Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Костромская область


КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 августа 2010 г. по делу № 33-1014

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе председателя комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Костромы Ю., представителя Администрации г. Костромы Х. на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 30 июня 2010 года, которым исковые требования М. к Администрации г. Костромы о предоставлении жилого помещения удовлетворены. Администрация г. Костромы обязана предоставить М. с учетом членов ее семьи - дочери Е. и внучек Е.Л., Е.Н. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, находящееся в черте г. Костромы, по нормам предоставления площади жилого помещения.
Заслушав доклад судьи К., выслушав объяснения представителя М. - С., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия

установила:

М. обратилась в суд с иском к Администрации г. Костромы о предоставлении жилого помещения. В обоснование заявленного требования указала, что она состоит в списке очередности общего учета с 04.03.1996 и в списке реабилитированных лиц с 14.01.2002, проживает с дочерью и двумя внучками в квартире, расположенной по адресу: <...> и принадлежащей на праве собственности ее дочери Е. Согласно письму МУ "СМЗ по ЖКХ" г. Костромы от 05.07.2007 № 173/ж на 2007 г. процент износа дома, в котором они проживают, составлял 83%, что позволяет отнести данный дом к категории ветхого и аварийного жилья. 16 мая 2009 г. межведомственной комиссией, назначенной постановлением главы города Костромы от 25.10.2007 № 2578, проведено обследование дома по указанному адресу и подписан акт № 26. Комиссией установлено, что жилой дом не соответствует СанПин 2.1.2.1102-00, СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03. Комиссия пришла к выводу, что жилые помещения № 1, 2, 3, 4 не соответствуют требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и непригодны для проживания, жителей требуется отселить, дом снести. По заключению № 29 от 16.05.2008 комиссия приняла заключение о несоответствии жилых помещений требованиям, предъявляемым к жилому помещению и признании квартир № 1, 2, 3, 4 в жилом доме № 24 по адресу <...> непригодными для проживания. Ссылаясь на ч. 2 п. 1 ст. 57 ЖК РФ, просила суд обязать ответчика предоставить ей с семьей другое жилое помещение в г. Костроме вне очереди.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены комитет жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Костромы, Е., Е.Л., Е.Н.
По делу постановлено вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе председатель комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Костромы Ю. просит отменить вынесенное решение как незаконное и необоснованное и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. Указывает, что решение (заключение) о необходимости или возможности проведения ремонта и реконструкции не принималось, а истцом не представлено доказательств того, что данный дом ремонту и реконструкции не подлежит. Полагает, что экспертное заключение ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Костромской области", процент износа дома - 83%, непринятие решения о проведении ремонтно-восстановительных работ - не являются надлежащими доказательствами того, что дом ремонту и реконструкции не подлежит. Ссылаясь на положения ст. 30 ЖК РФ, ст. 210-211 ГК РФ, указывает, что, являясь собственником жилого помещения, Е. как собственник несет не только бремя содержании, но и риск случайной гибели жилого помещения. М. и Е. малоимущими признаны не были, возможность приобретения жилья за свой счет судом не рассматривалась, к какой-либо иной льготной категории, имеющей право на внеочередное предоставление жилья истцы не относятся, а факт постановки истицы и членов ее семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, сам по себе не порождает права на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке. Полагает, что наличие родственных отношений и регистрация на одной жилой площади само по себе не свидетельствует о членстве одной семьи в соответствии с ч. 1 ст. 31 ЖК РФ. Необходимым условием при применении нормы ч. 2 ст. 57 ЖК РФ является установление (подтверждение) факта совместного проживания в непригодном жилом помещении совместно с собственником лиц, которые могут быть признаны членами семьи собственника. Данные обстоятельства судом не исследованы и неосновательно признаны установленными. Не разрешен вопрос изъятия самого непригодного жилого помещения.
В кассационной жалобе представитель Администрации г. Костромы Х., действующий на основании доверенности, просит решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Указывает, что судом не выяснено, являлось ли жилое помещение, расположенное по адресу <...> непригодным для проживания на момент заключения договора купли-продажи от 10.03.1995 Е., в результате чего оно стало непригодным для проживания. Полагает, что поскольку пришедшее в непригодное для проживания состояние жилое помещение принадлежит дочери истицы на праве собственности, приобретено по договору купли-продажи от 10.03.1995, до заключения которого она ознакомилась с техническим состоянием квартиры, претензий к ее качеству не имела, с Администрацией г. Костромы в каких-либо договорных отношениях не состоит, оснований для применения к возникшим правоотношениям ст. 57 ЖК РФ не имеется. Указывает, что обязанность по обеспечению жилищных прав собственников жилых помещений у органов местного самоуправления в соответствии со ст. 32 ЖК РФ возникает лишь при сносе дома в связи с отводом земель для государственных и муниципальных нужд. В данном случае решений об изъятии земельного участка администрация г. Костромы не принимала. Ссылаясь на положения ст. 210-211 ГК РФ, ст. 32 ЖК РФ, указывает, что сам по себе факт постановки истицы и членов ее семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, не порождает права на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке, поскольку право собственности Е. не прекращено, инвентаризационное дело не погашено.
В возражениях относительно кассационной жалобы представитель М. - С. полагает решение суда законным и обоснованным, а жалобы не подлежащими удовлетворению.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб и возражений, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
На основании п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Судом установлено, что Е. на праве собственности принадлежит двухкомнатная квартира, общей площадью 34,7 кв. м, в том числе жилой площадью 19,7 кв. м, расположенная по адресу: <...>
В указанной квартире зарегистрированы и проживают истица Мельникова Р.П., ее дочь Е. и внучки Е.Н. и Е.Л.
16 мая 2008 года межведомственной комиссией, назначенной постановлением Главы г. Костромы от 25.10.2007 № 2578, составлен акт обследования жилого дома <...>, в котором указано на несоответствие жилых помещений требованиям, предъявляемым к жилому помещению и квартиры № 1, 2, 3, 4 в жилом доме <...> признаны непригодными для проживания. л.д. 12).
Заключением межведомственной комиссии от 16.05.2008 № 29 квартиры № 1, 2, 3, 4 в жилом доме <...> признаны непригодными для проживания. При решении вопроса о пригодности квартир для проживания было рассмотрено экспертное заключение ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Костромской области" от 04.02.2008, из которого следует, что жилой дом по адресу: <...> не соответствует СанПин 2.1.2.1002-00 "Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям", СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" л.д. 13, 33-34).
Из материалов дела следует, что Администрацией г. Костромы признан факт нецелесообразности проведения капитального ремонта в связи с большим процентом износа дома (83%). Представитель ответчика не отрицал в судебном заседании, что Администрация г. Костромы не намерена ремонтировать жилой дом, в котором проживает истица л.д. 87).
При таких обстоятельствах вывод суда о наличии у истицы права на предоставление жилого помещения по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, следует признать правильным, а доводы кассационных жалоб о неприменении указанной нормы к спорным правоотношениям ввиду отсутствия решения о признании жилого помещения не подлежащим ремонту и реконструкции, не состоятельными.
Доводы жалоб об отсутствии у М. права на предоставление жилого помещения в связи с тем, что непригодное для проживания жилое помещение не является муниципальной собственностью, на законе не основаны.
Жилищное законодательство не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит жилое помещение. Нуждающимся в жилом помещении по смыслу положений частей 1 и 2 ст. 57 ЖК РФ может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.
Поскольку М. с членами семьи состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, у органов местного самоуправления в силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ возникла обязанность предоставить ей жилое помещение по договору социального найма.
Иные доводы кассационных жалоб основанием к отмене решения суда, постановленного в соответствии с законом и правильно установленными по делу обстоятельствами, не являются, в связи с чем, жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Свердловского районного суда г. Костромы от 30 июня 2010 года оставить без изменения, кассационные жалобы председателя комитета ЖКХ Администрации г. Костромы Ю. и представителя Администрации г. Костромы Х. - без удовлетворения.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru