Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Воронежская область


КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ОТЧЕТ
О РЕЗУЛЬТАТАХ ТЕМАТИЧЕСКОЙ ПРОВЕРКИ
ЭФФЕКТИВНОСТИ И ЦЕЛЕВОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
СРЕДСТВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ЛЕКАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ЖИТЕЛЕЙ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
В 2007 - 2008 ГОДАХ

Основание для проведения проверки: Закон "О Контрольно-счетной палате Воронежской области", п. 23 плана работы Контрольно-счетной палаты Воронежской области на 2009 год, распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты Воронежской области от 14.01.2009 № 1.
Цель проверки: контроль целевого и эффективного использования государственных средств, направленных в 2007 - 2008 годах на лекарственное обеспечение жителей Воронежской области.
Предмет проверки: бюджетные и внебюджетные средства, направленные в 2007 - 2008 годах на лекарственное обеспечение жителей Воронежской области.
Проверяемый период: 2007 - 2008 годы.
Перечень проверенных объектов: департамент здравоохранения и социального развития Воронежской области, ГУП ВО "Воронежфармация", ГУЗ "Воронежский центр контроля качества и сертификации лекарственных средств".
В ходе проверки установлено:
Обеспечение лекарственными средствами населения Воронежской области (2280,4 тыс. чел. в 2007 году и 2268,0 тыс. чел. в 2008 году) осуществлялось в рамках реализации Программы государственных гарантий оказания жителям области бесплатной медицинской помощи (далее - ПГГ), областных и ведомственных целевых программ, приоритетного национального проекта "Здоровье". На медикаментозное обеспечение направлялись средства бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов (обязательного медицинского и социального страхования), а также внебюджетные средства - добровольного медицинского страхования (ДМС) и от платных медицинских услуг, а также прочие доходы (безвозмездные поступления и т.п.).
Общий объем государственных средств, направленных на лекарственное обеспечение в системе здравоохранения области, составил в 2007 году 2344,7 млн. рублей (140,7% к 2006 году), в 2008 году - 2511,7 млн. рублей (107,8% к 2007 году), из них свыше 5% - это личные средства граждан, оплаченные в кассу медицинских учреждений области.
Анализ динамики расходов на медикаменты показал, что общий объем средств в 2007 году к уровню 2006 года возрос на 40,7%, в 2008-м по сравнению с 2007 годом увеличение составило только 7,8%, что ниже фактического уровня инфляции (14,3%).
При этом средства областного бюджета на приобретение медикаментов составили в 2007 году 379 млн. рублей, в 2008 году - 443,6 млн. рублей, что выше факта 2007 года только на 17% при запланированном областным бюджетом росте на 51%. В результате отклонения ГФУ счетов на оплату за поставленные медикаменты кредиторская задолженность составила 33 млн. рублей, погашена она уже из лимитов 2009 года.
В среднем обеспеченность медикаментами на одного жителя области в год за счет государственных средств составила в 2007 году 1028,2 рублей, в 2008 году - 1107,5 рублей, или на 7,7% больше. Однако, учитывая фактический размер инфляции, реальная обеспеченность медикаментами за счет государственных средств снизилась на 6,6%.
При этом следует отметить, что объем личных средств граждан, израсходованных на приобретение медикаментов в розничной аптечной сети области, согласно статистическим данным <1>, значительно выше государственных ассигнований. Он составил в 2008 году более 14,8 млрд. рублей - это 6,5 тыс. рублей на человека в год. Этот факт свидетельствует о том, что жители области обеспечены лекарственными средствами за счет государственных средств менее чем на 15% от фактической потребности.
--------------------------------
<1> Сведения территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Воронежской области.

Обеспечение лекарственными средствами льготных категорий граждан

1. Средства федерального бюджета

Обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (далее - ДЛО)

В 2007 году обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение ДЛО, осуществлялось через уполномоченную фармацевтическую организацию ЗАО НВП ЦВ "Протек", выигравшую тендер, проведенный на федеральном уровне. Оплата этой фарморганизации за медикаменты, полученные жителями области, произведена Территориальным фондом ОМС за счет средств федерального бюджета, поступивших в виде субвенций из Федерального фонда ОМС в сумме 921,3 млн. рублей. Средняя стоимость одного рецепта, выписанного в 2007 году, составила 850 рублей.
Лекарственные средства по ДЛО согласно отчету ТФОМС получили 104,1 тысячи человек, или 93,6% числившихся в регистре, из них 79% инвалидов. Однако эти сведения, составленные ТФОМС на основании данных ЛПУ, явно завышены. В ходе проверки ТФОМС уточнил сведения: с учетом исключения "двойников", в 2007 году медикаменты получили 63 тыс. человек, или 57% числившихся в регистре.
В 2008 году на обеспечение жителей льготных категорий необходимыми лекарственными средствами (далее - ОНЛС) в область поступили не медикаменты, а денежные ассигнования. Субвенции Федерального фонда ОМС поступали в ТФОМС, затем перечислялись в ГФУ
Лимит финансирования в течение года корректировался в связи с изменением установленной месячной суммы (417 рублей, 423 рублей, 426 рублей и т.д.) на одного федерального льготника и количества льготников, не отказавшихся от набора социальных услуг (НСУ), и составил по итогам года 353,3 млн. рублей. Кроме того, 212 млн. рублей поступило в ТФОМС для завершения расчетов за 2007 год.
В 2008 году приобретение лекарственных средств для федеральных льготников осуществлялись Главным управлением здравоохранения (далее - ГУЗ) и Главным аптечным управлением (далее - ГАУ), созданным в ноябре 2007 года.
Следует отметить, что закупки на II полугодие, проведенные ГАУ, более эффективны: экономия по их результатам составила 15% общей суммы, выставленной на аукционы, в то время как в I полугодии ГУЗ сэкономлено на аукционах только 1,2% средств. Эффективность подтверждает и тот факт, что цены на лекарственные средства, закупленные во втором полугодии 2008 года, ниже цен первого полугодия в среднем на 20%.
В результате во втором полугодии 2008 года на 200 рублей снизилась стоимость одного рецепта - до 651 рубля, а также увеличилось количество закупленных упаковок лекарственных средств, что позволило увеличить и количество обслуженных рецептов с 143,1 тысячи в первом полугодии 2008 года до 177,5 тысячи - во втором. Кроме того, за счет экономии создан оперативный резерв лекарственных средств, что позволило к концу 2008 года снизить количество обращений граждан на телефон "горячей линии" по вопросам лекарственного обеспечения с 1240 во втором квартале до 622 - в четвертом.
Всего в 2008 году лекарственную помощь получили 33,1 тыс. федеральных льготников (47% числившихся в регистре) по 320,5 тыс. рецептам на сумму 240,7 млн. рублей. Средняя стоимость одного обслуженного рецепта составила по итогам года 751 рубль. Затраты в год на одного льготника, получившего медикаменты в среднем по 13 рецептам, составили 7262,8 рубля.
Структура закупок по ОНЛС в 2008 году представлена следующим образом: инсулины и другие сахароснижающие средства составили 42% всех средств федерального бюджета, лекарственные средства для лечения вирусных гепатитов и хронической почечной недостаточности - по 11%, противоопухолевые препараты - 8,5%, средства для лечения психических заболеваний - 6%, сердечно-сосудистые средства - 5%, средства для лечения бронхиальной астмы - 3,5%, прочие общетерапевтические препараты - 13%.
Ввиду отсутствия аналогичной статистики в 2007 году сопоставить уровень обеспеченности медикаментами федеральных льготников за два года в разрезе заболеваний не представляется возможным.
В декабре 2008 года ГАУ были осуществлены закупки лекарственных средств на I полугодие 2009 года на сумму 202,2 млн. рублей за счет средств межбюджетных трансфертов федерального бюджета, поступивших в сумме 237,5 млн. рублей. На момент проверки все контракты оплачены, с учетом услуги ГУП "Воронежфармация" (20% от стоимости выданных медикаментов) использовано 216,6 млн. рублей.

Обеспечение граждан дорогостоящими лекарственными средствами, поступающими в Воронежскую область для лечения больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, миелолейкозом, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей

В 2008 году в системе ОНЛС выделены семь заболеваний, требующих наиболее дорогостоящего лечения, - в Воронежской области в регистре числилось 480 таких больных.
Получены дорогостоящие лекарственные средства на сумму 309,8 млн. рублей, закупленные централизованно Федеральным агентством по здравоохранению и социальному развитию. Отпуск лекарственных средств осуществлен ГУП ВО "Воронежфармация" на сумму 291,2 млн. рублей. Согласно данным ГАУ, лекарственные средства получили все нуждающиеся граждане.
Кроме дорогостоящих препаратов Воронежской области из федерального бюджета предоставлена субсидия на осуществление организационных мероприятий (приобретение оборудования и др.) по обеспечению граждан дорогостоящими лекарственными средствами в 2008 году в сумме 9,0 млн. рублей, на 2009 год - в сумме 7,9 млн. рублей.
Следует отметить, что в бюджетном учете расходы на приобретенное оборудование в 2008 году в сумме 282,8 тыс. рублей в нарушение нормативных требований о применении бюджетной классификации РФ (Приказ МФ РФ № 74н) отнесены на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" вместо статьи 310 "увеличение стоимости основных средств".
Данный факт обусловлен тем, что лимиты бюджетных обязательств на осуществление организационных мероприятий, в состав которых согласно Постановлению Правительства РФ от 04.12.2007 № 840 входит также и закупка товаров, доводились ГАУ только по подстатье 226 "Прочие работы, услуги".

]]>
По итогам проверки сделан вывод о том, что деятельность ГУП "Воронежфармация" с 2005 года не отвечает требованиям, определенным уставом предприятия и предусмотренным п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ, - получение прибыли. Установленные показатели эффективности деятельности предприятия не достигаются. То есть деятельность ГУП "Воронежфармация" не может быть признана эффективной. Причем ухудшение финансового состояния предприятия в проверяемом периоде требует принятия незамедлительных мер по его оздоровлению, таких, как проведение реструктуризации задолженности филиалов, сокращение численности, эффективное распоряжение областным имуществом и т.д.
Стоит отметить, что и новый (на момент проверки восьмой за 2007 - 2009 годы) директор ГУП "Воронежфармация" распоряжался средствами предприятия и областным имуществом явно неэффективно и с нарушением действующего законодательства. Это и скрытая аренда - использование помещений площадью более 200 кв. м без согласования с департаментом здравоохранения и с ГУГИ для хранения имущества коммерческой аптеки, и заключение договора по истребованию дебиторской задолженности долга с ЗАО ЦВ "Протек" в сумме 7,3 млн. рублей с завышенной стоимостью юридических услуг - 1,4 млн. рублей.

ГУЗ "Воронежский центр контроля качества и сертификации лекарственных средств"

Центр в рамках возложенных функций проводит анализ качества лекарственных средств, поступающих в аптечную и лечебную сеть Воронежской области, а также осуществляет информационный контроль контрафактной и субстандартной продукции.
За 2007 - 2008 годы объем проверенных партий лекарственных средств составил 1,2 миллиона, предотвращено 6887 случаев попадания в аптечную сеть и ЛПУ недоброкачественных и фальсифицированных лекарств на общую сумму 5,7 млн. рублей. Из них более 40% изъято из обращения на территории области.
Вместе с тем проверкой установлено, что по ведомственной целевой программе центру неправомерно выделены средства областного бюджета в сумме 131,4 тыс. рублей на ремонт арендуемого здания, являющегося муниципальной собственностью, что классифицируется бюджетным законодательством как нецелевое использование средств.

Выводы:

1. Организация лекарственного обеспечения населения области в 2007 - 2008 годах осуществлялась в целом в соответствии с требованиями действующих законодательных и нормативных актов. За два года расходы на медикаменты по всем источникам финансирования номинально выросли. Обеспеченность медикаментами одного жителя области составила в 2007 году 1028,2 рублей в год, в 2008 году - 1107,5 рублей, или на 7,7% больше. Однако реальная обеспеченность медикаментами за счет государственных средств не увеличилась, а снизилась на 6,6%, с учетом инфляции - 14,3%. В частности, цены на медикаменты выросли еще больше.
Нельзя также не отметить, что по статистике личные средства граждан, затраченные на лекарственное обеспечение, значительно выше объема государственных средств. В 2008 году это 6,5 тыс. рублей в год в среднем на одного жителя области (без учета средств от платных услуг, отраженных в бюджете области).
2. Обеспечение необходимыми лекарственными средствами льготных категорий населения области осуществлялось за счет средств федерального бюджета в рамках программы ДЛО (с 2008 года - ОНЛС) и за счет областного бюджета (региональная льгота).
Федеральные льготники обеспечены медикаментами на сумму 921,3 млн. рублей в 2007 году и 565,3 млн. рублей в 2008 году. Кроме того, в 2008 году областью получены дорогостоящие лекарственные препараты 480 больным на сумму 309,8 млн. рублей для лечения семи высокозатратных заболеваний, выделенных в отдельную программу.
Медикаментозную помощь за два года получили 96,1 тыс. человек - около половины числившихся в Федеральном регистре и имевших право на получение государственной социальной помощи.
Стоит отметить эффективность закупок ГАУ во втором полугодии 2008 года - цены на медикаменты ниже цен при закупках ГУЗ на 20%, а экономия по результатам торгов составила 15% (24,6 млн. рублей) против 1,2% (1,6 млн. рублей).
Региональные льготники получили социальную помощь в 2007 году на сумму 89,8 млн. рублей - 77% плана, лимиты же в сумме 26,8 млн. рублей перераспределены, причем не только на ведомственную целевую программу "Медикаментозное обеспечение учреждений здравоохранения" (21,3 млн. рублей), но и на продукты питания, коммунальные и прочие услуги, текущий и капитальный ремонт (5,5 млн. рублей).
В 2008 году полномочия по льготному лекарственному обеспечению больных социально значимыми заболеваниями переданы на муниципальный уровень. Однако субвенции областного бюджета, переданные муниципальным бюджетам в сумме 103 млн. рублей, использованы районами неэффективно: цены закупок в районах превысили почти в 1,5 раза цены аукционов ГАУ, пять районов вообще не использовали субвенции в сумме 300 тыс. рублей, из г. Воронежа возвращено для централизованных закупок 9,5 млн. рублей. Причиной данной ситуации послужило формальное формирование субвенций - по среднему количеству льготников в районе, без учета специфики заболеваемости. В результате в 2009 году полномочия по реализации региональной льготы возвращены на областной уровень, поскольку децентрализация закупок оказалась неэффективной.
Уровень организации лекарственного обеспечения региональных льготников в 2008 году и январе - апреле 2009 года был значительно ниже, чем по ОНЛС федеральных льготников. Региональные льготники не получили медикаменты в запланированном областным бюджетом объеме - лимиты в сумме 117,6 млн. рублей остались в 2008 году неосвоенными, а госконтракты - фактически заключенными под лимиты I полугодия 2009 года.
Таким образом, до решения проблемы льготного лекарственного обеспечения населения еще далеко: потребность в средствах для обеспечения региональной льготы удовлетворяется, в частности, менее чем на 50%. К примеру, на 2009 год областным бюджетом предусмотрено 207 млн. рублей при расчетной потребности 460 млн. рублей. Недостаточно и средств федерального бюджета: фактическая средняя стоимость одного обслуженного рецепта при росте цен в 2008 году - 751 рублей - ниже, чем в 2007 году (850 рублей). Это явилось следствием сокращения перечня медикаментов с заменой более дешевыми аналогами, а также выписки рецептов строго в соответствии со списками, доведенными ГАУ до ЛПУ, поэтому почти половина нуждающихся льготников не смогли получить социальную помощь.
3. Анализ льготного лекарственного обеспечения по отдельным нозологиям показал, что не решена проблема обеспечения средствами самоконтроля больных сахарным диабетом - глюкометрами обеспечено только 18,7% больных, для приобретения тест-полосок необходимо не менее 130 млн. рублей. Для эффективного высокотехнологичного лечения, в котором остро нуждаются около 200 женщин, больных раком молочной железы, требуется более 107 млн. рублей в год. В настоящее время такое лечение получают 16 больных. По вирусному гепатиту C получают лечение 34 региональных льготника, лечатся за счет собственных средств 74, ожидают терапии 135 человек, для чего необходимо 16 млн. рублей. Существует проблема лечения гепатита B, поскольку новые эффективные препараты не входят в перечень жизненно важных. Поэтому актуально внесение изменений в перечень на региональном уровне.
4. Медикаментозное обеспечение областных ЛПУ осуществлялось прежде всего в рамках ВЦП "Медикаментозное обеспечение учреждений здравоохранения". В 2007 году ассигнования областного бюджета составили 146,9 млн. рублей (86,3% предусмотренного программой), в 2008 году - 162,5 млн. рублей, или на 11% выше уровня 2007 года. Однако такой рост не перекрывает уровень инфляции 14,3%, т.е. не обеспечивает лечение больных даже на уровне предыдущего года.
Особенно остро стоит проблема обеспечения ЛПУ медикаментами от потребности - расходы учреждений составляют 30 - 60% расчетной потребности, а по высокотехнологичной помощи - 20 - 60%.
Ситуация усугубляется также нестабильными поставками по результатам торгов и проведением торгов с опозданием на первое полугодие 2008 года. На I полугодие 2009 года своевременная поставка медикаментов в областные ЛПУ была сорвана ввиду неэффективной организации ГУЗ формирования заявок на торги. Однако в связи с резким ростом цен на медикаменты в 2009 году по сравнению с декабрем 2008 года (от 30% до 50%) стационары, а значит больные, получат медикаментов меньше в том же соотношении.
Кредиторская задолженность в сумме 33 млн. рублей, сложившаяся в связи с отклонением ГФУ счетов на оплату в конце 2008 года, также снижает уровень обеспеченности ЛПУ медикаментами в 2009 году, поскольку она погашена уже за счет лимитов текущего года.
5. Финансирование на медикаменты для оказания высокотехнологичной медицинской помощи за счет средств областного бюджета в 2008 году (78,5 млн. рублей) только на 55% удовлетворяет расчетную потребность.
При этом за 4 месяца 2009 года предусмотренные ОЦП "Развитие высокотехнологичных видов медицинской помощи" средства в сумме 3,7 млн. рублей израсходованы только на 6% в связи с поздним проведением торгов на лекарственные средства и изделия медицинского назначения для оказания ВМП. Сложившаяся кредиторская задолженность 2008 года в сумме 10,7 млн. рублей погашена за счет лимитов 2009 года, это также снижает фактический уровень обеспечения областных ЛПУ медикаментами по ВПМ.
6. Средства от платных услуг - 63,7 млн. рублей и 78,4 млн. рублей, израсходованные на приобретение 10 областными ЛПУ на медикаменты, в общих расходах на медикаменты составляют от 0,2% (областной противотуберкулезный диспансер) до 60% (областная офтальмологическая больница). Установлено, что по отдельным ЛПУ медикаменты по платным услугам планируются недостоверно: или занижаются (областная инфекционная больница - в 5,2 раза), или при наличии фактических расходов (госпиталь и санаторий в Павловске, детская областная больница № 2) вообще не планируются.
7. В 2007 году претензионная работа с поставщиками медикаментов, нарушающими условия госконтрактов по срокам поставки и качеству лекарств, ГУЗ не проводилась. В 2008 году по претензиям в сумме 2,5 млн. рублей (за несвоевременные поставки на общую сумму 25,3 млн. рублей погашено только 0,4 млн. рублей. По неисполненным претензиям 11 исков направлены ГАУ в арбитражный суд, однако по четырем претензиям на сумму 1,1 млн. рублей никакая работа по взысканию средств не проведена.
8. Деятельность ГУП ВО "Воронежфармация" по обеспечению медикаментами населения области и осуществлению отпуска лекарств по федеральной и региональной льготам неэффективна. Проверкой установлено, что предприятие работает с убытком: почти 11 млн. рублей в 2007 году и столько же по итогам 2008 года. Полученные в 2007 году средства областного бюджета в сумме 65 млн. рублей для пополнения уставного капитала не улучшили финансовое состояние предприятия. Стабильная убыточность филиалов ГУПа, вся выручка которых идет на погашение многолетней задолженности головной организации, функционирующий как оптовый поставщик для филиалов с максимальной оптовой наценкой, неэффективное распоряжение областным имуществом, нерациональность формирования штатов - основные причины нестабильности ГУПа. Нельзя при этом не заметить, что аптечный бизнес - это бизнес прибыльный, поэтому работа ГУПа требует скорейшего оздоровления.
9. ГУЗ "Воронежский центр контроля качества и сертификации лекарственных средств" за 2007 - 2008 годы предотвратило 6887 случаев попадания в аптечную сеть и ЛПУ недоброкачественных и фальсифицированных лекарств на общую сумму 5,7 млн. рублей. Из них более 40% изъято из обращения на территории области.
Проверкой установлено нецелевое использование средств областного бюджета в сумме 131,4 тыс. рублей, выделенных центру на ремонт арендуемого здания, являющегося муниципальной собственностью.

Предложения:

1. Направить представление в департамент здравоохранения Воронежской области с предложениями по устранению нарушений и недостатков, выявленных в ходе тематической проверки.
2. Направить информацию о результатах проверки первому заместителю председателя правительства Воронежской области и в Воронежскую областную Думу.

Первый заместитель председателя
Контрольно-счетной палаты
Воронежской области
Е.С.ЛИТВИНЧУК

Начальник отдела контроля расходов на
социально-культурную сферу, науку и СМИ
Л.Н.ШИЛЬНИКОВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru