| |
Региональное законодательство / Воронежская область
КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТЧЕТ О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ И ЦЕЛЕВОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ДЕТИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2007 - 2010 ГОДЫ"
Основание для проведения проверки: Закон Воронежской области от 05.01.1996 № 39-з "О Контрольно-счетной палате Воронежской области", п. 52 плана работы Контрольно-счетной палаты Воронежской области на 2009 год, распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты Воронежской области от 21.07.2009 № 45. Цель проверки: осуществление контроля за целевым использованием бюджетных средств, направленных на реализацию областной целевой программы , и оценка эффективности их использования. Предмет проверки: реализация областной целевой программы "Дети Воронежской области на 2007 - 2010 годы". Проверяемый период: 2007 - 2008 годы и I полугодие 2009 года. Перечень проверенных объектов: - департамент труда и социального развития Воронежской области; - департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области; - ГУЗ "Воронежская областная детская клиническая больница № 1"; - ГУЗ "Воронежская областная клиническая офтальмологическая больница"; - социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних Павловского, Семилукского, Борисоглебского районов; - ОГУ "Борисоглебский зональный центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями "Журавлик"; - ОГУ санаторий "Жемчужина Дона". В ходе проверки установлено: Областная целевая программа "Дети Воронежской области на 2007 - 2010 годы" (далее - программа ) утверждена постановлением Воронежской областной Думы от 25.01.2007 № 747-IV-ОД с целью создания благоприятных условий для комплексного развития и обеспечения жизнедеятельности детей, улучшения положения детей, нуждающихся в поддержке государства. Ее задачами являются: - укрепление здоровья детей и подростков на всех этапах их развития; - развитие и укрепление системы профилактики социального неблагополучия семей с детьми; - повышение эффективности государственной системы поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - развитие адресной поддержки детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности. Государственным заказчиком-координатором программы является Главное управление социального развития Воронежской области (в настоящее время - департамент труда и социального развития Воронежской области). В своем составе программа содержит 3 подпрограммы: - "Здоровое поколение" , государственный заказчик - Главное управление здравоохранения Воронежской области (ныне - департамент); - "Одаренные дети" , государственный заказчик - Главное управление образования Воронежской области (ныне - департамент); - "Дети и семья" , государственные заказчики - главные управления образования и социального развития Воронежской области. Финансирование программы осуществляется из федерального, областного, местных бюджетов, а также за счет внебюджетных источников. Общий объем расходов на реализацию программы (за счет всех источников) в проверяемом периоде составил 148723,7 тыс. рублей, в том числе: - в 2007 году - 70516,4 тыс. рублей, или 101,7% планируемого программой объема финансирования, в том числе 40183,8 тыс. рублей (102,4% плана) - средства федерального бюджета, 29098,7 тыс. рублей (96,7%) - областного бюджета, 1016,9 тыс. рублей - местных бюджетов и 217 тыс. рублей - внебюджетных источников; - в 2008 году финансирование программы относительно плана снизилось до 74,7% (77220 тыс. рублей), в том числе из федерального бюджета - до 87,1% (36826,7 тыс. рублей), из областного - до 66,1% (40393,3 тыс. рублей). Сокращение финансирования из областного бюджета произошло по подпрограмме "Дети и семья" - на строительство отделения стационарной помощи с трудовыми мастерскими ГУНТ "Областной центр реабилитации детей и подростков "Парус надежды" выделено только 44,3% запланированного объема; - на 2009 год программой предусмотрено финансирование в сумме 119146 тыс. рублей (25359 тыс. рублей - федеральный и 93787 тыс. рублей - областной бюджеты). Законом "Об областном бюджете на 2009 год..." на программу выделено 30989 тыс. рублей, что составляет только 33,1% планируемого программой объема финансирования из областного бюджета. Финансирование сокращено опять же на подпрограмму "Дети и семья" по статье "Капитальные вложения", что ставит под угрозу ее выполнение в 2009 году, а следовательно, приведет и к ухудшению положения по предупреждению и профилактике факторов семейного неблагополучия, поддержке детей, нуждающихся в помощи государства (направления подпрограммы ). По подпрограмме "Здоровое поколение" и "Одаренные дети" планируемые объемы финансирования на 2009 год сокращены не были. Однако в I полугодии 2009 года подпрограмма "Здоровое поколение" не финансировались вообще, на подпрограмму "Одаренные дети" направлено только 35% запланированного объема, что создает неблагоприятные условия для достижения в 2009 году целевых показателей по данным подпрограммам. Всего за I полугодие 2009 года на программу израсходовано только 3,2% (987,3 тыс. рублей) запланированного объема финансирования, что требует принятия неотложных мер по освоению выделенных средств. Следует отметить, что при проверке отчетных данных департаментов образования, социального развития и экономического развития о реализации программы установлена их недостоверность - в 2008 году в отчетах приведены завышенные относительно реальных сумм объемы финансирования программы : на 1027 тыс. рублей за счет средств федерального бюджета и на 366,2 тыс. рублей - областного бюджета. Завышение произошло по направлению "Дети-сироты" подпрограммы "Дети и семья" в результате отражения департаментом образования в информации, направляемой в департамент социального развития, недостоверных показателей финансирования (указаны суммы, равные плановым). Кроме того, в отчете департамента экономического развития о реализации программы в 2008 году по направлению "Семья с детьми-инвалидами" подпрограммы "Дети и семья" недостоверно указана сумма расходов средств областного бюджета - 16958,2 тыс. рублей, тогда как действительные расходы составили 16264,4 тыс. рублей (на общую сумму расходов эта ошибка не повлияла). По подпрограммам средства использовались следующим образом:
1. Подпрограмма "Здоровое поколение"
Целью подпрограммы является сохранение, восстановление и укрепление здоровья детей на основе комплексного решения медицинских, педагогических и социальных проблем материнства и детства, привитие детям навыков здорового образа жизни. Подпрограмма предусматривает решение следующих задач: 1 - сохранение и укрепление здоровья женщин; 2 - снижение младенческой смертности, сохранение тенденции к сокращению материнской смертности; 3 - улучшение состояния здоровья детей, профилактика детской инвалидности. Финансирование подпрограммы "Здоровое поколение" в проверяемом периоде составило: - в 2007 году - 8559,8 тыс. рублей, или 94,8% планируемого программой объема финансирования, в том числе 4182,9 тыс. рублей (90% плана) - средства федерального бюджета и 4376,9 тыс. рублей (99,9%) - областного бюджета; - в 2008 году - 5854,7 тыс. рублей (64,6%), в том числе 1446,7 тыс. рублей (31,1% плана) - федеральный бюджет и 4408 тыс. рублей (100%) - областной; - на 2009 год программой предусмотрено финансирование в сумме 8874 тыс. рублей (4250 тыс. рублей - федеральный и 4624 тыс. рублей - областной бюджеты). Законом "Об областном бюджете на 2009 год..." на подпрограмму предусмотрено 4624 тыс. рублей, то есть планируемые расходы сокращены не были. Однако финансирование в I полугодии 2009 года, как уже отмечено, не проводилось. В подпрограмму "Здоровое поколение" включены мероприятия "Укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения", "Совершенствование системы охраны здоровья матери и ребенка" и "Информационно-методическое обеспечение программы", которые реализовывались следующим образом:
1.1. Мероприятие "Укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения"
В 2007 году на эти цели направлено 5028,5 тыс. рублей, в том числе 2750 тыс. рублей - средства федерального бюджета и 2278,5 тыс. рублей - областного. За счет средств федерального бюджета в сумме 2750 тыс. рублей приобретено гидромассажное оборудование для ГУЗ "ВОДКБ № 1" (терапевтическая ванна). Однако в проверяемом периоде оборудование эксплуатировалось неэффективно. Так, в эксплуатацию терапевтическая ванна была введена только спустя полгода - 10.07.2008. Это связано с тем, что по условиям государственного контракта, заключенного Федеральным агентством по здравоохранению и социальному развитию с поставщиком - ЗАО "Аптека-Холдинг" (г. Москва), гидромассажное оборудование должно вводиться в эксплуатацию только с участием представителя поставщика (ООО "Рэхаб энд Медикал"). Представитель поставщика в больницу прибыл только в марте 2008 года и при распаковке оборудования установил, что его маркировка не соответствует указанной в приемо-передаточных документах, то есть оборудование должно быть заменено. Привезенная взамен терапевтическая ванна вообще оказалась бывшей в эксплуатации и уже теперь сотрудниками самой больницы не была принята. Третья ванна, не проработав и года, опять же не эксплуатируется в результате поломки с июня 2009 года. Больницей совместно с представителем ООО "Рэхаб энд Медикал" в июле текущего года составлен акт, однако по состоянию на 01.10.2009 гарантийный ремонт не произведен, хотя срок гарантии истек в июле. Средства областного бюджета в общей сумме 2278,5 тыс. рублей направлены на приобретение медицинского и компьютерного оборудования для ЛПУ области. Проведена выборочная проверка использования этого оборудования учреждениями здравоохранения, в результате которой установлено: - приобретенный для ГУЗ "ВОКОБ" офтальбиометр стоимостью 258,8 тыс. рублей используется в поликлинике больницы для проведения обследований зрения детей в соответствии с целевым назначением, что позволило повысить качество и количество проводимых исследований зрения детей на более современном уровне; - приобретенный для ГУЗ "ВОДКБ № 1" аппарат искусственной вентиляции легких стоимостью 470 тыс. рублей используется в реанимационном отделении больницы для оказания помощи новорожденным. В 2008 году на мероприятие израсходовано 2308 тыс. рублей областного бюджета (100% плана) - приобретено медицинское и компьютерное оборудование для ЛПУ области. Планируемые федеральные средства в сумме 400 тыс. рублей не выделялись. В I полугодии 2009 года финансирование мероприятия не проводилось.
1.2. Мероприятие "Совершенствование системы охраны здоровья матери и ребенка"
В 2007 году на реализацию мероприятия израсходовано 3431,3 тыс. рублей (54,9% плана программы ), из них 1432,9 тыс. рублей (33,7%) - средств федерального бюджета и 1998,4 тыс. рублей (99,9%) - областного. В 2008 году - 3446,7 тыс. рублей (55,2%), из них 1446,7 тыс. рублей (34%) - федеральный бюджет и 2000 тыс. рублей (100%) - областной. В I полугодии 2009 года финансирование мероприятия не проводилось. За счет средств федерального бюджета приобретены наборы для неонатального скрининга новорожденных в медико-генетической консультации ГУЗ "ВОККДЦ" и лечебное питание для детей первого года жизни, страдающих фенилкетонурией. Средства областного бюджета израсходованы: - для ГУЗ "ВОКБ № 1" приобретены лекарственные средства для оказания медицинской помощи беременным женщинам при выявлении патологии во время беременности и родов на общую сумму 248,4 тыс. рублей в 2007 году и 254,5 тыс. рублей в 2008 году; - для ГУЗ "ВОККДЦ" - реактивы для перинатального скрининга, наборы реагентов, лекарственные средства на общую сумму 1750 тыс. рублей в 2007 году и 1745,5 тыс. рублей в 2008 году. Проводимыми ранее Контрольно-счетной палатой проверками указанных учреждений нарушений в реализации программных мероприятий не выявлено.
1.3. Мероприятие "Информационно-методическое обеспечение программы" профинансировано в 2007 - 2008 годах из областного бюджета по 100 тыс. рублей ежегодно (100% плана). Изданы методические пособия по вопросам школьного здравоохранения, профилактических мероприятий заболеваний опорно-двигательного аппарата, органов зрения, репродуктивного здоровья девочек и юношей и профилактики табакокурения у школьников. Проверкой вопросов издания и дальнейшего использования методических пособий в ГУЗ "ВОДКБ № 1" и ГУЗ "ВОКОБ" нарушений не установлено. В I полугодии 2009 года финансирование мероприятия не проводилось. Достижение целевых показателей по подпрограмме "Здоровое поколение" в 2007 - 2008 годах сложилось следующим образом: - младенческая смертность в 2007 году составила 7,9 случая на 1000 новорожденных (на 21% ниже прогнозируемого программой уровня на 2007 год). В 2008 году уровень младенческой смертности несколько увеличился - до 8,2 случая на 1000 детей, родившихся живыми. Тем не менее этот показатель меньше прогнозируемого программой уровня на 2008 год (9,9 ед.) и среднероссийского уровня (8,7 случая), но выше среднего по ЦФО (7,3 случая). За I полугодие 2009 года младенческая смертность снизилась до 7,5 случая на 1000 новорожденных; - материнская смертность в 2007 году составила 14,3 случая на 100000 детей, рожденных живыми (на 38,1% ниже прогнозируемого уровня), а в 2008 году - 13,4 случая (при прогнозируемом уровне 22,5 ед.), что значительно ниже среднероссийского уровня - 24,1 случая и среднего по ЦФО - 22,8 случая; - смертность детей в возрасте от 0 до 4 лет в 2008 году составила 9,8 ед. на 1000 родившихся детей соответствующего возраста (99% прогнозируемого уровня); - удельный вес детей 1-й группы здоровья в общем количестве детей, проживающих в Воронежской области, - 29%, при прогнозируемом уровне 30%; - первичный выход на инвалидность детей в возрасте от 0 до 17 лет составил 18 ед. на 10000 детей, проживающих в Воронежской области (прогноз - 19,4 ед.). В I полугодии 2009 года, несмотря на отсутствие финансирования, целевые показатели достигаются за счет мероприятий, реализованных в предыдущие годы.
2. Подпрограмма "Одаренные дети"
Целью подпрограммы является развитие интеллектуального и творческого потенциала школьников Воронежской области, для достижения которой Главным управлением образования в проверяемом периоде осуществлялись мероприятия, направленные на создание условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей, обеспечения их личностной самореализации и профессионального самоопределения (обеспечение участия одаренных детей в областных, всероссийских и международных конкурсах, олимпиадах, назначение им стипендий, разработку и издание методических сборников и т.п.). ]]>В 2007 году на реализацию указанных мероприятий израсходовано 371,5 тыс. рублей средств областного бюджета, что составляет 96,5% плана программы . Из федерального бюджета при планируемом программой финансировании в 115 тыс. рублей средства не выделялись. Количество школьников - победителей всероссийских, областных олимпиад, конкурсов и соревнований по сравнению с 2006 годом увеличилось на 230 человек и составило 1950 человек. Однако это не обеспечило выполнение целевого индикатора по подпрограмме на 2,5 процентного пункта. В 2008 году на подпрограмму израсходовано 1042 тыс. рублей, или 97,8% плана программы , в том числе за счет средств федерального бюджета - 130 тыс. рублей (100% плана), за счет средств областного бюджета - 912 тыс. рублей (97,5%). В результате проведения в 2008 году мероприятий по выявлению и развитию творческого потенциала школьников области целевой индикатор по подпрограмме выполнен на 100% - количество школьников - победителей соревнований составило 2400 человек. Таким образом, реализация в 2007 - 2008 годах подпрограммы в целом обеспечила достижение цели ее создания - развитие интеллектуального и творческого потенциала школьников Воронежской области. В 2009 году финансирование подпрограммы предусмотрено в сумме 1159 тыс. рублей, из них за счет средств федерального бюджета - 154 тыс. рублей, средств областного бюджета - 1005 тыс. рублей. Законом "Об областном бюджете на 2009 год..." финансирование предусмотрено в сумме 1075 тыс. рублей, то есть планируемые расходы сокращены не были. Однако израсходовано в I полугодии 2009 года только 377 тыс. рублей, или 35% запланированного объема, что ставит под угрозу достижение целевых показателей по этой подпрограмме в 2009 году.
3. Подпрограмма "Дети и семья"
Данная подпрограмма направлена на предупреждение и профилактику факторов семейного неблагополучия, улучшение положения детей, нуждающихся в поддержке государства, в проверяемом периоде содержит наибольшую долю расходов - 89,2% в общем объеме финансирования на реализацию программы и включает в себя три направления: - "Профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних" (государственный заказчик - Главное управление социального развития области); - "Семья с детьми-инвалидами" (государственный заказчик тот же); - "Дети-сироты" (государственный заказчик - Главное управление образования). На реализацию мероприятий подпрограммы направлено: - в 2007 году - 61585,1 тыс. рублей, или 103% планируемого программой объема финансирования, в том числе 36000,9 тыс. рублей (104,4% плана) - средства федерального бюджета, 24350,3 тыс. рублей (96,1%) - областного бюджета, 1016,9 тыс. рублей - местных бюджетов и 217 тыс. рублей - внебюджетных источников; - в 2008 году - 70323,3 тыс. рублей (75,4%), в том числе 35250 тыс. рублей (94% плана) - федеральный бюджет и 35073,3 тыс. рублей (62,8%) - областной; - на 2009 год программой финансирование предусмотрено в сумме 109013 тыс. рублей (20955 тыс. рублей - федеральный и 88158 тыс. рублей - областной бюджеты). Законом "Об областном бюджете на 2009 год..." на подпрограмму предусмотрено 25290 тыс. рублей, что составляет только 28,7% планируемого программой объема финансирования из областного бюджета. Основное сокращение расходов произошло по статье "Капитальные вложения". Фактически на мероприятия подпрограммы за I полугодие 2009 года израсходовано 610,3 тыс. рублей, что составляет 2,4% сокращенного в 3,5 раза плана финансирования. Данная ситуация ставит под угрозу выполнение мероприятий подпрограммы в 2009 году, а следовательно, приведет и к ухудшению положения по предупреждению и профилактике факторов семейного неблагополучия, поддержке детей, нуждающихся в помощи государства (направления подпрограммы ).
3.1. Направление "Профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних" содержит мероприятия по снижению уровня безнадзорности среди несовершеннолетних, укреплению и развитию системы специализированных учреждений, обеспечивающих предоставление приюта, социально-психологической помощи и реабилитации детей, нуждающихся в поддержке государства, и в 2007 - 2009 годах реализовывалось следующим образом: - в 2007 году на реализацию направления израсходовано 20059,1 тыс. рублей, что составило 93,1% запланированного по программе , в том числе за счет средств федерального бюджета - 9500,9 тыс. рублей (125,8% плана программы), за счет средств областного бюджета - 10558,2 тыс. рублей (75,4% плана); - в 2008 году расходы составили 16966,8 тыс. рублей, или 104% плана (средства областного бюджета). Из федерального бюджета при плане 720 тыс. рублей средства не выделялись; - в 2009 году расходы по этому направлению программой предусмотрены в сумме 22805 тыс. рублей. Лимиты бюджетных обязательств на данные расходы департаменту доведены в сумме 9023 тыс. рублей, или 39,6%. Израсходовано в I полугодии 239,6 тыс. рублей (2,6% выделенных лимитов) - приобретена мебель в социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних (СРЦдН) Кантемировского, Семилукского, Хохольского районов. Указанные в 2007 - 2008 годах средства израсходованы на проведение капитального ремонта зданий СРЦдН Семилукского, Хохольского, Нижнедевицкого, Павловского, Нововоронежского районов, ОГУ санаторий "Жемчужина Дона", областного центра социальной реабилитации и оздоровления "Золотой колос", приобретение для учреждений по работе с несовершеннолетними оборудования, мягкого инвентаря и другие расходы по профилактике безнадзорности несовершеннолетних. Выборочной проверкой проведения капитального ремонта, приобретения оборудования и материальных запасов для СРЦдН Павловского, Семилукского, Борисоглебского районов, ОГУ санаторий "Жемчужина Дона" нарушений не установлено. Тем не менее существует необходимость завершения работ по ремонту и оснащению этих социально-реабилитационных учреждений в первоочередном порядке с целью предотвращения их неэффективного использования. Например, ОГУ "Семилукский СРЦдН" из-за отсутствия необходимой мебели и оборудования для пищеблока (для чего требуется около 500 тыс. рублей) в I полугодии 2009 года не осуществляло деятельность по временному приюту детей. В ОГУ "Павловский СРЦдН" из-за приостановки в 2009 году работ по капитальному ремонту здания (отсутствуют окна, не обеспечено теплоснабжение) создается угроза порчи в зимний период ранее отремонтированных помещений. В результате реализации в 2007 - 2008 годах данного направления целевой показатель "Удельный вес безнадзорных детей в общей численности детского населения Воронежской области" в 2007 году перевыполнен на 0,05 процентного пункта и составил 0,86%, в 2008 году - достиг запланированного уровня в 0,79%. За истекший период 2009 года уровень безнадзорности среди несовершеннолетних еще снизился - до 0,78%. Показатель "Удельный вес детей, получивших социальную реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, в общей численности безнадзорных детей, выявленных в области" в 2008 году также достиг запланированного уровня в 75%, а за истекший период 2009 года составил 75,6%.
3.2. Направление "Семья с детьми-инвалидами" реализуется с целью создания условий для повышения доступности социально-реабилитационных услуг семьям, воспитывающим детей-инвалидов. В 2007 году на данное направление израсходовано 34547,3 тыс. рублей, или 96,1% запланированной программой суммы, в том числе средств федерального бюджета - 26500 тыс. рублей (98,5%), областного - 8047,3 тыс. рублей (89,2%). В 2008 году расходы составили 51264,4 тыс. рублей (70,1% плана), в том числе за счет средств федерального бюджета - 35000 тыс. рублей (98,6%), областного - 16264,4 тыс. рублей (43,2%). Столь низкий процент выполнения плановых назначений объясняется сокращением объема финансирования из областного бюджета строительства отделения стационарной помощи с трудовыми мастерскими ГУНТ "Областной центр реабилитации детей и подростков "Парус надежды" с 35000 тыс. рублей до 15521 тыс. рублей. На 2009 год финансирование по данному направлению планом программы предусмотрено в сумме 81853 тыс. рублей, в том числе 18700 тыс. рублей средств федерального бюджета и 63153 тыс. рублей - областного. Законом "Об областном бюджете на 2009 год..." финансирование этого направления предусмотрено в сумме 15060 тыс. рублей, из которых 15000 тыс. рублей - по адресной инвестиционной программе. Финансирование в I полугодии 2009 года не проводилось. Указанные средства направлены на разработку проектно-сметной документации и строительство отделения стационарной помощи с трудовыми мастерскими областного центра реабилитации детей и подростков "Парус надежды", проведение капитального ремонта ОГУ "Борисоглебский зональный центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями "Журавлик", приобретение реабилитационного, медицинского и спортивного оборудования для указанных учреждений и для ОГУ "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями г. Воронеж "Кристалл". Строительство отделения стационарной помощи с трудовыми мастерскими областного центра реабилитации детей и подростков "Парус надежды" является основным инвестиционным проектом, реализуемым в рамках программы . На эти цели в 2007 - 2008 годах направлено 82,5 млн. рублей, или более 55% общих затрат по программе . Заказчиком-застройщиком этого объекта является казенное предприятие ВО "Единая дирекция капитального строительства и газификации". Встречной проверкой ОГУ "Борисоглебский зональный центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями "Журавлик" установлено, что реализация программных мероприятий (введение в эксплуатацию помещений для реабилитационной и физкультурно-оздоровительной работы с детьми посещаемостью 60 человек в день) позволила увеличить количество оказываемых реабилитационных услуг детям с ограниченными возможностями. В целом в результате реализации данного направления целевой показатель "Удельный вес детей-инвалидов, прошедших реабилитацию, в общем количестве нуждающихся" в 2007 году перевыполнен на 1,6 процентного пункта и составил 30,6%, в 2008 году - достиг запланированного уровня в 32,3%.
3.3. Направление "Дети-сироты"
На укрепление материальной базы учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, развитие семейных форм жизнеустройства детей, оставшихся без родителей, Главным управлением образования направлено: В 2007 году - 2315 тыс. рублей средств областного бюджета, или 100% планируемых по программе расходов, в том числе на приобретение: - автотранспорта для Россошанской школы-интерната - ГАЗ-2705 стоимостью 359 тыс. рублей, для приемных семей Максименковой Н.И. (Панинский район) и Чаловой М.П. (Верхнемамонский район) - 2 автомобиля ВАЗ-2114 стоимостью 249,75 тыс. рублей каждый; - трактора ЛТЗ-60АБ и навесного оборудования к нему для Хреновской школы-интерната - 498,5 тыс. рублей; - мотоблока с навесным оборудованием для приемной семьи Дорофеевой Т.И. - 85 тыс. рублей; - оборудования мини-кухни для Богучарской школы-интерната - 49 тыс. рублей; - технологического оборудования Острогожскому детскому дому - 49 тыс. рублей; - компьютерной техники для Воронежского интерната № 1 - 500 тыс. рублей; - оплачены расходы по проведению выпускного бала для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - 275 тыс. рублей. В 2008 году - 2092,1 тыс. рублей (54,6% плана), в том числе средств федерального бюджета - 250 тыс. рублей (19,6% плана), средств областного бюджета - 1842,1 (72,1% плана). Средства областного бюджета израсходованы: - на приобретение автобуса ПАЗ-3205 для Елань-Коленовской школы-интерната (844,5 тыс. рублей); - 4 мотоблоков для приемных семей в Репьевском, В.-Мамонском, Новохоперском и Эртильском районах (356 тыс. рублей); - проведение благотворительного бала в г. Воронеже (354 тыс. рублей); - проведение конкурса приемных семей (287,6 тыс. рублей). Как уже отмечалось выше по тексту, департаментом образования в информации о реализации в 2008 году данного направления были указаны завышенные на 366,2 тыс. рублей объемы финансирования из областного бюджета - включена информация о поставленном, но не оплаченном автотранспорте для Таловской школы-интерната. Фактически же на конец года на эту сумму числилась кредиторская задолженность. Из федерального бюджета, согласно представленной в ходе проверки департаментом образования информации, поставлено оборудование для учебных мастерских Борисоглебской школы-интерната на сумму 250 тыс. рублей. При этом в информации, направленной в департамент социального развития, финансирование из федерального бюджета указано в сумме 1277 тыс. рублей (равное плану программы ), что повлекло искажение последующих отчетных данных. На 2009 год по данному направлению планом программы предусмотрено финансирование в сумме 4455 тыс. рублей, в том числе 1485 тыс. рублей - средства федерального бюджета, 2970 тыс. рублей - средства областного бюджета. Законом "Об областном бюджете на 2009 год..." финансирование этого направления предусмотрено в сумме 1207 тыс. рублей, или 40,6% плана программы . Израсходовано в I полугодии 2009 года 370,7 тыс. рублей, или только 30,7% выделенных из областного бюджета средств - погашена кредиторская задолженность 2008 года за поставленный для Таловской школы-интерната автомобиль ГАЗ-2705. Реализация мероприятий данного направления предполагает улучшение условий социализации в интернатных учреждениях области и развитие приемных семей - по итогам программы (к концу 2010 года) ожидается рост уровня семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 90% общего количества детей данной категории. В 2007 году указанный целевой показатель составил 82,7%, что больше планируемого уровня на 3,7 процентного пункта, в 2008 году - 82% (больше на 1 процентный пункт). Несмотря на то что число детей, принятых в семью, ежегодно увеличивается: в 2006 году - 54 чел., в 2007 году - 145 чел., в 2008 году - 257 чел., за I полугодие 2009 года - уже около 300 чел., снижение в 2008 году по сравнению с 2007 годом целевого показателя связано с изменением методики его расчета.
4. Подпрограмма "Сохранение и развитие стационарных детских оздоровительных учреждений"
Эта подпрограмма реализовывалась в 2007 году и включала в себя мероприятия по укреплению материальной базы детских оздоровительных учреждений. Фактический объем финансирования подпрограммы составил 4663,7 тыс. рублей (100,6% от запланированного), из них областной бюджет - 3429,8 тыс. рублей (94,7%), местный бюджет - 1016,9 тыс. рублей (100%), внебюджетные источники - 217 тыс. рублей. Средства направлены на приобретение комплектующих для ремонта пожарной сигнализации в детских оздоровительных лагерях "Искра" Ольховатского района, "Орленок" Подгоренского района, проведение капитального ремонта ОГУ "Санаторий "Жемчужина Дона", ОГУ "Воронежский областной детский центр социальной реабилитации и оздоровления детей "Золотой колос", МУ "Детский оздоровительный лагерь "Бобренок" Рамонского района. Целевым показателем по подпрограмме является "Количество детей из малообеспеченных семей, принятых оздоровительными учреждениями, от общей численности детского населения области". В 2007 году он составил 2,05% при планируемом 1,81%, то есть перевыполнен на 0,24 процентного пункта.
Выводы
Областная целевая программа "Дети Воронежской области..." в 2007 - 2008 годах реализовалась в целом удовлетворительно - основные целевые показатели были достигнуты. Финансирование программы за счет всех источников в 2007 году составило 70516,4 тыс. рублей, или 101,7% запланированного объема, в 2008 году - 77220 тыс. рублей (74,7%). За счет областного бюджета программа в 2007 и 2008 годах профинансирована в суммах 29098,7 тыс. рублей (96,7% плана) и 40393,3 тыс. рублей (66,1% плана) соответственно. Сокращение финансирования из областного бюджета в 2008 году произошло по подпрограмме "Дети и семья" - на строительство отделения стационарной помощи с трудовыми мастерскими ГУНТ "Областной центр реабилитации детей и подростков "Парус надежды" выделено только 44,3% запланированного объема. В 2009 году необходимо отметить резкое, более чем в 3 раза, сокращение выделяемых на программу средств областного бюджета - Законом "Об областном бюджете на 2009 год..." предусмотрено только 30989 тыс. рублей при плане по программе в 93787 тыс. рублей, которые к тому же расходуются крайне низкими темпами - за I полугодие 2009 года израсходовано только 3,2% выделенных средств. В частности, план финансирования по подпрограмме "Дети и семья" на 2009 год сокращен в 3,5 раза - при запланированных программой 88158 тыс. рублей выделено 25290 тыс. рублей, из которых за I полугодие 2009 года израсходовано только 610,3 тыс. рублей, или 2,4%. Подпрограмма "Здоровое поколение" в I полугодии 2009 года не финансировалась вообще, на подпрограмму "Одаренные дети" направлено только 35% (377 тыс. рублей) запланированного объема. Данная ситуация ставит под угрозу выполнение в 2009 году программных мероприятий, создает неблагоприятные условия для достижения целевых показателей и требует принятия неотложных мер. Кроме того, существует необходимость завершения в первоочередном порядке уже начатых работ по ремонту и оснащению социально-реабилитационных учреждений с целью предотвращения их неэффективного использования. Например, в ОГУ "Семилукский СРЦдН" из-за отсутствия необходимой мебели и оборудования для пищеблока (для чего требуется около 500 тыс. рублей) не осуществляется деятельность по временному приюту детей, хотя другие условия для этого обеспечены. В ОГУ "Павловский СРЦдН" из-за приостановки в 2009 году работ по капитальному ремонту здания создается угроза порчи в зимний период ранее отремонтированных помещений (отсутствуют окна, теплоснабжение). Помимо того, департаменту труда и социального развития Воронежской области необходимо усилить контроль за предоставляемой государственными заказчиками программы информацией о реализации программных мероприятий. Так, в 2008 году департаментом образования предоставлена недостоверная информация: по направлению "Дети-сироты" указаны завышенные относительно реальных суммы финансирования программы - на 1027 тыс. рублей за счет средств федерального бюджета и на 366,2 тыс. рублей за счет средств областного бюджета. В результате последующие отчетные данные (департаментов социального развития, экономического развития) также были искажены.
Предложения:
1. Направить информационное письмо о результатах проверки в департамент труда и социального развития Воронежской области. 2. Направить информацию о результатах проверки первому заместителю председателя правительства Воронежской области и руководителю департамента экономического развития области.
Первый заместитель председателя Контрольно-счетной палаты Воронежской области Е.С.ЛИТВИНЧУК
Начальник отдела контроля расходов на социально-культурную сферу науку и СМИ Л.Н.ШИЛЬНИКОВА
| | |
|