Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Липецкая область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 21 июля 2010 г. по делу № А36-2285/2010

Резолютивная часть решения объявлена 14.07.2010.
Решение в полном объеме изготовлено 21.07.2010.
Арбитражный суд Липецкой области в составе судьи Хорошилова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Канаевой А.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению прокурора города Ельца, Липецкая область, г. Елец
к лицу, привлекаемому к административной ответственности, - обществу с ограниченной ответственностью "КРОКУС", Липецкая область, г. Елец
о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Ларичевой Л.В. - прокурора отдела прокуратуры Липецкой области (служебное удостоверение ТО № 073278 от 20.01.2009, действительно по 20.01.2014);
от лица, привлекаемого к административной ответственности: Прокофьевой М.В. - представителя (доверенность от 29.06.2010),

установил:

Прокурор города Ельца (далее - заявитель, прокурор) обратился в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "КРОКУС" (далее - ООО "КРОКУС", общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) (т. 1, л.д. 3 - 5).
Определением от 16.06.2010 арбитражный суд принял заявление и возбудил производство по делу (т. 1, л.д. 1 - 2).
В судебном заседании представитель заявителя настаивал на удовлетворении требования о привлечении ООО "КРОКУС" к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, за грубые нарушения лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности, выразившиеся в отсутствии полного минимального ассортимента лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, а также несоблюдении требований хранения лекарственных средств по фармакологическим группам и по способу применения. Что же касается выявленного в ходе проведения проверки превышения обществом предельно допустимых розничных цен на лекарственные средства, то в указанной части представитель прокуратуры отказался от поддержания заявленного требования ввиду того, что ответственность за данное правонарушение предусмотрена ст. 14.6 КоАП РФ, а не ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ (т. 1, л.д. 3 - 5, 117, т. 2, л.д. 12, 13).
Представитель ООО "КРОКУС" возражал против удовлетворения вышеназванного заявления по основаниям, указанным в отзыве и дополнении к нему, пояснив, что лекарственные средства "Феррум лек в сиропе", "Метморфин", "Эуфиллин (аминофиллин)" имелись в наличии на момент проведения проверки, что подтверждается соответствующими товарными накладными, в связи с этим неправомерно были отражены в акте проверки и постановлении прокурора как отсутствующие; заявки на остальные лекарственные средства были отложены в связи с предстоящими проверками и были привезены сразу после их проведения.
Представитель общества указал на то, что из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 10.06.2010 непонятно, в отношении каких именно лекарственных средств были нарушены условия хранения (т. 1, л.д. 58 - 60, 118, т. 2, л.д. 12, 13).
Арбитражный суд, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, выслушав мнения лиц, участвующих в деле, установил следующее.
Согласно части 1 статьи 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Свидетельством серии 48 № 000777416 от 02.12.2002 подтверждается государственная регистрация ООО "КРОКУС" в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1024800792158 (т. 1, л.д. 51).
11 сентября 2008 года Управлением здравоохранения Липецкой области обществу с ограниченной ответственностью "КРОКУС" была выдана лицензия № ЛО-48-02-000031, разрешающая осуществление фармацевтической деятельности (розничную торговлю лекарственными средствами) в аптеке, расположенной по адресу: Липецкая область, г. Елец, ул. Коммунаров, д. 143-а, нежилое помещение № 1, со сроком действия до 11.09.2013 (т. 1, л.д. 49, 50).
Как следует из материалов дела, 13.05.2010 на основании приказа и.о. руководителя Управления Росздравнадзора по Липецкой области от 07.05.2010 № 206-ЛФ главным специалистом-экспертом Золотухиной М.В. совместно с заместителем заведующей аптеки № 92 ОГУП "Липецкфармация" Коваленковой Т.И. в аптеке ООО "КРОКУС", расположенной по адресу: Липецкая область, г. Елец, ул. Коммунаров, д. 143-а, нежилое помещение № 1, была проведена плановая выездная проверка за соблюдением требований статей 31, 32 Федерального закона № 86-ФЗ от 22 июня 1998 года "О лекарственных средствах", в ходе которой было установлено отсутствие полного минимального ассортимента лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, и нарушение условий хранения лекарственных средств (т. 1, л.д. 14, 15, 20 - 26).
14.05.2010 информация о выявленных нарушениях была направлена прокурору Липецкой области для принятия мер прокурорского реагирования в отношении виновных лиц (т. 1, л.д. 10 - 12).
19.05.2010 прокуратура Липецкой области направила вышеназванную информацию прокурору г. Ельца для рассмотрения по существу и принятия мер прокурорского реагирования (т. 1, л.д 13).
По результатам проверки фактов, изложенных в обращении руководителя Управления Росздравнадзора по Липецкой области, 10 июня 2010 года прокурором г. Ельца было вынесено постановление о возбуждении в отношении общества с ограниченной ответственностью "КРОКУС" дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, за осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий (т. 1, л.д. 6 - 9).
Полномочия прокурора при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, касающиеся возбуждения дела о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации, установлены п. 2 ст. 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 № 2202-1, в редакции Федерального закона от 28.11.2009 № 303-ФЗ, и ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ.
В порядке, предусмотренном ст. 204 АПК РФ, прокурор обратился в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о привлечении ООО "КРОКУС" к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ст. 2.10 КоАП РФ административной ответственности подлежат юридические лица за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Примечание. Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Согласно п. 47 ч. 1 ст. 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" № 128-ФЗ от 08.08.2001 (в редакции Федеральных законов по состоянию на 27.12.2009) (далее - ФЗ "О лицензировании...") фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
В силу ст. 2 ФЗ "О лицензировании..." под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с п. 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 06.07.2006 № 416 (в ред. постановлений Правительства РФ по состоянию на 08.08.2009) (далее - "Положение о лицензировании..."), осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "д" пункта 4 настоящего Положения.
Согласно п. п. "в" п. 4 "Положения о лицензировании..." лицензионными требованиями при осуществлении фармацевтической деятельности являются соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, требований статьи 32 Федерального закона "О лекарственных средствах" и правил продажи лекарственных средств, утверждаемых в соответствии со статьей 26 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".
В силу ч. 4 ст. 32 Федерального закона "О лекарственных средствах" от 22.06.1998 № 86-ФЗ (в редакции Федеральных законов по состоянию на 30.12.2008) (далее - ФЗ "О лекарственных средствах") виды аптечных учреждений, правила и порядок отпуска лекарственных средств определяются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств.
Из системного анализа положений п. п. "в" п. 4 "Положения о лицензировании...", ч. 4 ст. 32 ФЗ "О лекарственных средствах", п. 1.2 Отраслевого стандарта "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения ОСТ 91500.05.0007-2003", утвержденного приказом Министерства здравоохранения РФ от 04.03.2003 № 80, п. 1.1 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2005 № 785, следует, что лицензиат, осуществляющий розничную торговлю лекарственными средствами, обязан соблюдать правила и порядок отпуска лекарственных средств, утвержденных в соответствии со ст. 32 ФЗ "О лекарственных средствах" уполномоченным на то федеральным органом исполнительной власти, и их невыполнение является грубым нарушением лицензионных требований и условий осуществления фармацевтической деятельности.
В соответствии с п. 5.2 Отраслевого стандарта "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения ОСТ 91500.05.0007-2003", утвержденного приказом Министерства здравоохранения РФ от 04.03.2003 № 80 (с последующими изменениями и дополнениями) (далее - "Правила отпуска..."), при хранении лекарственных препаратов (лекарственных средств) используются следующие способы систематизации: по токсикологическим и фармакологическим группам; по способу применения; в алфавитном порядке; в соответствии с позициями компьютерного учета.
Принятый способ хранения лекарственных препаратов (лекарственных средств) должен быть оговорен в приказе по аптечной организации и доведен до сведения персонала аптечной организации.
Согласно п. 3.3 Инструкции по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ от 13.11.1996 № 377, в помещениях хранения лекарственные средства размещают отдельно: в строгом соответствии с токсикологическими группами; ядовитые, наркотические и сильнодействующие лекарственные средства должны храниться в соответствии с действующими требованиями; в соответствии с фармакологическими группами; в зависимости от способа применения (внутреннее, наружное); лекарственные вещества "ангро" в соответствии с агрегатным состоянием (жидкие отдельно от сыпучих, газообразных и т.п.); в соответствии с физико-химическими свойствами лекарственных средств и влиянием различных факторов внешней среды; с учетом установленных сроков хранения для лекарственных препаратов с ограниченными сроками годности; с учетом характера различных лекарственных форм.
Из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 10.06.2010 усматривается, что ООО "КРОКУС" вменено нарушение условий хранения лекарственных средств по фармакологическим группам и по способу применения (т. 1, л.д. 6 - 8).
Между тем, в указанном постановлении не имеется сведений о том, в отношении каких лекарственных средств не соблюдались условия хранения (т. 1, л.д. 6 - 8).
В соответствии с ч. 5 ст. 205 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, возлагается на административный орган.
В нарушение вышеназванной нормы, заявителем в ходе рассмотрения дела не было представлено доказательств, предусмотренных ст. 26.2 КоАП РФ, позволяющих определить, в отношении каких лекарственных средств обществом были нарушены условия хранения, с целью проверки судом обстоятельств, зафиксированных в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 10.06.2010.
Учитывая вышеизложенное, следует признать, что ни постановление от 10.06.2010, ни иные представленные заявителем в материалы дела доказательства не содержат необходимых и достаточных фактических данных, позволяющих установить событие административного правонарушения, выразившегося в нарушении условий хранения лекарственных средств по фармакологическим группам и по способу применения. В связи с этим доводы заявителя в указанной части являются несостоятельными.
В силу ч. 8 ст. 32 ФЗ "О лекарственных средствах" аптечные учреждения обязаны обеспечивать установленный федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств, минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи.
Приказом Минздравсоцразвития РФ № 312 от 29.04.2005 г. (далее - Приказ № 312) в соответствии со статьей 32 Федерального закона "О лекарственных средствах" в целях упорядочения обеспечения граждан лекарственными средствами был утвержден минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи.
В соответствии с п. 1.5 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2005 г. № 785 (в ред. приказов Минздравсоцразвития РФ от 24.04.2006 № 302, от 13.10.2006 № 703, от 12.02.2007 № 109, от 06.08.2007 № 521), для бесперебойного обеспечения населения лекарственными средствами аптечные учреждения (организации) обязаны иметь в наличии минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 апреля 2005 г. № 312.
Согласно ст. 4 ФЗ "О лекарственных средствах" к аптечным учреждениям относятся аптеки, аптеки учреждений здравоохранения, аптечные пункты, аптечные магазины, аптечные киоски.
Как следует из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 10.06.2010, акта проверки от 13.05.2010 ООО "КРОКУС" не был обеспечен в аптеке минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержденный Приказом № 312, в частности, отсутствовали следующие лекарственные средства: вальпроевая кислота (группа VII "Противосудорожные средства"); железа (III) гидроксид сахарозный комплекс (группа XVIII "Средства, влияющие на кроветворение, систему свертывания"); активированный уголь (группа XX "Средства, влияющие на функции органов желудочно-кишечного тракта"); дидрогестерон, кортизон, метформин (группа XXI "Гормоны и средства, влияющие на эндокринную систему"); будесонид группа XXIII "Средства, влияющие на органы дыхания") (т. 1, л.д. 6 - 8, 20 - 26).
Относительно отсутствующих в аптеке ООО "КРОКУС" на момент проведения проверки лекарственных средств "Париет" и "Аминоформин" судом установлено, что последние не входят в минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 апреля 2005 г. № 312, в связи с этим не обеспечение обществом их наличия в аптеке не является нарушением требований ч. 8 ст. 32 ФЗ "О лекарственных средствах".
Что же касается довода представителя общества о наличии на момент проведения проверки лекарственных средств "Феррум лек в сиропе" (международное наименование - железа (III) гидроксид сахарозный комплекс) и "Метформин", то он не находит своего документального подтверждения в материалах дела.
Из товарной накладной № 9397209-001 от 12.05.2010, на которую ссылается ООО "КРОКУС" в подтверждение вышеназванного довода, усматривается, что в ней не указана дата принятия товара грузополучателем (ООО "КРОКУС") (т. 1, л.д. 123 - 129).
При этом, суд считает, что дата составления документа - 12.05.2010, не подтверждает обстоятельство, связанное со временем получения товара.
Иных доказательств, свидетельствующих о том, что лекарственные средства "Феррум лек в сиропе" и "Метформин" на момент проведения проверки имелись в наличии в аптеке, лицом, привлекаемым к административной ответственности, представлено не было.
Возражения общества относительно того, что заявки на лекарственные средства (в том числе на обязательный список) были отложены в связи с предстоящими проверками, не принимаются судом во внимание, поскольку у ООО "КРОКУС" как лица, осуществляющего фармацевтическую деятельность, являющуюся предпринимательской, имелась возможность заблаговременно обратиться к поставщикам с целью приобретения заканчивающихся у него лекарственных средств для обеспечения минимального ассортимента лекарственных средств, однако, доказательств принятия указанных мер обществом в ходе судебного разбирательства представлено не было.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что обществом не было предпринято всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
С учетом вышеизложенного, следует признать, что выявленный административным органом в ходе проверки факт нарушения ст. 32 ФЗ "О лекарственных средствах" в части наличия минимального ассортимента лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, при осуществлении фармацевтической деятельности (т.е. не соблюдения лицензионных требований, предусмотренных п. п. "в" п. 4 "Положения о лицензировании...") образует в действиях ООО "КРОКУС" состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Принимая во внимание, что данное правонарушение посягает на охраняемые государством общественные отношения в сфере порядка обращения лекарственных средств, обеспечения качества, эффективности и безопасности лекарственных средств, своевременного оказания медицинской помощи направленные на защиту жизни и здоровья граждан, суд приходит к выводу о том, что последнее не может быть признано малозначительным применительно к ст. 2.9 КоАП РФ.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный суд приходит к выводу об отсутствии процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении. Арбитражным судом установлено, что содержание постановления прокурора от 10.06.2010 о возбуждении дела об административном правонарушении соответствует ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ. Требования, предусмотренные ч. ч. 3, 4 ст. 28.2, ст. 28.4 КоАП РФ, прокурором соблюдены (т. 1, л.д. 6 - 8, 45, 48). Нарушения срока, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ, судом также не установлено.
При указанных обстоятельствах арбитражный суд считает, что требование прокурора о привлечении ООО "КРОКУС" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, подлежит удовлетворению.
При назначении наказания суд учитывает в качестве смягчающих обстоятельств совершение обществом административного правонарушения впервые, в связи с этим полагает возможным назначить ООО "КРОКУС" административное наказание в пределах минимальной санкции ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
В соответствии со ст. 204 АПК РФ заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 202 - 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Привлечь общество с ограниченной ответственностью "КРОКУС" (место нахождения: Липецкая область, г. Елец, ул. Коммунаров, д. 143 "а" кв. 1, основной государственный регистрационный номер 1024800792158) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Административный штраф должен быть уплачен обществом с ограниченной ответственностью "КРОКУС" не позднее тридцати дней со дня вступления решения суда в законную силу по следующим реквизитам:
Наименование получателя платежа: Управление Федерального казначейства по Липецкой области (ИФНС России по Правобережному району г. Липецка)
ИНН: 4825040010
КПП: 482501001
Расчетный счет: 40101810200000010006 в ГРКЦ ГУ Банка России по Липецкой области
БИК банка: 044206001
КБК: 182 116 90040 04 0000 140
ОКАТО: 42401000000.
В случае неуплаты административного штрафа в установленный срок выдать исполнительный лист.
Решение суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия и может быть обжаловано в указанный срок в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, расположенный в г. Воронеже, через Арбитражный суд Липецкой области.
Датой принятия решения суда считается дата изготовления решения суда в полном объеме.

Судья
А.А.ХОРОШИЛОВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru