АРБИТРАЖНЫЙ СУД НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 4 мая 2010 г. по делу № А43-7623/2010-16-177
Резолютивная часть решения объявлена 28 апреля 2010 года.
Решение изготовлено в полном объеме 04 мая 2010 года.
Арбитражный суд Нижегородской области в составе:
судьи Мукабенова Игоря Юрьевича
при ведении протокола судебного заседания судьей Мукабеновым И.Ю.,
при участии в заседании представителей:
от заявителя: Коробков А.С., доверенность № 61/2 от 15.02.2010;
рассмотрел в открытом судебном заседании заявление
Главного управления внутренних дел по Нижегородской области, г. Нижний Новгород, (далее - заявитель, управление) о привлечении индивидуального предпринимателя Михалицына Дениса Леонидовича, г. Нижний Новгород, (далее - предприниматель) к административной ответственности по признакам совершения правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Почтовое отправление с определением суда о принятии заявления к производству, подготовке дела к судебному разбирательству и назначении судебного разбирательства, направленное в адрес ИП Михалицына Д.Л. заказным письмом с уведомлением, возвращено отделением связи с отметкой о невручении за истечением срока хранения. Учитывая, что определение направлено по адресу регистрации предпринимателя по месту жительства, названное почтовое отправление в силу части 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считается доставленным, а Михалицын Д.Л. - надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела.
В связи с этим и на основании пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заседание проведено в отсутствие указанного участника процесса.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленное требование.
Проверив обстоятельства возбуждения дела об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя Михалицына Д.Л., полномочия лица, составившего протокол об административном правонарушении, порядок фиксации признаков административного правонарушения, сроки давности привлечения к административной ответственности, изучив материалы дела и заслушав доводы представителя заявителя, арбитражный суд пришел к выводу о необходимости привлечения предпринимателя к административной ответственности и назначения наказания в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей с конфискацией предметов административного правонарушения ввиду следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, на основании рапорта старшего инспектора Центра БППР и ИАЗ ГУВД по Нижегородской области от 04.03.2010 (л.д. 8), сотрудниками управления 04.03.2010 проведена проверка торговой деятельности предпринимателя, осуществляющего реализацию спиртосодержащей продукции в торговой точке (контейнере) № 626, расположенной на территории рынка "Советский" по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Богородского.
Факт проведенной проверки зафиксирован сотрудниками Центра БППР и ИАЗ ГУВД по Нижегородской области в протоколе осмотра принадлежащих индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 04.03.2010 (л.д. 10); акте покупки от 04.03.2010 (л.д. 11).
По факту проверки старшим инспектором Центра БППР и ИАЗ управления 04.03.2010 произведено изъятие у предпринимателя реализуемой спиртосодержащей жидкости "Чистый-С": емкостью 0,001 л в количестве 75 единиц, емкостью 0,25 л в количестве 66 единиц, емкостью 5 л в количестве 2 единиц, емкостью 1 л в количестве 2 единиц; спиртосодержащей жидкости "Мозаика" емкостью 5 л в количестве 10 единиц; спиртосодержащей жидкости "Роял-Люкс" емкостью 5 л в количестве 4 единиц; спиртосодержащей жидкости без этикетки в количестве 2 единиц; спиртосодержащей жидкости темного цвета в количестве 1 единицы, о чем составлен протокол изъятия вещей и документов (л.д. 12).
Определением № 442 от 04.03.2010 в отношении предпринимателя возбуждено дело об административном правонарушении и назначено проведение административного расследования (л.д. 7).
В результате проведенной проверки и административного расследования установлено, что предпринимателем осуществлялась реализация спиртосодержащих жидкостей в ассортименте без соответствующих сопроводительных документов, а именно: разделов "А" и "Б" справки к товарно-транспортным накладным.
Усматривая в действиях предпринимателя признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностным лицом управления в пределах, предоставленных статьей 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях полномочий, 02.04.2010 составлен протокол об административном правонарушении 052 АИ № 557818 (л.д. 9), на основании которого заявителем принято решение о передаче материалов административного дела в арбитражный суд для рассмотрения по подведомственности.
Данный протокол составлен при участии индивидуального предпринимателя Михалицына Д.Л. Права и обязанности, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предпринимателю были разъяснены, что отражено в протоколе об административном правонарушении. При составлении протокола Михалицын Д.Л. пояснил, что с фактом выявленных правонарушений он согласен.
В силу статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года № 55, предусмотрена обязательная сертификация указанной продукции.
В соответствии со статьями 16, 26 и подпунктом 3 пункта 1 статьи 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" запрещается розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации, без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота и без сертификатов соответствия.
Пунктом 139 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55, предусмотрено, что на продаваемую алкогольную (спиртосодержащую) продукцию продавец обязан иметь следующие сопроводительные документы: товарно-транспортная накладная; копия справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции; копия справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.
Форма справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной, и порядок ее заполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 № 864 утверждены правила заполнения справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию.
Согласно пунктам 3 - 5 названных Правил организация - производитель продукции заполняет при ее отгрузке разделы "А" и "Б" справки по утвержденной форме, за исключением указания фамилии, имени, отчества и должности уполномоченного лица организации-покупателя, и заверяет данные, указанные в разделе "А" и левой части раздела "Б" справки, подписью уполномоченного лица и своей печатью. Организация-покупатель при поступлении продукции от производителя заверяет относящиеся к этой организации данные в обоих разделах справки подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью. При каждой последующей реализации продукции организацией-продавцом заполняется только раздел "Б" справки. При этом организация-продавец заполняет обе части раздела "Б", заверяя подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью данные, указанные в левой части раздела. При получении спиртосодержащей продукции организация-покупатель заверяет данные, указанные в правой части раздела "Б", подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью.
Отсутствие названных сопроводительных документов не подтверждает законности прохождения реализуемой спиртосодержащей продукции от организации-производителя до потребителя на территории Российской Федерации, то есть свидетельствует о нахождении такой продукции в нелегальном обороте.
Поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию), а равно поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции в таре и упаковке, не соответствующих установленным законом требованиям, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" под оборотом указанной продукции понимаются закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа.
В силу подпункта 5 статьи 2 Федерального закона № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" к спиртосодержащей продукции относится спиртосодержащая непищевая продукция, произведенная с использованием этилового спирта, иной спиртосодержащей продукции или спиртосодержащих отходов производства этилового спирта, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции.
Факт реализации предпринимателем спиртосодержащих жидкостей в ассортименте при отсутствии надлежащим образом оформленных справок к товарно-транспортным накладным подтвержден материалами административного дела, предпринимателем не оспаривается и указывает на нахождение такой продукции в нелегальном обороте.
Изложенные обстоятельства подтверждаются представленными в дело доказательствами, объяснениями предпринимателя, данными при составлении протокола об административном правонарушении, и свидетельствуют о наличии события административного правонарушения и виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, в его совершении.
Процессуальных нарушений, влекущих ущемление прав лица, привлекаемого к административной ответственности, при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено.
При таких условиях заявитель пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 2 статьи 14.16 установлена ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Возможности применения в рассматриваемом случае статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судом не усматривается в силу следующих обстоятельств.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения суд может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться вынесением устного замечания.
В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Предприниматель обязан был не допустить при осуществлении деятельности по реализации спиртосодержащей продукции нарушения требований действующего законодательства в области оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
По смыслу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является формальным и для привлечения лица к ответственности достаточно самого факта нарушения вне зависимости от наступивших в результате совершения такого правонарушения последствий.
Выявленные нарушения посягают на установленный законодательными и нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере оборота спиртосодержащей продукции.
При таких условиях суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания названного правонарушения малозначительным.
На основании вышеизложенного, учитывая обстоятельства и характер совершенного правонарушения, степень вины правонарушителя, отсутствие вредных последствий, признание предпринимателем факта совершения вменяемого правонарушения, суд назначает наказание по низшему пределу административного штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в размере 4 000 рублей.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 180 - 182, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Заявленные требования Главного управления внутренних дел по Нижегородской области, г. Нижний Новгород, удовлетворить.
Привлечь индивидуального предпринимателя Михалицына Дениса Леонидовича <...> г.р., ИНН <...> (место рождения: <...>; место жительства: <...>) к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей.
Спиртосодержащую продукцию, а именно: спиртосодержащую жидкость "Чистый-С": емкостью 0,001 л в количестве 75 единиц, емкостью 0,25 л в количестве 66 единиц, емкостью 5 л в количестве 2 единиц, емкостью 1 л в количестве 2 единиц; спиртосодержащую жидкость "Мозаика" емкостью 5 л в количестве 10 единиц; спиртосодержащую жидкость "Роял-Люкс" емкостью 5 л в количестве 4 единиц; спиртосодержащую жидкость без этикетки в количестве 2 единиц; спиртосодержащую жидкость темного цвета в количестве 1 единицы, изъятую у индивидуального предпринимателя Михалицына Дениса Леонидовича на основании протокола изъятия вещей и документов от 04.03.2010, конфисковать.
Административный штраф лицом, привлеченным к административной ответственности, должен быть уплачен не позднее тридцати дней со дня вступления решения о наложении штрафа в законную силу по реквизитам:
ИНН 5262089566 КПП 525901001
УФК по Нижегородской области (УМ БППР и ИАЗ МОБ при ГУВД по Нижегородской области)
Банк: ГРКЦ ГУ Банка России по Нижегородской области г. Нижний Новгород
БИК: 042202001
Расчетный счет: 40201810400000010002
Код бюджетной классификации: 188 1 16 90040 04 0000 140 ОКАТО 22401000000.
Надлежащим образом заверенную копию квитанции или платежного поручения, подтверждающего уплату штрафа, необходимо представить в Арбитражный суд Нижегородской области.
По истечении тридцати дней со дня вступления настоящего решения в законную силу, в случае если арбитражному суду не будет представлено доказательство добровольной уплаты штрафа, выдать и направить исполнительный лист на взыскание штрафа в службу судебных приставов-исполнителей по месту нахождения (жительства) лица, привлеченного к административной ответственности.
Исполнительный лист на конфискацию изъятой продукции выдать после вступления настоящего решения в законную силу.
Настоящее решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступит в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Настоящее решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области. В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Судья
И.Ю.МУКАБЕНОВ