Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Воронежская область


КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ОТЧЕТ
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ И ЦЕЛЕВОГО
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ, НАПРАВЛЕННЫХ
НА РЕАЛИЗАЦИЮ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ДЕТИ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2007 - 2010 ГОДЫ"

Основание для проведения проверки: Закон Воронежской области от 05.01.1996 № 39-з "О Контрольно-счетной палате Воронежской области", п. 52 плана работы Контрольно-счетной палаты Воронежской области на 2009 год, распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты Воронежской области от 21.07.2009 № 45.
Цель проверки: осуществление контроля за целевым использованием бюджетных средств, направленных на реализацию областной целевой программы, и оценка эффективности их использования.
Предмет проверки: реализация областной целевой программы "Дети Воронежской области на 2007 - 2010 годы".
Проверяемый период: 2007 - 2008 годы и I полугодие 2009 года.
Перечень проверенных объектов:
- департамент труда и социального развития Воронежской области;
- департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области;
- ГУЗ "Воронежская областная детская клиническая больница № 1";
- ГУЗ "Воронежская областная клиническая офтальмологическая больница";
- социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних Павловского, Семилукского, Борисоглебского районов;
- ОГУ "Борисоглебский зональный центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями "Журавлик";
- ОГУ санаторий "Жемчужина Дона".
В ходе проверки установлено:
Областная целевая программа "Дети Воронежской области на 2007 - 2010 годы" (далее - программа) утверждена постановлением Воронежской областной Думы от 25.01.2007 № 747-IV-ОД с целью создания благоприятных условий для комплексного развития и обеспечения жизнедеятельности детей, улучшения положения детей, нуждающихся в поддержке государства. Ее задачами являются:
- укрепление здоровья детей и подростков на всех этапах их развития;
- развитие и укрепление системы профилактики социального неблагополучия семей с детьми;
- повышение эффективности государственной системы поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- развитие адресной поддержки детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.
Государственным заказчиком-координатором программы является Главное управление социального развития Воронежской области (в настоящее время - департамент труда и социального развития Воронежской области).
В своем составе программа содержит 3 подпрограммы:
- "Здоровое поколение", государственный заказчик - Главное управление здравоохранения Воронежской области (ныне - департамент);
- "Одаренные дети", государственный заказчик - Главное управление образования Воронежской области (ныне - департамент);
- "Дети и семья", государственные заказчики - главные управления образования и социального развития Воронежской области.
Финансирование программы осуществляется из федерального, областного, местных бюджетов, а также за счет внебюджетных источников.
Общий объем расходов на реализацию программы (за счет всех источников) в проверяемом периоде составил 148723,7 тыс. рублей, в том числе:
- в 2007 году - 70516,4 тыс. рублей, или 101,7% планируемого программой объема финансирования, в том числе 40183,8 тыс. рублей (102,4% плана) - средства федерального бюджета, 29098,7 тыс. рублей (96,7%) - областного бюджета, 1016,9 тыс. рублей - местных бюджетов и 217 тыс. рублей - внебюджетных источников;
- в 2008 году финансирование программы относительно плана снизилось до 74,7% (77220 тыс. рублей), в том числе из федерального бюджета - до 87,1% (36826,7 тыс. рублей), из областного - до 66,1% (40393,3 тыс. рублей).
Сокращение финансирования из областного бюджета произошло по подпрограмме "Дети и семья" - на строительство отделения стационарной помощи с трудовыми мастерскими ГУНТ "Областной центр реабилитации детей и подростков "Парус надежды" выделено только 44,3% запланированного объема;
- на 2009 год программой предусмотрено финансирование в сумме 119146 тыс. рублей (25359 тыс. рублей - федеральный и 93787 тыс. рублей - областной бюджеты). Законом "Об областном бюджете на 2009 год..." на программу выделено 30989 тыс. рублей, что составляет только 33,1% планируемого программой объема финансирования из областного бюджета.
Финансирование сокращено опять же на подпрограмму "Дети и семья" по статье "Капитальные вложения", что ставит под угрозу ее выполнение в 2009 году, а следовательно, приведет и к ухудшению положения по предупреждению и профилактике факторов семейного неблагополучия, поддержке детей, нуждающихся в помощи государства (направления подпрограммы).
По подпрограмме "Здоровое поколение" и "Одаренные дети" планируемые объемы финансирования на 2009 год сокращены не были. Однако в I полугодии 2009 года подпрограмма "Здоровое поколение" не финансировались вообще, на подпрограмму "Одаренные дети" направлено только 35% запланированного объема, что создает неблагоприятные условия для достижения в 2009 году целевых показателей по данным подпрограммам.
Всего за I полугодие 2009 года на программу израсходовано только 3,2% (987,3 тыс. рублей) запланированного объема финансирования, что требует принятия неотложных мер по освоению выделенных средств.
Следует отметить, что при проверке отчетных данных департаментов образования, социального развития и экономического развития о реализации программы установлена их недостоверность - в 2008 году в отчетах приведены завышенные относительно реальных сумм объемы финансирования программы: на 1027 тыс. рублей за счет средств федерального бюджета и на 366,2 тыс. рублей - областного бюджета. Завышение произошло по направлению "Дети-сироты" подпрограммы "Дети и семья" в результате отражения департаментом образования в информации, направляемой в департамент социального развития, недостоверных показателей финансирования (указаны суммы, равные плановым).
Кроме того, в отчете департамента экономического развития о реализации программы в 2008 году по направлению "Семья с детьми-инвалидами" подпрограммы "Дети и семья" недостоверно указана сумма расходов средств областного бюджета - 16958,2 тыс. рублей, тогда как действительные расходы составили 16264,4 тыс. рублей (на общую сумму расходов эта ошибка не повлияла).
По подпрограммам средства использовались следующим образом:

1. Подпрограмма "Здоровое поколение"

Целью подпрограммы является сохранение, восстановление и укрепление здоровья детей на основе комплексного решения медицинских, педагогических и социальных проблем материнства и детства, привитие детям навыков здорового образа жизни. Подпрограмма предусматривает решение следующих задач: 1 - сохранение и укрепление здоровья женщин; 2 - снижение младенческой смертности, сохранение тенденции к сокращению материнской смертности; 3 - улучшение состояния здоровья детей, профилактика детской инвалидности.
Финансирование подпрограммы "Здоровое поколение" в проверяемом периоде составило:
- в 2007 году - 8559,8 тыс. рублей, или 94,8% планируемого программой объема финансирования, в том числе 4182,9 тыс. рублей (90% плана) - средства федерального бюджета и 4376,9 тыс. рублей (99,9%) - областного бюджета;
- в 2008 году - 5854,7 тыс. рублей (64,6%), в том числе 1446,7 тыс. рублей (31,1% плана) - федеральный бюджет и 4408 тыс. рублей (100%) - областной;
- на 2009 год программой предусмотрено финансирование в сумме 8874 тыс. рублей (4250 тыс. рублей - федеральный и 4624 тыс. рублей - областной бюджеты). Законом "Об областном бюджете на 2009 год..." на подпрограмму предусмотрено 4624 тыс. рублей, то есть планируемые расходы сокращены не были. Однако финансирование в I полугодии 2009 года, как уже отмечено, не проводилось.
В подпрограмму "Здоровое поколение" включены мероприятия "Укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения", "Совершенствование системы охраны здоровья матери и ребенка" и "Информационно-методическое обеспечение программы", которые реализовывались следующим образом:

1.1. Мероприятие "Укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения"

В 2007 году на эти цели направлено 5028,5 тыс. рублей, в том числе 2750 тыс. рублей - средства федерального бюджета и 2278,5 тыс. рублей - областного.
За счет средств федерального бюджета в сумме 2750 тыс. рублей приобретено гидромассажное оборудование для ГУЗ "ВОДКБ № 1" (терапевтическая ванна). Однако в проверяемом периоде оборудование эксплуатировалось неэффективно. Так, в эксплуатацию терапевтическая ванна была введена только спустя полгода - 10.07.2008. Это связано с тем, что по условиям государственного контракта, заключенного Федеральным агентством по здравоохранению и социальному развитию с поставщиком - ЗАО "Аптека-Холдинг" (г. Москва), гидромассажное оборудование должно вводиться в эксплуатацию только с участием представителя поставщика (ООО "Рэхаб энд Медикал"). Представитель поставщика в больницу прибыл только в марте 2008 года и при распаковке оборудования установил, что его маркировка не соответствует указанной в приемо-передаточных документах, то есть оборудование должно быть заменено. Привезенная взамен терапевтическая ванна вообще оказалась бывшей в эксплуатации и уже теперь сотрудниками самой больницы не была принята. Третья ванна, не проработав и года, опять же не эксплуатируется в результате поломки с июня 2009 года. Больницей совместно с представителем ООО "Рэхаб энд Медикал" в июле текущего года составлен акт, однако по состоянию на 01.10.2009 гарантийный ремонт не произведен, хотя срок гарантии истек в июле.
Средства областного бюджета в общей сумме 2278,5 тыс. рублей направлены на приобретение медицинского и компьютерного оборудования для ЛПУ области. Проведена выборочная проверка использования этого оборудования учреждениями здравоохранения, в результате которой установлено:
- приобретенный для ГУЗ "ВОКОБ" офтальбиометр стоимостью 258,8 тыс. рублей используется в поликлинике больницы для проведения обследований зрения детей в соответствии с целевым назначением, что позволило повысить качество и количество проводимых исследований зрения детей на более современном уровне;
- приобретенный для ГУЗ "ВОДКБ № 1" аппарат искусственной вентиляции легких стоимостью 470 тыс. рублей используется в реанимационном отделении больницы для оказания помощи новорожденным.
В 2008 году на мероприятие израсходовано 2308 тыс. рублей областного бюджета (100% плана) - приобретено медицинское и компьютерное оборудование для ЛПУ области. Планируемые федеральные средства в сумме 400 тыс. рублей не выделялись.
В I полугодии 2009 года финансирование мероприятия не проводилось.

1.2. Мероприятие "Совершенствование системы охраны здоровья матери и ребенка"

В 2007 году на реализацию мероприятия израсходовано 3431,3 тыс. рублей (54,9% плана программы), из них 1432,9 тыс. рублей (33,7%) - средств федерального бюджета и 1998,4 тыс. рублей (99,9%) - областного.
В 2008 году - 3446,7 тыс. рублей (55,2%), из них 1446,7 тыс. рублей (34%) - федеральный бюджет и 2000 тыс. рублей (100%) - областной.
В I полугодии 2009 года финансирование мероприятия не проводилось.
За счет средств федерального бюджета приобретены наборы для неонатального скрининга новорожденных в медико-генетической консультации ГУЗ "ВОККДЦ" и лечебное питание для детей первого года жизни, страдающих фенилкетонурией.
Средства областного бюджета израсходованы:
- для ГУЗ "ВОКБ № 1" приобретены лекарственные средства для оказания медицинской помощи беременным женщинам при выявлении патологии во время беременности и родов на общую сумму 248,4 тыс. рублей в 2007 году и 254,5 тыс. рублей в 2008 году;
- для ГУЗ "ВОККДЦ" - реактивы для перинатального скрининга, наборы реагентов, лекарственные средства на общую сумму 1750 тыс. рублей в 2007 году и 1745,5 тыс. рублей в 2008 году.
Проводимыми ранее Контрольно-счетной палатой проверками указанных учреждений нарушений в реализации программных мероприятий не выявлено.

1.3. Мероприятие "Информационно-методическое обеспечение программы" профинансировано в 2007 - 2008 годах из областного бюджета по 100 тыс. рублей ежегодно (100% плана). Изданы методические пособия по вопросам школьного здравоохранения, профилактических мероприятий заболеваний опорно-двигательного аппарата, органов зрения, репродуктивного здоровья девочек и юношей и профилактики табакокурения у школьников. Проверкой вопросов издания и дальнейшего использования методических пособий в ГУЗ "ВОДКБ № 1" и ГУЗ "ВОКОБ" нарушений не установлено.
В I полугодии 2009 года финансирование мероприятия не проводилось.
Достижение целевых показателей по подпрограмме "Здоровое поколение" в 2007 - 2008 годах сложилось следующим образом:
- младенческая смертность в 2007 году составила 7,9 случая на 1000 новорожденных (на 21% ниже прогнозируемого программой уровня на 2007 год). В 2008 году уровень младенческой смертности несколько увеличился - до 8,2 случая на 1000 детей, родившихся живыми. Тем не менее этот показатель меньше прогнозируемого программой уровня на 2008 год (9,9 ед.) и среднероссийского уровня (8,7 случая), но выше среднего по ЦФО (7,3 случая). За I полугодие 2009 года младенческая смертность снизилась до 7,5 случая на 1000 новорожденных;
- материнская смертность в 2007 году составила 14,3 случая на 100000 детей, рожденных живыми (на 38,1% ниже прогнозируемого уровня), а в 2008 году - 13,4 случая (при прогнозируемом уровне 22,5 ед.), что значительно ниже среднероссийского уровня - 24,1 случая и среднего по ЦФО - 22,8 случая;
- смертность детей в возрасте от 0 до 4 лет в 2008 году составила 9,8 ед. на 1000 родившихся детей соответствующего возраста (99% прогнозируемого уровня);
- удельный вес детей 1-й группы здоровья в общем количестве детей, проживающих в Воронежской области, - 29%, при прогнозируемом уровне 30%;
- первичный выход на инвалидность детей в возрасте от 0 до 17 лет составил 18 ед. на 10000 детей, проживающих в Воронежской области (прогноз - 19,4 ед.).
В I полугодии 2009 года, несмотря на отсутствие финансирования, целевые показатели достигаются за счет мероприятий, реализованных в предыдущие годы.

2. Подпрограмма "Одаренные дети"

Целью подпрограммы является развитие интеллектуального и творческого потенциала школьников Воронежской области, для достижения которой Главным управлением образования в проверяемом периоде осуществлялись мероприятия, направленные на создание условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей, обеспечения их личностной самореализации и профессионального самоопределения (обеспечение участия одаренных детей в областных, всероссийских и международных конкурсах, олимпиадах, назначение им стипендий, разработку и издание методических сборников и т.п.).

]]>
В 2007 году на реализацию указанных мероприятий израсходовано 371,5 тыс. рублей средств областного бюджета, что составляет 96,5% плана программы. Из федерального бюджета при планируемом программой финансировании в 115 тыс. рублей средства не выделялись. Количество школьников - победителей всероссийских, областных олимпиад, конкурсов и соревнований по сравнению с 2006 годом увеличилось на 230 человек и составило 1950 человек. Однако это не обеспечило выполнение целевого индикатора по подпрограмме на 2,5 процентного пункта.
В 2008 году на подпрограмму израсходовано 1042 тыс. рублей, или 97,8% плана программы, в том числе за счет средств федерального бюджета - 130 тыс. рублей (100% плана), за счет средств областного бюджета - 912 тыс. рублей (97,5%). В результате проведения в 2008 году мероприятий по выявлению и развитию творческого потенциала школьников области целевой индикатор по подпрограмме выполнен на 100% - количество школьников - победителей соревнований составило 2400 человек.
Таким образом, реализация в 2007 - 2008 годах подпрограммы в целом обеспечила достижение цели ее создания - развитие интеллектуального и творческого потенциала школьников Воронежской области.
В 2009 году финансирование подпрограммы предусмотрено в сумме 1159 тыс. рублей, из них за счет средств федерального бюджета - 154 тыс. рублей, средств областного бюджета - 1005 тыс. рублей. Законом "Об областном бюджете на 2009 год..." финансирование предусмотрено в сумме 1075 тыс. рублей, то есть планируемые расходы сокращены не были. Однако израсходовано в I полугодии 2009 года только 377 тыс. рублей, или 35% запланированного объема, что ставит под угрозу достижение целевых показателей по этой подпрограмме в 2009 году.

3. Подпрограмма "Дети и семья"

Данная подпрограмма направлена на предупреждение и профилактику факторов семейного неблагополучия, улучшение положения детей, нуждающихся в поддержке государства, в проверяемом периоде содержит наибольшую долю расходов - 89,2% в общем объеме финансирования на реализацию программы и включает в себя три направления:
- "Профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних" (государственный заказчик - Главное управление социального развития области);
- "Семья с детьми-инвалидами" (государственный заказчик тот же);
- "Дети-сироты" (государственный заказчик - Главное управление образования).
На реализацию мероприятий подпрограммы направлено:
- в 2007 году - 61585,1 тыс. рублей, или 103% планируемого программой объема финансирования, в том числе 36000,9 тыс. рублей (104,4% плана) - средства федерального бюджета, 24350,3 тыс. рублей (96,1%) - областного бюджета, 1016,9 тыс. рублей - местных бюджетов и 217 тыс. рублей - внебюджетных источников;
- в 2008 году - 70323,3 тыс. рублей (75,4%), в том числе 35250 тыс. рублей (94% плана) - федеральный бюджет и 35073,3 тыс. рублей (62,8%) - областной;
- на 2009 год программой финансирование предусмотрено в сумме 109013 тыс. рублей (20955 тыс. рублей - федеральный и 88158 тыс. рублей - областной бюджеты). Законом "Об областном бюджете на 2009 год..." на подпрограмму предусмотрено 25290 тыс. рублей, что составляет только 28,7% планируемого программой объема финансирования из областного бюджета. Основное сокращение расходов произошло по статье "Капитальные вложения". Фактически на мероприятия подпрограммы за I полугодие 2009 года израсходовано 610,3 тыс. рублей, что составляет 2,4% сокращенного в 3,5 раза плана финансирования. Данная ситуация ставит под угрозу выполнение мероприятий подпрограммы в 2009 году, а следовательно, приведет и к ухудшению положения по предупреждению и профилактике факторов семейного неблагополучия, поддержке детей, нуждающихся в помощи государства (направления подпрограммы).

3.1. Направление "Профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних" содержит мероприятия по снижению уровня безнадзорности среди несовершеннолетних, укреплению и развитию системы специализированных учреждений, обеспечивающих предоставление приюта, социально-психологической помощи и реабилитации детей, нуждающихся в поддержке государства, и в 2007 - 2009 годах реализовывалось следующим образом:
- в 2007 году на реализацию направления израсходовано 20059,1 тыс. рублей, что составило 93,1% запланированного по программе, в том числе за счет средств федерального бюджета - 9500,9 тыс. рублей (125,8% плана программы), за счет средств областного бюджета - 10558,2 тыс. рублей (75,4% плана);
- в 2008 году расходы составили 16966,8 тыс. рублей, или 104% плана (средства областного бюджета). Из федерального бюджета при плане 720 тыс. рублей средства не выделялись;
- в 2009 году расходы по этому направлению программой предусмотрены в сумме 22805 тыс. рублей. Лимиты бюджетных обязательств на данные расходы департаменту доведены в сумме 9023 тыс. рублей, или 39,6%. Израсходовано в I полугодии 239,6 тыс. рублей (2,6% выделенных лимитов) - приобретена мебель в социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних (СРЦдН) Кантемировского, Семилукского, Хохольского районов.
Указанные в 2007 - 2008 годах средства израсходованы на проведение капитального ремонта зданий СРЦдН Семилукского, Хохольского, Нижнедевицкого, Павловского, Нововоронежского районов, ОГУ санаторий "Жемчужина Дона", областного центра социальной реабилитации и оздоровления "Золотой колос", приобретение для учреждений по работе с несовершеннолетними оборудования, мягкого инвентаря и другие расходы по профилактике безнадзорности несовершеннолетних.
Выборочной проверкой проведения капитального ремонта, приобретения оборудования и материальных запасов для СРЦдН Павловского, Семилукского, Борисоглебского районов, ОГУ санаторий "Жемчужина Дона" нарушений не установлено. Тем не менее существует необходимость завершения работ по ремонту и оснащению этих социально-реабилитационных учреждений в первоочередном порядке с целью предотвращения их неэффективного использования. Например, ОГУ "Семилукский СРЦдН" из-за отсутствия необходимой мебели и оборудования для пищеблока (для чего требуется около 500 тыс. рублей) в I полугодии 2009 года не осуществляло деятельность по временному приюту детей. В ОГУ "Павловский СРЦдН" из-за приостановки в 2009 году работ по капитальному ремонту здания (отсутствуют окна, не обеспечено теплоснабжение) создается угроза порчи в зимний период ранее отремонтированных помещений.
В результате реализации в 2007 - 2008 годах данного направления целевой показатель "Удельный вес безнадзорных детей в общей численности детского населения Воронежской области" в 2007 году перевыполнен на 0,05 процентного пункта и составил 0,86%, в 2008 году - достиг запланированного уровня в 0,79%. За истекший период 2009 года уровень безнадзорности среди несовершеннолетних еще снизился - до 0,78%. Показатель "Удельный вес детей, получивших социальную реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, в общей численности безнадзорных детей, выявленных в области" в 2008 году также достиг запланированного уровня в 75%, а за истекший период 2009 года составил 75,6%.

3.2. Направление "Семья с детьми-инвалидами" реализуется с целью создания условий для повышения доступности социально-реабилитационных услуг семьям, воспитывающим детей-инвалидов.
В 2007 году на данное направление израсходовано 34547,3 тыс. рублей, или 96,1% запланированной программой суммы, в том числе средств федерального бюджета - 26500 тыс. рублей (98,5%), областного - 8047,3 тыс. рублей (89,2%).
В 2008 году расходы составили 51264,4 тыс. рублей (70,1% плана), в том числе за счет средств федерального бюджета - 35000 тыс. рублей (98,6%), областного - 16264,4 тыс. рублей (43,2%). Столь низкий процент выполнения плановых назначений объясняется сокращением объема финансирования из областного бюджета строительства отделения стационарной помощи с трудовыми мастерскими ГУНТ "Областной центр реабилитации детей и подростков "Парус надежды" с 35000 тыс. рублей до 15521 тыс. рублей.
На 2009 год финансирование по данному направлению планом программы предусмотрено в сумме 81853 тыс. рублей, в том числе 18700 тыс. рублей средств федерального бюджета и 63153 тыс. рублей - областного. Законом "Об областном бюджете на 2009 год..." финансирование этого направления предусмотрено в сумме 15060 тыс. рублей, из которых 15000 тыс. рублей - по адресной инвестиционной программе. Финансирование в I полугодии 2009 года не проводилось.
Указанные средства направлены на разработку проектно-сметной документации и строительство отделения стационарной помощи с трудовыми мастерскими областного центра реабилитации детей и подростков "Парус надежды", проведение капитального ремонта ОГУ "Борисоглебский зональный центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями "Журавлик", приобретение реабилитационного, медицинского и спортивного оборудования для указанных учреждений и для ОГУ "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями г. Воронеж "Кристалл".
Строительство отделения стационарной помощи с трудовыми мастерскими областного центра реабилитации детей и подростков "Парус надежды" является основным инвестиционным проектом, реализуемым в рамках программы. На эти цели в 2007 - 2008 годах направлено 82,5 млн. рублей, или более 55% общих затрат по программе. Заказчиком-застройщиком этого объекта является казенное предприятие ВО "Единая дирекция капитального строительства и газификации".
Встречной проверкой ОГУ "Борисоглебский зональный центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями "Журавлик" установлено, что реализация программных мероприятий (введение в эксплуатацию помещений для реабилитационной и физкультурно-оздоровительной работы с детьми посещаемостью 60 человек в день) позволила увеличить количество оказываемых реабилитационных услуг детям с ограниченными возможностями.
В целом в результате реализации данного направления целевой показатель "Удельный вес детей-инвалидов, прошедших реабилитацию, в общем количестве нуждающихся" в 2007 году перевыполнен на 1,6 процентного пункта и составил 30,6%, в 2008 году - достиг запланированного уровня в 32,3%.

3.3. Направление "Дети-сироты"

На укрепление материальной базы учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, развитие семейных форм жизнеустройства детей, оставшихся без родителей, Главным управлением образования направлено:
В 2007 году - 2315 тыс. рублей средств областного бюджета, или 100% планируемых по программе расходов, в том числе на приобретение:
- автотранспорта для Россошанской школы-интерната - ГАЗ-2705 стоимостью 359 тыс. рублей, для приемных семей Максименковой Н.И. (Панинский район) и Чаловой М.П. (Верхнемамонский район) - 2 автомобиля ВАЗ-2114 стоимостью 249,75 тыс. рублей каждый;
- трактора ЛТЗ-60АБ и навесного оборудования к нему для Хреновской школы-интерната - 498,5 тыс. рублей;
- мотоблока с навесным оборудованием для приемной семьи Дорофеевой Т.И. - 85 тыс. рублей;
- оборудования мини-кухни для Богучарской школы-интерната - 49 тыс. рублей;
- технологического оборудования Острогожскому детскому дому - 49 тыс. рублей;
- компьютерной техники для Воронежского интерната № 1 - 500 тыс. рублей;
- оплачены расходы по проведению выпускного бала для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - 275 тыс. рублей.
В 2008 году - 2092,1 тыс. рублей (54,6% плана), в том числе средств федерального бюджета - 250 тыс. рублей (19,6% плана), средств областного бюджета - 1842,1 (72,1% плана).
Средства областного бюджета израсходованы:
- на приобретение автобуса ПАЗ-3205 для Елань-Коленовской школы-интерната (844,5 тыс. рублей);
- 4 мотоблоков для приемных семей в Репьевском, В.-Мамонском, Новохоперском и Эртильском районах (356 тыс. рублей);
- проведение благотворительного бала в г. Воронеже (354 тыс. рублей);
- проведение конкурса приемных семей (287,6 тыс. рублей).
Как уже отмечалось выше по тексту, департаментом образования в информации о реализации в 2008 году данного направления были указаны завышенные на 366,2 тыс. рублей объемы финансирования из областного бюджета - включена информация о поставленном, но не оплаченном автотранспорте для Таловской школы-интерната. Фактически же на конец года на эту сумму числилась кредиторская задолженность.
Из федерального бюджета, согласно представленной в ходе проверки департаментом образования информации, поставлено оборудование для учебных мастерских Борисоглебской школы-интерната на сумму 250 тыс. рублей. При этом в информации, направленной в департамент социального развития, финансирование из федерального бюджета указано в сумме 1277 тыс. рублей (равное плану программы), что повлекло искажение последующих отчетных данных.
На 2009 год по данному направлению планом программы предусмотрено финансирование в сумме 4455 тыс. рублей, в том числе 1485 тыс. рублей - средства федерального бюджета, 2970 тыс. рублей - средства областного бюджета. Законом "Об областном бюджете на 2009 год..." финансирование этого направления предусмотрено в сумме 1207 тыс. рублей, или 40,6% плана программы. Израсходовано в I полугодии 2009 года 370,7 тыс. рублей, или только 30,7% выделенных из областного бюджета средств - погашена кредиторская задолженность 2008 года за поставленный для Таловской школы-интерната автомобиль ГАЗ-2705.
Реализация мероприятий данного направления предполагает улучшение условий социализации в интернатных учреждениях области и развитие приемных семей - по итогам программы (к концу 2010 года) ожидается рост уровня семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 90% общего количества детей данной категории. В 2007 году указанный целевой показатель составил 82,7%, что больше планируемого уровня на 3,7 процентного пункта, в 2008 году - 82% (больше на 1 процентный пункт). Несмотря на то что число детей, принятых в семью, ежегодно увеличивается: в 2006 году - 54 чел., в 2007 году - 145 чел., в 2008 году - 257 чел., за I полугодие 2009 года - уже около 300 чел., снижение в 2008 году по сравнению с 2007 годом целевого показателя связано с изменением методики его расчета.

4. Подпрограмма "Сохранение и развитие стационарных детских оздоровительных учреждений"

Эта подпрограмма реализовывалась в 2007 году и включала в себя мероприятия по укреплению материальной базы детских оздоровительных учреждений. Фактический объем финансирования подпрограммы составил 4663,7 тыс. рублей (100,6% от запланированного), из них областной бюджет - 3429,8 тыс. рублей (94,7%), местный бюджет - 1016,9 тыс. рублей (100%), внебюджетные источники - 217 тыс. рублей.
Средства направлены на приобретение комплектующих для ремонта пожарной сигнализации в детских оздоровительных лагерях "Искра" Ольховатского района, "Орленок" Подгоренского района, проведение капитального ремонта ОГУ "Санаторий "Жемчужина Дона", ОГУ "Воронежский областной детский центр социальной реабилитации и оздоровления детей "Золотой колос", МУ "Детский оздоровительный лагерь "Бобренок" Рамонского района.
Целевым показателем по подпрограмме является "Количество детей из малообеспеченных семей, принятых оздоровительными учреждениями, от общей численности детского населения области". В 2007 году он составил 2,05% при планируемом 1,81%, то есть перевыполнен на 0,24 процентного пункта.

Выводы

Областная целевая программа "Дети Воронежской области..." в 2007 - 2008 годах реализовалась в целом удовлетворительно - основные целевые показатели были достигнуты.
Финансирование программы за счет всех источников в 2007 году составило 70516,4 тыс. рублей, или 101,7% запланированного объема, в 2008 году - 77220 тыс. рублей (74,7%). За счет областного бюджета программа в 2007 и 2008 годах профинансирована в суммах 29098,7 тыс. рублей (96,7% плана) и 40393,3 тыс. рублей (66,1% плана) соответственно.
Сокращение финансирования из областного бюджета в 2008 году произошло по подпрограмме "Дети и семья" - на строительство отделения стационарной помощи с трудовыми мастерскими ГУНТ "Областной центр реабилитации детей и подростков "Парус надежды" выделено только 44,3% запланированного объема.
В 2009 году необходимо отметить резкое, более чем в 3 раза, сокращение выделяемых на программу средств областного бюджета - Законом "Об областном бюджете на 2009 год..." предусмотрено только 30989 тыс. рублей при плане по программе в 93787 тыс. рублей, которые к тому же расходуются крайне низкими темпами - за I полугодие 2009 года израсходовано только 3,2% выделенных средств.
В частности, план финансирования по подпрограмме "Дети и семья" на 2009 год сокращен в 3,5 раза - при запланированных программой 88158 тыс. рублей выделено 25290 тыс. рублей, из которых за I полугодие 2009 года израсходовано только 610,3 тыс. рублей, или 2,4%. Подпрограмма "Здоровое поколение" в I полугодии 2009 года не финансировалась вообще, на подпрограмму "Одаренные дети" направлено только 35% (377 тыс. рублей) запланированного объема.
Данная ситуация ставит под угрозу выполнение в 2009 году программных мероприятий, создает неблагоприятные условия для достижения целевых показателей и требует принятия неотложных мер.
Кроме того, существует необходимость завершения в первоочередном порядке уже начатых работ по ремонту и оснащению социально-реабилитационных учреждений с целью предотвращения их неэффективного использования. Например, в ОГУ "Семилукский СРЦдН" из-за отсутствия необходимой мебели и оборудования для пищеблока (для чего требуется около 500 тыс. рублей) не осуществляется деятельность по временному приюту детей, хотя другие условия для этого обеспечены. В ОГУ "Павловский СРЦдН" из-за приостановки в 2009 году работ по капитальному ремонту здания создается угроза порчи в зимний период ранее отремонтированных помещений (отсутствуют окна, теплоснабжение).
Помимо того, департаменту труда и социального развития Воронежской области необходимо усилить контроль за предоставляемой государственными заказчиками программы информацией о реализации программных мероприятий. Так, в 2008 году департаментом образования предоставлена недостоверная информация: по направлению "Дети-сироты" указаны завышенные относительно реальных суммы финансирования программы - на 1027 тыс. рублей за счет средств федерального бюджета и на 366,2 тыс. рублей за счет средств областного бюджета. В результате последующие отчетные данные (департаментов социального развития, экономического развития) также были искажены.

Предложения:

1. Направить информационное письмо о результатах проверки в департамент труда и социального развития Воронежской области.
2. Направить информацию о результатах проверки первому заместителю председателя правительства Воронежской области и руководителю департамента экономического развития области.

Первый заместитель председателя
Контрольно-счетной палаты
Воронежской области
Е.С.ЛИТВИНЧУК

Начальник отдела контроля расходов
на социально-культурную сферу
науку и СМИ
Л.Н.ШИЛЬНИКОВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru