Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Калужская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 17 декабря 2009 г. по делу № А23-5427/09А-3-275

Резолютивная часть решения объявлена 17 декабря 2009 года.
Полный текст решения изготовлен 17 декабря 2009 года.
Арбитражный суд Калужской области в составе судьи Носовой М.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петровой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Калужского областного фонда обязательного медицинского страхования,
к администрации городского поселения "Поселок Воротынск", п. Воротынск Бабынинского района Калужской области,
о взыскании 8 640 381 рубля,

от заявителя - начальника отдела организации ОМС и реализации национального проекта "Здоровье" Федореевой О.В. на основании доверенности от 17.12.2009 № 6, удостоверение; ведущего специалиста первого разряда юридической службы Андреевой Т.В. на основании доверенности от 15.01.2009 № 01, удостоверение;

установил:

Калужский областной фонд обязательного медицинского страхования обратился в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к администрации городского поселения "Поселок Воротынск" о взыскании задолженности по платежам на обязательное медицинское страхование за период с 01.01.1998 по 01.01.2001 в сумме 2 820 000 рублей, пени за период с 01.01.1998 по 01.01.2001 в сумме 1 215 655 рублей, задолженность за период с 01.01.2001 по 31.12.2002 в сумме 51 832 рублей, пени за период с 01.01.2001 по 01.09.2009, исчисленные на сумму задолженности за 1998, 1999, 2000, 2001, 2002 годы, в сумме 4 552 893 рублей, а всего ко взысканию 8 640 381 рубль.
Ответчик в судебное заседание не явился, в соответствии с частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие ответчика.
В материалы дела от ответчика 30.11.2009 поступили возражения на заявленные требования, где администрация просила отказать в удовлетворении заявленных требований (л.д. 46-48).
Представители заявителя в судебном заседании настаивали на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в заявлении.
Заслушав объяснения представителей заявителя, изучив отзыв ответчика, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд установил следующее.
Калужским областным фондом обязательного медицинского страхования проведена проверка своевременности и полноты перечисления администрацией муниципального района "Поселок Воротынск" страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, результаты которой оформлены актом от 25.10.2001 № 3 (л.д. 7-9).
Проверкой установлено, что задолженность по платежам, образовавшаяся за проверяемый период с 01.01.1998 по 31.12.2000 составила 4 035 655 рублей 70 копеек, в том числе недоимка 2 820 000 рублей и пени 1 215 655 рублей 70 копеек.
В расчете на 01.09.2009 заявитель указал в том числе задолженность в сумме 51 832 рублей за период с 01.01.2001 по 31.12.2002. На задолженность в сумме 2 871 832 рублей за период с 01.01.2001 по 01.09.2009 исчислены пени на общую сумму 4 552 893 рубля.
Администрации муниципального района "Поселок Воротынск" предложено в десятидневный срок перечислить сумму недоимки и пеней в добровольном порядке на счет территориального фонда обязательного медицинского страхования.
Неуплата ответчиком задолженности в добровольном порядке послужила основанием для обращения Калужского областного фонда обязательного медицинского страхования в Арбитражный суд Калужской области с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" от 28.06.1991 № 1499-1 страхователями при обязательном медицинском страховании для неработающего населения являются органы местного самоуправления.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ (ред. от 26.11.2008) "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальные фонды обязательного медицинского страхования производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 февраля 1993 года № 4543-1 "О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год".
Задолженность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения уплачивается плательщиками в порядке, действующем до введения в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 7 Положения о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования по истечении установленных сроков уплаты страховых взносов невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пеней. К недоимке относится и сумма задолженности, выявленная при проверке плательщика страховых взносов.
Пунктом 8 вышеназванного Положения установлено, что на плательщиков страховых взносов по обязательному медицинскому страхованию распространяются порядок и условия налогового законодательства.
Следовательно, в части, не урегулированной специальными актами, взыскание недоимок и пеней с плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, должно производиться по правилам части первой Налогового кодекса Российской Федерации на условиях, установленных в отношении плательщиков налогов.
В силу пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании недоимки за счет имущества налогоплательщика - физического лица может быть подано в соответствующий суд налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. В указанном порядке на основании пункта 11 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации производится также взыскание пени за несвоевременную уплату налога и сбора.
Основываясь на принципе всеобщности и равенства налогообложения (пункт 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), данные нормы подлежат применению и при взыскании в судебном порядке недоимок по налогам с юридических лиц (пункт 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 № 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации").
Установленный пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации срок является пресекательным, то есть не подлежащим восстановлению, и в случае его пропуска, как указано в пункте 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 № 5, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.
Поскольку Калужский областной фонд обязательного медицинского страхования обратился в суд с настоящим заявлением за пределами пресекательного срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, оно не может быть удовлетворено.
Учитывая, что пеня носит компенсационный характер и является производной от основного обязательства, суд считает, что срок на взыскание пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование истек одновременно с истечением срока для взыскания недоимки.
Кроме того, в силу статьи 87 Налогового кодекса Российской Федерации налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности плательщика, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.
Следовательно, фонд по результатам проверки, проведенной 25 октября 2001 года, может взыскивать недоимку и пени только за три года, предшествовавшие проверке, начиная с 1998 года.
Аналогичные выводы содержатся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2004 № 13571/03, постановлениях Федерального арбитражного суда Центрального округа от 02.10.2006 по делу № А23-1030/06А-18-96 и от 29.04.2009 по делу № А23-4016/08А-13-140.
Также статьей 9 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации" установлено, что с 01 января 2001 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (в том числе фонды обязательного медицинского страхования), уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), осуществляется налоговыми органами Российской Федерации. Взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, образовавшихся на 01 января 2001 года, осуществляется налоговыми органами Российской Федерации в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
С учетом изложенного довод заявителя о том, что на возникшие правоотношения по взысканию задолженности по уплате страховых взносов и пеней не распространяется налоговое законодательство, является несостоятельным.
Не принимается судом довод фонда о том, что пункт 8 Положения о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования распространяется только на страхователей работающего населения, поскольку данная норма указанного условия не содержит.
Таким образом, оценив все обстоятельства в совокупности и во взаимосвязи, суд считает, что требования Калужского областного фонда обязательного медицинского страхования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 110, 167, 169, 170, 181, 182, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Отказать Калужскому областному фонду обязательного медицинского страхования в удовлетворении требования во взыскании с администрации городского поселения "Поселок Воротынск" задолженности по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование в сумме 2 871 832 рублей и пеней в сумме 5 768 548 рублей, а всего 8 640 380 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья
М.А.Носова



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru