная пошлина в размере 13417,25 руб., подлежащая уплате по делу в соответствии со ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, относится в полном объеме на Муниципальное унитарное предприятие "Переволоцкое жилищно-коммунальное хозяйство" и подлежит взысканию в доход федерального бюджета.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167 - 171, 212 - 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Заявленные требования Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Переволоцком районе удовлетворить частично.
2. Взыскать с Муниципального унитарного предприятия "Переволоцкое жилищно-коммунальное хозяйство", п. Переволоцкий Оренбургской области (ИНН 5640001788, ОГРН 102560266608, регистрационный номер страхователя 066-237-000032) в пользу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Переволоцком районе 797559,73 руб., в том числе: недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии в сумме 723026,14 руб., на накопительную часть 74533,59 руб.
В остальной части заявленных требований отказать.
Исполнительный лист выдать Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Переволоцком районе после вступления решения в законную силу.
3. Взыскать с Муниципального унитарного предприятия "Переволоцкое жилищно-коммунальное хозяйство", п. Переволоцкий Оренбургской области (ИНН 5640001788, ОГРН 102560266608, регистрационный номер страхователя 066-237-000032) в доходы федерального бюджета государственную пошлину в сумме 13417,25 руб.
Исполнительный лист выдать Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Оренбургской области после вступления решения в законную силу.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Оренбургской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru