Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Омская область


ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 июля 2010 г. по делу № 33-4143/2010

Судебная коллегия по гражданским делам
Омского областного суда в составе:
председательствующего Чукреевой Н.В.,
судей областного суда: Канивец Т.В., Кутыревой О.М.,
рассмотрела в судебном заседании 7 июля 2010 года дело по кассационной жалобе С. на решение Октябрьского районного суда г. Омска от 20 мая 2010 года, которым постановлено:
"Заявление С. об оспаривании решения органа государственной власти - оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи областного суда Кутыревой О.М., судебная коллегия

установила:

С. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения органа государственной власти, указывая, что 30.04.1998 г. Центральной аттестационно-лицензионной аудиторской комиссией Министерства финансов Российской Федерации ему было предоставлено право осуществления аудиторской деятельности в области общего аудита на срок с 30.04.1998 г. по 30.04.2001 г., о чем ему был выдан квалификационный аттестат аудитора от 04.08.1998 г.. Решением Центральной аттестационно-лицензионной аудиторской комиссии Минфина РФ от 26.04.2001 г. срок действия настоящего квалификационного аттестата продлен до 30.04.2004 г. 12.11.2009 г. он обратился в Министерство финансов Российской Федерации с заявлением об обмене квалификационного аттестата аудитора. 08.12.2009 г. Минфин РФ отказал ему в обмене квалификационного аттестата аудитора со ссылкой на подпункт "в" пункта 6 Правил обмена квалификационных аттестатов аудитора, выданных в установленном порядке до вступления в силу Федерального закона "Об аудиторской деятельности", с указанием на то, что не подлежит обмену квалификационный аттестат аудитора, срок действия которого истек после 01.05.2002 г., - в случае направления в Министерство финансов Российской Федерации заявления аудитора об обмене аттестата позднее чем через 3 месяца после истечения срока действия аттестата. Считает отказ Министерства финансов Российской Федерации в обмене квалификационного аттестата аудитора незаконным и нарушающим его права и свободы. На сегодняшний день правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом РФ от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", п. 7 ст. 11 которого также определяет, что квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия. Начиная с 1998 года, он профессионально занимается аудиторской деятельностью. Кроме того, начиная с 1999 года, он проходил курсы повышения квалификации. Таким образом, Министерство финансов Российской Федерации, допуская его к прохождению курсов повышения квалификации и выдавая ему соответствующие сертификаты, фактически разрешало ему заниматься профессиональной деятельностью аудитора. В рассматриваемой ситуации речь идет о простой замене документа, у которого истек срок действия. Фактически, отказав в обмене квалификационного аттестата, Минфин РФ аннулировало его результаты квалификационных экзаменов, и принуждает против его воли к заключению договора на возмездной основе с учебным заведением и повторной сдаче квалификационных экзаменов. Просил суд признать незаконным отказ Министерства финансов Российской Федерации в обмене квалификационного аттестата аудитора № 020933 от 04.08.1998 г., содержащийся в письме № 07-06-09/1953 от 08.12.2009 г., обязать Министерство финансов Российской Федерации устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина, обменяв квалификационный аттестат аудитора № 020933 от 04.08.1998 г., взыскать с Министерства финансов Российской Федерации в его пользу государственную пошлину в размере 200 руб.
В судебном заседании заявитель С. требования поддержал.
Представитель Министерства финансов Российской Федерации Х. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, указав, что оспариваемое решение является законным и обоснованным, каких-либо прав и интересов заявителя не нарушает.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В кассационной жалобе С. просит решение суда отменить, ссылаясь на доводы, аналогичные приведенным в заявлении об оспаривании решения Минфина РФ.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", аудитором является физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.
Указание на необходимость получения квалификационного аттестата аудитора является одним из требований к членству аудиторов в саморегулируемой организации аудиторов (п. 1 ч. 3 ст. 18 Федерального закона "Об аудиторской деятельности").
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 07.08.2001 г. № 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности", утратившей силу с 01.01.2009 г. в связи с принятием Федерального закона от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ, определялось, что аудитором является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора.
Как следует из материалов дела, 30.04.1998 г. Центральной аттестационно-лицензионной аудиторской комиссией Министерства финансов РФ С. на срок с 30.04.1998 г. по 30.04.2001 г. был выдан квалификационный аттестат аудитора от 04.08.1998 г. № 020933.
В дальнейшем срок действия настоящего квалификационного аттестата был продлен до 30.04.2004 г.
12.11.2009 г. С. обратился в Министерство финансов РФ с заявлением об обмене квалификационного аттестата аудитора.
Письмом Минфина РФ от 08.12.2009 г. в обмене квалификационного аттестата аудитора заявителю было отказано с указанием на положения подпункта "в" п. 6 Правил обмена квалификационных аттестатов аудитора, выданных в установленном порядке до вступления в силу Федерального закона "Об аудиторской деятельности", на аттестаты, предусмотренные указанным Федеральным законом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.02.2002 г. № 80.
Рассматривая дело, с учетом изменения законодательства, суд пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных С. требований.
На момент выдачи аттестата действовало Постановление Правительства РФ от 06.05.1994 г. № 482, которым был утвержден Порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности.
Пунктами 16, 17 данного Порядка устанавливалось, что квалификационный аттестат аудитора выдается сроком на три года. Предусматривалась возможность продления срока действия квалификационного аттестата.
В соответствии с п. 2 ст. 22 Федерального закона от 07.08.2001 г. № 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" квалификационные аттестаты аудитора, выданные в установленном порядке до вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют свое действие до окончания предусмотренного в них срока. По истечении указанного срока они могут быть обменены (без проведения повторной аттестации) на аттестаты, предусмотренные настоящим Федеральным законом, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Названная норма утратила силу с 01.01.2009 г. в связи с принятием Федерального закона от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ.
Таким образом, к моменту обращения С. с заявлением об обмене квалификационного аттестата (12.11.2009 г.) аудитора норма Федерального закона от 07.08.2001 г. № 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" об обмене аттестата утратила силу в связи с введением нового правового регулирования данных правоотношений Федеральным законом от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".
Вместе с тем, указанная выше норма и Закон в целом не регулировали порядок обмена аттестата, относя его к компетенции Правительства РФ.
Постановлением Правительства РФ от 06.02.2002 г. № 80 "О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации" были утверждены Правила обмена квалификационных аттестатов аудитора, выданных в установленном порядке до вступления в силу Федерального закона "Об аудиторской деятельности".

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду подпункт "в" пункта 6, а не подпункт "в" пункта 5 Правил.

Согласно подпункту "в" пункта 5 названных Правил не подлежит обмену квалификационный аттестат аудитора, срок действия которого истекает после 01.05.2002 г., - в случае направления в Министерство финансов Российской Федерации заявления аудитора об обмене аттестата позднее чем через 3 месяца после истечения срока действия аттестата.
В отсутствие в настоящее время в действующем законодательстве установления и регламентации порядка обмена квалификационного аттестата аудитора по истечении срока его действия, Министерство финансов РФ обоснованно отказало С. в обмене квалификационного аттестата аудитора.
Доводы кассационной жалобы о том, что Министерство финансов РФ, допуская С. к прохождению курсов повышения квалификации и выдавая соответствующие сертификаты, фактически разрешало ему заниматься профессиональной деятельностью аудитора, подлежат отклонению, как не имеющие правового значения для настоящего дела.
Доводы заявителя со ссылкой на пункт 7 ст. 11 Федерального закона от 30.11.2008 г. № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" о том, что квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия, не могут быть приняты во внимание, поскольку указанная норма вступает в силу с 01.01.2011 года.
Доводы кассационной жалобы С. являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, и получили обоснованную правовую оценку, не согласиться с которой у судебной коллегии нет оснований.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным и не подлежит отмене по доводам кассационной жалобы, основанным на неверном толковании норм материального права.
Руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда

определила:

Решение Октябрьского районного суда г. Омска от 20 мая 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу С. - без удовлетворения.

Председательствующий
К.С.Долгих

Судьи областного суда
Т.В.Канивец
О.М.Кутырева



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru