Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 21 августа 2009 г. по делу № А79-7744/2009

Арбитражный суд в составе судьи,
при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "Смирнофф", г. Чебоксары,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии, г. Чебоксары,
о признании незаконным и отмене постановления от 26.06.2009 по делу № 27-АР-2009,
при участии:
от заявителя - Щ. по доверенности от 10.07.2009,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Смирнофф" (далее - ООО "Смирнофф", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Управление, административный орган) от 26.06.2009 № 27-АР-2009. Оспариваемым постановлением общество привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Заявитель указал, что административным органом существенно нарушена процедура привлечения к административной ответственности, а именно, общество не было уведомлено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Кроме того, заявитель указывает, что обществом законодательство о рекламе не нарушено. Заявитель просит признать вышеуказанное постановление незаконным и отменить его.
В судебном заседании представитель ООО "Смирнофф" заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении. Пояснил, что извещение о составления протокола об административном правонарушении было получено в начале июня 2009 года. Письмо было получено лицо не являющимся сотрудником общества.
Представитель административного органа в судебное заседание не явился.
В порядке статей 123, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя административного органа.
Выслушав представителя общества, изучив материалы дела, суд установил следующее.
13.05.2009 в ходе проведения проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе, выявлен факт распространения в принадлежащем ООО "Смирнофф" магазине "Родник", расположенном по адресу: г. Чебоксары, ул. Николаева, 27, наружной рекламы алкогольной продукции, а именно: на внешней стене магазина "Родник", слева от входа в кафетерий, размещена рекламная конструкция с надписью: "Более 100 наименований вин, ждем Вас в нашем магазине "Родник".
По итогам проверки 28.05.2009 инспектором ГБПСПР ОВД по Калининскому району г. Чебоксары составлен протокол об административном правонарушении № 32/3. Представитель общества при составлении протокола не присутствовал.
На основании указанного протокола Управлением Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике 26.06.2009 вынесено постановление о наложении штрафа по делу № 27-АР-2009 об административном правонарушении.
Не согласившись с данным постановлением, общество оспорило его в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятисот тысяч рублей.
Материалы дела свидетельствуют, что в ходе проведенной проверки установлен факт нарушения требований законодательства о рекламе, а именно: на внешней стене магазина "Родник", принадлежащем обществу, слева от входа в кафетерий, размещена рекламная конструкция с надписью: "Более 100 наименований вин, ждем Вас в нашем магазине "Родник".
Согласно статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
Указанная на вывеске надпись: "Более 100 наименований вин, ждем Вас в нашем магазине "Родник" является рекламой, поскольку содержит в себе квалифицирующие признаки рекламы: адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания потребителей к алкогольной продукции, имеющейся в продаже в данном магазине, формирование и поддержание интереса к ней, и ее продвижение на рынке.
Таким образом, факт нарушения требований законодательства о рекламе установлен и подтверждается материалами дела.
Вместе с тем суд отмечает следующее: статья 28.2 КоАП содержит требования к составлению протокола о совершении административного правонарушения, которые продиктованы обязанностью обеспечить соблюдение гарантий защиты лиц, привлекаемых к ответственности. В частности, в протоколе отражается объяснение законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения (часть 2); при составлении протокола названному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается запись в протоколе (часть 3); указанному лицу должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, и оно вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к этому протоколу (часть 4); это лицо должно подписать протокол, а в случае отказа от подписания в протоколе делается соответствующая запись (часть 5); копия протокола об административном правонарушении вручается под расписку законному представителю юридического лица (часть 6).
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 24 постановления Пленума от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности необходимо проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
Из содержания приведенных норм следует, что протокол об административном правонарушении составляется в присутствии лица, привлекаемого к ответственности (его законного представителя), либо в его отсутствие, если имеются данные о его надлежащем извещении.
Установленные законом процессуальные требования являются обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дела об административных правонарушениях и применяющих взыскание. Этот порядок призван гарантировать обеспечение прав лиц, привлекаемых к административной ответственности. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении.
Из материалов дела следует, что о времени и месте составления протокола об административном правонарушении общество надлежащим образом извещено не было. Составление протокола об административном правонарушении было назначено на 16 час. 00 мин. 28.05.2009 по адресу: г. Чебоксары, ул. Калинина, 109, каб. 50 ОВД по Калининскому району г. Чебоксары.
Уведомление о времени и месте составления протокола направлено обществу по почте заказным письмом с уведомлением № 74683. Согласно указанному уведомлению извещение о времени и месте составления протокола было получено 21.05.2009, в ОВД по Калининскому району данное уведомление возвращено 03.06.2009, то есть после составления протокола. Из указанного почтового уведомления о вручении заказного письма следует, что данное письмо было вручено гражданину М. по доверенности.
Согласно представленному списку работников ООО "Смирнофф" М. работником данного общества не является.
Кроме того, в соответствии с письмом Управления Федеральной почтовой связи Чувашской Республики-филиала ФГУП "Почта России" от 18.08.2009 № 21.11-64/983 заказное письмо № 74683 от 20.05.2009 было вручено сотруднику службы охраны М. без доверенности для дальнейшей передачи адресату. Уведомление о вручении заказного письма № 74683 03.06.2009 отправлено в адрес ОВД по Калининскому району г. Чебоксары.
Таким образом, на момент составления 28.05.2009 протокола об административном правонарушении у ОВД по Калининскому району г. Чебоксары отсутствовали сведения об извещении общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Данное обстоятельство могло быть установлено административным органом при рассмотрении дела об административном правонарушении, поскольку на уведомлении № 74683 имеется штамп с датой возвращения уведомления (03.06.2009).
Управлением существенно нарушена процедура привлечения общества к административной ответственности, что повлекло невозможность для законного представителя общества в полной мере воспользоваться правами, предоставленными законом лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Несоблюдение установленного порядка привлечения к административной ответственности свидетельствует о незаконности постановления о привлечении к административной ответственности независимо от того, имелся или отсутствовал факт правонарушения со стороны общества.
В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Поскольку административным органом существенно нарушены процессуальные требования, предусмотренные КоАП РФ, постановление от 26.06.2009 по делу № 27-АР-2009 подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

заявление удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 26.06.2009 по делу № 27-АР-2009 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Смирнофф" к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На решение суда в течение десяти дней с момента его принятия может быть подана апелляционная жалоба в Первый арбитражный апелляционный суд, г. Владимир, и в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа, г. Нижний Новгород. Жалобы подаются через Арбитражный суд Чувашской Республики.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru